Отличительные особенности башкирского национального костюма

Башкирские имена для девочек

На букву А

Агдалия – Самая справедливая.
Аглия –  Очень красивая.
Агиля – Умная.
Агния –  Богатые люди (мн.ч.).
Аделина –  Честная, порядочная.
Азалия –  От названия цветка.
Азиза –  могучая, дорогая.
Аида – польза.
Айбану –  Девушка как месяц.
Айгуль –  Лунный цветок.
Айсылу –  Красивая как месяц.
Айша –  Живущая (одна из жен пророка Мухаммеда).
Алия – Возвышенная.
Альбина –  Белоглазая.
Альмира –  от Испанского местечка Альмейро.
Альфира и Альфия –  Возвышенная, долгожительница.
Амиля –  Труженица.
Амина –  Верная, честная.
Амира –  Повелевающая, принцесса.
Амна – Находящаяся в безопасности.
Анис и Аниса –  Друг, товарищ.
Асия –  Утешающая, лечащая.
Аслия –  Настоящая, истинная.
Асма –  Возвышенная

На букву Г

Газия –  Танцовщица.
Гайша –  Живущая, одна из жен пророка.
Галима, Галия, Алия – Знающая.
Галия –  Дорогая.
Гузель –  Прекрасная.
Гуль –  Цветок, цветущая, символ красоты.
Гульзар и Гульзифа –  Цветник.
Гульназ – Нежная как цветок.
Гульнара –  Украшенная цветами, гранат.
Гульнур –  Светлая как цветок.
Гульчечек –  Роза.

На букву Д

Дамира –  настойчивый, рус. “Да здравствует мир” или “Даешь мировую революцию”.
Дана –  Знающая.
Дания –  Близкая, прославленная.
Дариса –  Учительница.
Диляра и Диля –  Возлюбленная, красавица.
Дильбар –  Любимая, очаровательная.
Дина –  Дин-вера.
Динара – от слова динар – золотая монета; видимо здесь в значении драгоценная.

На букву З

Забира – Твердая, сильная.
Зайнаб –  Полная.
Зайтуна –  Оливы, вечно зеленое дерево.
Закира – Поминающая.
Закия – Добродетельная.
Залика – Красноречивая.
Залия –  Девушка со светлыми волосами.
Замира – Сердце, совесть.
Захира –  Помощница, красивая.
Зиля –  Милосердная, чистота.
Зифа –  Стройная, статная.
Зия – Светоч, свет.
Зульфия –  С локонами.
Зухра –  Блестящая, светлая, звезда, цветок.

На букву И

Ильдуса – Любящая родину.
Ильнара – Нар (Пламя) +Ил (Родина).
Ильнура –  Нур (Луч) + Ил (Родина).
Ильсия –  Сиярга (любить)+ Ил (Родина).
Ильсура – Герой Родины.
Индира – Богиня войны.
Ирада –  Благое пожелание.
Ирина –  Спокойствие.
Исламия –  Преданная Аллаху.

На букву К

Кадима –  Старая, древняя.
Кадрия –  Дорогая.
Кадыр и Кадира –  Всемогущий.
Каиля –  Разговорчивая.
Каима –  Твердо стоящая на ногах.
Калима –  Красивое слово.
Камалия –  Совершенство.
Камария –  Светлая как месяц.
Камиля – Совершенная.
Карима –  Великодушная, благородная, щедрая.
Касима – Распределяющая.
Катиб – Писательница.
Кафиля –  Возвращающаяся.
Кахира –  Победительница в борьбе, покорительница.
Кирама –  Дорогая.
Клара –  Светлая, чистая.

На букву Л

Лала и Ляля –  Тюльпан.
Лаура – От лаврового дерева.
Лилия и Лилиана –  Цветок белый тюльпан.
Ленара –  Ленинская армия.
Ландыш –  Цветок.
Латифа –  Красивая.
Лениза –  Ленинский завет.
Ленора –  Дочь льва.
Лиана –  От растения лиана, тонкая.
Локмания –  Охранник, кормилеца.
Луиза –  Столкновение.
Люция –  Светлая.
Лябиба –  Светлая.
Ляйсан –  Весенний дождь, месяц апрель по сирийскому календарю.

На букву М

Мавлюда – Дитя, девочка.
Магсума – Защищенная, безгрешная.
Мадина –  Город в Аравии.
Мариам –  От имени из Библии Мария.
Майсара –  Богатство, изобилие.
Малика – Царица.
Мансура –  Победительница.
Миляуша –  Фиалка.
Муниса –  Друг.
Мунира – Сверкающая, осветительница.

На букву Р

Рабига – Дочь пророка, четвертая.
Ракия –  Идущая впереди.
Рана и Рания –  Красивая.
Расима –  Художник.
Раушания –  Светлая.
Рауфа –  Милостивая.
Регина –  Жена короля.
Резеда – От названия цветка обладающего приятным ароматом.
Римма –  От города Рим, или рус. вариант революция мировая.
Рената–  Заново родившийся или рус. вариант революция, наука, труд.
Робина – Прелестная.
Роза –  Очень красивая.
Румия –  Дочь Византии.

На букву С

Сабиха –  Утро.
Сабира –  Терпеливая.
Садрия –  Первая, главная.
Садика –  Истинная, друг.
Сайда –  Госпожа.
Салима –  Здоровая, невредимая.
Салиха –  Справедливая, добрая.
Самира – Собеседник.
Сания –  Вторая.
Сара –  Госпожа.
Сарима –  Шустрая, острая.
Суфия – Не делающая зло.

На букву Т

Талига –  Идущая впереди.
Талха –  Название растения пустыни, акация.
Тамара –  Инжир и финики.
Тансылу –  Прекрасная, как утренняя заря.

На букву Х

Хабиба –  Любимая, друг.
Хабибулла – Любимец Аллаха.
Хадиса –  Новость, высказывания Пророка.
Хадича – Недоношенная, Хадиджа – первая жена пророка.
Хадия –  Подарок.
Халима –  Мягкая, добрая.
Хамида –  Славящая, восходящая.
Хамиса –  Пятая.
Ханифа –  Истинная.
Хасана –  Хорошая.
Хаят –  Жизнь.

На букву Ш

Шадида – Сильная.
Шайда –  Любимая.
Шакира – Благодарящая.
Шамиля –  Всеобъемлющая.
Шамсия –  Солнечная.
Ширин –  Сладкая (из фольклора).

На букву Э

Элеонора –  Аллах мой свет.
Эльвира –  Оберегающая.
Эльза –  Поклялась перед богом, сокращение от Елизаветы.
Эльмира –  Красивая.
Эмилия –  Старательная.

Запреты башкир

Народность придерживается традиций, которые обусловлены их религией и историческими событиями. Существует ряд запретов, которые обязаны соблюдать все жители Башкортостана:

  • Зимой нельзя копать землю и нарушать ее покой, ведь почва в этот период отдыхает.
  • Любую деятельность требуется начинать с правой руки, ей же подают кушанья гостям и принимают от них грязную посуду. А вот левую длань используют, чтобы высморкаться.
Женщинам запрещено переходить дорогу представителям сильной половины человечества, даже маленьким мальчикам.
  • Вступать в мечеть требуется с правой ноги, а покидать – с левой.
  • Запрещено употреблять спиртные напитки, свинину и падаль. Хлеб ни в коем случае нельзя резать, только ломать руками.
  • Пищу берут исключительно тремя пальцами.

Традиционная обувь башкир

У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.

Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.

Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.

История народа

Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.

Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.

В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма.

Образование – становление, распространение, заимствование из других языков

Такие имена происходят от тюркского, арабского, английского, немецкого и латинского, а так же других языков мусульманского периода истории. Личные имена делятся по происхождению. Они имеют древнетюркское происхождение и арабское и персидское происхождение.

Древнетюркские связаны с названиями животных (Төлкө – «лиса»), родственников (Ана – «мать», ныне не используется), цветов, растений, а так же с особенностями характера. Арабские же вошли в башкирский язык после официального принятия ислама в Башкортостане (Биби – «хозяйка», Замира – «сердце»).

Часть имен, связанных с исламом, имеют компонент «ислам». В религиозных семьях используются повторы имен родственниц пророка Мухамеда (Амина – «верная», Хадича – «первая жена пророка»). Компонент «дин» означает принадлежность к мусульманству.

К башкирским вариантам немецкого происхождения относятся: Аделина (благородная); греческого: Ирина (покой, мир); еврейского: Тамара (финиковая пальма). Во времена СССР появились такие варианты, как Аида (первая дочь), Лирика (звук лиры), Валентина (жизнеспособная, сильная).

До 30-х годов XX века в Башкортостане использовались в основном многокомпонентные имена, которые создавались путем сложения основ (Айбике – «луна + госпожа»). В современности башкиры предпочитают называть детей односложно и двусложно.

В Башкортостане, среди известных людей, широко распространенны псевдонимы. Они образовываются разными формами. В арабской форме именования путём добавления арабского элемента – и, – ый.

Большая часть псевдонимов образуются при помощи усечения суффиксов в фамилиях, например Искандырова Тамара – Искандыриә. Современные псевдонимы образуются по названию театров, студий, ансамблей, различных творческих коллективов.

Особенность башкирской антропонимики – вариативность. В корне или в конце имени допускается оглушение звонких согласных, имеются варианты с соответствием гласных и с протезой гласных. Антропонимы делятся на аффиксные и безаффиксные. Аффиксные образуются от имен нарицательных с применением аффиксов, в основе лежат существительные. Безаффиксные антропонимы это апеллятивы, ставшими собственными именами.

Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?

Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.

На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.

В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.

На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости.

Отношение к детям

Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.

Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.

Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.

После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.

Как зарегистрироваться

Сайт для брака LovePlanet.ru открыт всем желающим, отличный вариант знакомства с башкирками девушками, особенно если вы так активно ищите знакомства с башкирками девушками  бесплатно. Можно создать новую анкету «с нуля», или воспользоваться регистрацией через социальные сети. Интерфейс сайта и личного кабинета прост и рассчитан на пользователей с разным уровнем владения ПК. После регистрации открываются личные чаты, доступ к расширенным анкетам, другие возможности. 

Наша задача – реальные знакомства с башкирками девушками. Пользователь всегда может заявить о неадекватных сообщениях или самостоятельно заблокировать нежелательные контакты, ограничив свой круг общения людьми, с которыми есть общие темы. Регистрируйтесь – вы обязательно найдете вторую половину! Продолжайте искать на нашем сайте знакомства с башкирками девушками  без регистрации и вы добьётесь желанного.

Свадебные обычаи

У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.

Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.

Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.

О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.

После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.

Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.

После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня.

В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.

Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.

После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.

До появления первого ребенка невестка избегала родителей супруга, прятала лицо и практически не общалась с ними. В бедных семьях девушек часто похищали, чтобы избежать лишних трат на проведение дорогостоящего праздника.

Праздники

Самый известный национальный праздник башкирского народа – сабантуй, традиции которого складывались на протяжении многих веков. В оригинале название звучит как «хабантуй» и означает «хабан» – плуг и «туй» – праздник. Отмечают его по завершении посевных работ в течение целого месяца с конца мая по конец июня. В культуре башкиров традиции праздника имеют большое значение: на сабантуй собирается много людей, показывая свое единство между собой. Изначально же его отмечали для задабривания духов, которые покровительствовали хорошему будущему урожаю.

Во время праздника устраивают различные игры и конкурсы, участие в которых принимают мужчины. Самые популярные: скачки на лошадях, борьба на кушаках, бег разного вида, лазание на столб, борьба мешками сена верхом на бревне. Есть и творческие задания для певцов, состязания для спортсменов, среди которых в особом почете борьба. Победитель конкурсов получает ценный приз, ранее это была туша целого барана. Пока мужчины проявляют свои таланты, женщины в поставленных рядом юртах (палатках) готовят в казанах обед.

Обычаи гостеприимства

Башкиры с радостью встречают гостей в своем доме. Они искренне верят, что незваных визитеров не существует. Каждый человек, переступивший порог их жилища, является посланником Бога или самим Всевышним, перевоплотившимся в земное существо.

Те, кто отказывался кормить и поить гостя, причисляли к когорте грешников. Даже случайно забредшему путнику доставали из закромов лучшие кушанья. Считалось, если он искушает молочной продукции, то корова хозяина станет бесплодной и не принесет потомства.

Согласно традициям, гостить разрешалось максимум три дня, на прощание вручали подарки

Особое внимание уделялось маленьким детям, им отдавали самые дорогие сувениры. Башкиры верили, что поскольку младенец не может опробовать предлагаемые яства, то способен наслать на гостеприимного хозяина проклятье

С помощью подарков их задабривали.

Если вы оказались в гостях у жителей Башкортостана, особое внимание уделите мытью рук. Гигиеническая процедура проводится перед приёмом пищи, после употребления мяса и перед выходом из жилища

Также перед едой требуется прополоскать рот.

Традиционный костюм и тип внешности

Башкирский народ славится своей многослойной одеждой, причем одеяния мужчин и женщин не слишком различаются. В костюмы входили шаровары, нательные сорочки и несколько халатов либо кафтанов.

Независимо от времени году башкиры носили многослойные одеяния, которое отличалось плотностью материи. Чем праздничней считался наряд, тем больше надевалось халатов.

Для пошива одежды использовали шерсть, мех, сукно, грубый холст, кожу. Состоятельные башкиры могли позволить себе привезти дорогостоящие ткани. В отличие от женского наряда, одеяние мужчин имело прямой крой и подпоясывалось особым кушаком.

Одежда девушек была приталенной и украшена большим количеством вышивок, выполненных золотыми и серебряными нитями. В зависимости от региона различались головные уборы. Это могли быть меховые шапки-ушанки, тюбетейки у мужчин. Женщины носили буреки, платки и тыкию. В качестве обуви использовали сапоги либо лапти.

Народ башкиры отличается по внешнему виду, но основная часть жителей Республики представлена темноглазыми брюнетами со смуглой кожей. У этноса существует внутреннее подразделение людей на степной и горный тип внешности.

Первый характеризуется средним ростом, широким лицом, прямым носом и крупной головой круглой формы. Горные башкиры были высокорослыми, имели вытянутое лицо и большой нос.

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают  черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Татарин

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Башкирская семья (Семья М. Рахимова)

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Татарка

Тенгрианство

До исхода кочевых племен с Урала, они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога неба и отца всего живого на планете. По мнению башкир, существует три зоны: земля, участок под и над ней. В каждой из них обитает явная и невидимая область.

Небо подразделялось на несколько ярусов, на самом высоком «этаже» проживал Тенгри-хан. Несмотря на то что у народа отсутствовали какие-либо представления о государственности, они имели четкое понятие о вертикали власти.

Все остальные божества подчинялись Тенгри и отвечали за конкретную стихию либо природную силу. В древние времена народ Башкортостана не верил в загробную жизнь и переселение душ. Они считали, что придет определенный день, когда покойный человек воскреснет в новом теле и будет продолжать существование на грешной земле.

Головные уборы

Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.

Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.

Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.

Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.

Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.

Язык

У этого народа есть собственный башкирский язык. Он формировался веками и представляет собой симбиоз кыпчакского, татарского, булгарского, арабского, персидского и русского языков. Филологи внутри него выделяют несколько говоров: куванкский, бурзянский, юрматинский. Они отличаются друг от друга фонетически, при этом понятны всем народностям Башкортостана и даже татарам.

Тот язык, на котором говорят башкиры сегодня, окончательно сформировался лишь в начале XX века. Основа лексики – слова древнетюркского происхождения. Смыслоразличительную функцию играет ударение и аффиксы, а вот предлоги, приставки и родовые формы в этом языке не используются. Пишут в Башкирии кириллицей с 9-ю дополнительными буквами для обозначения специфических звуков, хотя еще 70 лет назад в использовании было поволжское среднеазиатское письмо.

Процесс соединения с Россией

В 1552 году во времена падения Казанского ханства, Башкирия стала частью Московского царства. Но старейшины государства говорили сохранение некой автономности. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести прежний образ жизни и придерживаться религиозных верований.

Конница Башкортостана принимала участие в сражениях российской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляд татар и башкир слегка различались. Вторые приняли ислам намного раньше своих соседей, и вера стала основным фактором самоидентификации нации.

Когда республика вошла в состав России на её территорию начали проникать культы. Верховная власть пыталась контролировать верующих, поэтому в 1782 году был учрежден муфриат. Подобное засилье в духовной жизни привело к расколу народности. В девятнадцатом веке они поделились на три ветви: традиционная (кадимизм), реформаторская (джадидизм), ишанизм (суфизм без сакральной основы).

Свадьба

По традиции, башкирская свадьба – это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались. Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя.

По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую. Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял:

  • лошадь для отца;
  • шуба для матери;
  • лошадь для приготовления свадебного угощения;
  • платья для снох;
  • водка для братьев невесты.

В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки. Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения (кольца, серьги), которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала.

В наши дни Никах совершают редко, обычно все сводится к традиционной светской свадьбе. А ведь с этим обычаем у башкирского народа связано немало интересных традиций. Например, обряд «йыртыш», главную роль в котором играют снохи молодой. Вечером после Никаха устраивают праздник, во время которого невеста сбегает от мужа и прячется в доме брата. Жених должен найти ее, ведь в противном случае он не может претендовать на первую брачную ночь. Обряд шуточный, но в то же время очень символичный. Когда мужчина находит «пропажу», он обязан дать выкуп снохам в виде красивых платков. Они же в ответ протягивают ему красную ткань, которую жених рвет ногой, что символизирует получение права на лишение девственности своей суженной.

Еще один шуточный обычай – топить баню для молодых. Делают это также снохи, подбавляя как можно больше жара. В ответ жених оставляет им подарок: кладет деньги в полотенце и завязывает его на тугой узел как символ мужской силы.

Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй – у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом.

Семья

Формирование семейных традиций народов Башкирии шло под влиянием двух религий: христианства и ислама. До XIX века в приоритете была малая семья, когда молодые после свадьбы уходили жить в отдельный дом. Случаи, когда сыновья приводили в свою семью девушек, были редкостью, и связано это было с крайней необходимостью вести общие дела, как сегодня говорят, бизнес.

От православных устоев у башкиров сложилась традиция моногамной семьи, но при этом двоеженство полностью не отрицалось. В прошлом полигамность была характерна для баев и представителей духовенства. Могли жениться второй раз и богатые мужчины, но только в том случае, если первая жена была больна или не могла иметь детей. Вдовцам новую супругу подыскивал отец покойной при условии, что за нее ранее был полностью выплачен калым. Если вдовой оставалась женщина, то она могла выйти замуж за родственника почившего супруга.

По традиции, у башкиров Урала действует патриархат. Главным в семье считается отец. Его слово определяет не только финансово-имущественные расходы, но и судьбу детей. Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста. Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом.

Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне. Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир  таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Отличительные особенности башкирского национального костюма

Башкирские имена для девочек

На букву А

Агдалия – Самая справедливая.
Аглия –  Очень красивая.
Агиля – Умная.
Агния –  Богатые люди (мн.ч.).
Аделина –  Честная, порядочная.
Азалия –  От названия цветка.
Азиза –  могучая, дорогая.
Аида – польза.
Айбану –  Девушка как месяц.
Айгуль –  Лунный цветок.
Айсылу –  Красивая как месяц.
Айша –  Живущая (одна из жен пророка Мухаммеда).
Алия – Возвышенная.
Альбина –  Белоглазая.
Альмира –  от Испанского местечка Альмейро.
Альфира и Альфия –  Возвышенная, долгожительница.
Амиля –  Труженица.
Амина –  Верная, честная.
Амира –  Повелевающая, принцесса.
Амна – Находящаяся в безопасности.
Анис и Аниса –  Друг, товарищ.
Асия –  Утешающая, лечащая.
Аслия –  Настоящая, истинная.
Асма –  Возвышенная

На букву Г

Газия –  Танцовщица.
Гайша –  Живущая, одна из жен пророка.
Галима, Галия, Алия – Знающая.
Галия –  Дорогая.
Гузель –  Прекрасная.
Гуль –  Цветок, цветущая, символ красоты.
Гульзар и Гульзифа –  Цветник.
Гульназ – Нежная как цветок.
Гульнара –  Украшенная цветами, гранат.
Гульнур –  Светлая как цветок.
Гульчечек –  Роза.

На букву Д

Дамира –  настойчивый, рус. “Да здравствует мир” или “Даешь мировую революцию”.
Дана –  Знающая.
Дания –  Близкая, прославленная.
Дариса –  Учительница.
Диляра и Диля –  Возлюбленная, красавица.
Дильбар –  Любимая, очаровательная.
Дина –  Дин-вера.
Динара – от слова динар – золотая монета; видимо здесь в значении драгоценная.

На букву З

Забира – Твердая, сильная.
Зайнаб –  Полная.
Зайтуна –  Оливы, вечно зеленое дерево.
Закира – Поминающая.
Закия – Добродетельная.
Залика – Красноречивая.
Залия –  Девушка со светлыми волосами.
Замира – Сердце, совесть.
Захира –  Помощница, красивая.
Зиля –  Милосердная, чистота.
Зифа –  Стройная, статная.
Зия – Светоч, свет.
Зульфия –  С локонами.
Зухра –  Блестящая, светлая, звезда, цветок.

На букву И

Ильдуса – Любящая родину.
Ильнара – Нар (Пламя) +Ил (Родина).
Ильнура –  Нур (Луч) + Ил (Родина).
Ильсия –  Сиярга (любить)+ Ил (Родина).
Ильсура – Герой Родины.
Индира – Богиня войны.
Ирада –  Благое пожелание.
Ирина –  Спокойствие.
Исламия –  Преданная Аллаху.

На букву К

Кадима –  Старая, древняя.
Кадрия –  Дорогая.
Кадыр и Кадира –  Всемогущий.
Каиля –  Разговорчивая.
Каима –  Твердо стоящая на ногах.
Калима –  Красивое слово.
Камалия –  Совершенство.
Камария –  Светлая как месяц.
Камиля – Совершенная.
Карима –  Великодушная, благородная, щедрая.
Касима – Распределяющая.
Катиб – Писательница.
Кафиля –  Возвращающаяся.
Кахира –  Победительница в борьбе, покорительница.
Кирама –  Дорогая.
Клара –  Светлая, чистая.

На букву Л

Лала и Ляля –  Тюльпан.
Лаура – От лаврового дерева.
Лилия и Лилиана –  Цветок белый тюльпан.
Ленара –  Ленинская армия.
Ландыш –  Цветок.
Латифа –  Красивая.
Лениза –  Ленинский завет.
Ленора –  Дочь льва.
Лиана –  От растения лиана, тонкая.
Локмания –  Охранник, кормилеца.
Луиза –  Столкновение.
Люция –  Светлая.
Лябиба –  Светлая.
Ляйсан –  Весенний дождь, месяц апрель по сирийскому календарю.

На букву М

Мавлюда – Дитя, девочка.
Магсума – Защищенная, безгрешная.
Мадина –  Город в Аравии.
Мариам –  От имени из Библии Мария.
Майсара –  Богатство, изобилие.
Малика – Царица.
Мансура –  Победительница.
Миляуша –  Фиалка.
Муниса –  Друг.
Мунира – Сверкающая, осветительница.

На букву Р

Рабига – Дочь пророка, четвертая.
Ракия –  Идущая впереди.
Рана и Рания –  Красивая.
Расима –  Художник.
Раушания –  Светлая.
Рауфа –  Милостивая.
Регина –  Жена короля.
Резеда – От названия цветка обладающего приятным ароматом.
Римма –  От города Рим, или рус. вариант революция мировая.
Рената–  Заново родившийся или рус. вариант революция, наука, труд.
Робина – Прелестная.
Роза –  Очень красивая.
Румия –  Дочь Византии.

На букву С

Сабиха –  Утро.
Сабира –  Терпеливая.
Садрия –  Первая, главная.
Садика –  Истинная, друг.
Сайда –  Госпожа.
Салима –  Здоровая, невредимая.
Салиха –  Справедливая, добрая.
Самира – Собеседник.
Сания –  Вторая.
Сара –  Госпожа.
Сарима –  Шустрая, острая.
Суфия – Не делающая зло.

На букву Т

Талига –  Идущая впереди.
Талха –  Название растения пустыни, акация.
Тамара –  Инжир и финики.
Тансылу –  Прекрасная, как утренняя заря.

На букву Х

Хабиба –  Любимая, друг.
Хабибулла – Любимец Аллаха.
Хадиса –  Новость, высказывания Пророка.
Хадича – Недоношенная, Хадиджа – первая жена пророка.
Хадия –  Подарок.
Халима –  Мягкая, добрая.
Хамида –  Славящая, восходящая.
Хамиса –  Пятая.
Ханифа –  Истинная.
Хасана –  Хорошая.
Хаят –  Жизнь.

На букву Ш

Шадида – Сильная.
Шайда –  Любимая.
Шакира – Благодарящая.
Шамиля –  Всеобъемлющая.
Шамсия –  Солнечная.
Ширин –  Сладкая (из фольклора).

На букву Э

Элеонора –  Аллах мой свет.
Эльвира –  Оберегающая.
Эльза –  Поклялась перед богом, сокращение от Елизаветы.
Эльмира –  Красивая.
Эмилия –  Старательная.

Запреты башкир

Народность придерживается традиций, которые обусловлены их религией и историческими событиями. Существует ряд запретов, которые обязаны соблюдать все жители Башкортостана:

  • Зимой нельзя копать землю и нарушать ее покой, ведь почва в этот период отдыхает.
  • Любую деятельность требуется начинать с правой руки, ей же подают кушанья гостям и принимают от них грязную посуду. А вот левую длань используют, чтобы высморкаться.
Женщинам запрещено переходить дорогу представителям сильной половины человечества, даже маленьким мальчикам.
  • Вступать в мечеть требуется с правой ноги, а покидать – с левой.
  • Запрещено употреблять спиртные напитки, свинину и падаль. Хлеб ни в коем случае нельзя резать, только ломать руками.
  • Пищу берут исключительно тремя пальцами.

Традиционная обувь башкир

У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.

Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.

Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.

История народа

Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.

Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.

В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма.

Образование – становление, распространение, заимствование из других языков

Такие имена происходят от тюркского, арабского, английского, немецкого и латинского, а так же других языков мусульманского периода истории. Личные имена делятся по происхождению. Они имеют древнетюркское происхождение и арабское и персидское происхождение.

Древнетюркские связаны с названиями животных (Төлкө – «лиса»), родственников (Ана – «мать», ныне не используется), цветов, растений, а так же с особенностями характера. Арабские же вошли в башкирский язык после официального принятия ислама в Башкортостане (Биби – «хозяйка», Замира – «сердце»).

Часть имен, связанных с исламом, имеют компонент «ислам». В религиозных семьях используются повторы имен родственниц пророка Мухамеда (Амина – «верная», Хадича – «первая жена пророка»). Компонент «дин» означает принадлежность к мусульманству.

К башкирским вариантам немецкого происхождения относятся: Аделина (благородная); греческого: Ирина (покой, мир); еврейского: Тамара (финиковая пальма). Во времена СССР появились такие варианты, как Аида (первая дочь), Лирика (звук лиры), Валентина (жизнеспособная, сильная).

До 30-х годов XX века в Башкортостане использовались в основном многокомпонентные имена, которые создавались путем сложения основ (Айбике – «луна + госпожа»). В современности башкиры предпочитают называть детей односложно и двусложно.

В Башкортостане, среди известных людей, широко распространенны псевдонимы. Они образовываются разными формами. В арабской форме именования путём добавления арабского элемента – и, – ый.

Большая часть псевдонимов образуются при помощи усечения суффиксов в фамилиях, например Искандырова Тамара – Искандыриә. Современные псевдонимы образуются по названию театров, студий, ансамблей, различных творческих коллективов.

Особенность башкирской антропонимики – вариативность. В корне или в конце имени допускается оглушение звонких согласных, имеются варианты с соответствием гласных и с протезой гласных. Антропонимы делятся на аффиксные и безаффиксные. Аффиксные образуются от имен нарицательных с применением аффиксов, в основе лежат существительные. Безаффиксные антропонимы это апеллятивы, ставшими собственными именами.

Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?

Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.

На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.

В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.

На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости.

Отношение к детям

Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.

Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.

Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.

После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.

Как зарегистрироваться

Сайт для брака LovePlanet.ru открыт всем желающим, отличный вариант знакомства с башкирками девушками, особенно если вы так активно ищите знакомства с башкирками девушками  бесплатно. Можно создать новую анкету «с нуля», или воспользоваться регистрацией через социальные сети. Интерфейс сайта и личного кабинета прост и рассчитан на пользователей с разным уровнем владения ПК. После регистрации открываются личные чаты, доступ к расширенным анкетам, другие возможности. 

Наша задача – реальные знакомства с башкирками девушками. Пользователь всегда может заявить о неадекватных сообщениях или самостоятельно заблокировать нежелательные контакты, ограничив свой круг общения людьми, с которыми есть общие темы. Регистрируйтесь – вы обязательно найдете вторую половину! Продолжайте искать на нашем сайте знакомства с башкирками девушками  без регистрации и вы добьётесь желанного.

Свадебные обычаи

У башкир было принято жениться на родных не ниже пятого поколения. Молодежь рано вступала в брак. Девушки становились женами в четырнадцать, парни скрепляли себя семейными узами в шестнадцать лет. Правда, с приходом СССР возрастной барьер для бракосочетания увеличили до восемнадцати годков.

Свадебное торжество делилось на три этапа: сватовство, заключение брака и праздничные гуляния. В качестве свата выступал отец жениха или родственники из его семьи. При согласии отдать дочь замуж оговаривали калым, расходы на торжество и размер приданого.

Нередко сватовство проходило, когда основные участники праздника были младенцами. Обсудив будущее детей, потенциальные родственники скрепляли договоренность батой. Это разведенный водой кумыс или мёд, его выпивали с одной пиалы.

О чувствах девушки никто не задумывался, ее могли легко выдать замуж за старика из-за материальных соображений. После сговора семейства ходили в гости, каждый визит сватов сопровождался праздничным застольем. Чаще всего в веселье принимали участие только мужчины, в редких регионах Башкирии к столу допускали женщин.

После того как основная часть калыма оплачена, родственники девушки отправлялись в избу жениха, где их ожидал богато накрытый стол.

Следующая стадия – бракосочетание, процедуру проводили в доме невесты. Мулла читал молитву и объявлял пару супругами. С этого дня до полного погашения калыма юноша имел право посещать избранницу.

После полной выплаты калыма наступало время праздничного гуляния. Свадьбу (туй) отмечали в родительском доме девушки. В обозначенную дату в избу приходили многочисленные гости со стороны невесты и жениха. Обычно гуляния затягивались на три дня.

В первые сутки за угощенье отвечала сторона невесты, во вторые – жениха. На третий день молодая жена покидала родительский дом. В первые сутки гуляний проводились игры, скачки, в последние исполняли песни и обрядные причитания.

Перед отъездом невеста обходила избы родственников и одаривала их презентами: ткани, нитки из шерсти, платки. В ответ ей вручали птицу, деньги или скот. Затем наступал период прощания с родителями. До хаты жениха девушка обязательно провожал кто-то из родни.

После того как молодуха переступала порог нового дома, ей требовалось три раза упасть ниц перед родителями мужа и вручить всему семейству подарки. На следующий день после свадебного торжества новоиспеченная жена вместе с самой младшей девушкой в избе отправлялась к роднику за водой и бросала в него серебряную монету.

До появления первого ребенка невестка избегала родителей супруга, прятала лицо и практически не общалась с ними. В бедных семьях девушек часто похищали, чтобы избежать лишних трат на проведение дорогостоящего праздника.

Праздники

Самый известный национальный праздник башкирского народа – сабантуй, традиции которого складывались на протяжении многих веков. В оригинале название звучит как «хабантуй» и означает «хабан» – плуг и «туй» – праздник. Отмечают его по завершении посевных работ в течение целого месяца с конца мая по конец июня. В культуре башкиров традиции праздника имеют большое значение: на сабантуй собирается много людей, показывая свое единство между собой. Изначально же его отмечали для задабривания духов, которые покровительствовали хорошему будущему урожаю.

Во время праздника устраивают различные игры и конкурсы, участие в которых принимают мужчины. Самые популярные: скачки на лошадях, борьба на кушаках, бег разного вида, лазание на столб, борьба мешками сена верхом на бревне. Есть и творческие задания для певцов, состязания для спортсменов, среди которых в особом почете борьба. Победитель конкурсов получает ценный приз, ранее это была туша целого барана. Пока мужчины проявляют свои таланты, женщины в поставленных рядом юртах (палатках) готовят в казанах обед.

Обычаи гостеприимства

Башкиры с радостью встречают гостей в своем доме. Они искренне верят, что незваных визитеров не существует. Каждый человек, переступивший порог их жилища, является посланником Бога или самим Всевышним, перевоплотившимся в земное существо.

Те, кто отказывался кормить и поить гостя, причисляли к когорте грешников. Даже случайно забредшему путнику доставали из закромов лучшие кушанья. Считалось, если он искушает молочной продукции, то корова хозяина станет бесплодной и не принесет потомства.

Согласно традициям, гостить разрешалось максимум три дня, на прощание вручали подарки

Особое внимание уделялось маленьким детям, им отдавали самые дорогие сувениры. Башкиры верили, что поскольку младенец не может опробовать предлагаемые яства, то способен наслать на гостеприимного хозяина проклятье

С помощью подарков их задабривали.

Если вы оказались в гостях у жителей Башкортостана, особое внимание уделите мытью рук. Гигиеническая процедура проводится перед приёмом пищи, после употребления мяса и перед выходом из жилища

Также перед едой требуется прополоскать рот.

Традиционный костюм и тип внешности

Башкирский народ славится своей многослойной одеждой, причем одеяния мужчин и женщин не слишком различаются. В костюмы входили шаровары, нательные сорочки и несколько халатов либо кафтанов.

Независимо от времени году башкиры носили многослойные одеяния, которое отличалось плотностью материи. Чем праздничней считался наряд, тем больше надевалось халатов.

Для пошива одежды использовали шерсть, мех, сукно, грубый холст, кожу. Состоятельные башкиры могли позволить себе привезти дорогостоящие ткани. В отличие от женского наряда, одеяние мужчин имело прямой крой и подпоясывалось особым кушаком.

Одежда девушек была приталенной и украшена большим количеством вышивок, выполненных золотыми и серебряными нитями. В зависимости от региона различались головные уборы. Это могли быть меховые шапки-ушанки, тюбетейки у мужчин. Женщины носили буреки, платки и тыкию. В качестве обуви использовали сапоги либо лапти.

Народ башкиры отличается по внешнему виду, но основная часть жителей Республики представлена темноглазыми брюнетами со смуглой кожей. У этноса существует внутреннее подразделение людей на степной и горный тип внешности.

Первый характеризуется средним ростом, широким лицом, прямым носом и крупной головой круглой формы. Горные башкиры были высокорослыми, имели вытянутое лицо и большой нос.

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают  черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Татарин

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Башкирская семья (Семья М. Рахимова)

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Татарка

Тенгрианство

До исхода кочевых племен с Урала, они придерживались религии под названием Тенгри. Это имя Бога неба и отца всего живого на планете. По мнению башкир, существует три зоны: земля, участок под и над ней. В каждой из них обитает явная и невидимая область.

Небо подразделялось на несколько ярусов, на самом высоком «этаже» проживал Тенгри-хан. Несмотря на то что у народа отсутствовали какие-либо представления о государственности, они имели четкое понятие о вертикали власти.

Все остальные божества подчинялись Тенгри и отвечали за конкретную стихию либо природную силу. В древние времена народ Башкортостана не верил в загробную жизнь и переселение душ. Они считали, что придет определенный день, когда покойный человек воскреснет в новом теле и будет продолжать существование на грешной земле.

Головные уборы

Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.

Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.

Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.

Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.

Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.

Язык

У этого народа есть собственный башкирский язык. Он формировался веками и представляет собой симбиоз кыпчакского, татарского, булгарского, арабского, персидского и русского языков. Филологи внутри него выделяют несколько говоров: куванкский, бурзянский, юрматинский. Они отличаются друг от друга фонетически, при этом понятны всем народностям Башкортостана и даже татарам.

Тот язык, на котором говорят башкиры сегодня, окончательно сформировался лишь в начале XX века. Основа лексики – слова древнетюркского происхождения. Смыслоразличительную функцию играет ударение и аффиксы, а вот предлоги, приставки и родовые формы в этом языке не используются. Пишут в Башкирии кириллицей с 9-ю дополнительными буквами для обозначения специфических звуков, хотя еще 70 лет назад в использовании было поволжское среднеазиатское письмо.

Процесс соединения с Россией

В 1552 году во времена падения Казанского ханства, Башкирия стала частью Московского царства. Но старейшины государства говорили сохранение некой автономности. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести прежний образ жизни и придерживаться религиозных верований.

Конница Башкортостана принимала участие в сражениях российской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляд татар и башкир слегка различались. Вторые приняли ислам намного раньше своих соседей, и вера стала основным фактором самоидентификации нации.

Когда республика вошла в состав России на её территорию начали проникать культы. Верховная власть пыталась контролировать верующих, поэтому в 1782 году был учрежден муфриат. Подобное засилье в духовной жизни привело к расколу народности. В девятнадцатом веке они поделились на три ветви: традиционная (кадимизм), реформаторская (джадидизм), ишанизм (суфизм без сакральной основы).

Свадьба

По традиции, башкирская свадьба – это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались. Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя.

По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую. Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял:

  • лошадь для отца;
  • шуба для матери;
  • лошадь для приготовления свадебного угощения;
  • платья для снох;
  • водка для братьев невесты.

В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки. Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения (кольца, серьги), которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала.

В наши дни Никах совершают редко, обычно все сводится к традиционной светской свадьбе. А ведь с этим обычаем у башкирского народа связано немало интересных традиций. Например, обряд «йыртыш», главную роль в котором играют снохи молодой. Вечером после Никаха устраивают праздник, во время которого невеста сбегает от мужа и прячется в доме брата. Жених должен найти ее, ведь в противном случае он не может претендовать на первую брачную ночь. Обряд шуточный, но в то же время очень символичный. Когда мужчина находит «пропажу», он обязан дать выкуп снохам в виде красивых платков. Они же в ответ протягивают ему красную ткань, которую жених рвет ногой, что символизирует получение права на лишение девственности своей суженной.

Еще один шуточный обычай – топить баню для молодых. Делают это также снохи, подбавляя как можно больше жара. В ответ жених оставляет им подарок: кладет деньги в полотенце и завязывает его на тугой узел как символ мужской силы.

Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй – у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом.

Семья

Формирование семейных традиций народов Башкирии шло под влиянием двух религий: христианства и ислама. До XIX века в приоритете была малая семья, когда молодые после свадьбы уходили жить в отдельный дом. Случаи, когда сыновья приводили в свою семью девушек, были редкостью, и связано это было с крайней необходимостью вести общие дела, как сегодня говорят, бизнес.

От православных устоев у башкиров сложилась традиция моногамной семьи, но при этом двоеженство полностью не отрицалось. В прошлом полигамность была характерна для баев и представителей духовенства. Могли жениться второй раз и богатые мужчины, но только в том случае, если первая жена была больна или не могла иметь детей. Вдовцам новую супругу подыскивал отец покойной при условии, что за нее ранее был полностью выплачен калым. Если вдовой оставалась женщина, то она могла выйти замуж за родственника почившего супруга.

По традиции, у башкиров Урала действует патриархат. Главным в семье считается отец. Его слово определяет не только финансово-имущественные расходы, но и судьбу детей. Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста. Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом.

Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне. Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир  таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий