Буддийские монахи-женщины

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Личная и семейная жизнь

В Ангуттаре-Никае (5:33) Будда говорит, что жёны должны подчиняться мужьям, нравиться им и не раздражать их собственными желаниями. В этой же никае в Палийском каноне (7:59; IV 91-94) приводится беседа Будды с Суятой о семи типах жён, из которых первые три типа (разрушительница, воровка и госпожа) идут к несчастью, а другие четыре (мать, сестра, подруга и рабыня) — к счастью.

По словам Дайаны Пол (Diana Paul), буддизм унаследовал такое отношение к женщинам, согласно которому если женщина не проявляет себя как мать, то она — похотливая соблазнительница или вообще зло во плоти.

Материнство

Отношение буддизма к материнству традиционно основывается на «благородной истине» о страдании (дукха) как об одной из главных черт человеческого существования. Это отразилось и в Тхеригатхе — сборнике стихов старейших монахинь-архаток; Сьюзан Маркотт (Susan Murcott) отмечает, что «».

Тем не менее, в раннем буддизме материнство не рассматривалось исключительно как источник страдания, а могло иметь самостоятельную ценность. Особо почитается Майя — мать Гаутамы Будды; в городе Лумбини, на предполагаемом месте рождения Будды, есть посвящённый ей храм[неавторитетный источник?]. Но Майя умерла через несколько дней после рождения Гаутамы, и его усыновила Махапраджапати Готами, сестра Майи. Кроме Гаутамы, Махапраджапати растила двоих собственных детей: сына и дочь (обоих звали Нанда). Махапраджапати стала первой бхикшуни, и её дети тоже вступили в монашескую сангху, как и жена Гаутамы Яшодхара, и их сын Рахула.

В буддизме Ваджраяны женщины могли стать не только бхикшуни, но также йогинями. В отличие от монашествующих бхикшуни, йогини могли жить семейной жизнью, иметь детей и не брить головы. Мачиг Лабдрон следовала этим путём: прожив некоторое время в монастыре, она ушла оттуда, чтобы воссоединиться со своим супругом Топабхадрой, но продолжала заниматься религиозной практикой. В её намтаре написано, что Лабдрон сумела совместить практику и учительство с заботами о детях; некоторые из её детей тоже стали йогинями. Цултрим Аллионе, признанная эманацией Мачиг Лабдрон, четыре года была монахиней, но потом ушла из монашества, вышла замуж и имела детей. О роли материнства в её практике она написала:

Любовь и брак

Хотя в целом в буддизме высшим идеалом жизни считается монашеский целибат, ценность брака как социального института также признаётся, и существуют определённые религиозные правила для семейных мирских буддистов. При всех различиях в правилах и практике между школами буддизма, супружеская верность признаётся ими всеми как обязательная, поскольку установлена в шилах — основополагающих принципах буддистской духовной практики. Внебрачные половые связи неприемлемы для всех буддистов, как мирских, так и монашествующих: это одна из пяти священных заповедей буддийской этики. Более точные границы приемлемого и неприемлемого сексуального поведения различаются в зависимости от местных обычаев и особенностей конкретной буддийской школы: так, может быть различное отношение к анальному, оральному и другому «неклассическому» сексу (в том числе между супругами), контрацепции, сексу во время беременности и кормления, мастурбации, гомосексуальности и трансгендерности.

В раннем буддизме Сигаловада-Сутра Дигха-никаи говорит о том уважении, который каждый должен оказывать своему супругу или супруге. Но уже тогда идеалом считалось отречение от мирской жизни — неккхамма — в его текстах есть история монаха Нанды и его жены Джанапады Каляани, для которых стремление к обретению блаженства Нирваны стало более ценным, чем романтическая любовь и брак. Нанда, двоюродный брат Гаутамы Будды, с одобрения последнего оставил молодую жену сразу же после свадьбы, чтобы стать бхикшу. В Палийском каноне есть ещё подобные истории, в которых романтическая любовь воспринимается как часть привязанности к сансаре — бесконечному циклу перерождений. Сьюзан Маркотт отмечает, что у ранних буддистов было такое же сдержано-негативное отношение к романтической любви и браку, как у индийских брахманистов.

Но в буддизме Ваджраяны интимные отношения между супругами рассматриваются как одно из средств духовной практики Анутарайоги-тантры, позволяющей достичь реализации и просветления. Тантрические соития супругов изображаются на яб-юмах тибетского буддизма.

Основные законы

  1. Монахиня, даже если она старше монаха, должна первой приветствовать его.
  2. Когда монашка уходит для сбора подаяния, она не должны делать это там, где нет монахов.
  3. Два раза в месяц монахиня обязана приходить на собрание, где она будет обязана рассказать о том, как она соблюдает нравственные клятвы, и получить наставления от монахов.
  4. Перед тем, как уйти за сбором подаяния на длительный период, монахиня должна выслушать критическое суждение со стороны.
  5. Если случится так, что женщина — монахиня нарушит правила, то ее будут наказывать две недели в мужской и две недели в женской общинах.
  6. Если женщина, являясь послушницей, хочет стать монахиней, то ей нужно в течение двух лет проходит испытания, и только после этого ее могут посвятить в монашки. Посвящение должно происходить в обеих сангхах, т.е. общинах.
  7. Буддисткам женского пола запрещено наносить обиду монахам — мужчинам.
  8. Монашки также не могут поучать монахов, а вот обратная ситуация возможна.

Также существуют вещи, которые считаются греховными, и за свершение которых монахиня может быть даже изгнана из общины. Большинство таких заветов связаны с внешним видом, но самые строгие правила сопряжены с тем, что монахини не должны касаться мужчин с целью соблазнения. Такие нарушения жестко караются во всех буддийских сангхах.

На первый взгляд, этот свод правил довольно жесткий, но на самом деле он не только ограничивает, но и помогает избегать спорных и конфликтных ситуаций.

Тату с Буддой

Изображение Будды – знак покоя и созерцания всего сущего.

Настоящее его имя — Сиддхартха Гаутама. Этот человек жил в XVI веке до н.э. А прозвали его так, потому что однажды он по доброй воле стал отшельником и большую часть времени отдавал взращиванию души, просветлению и познанию мира.

Часто на тату изображается не один основоположник буддизма, а с дополнительными элементами – растениями или птицами. Особо удачные зоны расположения такого рисунка на теле – спина, грудь, предплечье. На спину следует набивать тату, если планируется задействовать большой участок тела.

Есть правило для всех наносимых объектов в этой стилистке – зоной для них может стать любой участок туловища выше пояса. Такой негласный закон обусловлен тем, что в восточных верованиях и философии ноги – самая грязная часть. И такие изображения, как Будда, не могут быть приближены к человеческим стопам.

Изображение Гаутамы может нанести себе любой человек, которому близка кармическая философия буддизма. А согласно ей – что посылаешь миру, то мир и возвращает тебе. Тату может быть и в монохромном исполнении, и в цветном. Если же вместе с Буддой изображен цветок лотоса – это имеет значение чистоты помыслов человека, носящего такое тату.

Немного из истории

В далекие времена, когда Индия была сугубо патриархальной страной, между мужчинами и женщинами отсутствовало равноправие, а женщина считалась существом грешным и порочным, что частично оказывало влияние и на буддизм.

В древних буддийских текстах встречаются уничижительные слова и характеристики по отношению к женскому полу — возможно, это было связано с тем, что монахи — мужчины таким образом пытались «уберечь» себя от разрушительного влечения к женщинам.

Согласно древней легенде, Будда занимался проповедями в парке, когда к нему пришла его тетя Махапраджапати, которая пожелала стать послушницей и его ученицей.

Как известно, сначала Будда отказал ей: монахами и послушниками в раннем буддизме были только мужчины. Однако один из его учеников вступился за женщин, желающих достичь просветления, и выразил мнение, что любой человек может встать на путь спасения своей души.

Будда подумал и согласился. Таким образом, монахами смогли быть не только мужчины, но и женщины. Появились первые женские буддийские общины. Конечно, такой поступок Будды был в своем роде революционным для древней Индии, поэтому он решил предписать определенные правила для монашек в буддизме. Их восемь.

Давайте ознакомимся с ними.

Анитья: Жизнь — это постоянное движение

Анитья или «непостоянство» означает, что жизнь, какой мы ее знаем, находится в постоянном движении. Мы никогда не можем получить доступ к моменту из прошлого. И не сможем повторить вчерашний день. Нет у нас и будущего. Оно иллюзорно.

Каждое утро вы просыпаетесь немного другим, не таким, как были вчера. Наши клетки отличаются на физическом уровне. В нашей голове — другие мысли. У нас немного другая температура тела. Мы дышим немного другим составом воздуха. Все вокруг нас меняется, хотя мы можем этого не замечать. Всегда.

Когда мы чувствуем себя неуютно, чувство «непостоянности», как это ни странно, может успокаивать. Если мы знаем, что в мире нет ничего постоянного, в том числе боли, мы знаем, что все плохое рано или поздно закончится. Но когда мы испытываем радость, то, естественно, хотели бы, чтобы это состояние было с нами всегда. Поэтому мы боимся этой идеи. Но правильной должно быть другое умозаключение: раз радость скоро пройдет, нужно максимально сосредоточиться на ней, получить от нее максимальное удовольствие.

Если мы принимаем идею непостоянства жизни и ее ценности, то это невероятно освобождает. На Западе, через 100 лет после того, как эту идею выразил Будда, ее повторил Гераклит, лихо заметив: «Нельзя войти в одну реку дважды». Все, что у вас на самом деле есть, — это настоящий момент.

Как это использовать: празднуйте изменения. Согласитесь, что все привычное так или иначе закончится. Все плохое, что кажется жутким сегодня, скоро пройдет, а все хорошее — останется в вашей памяти, если вы научитесь этим наслаждаться. Ваши отношения важнее туфель, новый iPhone не сделает счастливым дольше, чем на пару дней, а радость общения с детьми будет повторяться каждый день.

AP Photo/Manish Bhandari

Причины монашества

Теперь мы немного поговорим о том, какие же обстоятельства приводили представительниц прекрасного пола на путь монашества.

На первый взгляд, это стремление к духовному росту и желание достичь просветления, но на деле все было не так очевидно. Существовали случаи, когда женщин в буддийскую общину «приводили» такие трагедии, смерть детей или мужа.

Как видите, причины, по которым женщины обращались к религии первоначально были различными, однако, это не влияло на то, что впоследствии они искреннне стремились к состоянию просветления и изучали Дхарму.

В наше время существует несколько женских храмов. Давайте узнаем, где они находятся.

  • Дрикунг в Тибете — это женский монастырь, находящийся поблизости от известного храма Дрикунг Тил и являющийся его филиалом.
  • Тикси Компа в Ладакхе — монастырь школы Гэлуг, состоящий из десяти храмов, одним из которых и является женский монастырь; также там есть школа для девочек. (на фото ниже)

  • Наро Потанг в Тибете на территории Индии — одно из самых популярных мест для туристов, которые приезжают туда, что пройти религиозный обряд Пуджа.
  • Цангту в Лхасе — это крупнейший женский монастырь, в котором проживают более 100 монахинь. Цангту известен тем, что его можно свободно посещать в качестве туриста и даже принимать участие в разных церемониях наряду с монахинями. При монастыре существует и больница, в которой работают профессиональные врачи.
  • Долма Линг в Монголии — первый женский монастырь в Монголии.

Семейные традиции в буддизме

Отношение к семье и браку у последователей буддизма особое. Прежде всего, оно основано на внутреннем осознании значимости и ответственности. С одной стороны, никто никого не осуждает, не принуждает к чему-либо и не ограничивает. С другой стороны, это крепкие браки, в которых практически не бывает измен и прочего разгула страстей. Традиции семейной культуры буддизма основываются не на запретах и предписаниях, а на рекомендациях основателя течения. Эти рекомендации описывают, что и как нужно делать мужу и жене отношении друг друга и детей, чтобы созданная семья стала счастливой и достойной. В рекомендациях сказано, что не стоит не только изменять супругу или супруге, но и флиртовать с другими мужчинами и женщинами во избежание разжигания своих собственных чувств и нарушения душевного покоя супруги (супруга) и заинтересованных особ.

Даная религия ничего не имеет против брака как такового, считая это личным делом и решением каждого. Точно также нет принуждения к сохранению созданного союза до конца жизни, если супругам по какой-то причине семейные узы становятся в тягость. Но расторжение брака должно также происходить по взаимному согласию. Кроме того, считается, что при строгом соблюдении предписанных правил и заповедей Учителя такой необходимости возникнуть просто не может, за исключением редких индивидуальных случаев. Разводы в буддизме, несмотря на разрешение, очень редки

Также принимается во внимание совет Буды не вступать в брак при значительной разнице в возрасте по вполне понятным причинам. Считается, что семья все же создается не для сексуального удовлетворения, а для совместного духовного роста, развития и взаимной поддержки

Это помогает избежать одиночества для тех, кому оно в тягость, и прочих жизненных трудностей и лишений.

Самые популярные варианты для мальчиков и девочек и их значение

Список преимущественно мужских имен (хотя могут быть и женскими):

  • Акар — кристальный, чистый.
  • Аку — дядя.
  • Анурад — звезда.
  • Апо — отец.
  • Арья (санскр.) — благородный, святой.
  • Бадам — орех.
  • Балдан — могущественный.
  • Вангчук — могущественный.
  • Галсан — счастье.
  • Гоба — орел.
  • Гьялпо — Король, Царь.
  • Гьялцен — победа.
  • Дава — луна.
  • Дава — луна, понедельник.
  • Дама — красный флаг (новое «китайское» имя).
  • Дарма — Учение.
  • Джампа — любящая доброта, имя Бодхисаттвы Майтрейи.
  • Джампо — воспитанный, учтивый.
  • Джамьянг — нежный голос, одно из имен бодхисаттвы Манджушри.
  • Джигме — бесстрашный.
  • Джинпа — щедрость.
  • Джунгней — источник.
  • Дики — здоровье.
  • Дордже (санскр. — ваджра) — нерушимый, алмаз, гром.
  • Дотэ — молния.
  • Дракпа — признанный.
  • Дхаргэй — прогресс, распространение.
  • Дэспа — храбрый.
  • Дэчен — долголетие, здоровье.
  • Еше (Ешэ) — умный.
  • Жалсан — символ победы.
  • Зангпо — благой.
  • Йонтен — хорошие качества.
  • Кабо — белый.
  • Калдэн — эпоха расцвета.
  • Калсанг — удача.
  • Карма — действие.
  • Каса — олень.
  • Кету — падающая звезда.
  • Кончок — Три Драгоценности.
  • Кунту — большой, всеохватывающий.
  • Кунчен — всеведающий.
  • Лас — карма, действие, результат.
  • Лобсанг — благородный.
  • Лугу — овечка.
  • Лхундруб — спонтанное действие.
  • Мармуг — бурый, коричневый.
  • Марпо — красный, бордовый.
  • Мето — цветок.
  • Мида — оружие.
  • Мила — белый.
  • Мимар — вторникю
  • Нагбо — темный, черный.
  • Нгаванг — мощная речь.
  • Нгаванг — одно из имен бодхисаттвы Манджушри.
  • Нгодуб — достижение.
  • Норбу — драгоценность.
  • Окха — молочный.
  • Оргьен — одной из имен Будды Падмасабхавы.
  • Палден — честь.
  • Пема — лотос.
  • Понья — божество.
  • Пхунцок — превосходный.
  • Рабтен — стойкий.
  • Рама — козел.
  • Ринчен — драгоценный камень.
  • Рэба — надежда.
  • Рэншен — драгоценность.
  • Самбу — хороший, благой.
  • Самдуб — выполнение.
  • Сампэл — медитация, сосредоточение, практика.
  • Сангму — тот, кто обладают любящей добротой.
  • Сангье — Будда, Просветленный.
  • Содном — добродетель.
  • Сонам — бессмертие, удача.
  • Сопа — спокойствие.
  • Сэба — роза, цветок.
  • Сэмпа — сердце.
  • Сэрпо — желтый.
  • Таньба — учение Будды.
  • Таши — удачный.
  • Тензин — тот, кто обладает Учением.
  • Тинджол — тот, кто освобождает.
  • Тинлэй — Просветленная активность.
  • Торма — магический камень.
  • Тсеванг (Цеванг) — расширение жизни.
  • Тсеринг (Церинг) — долголетие, долгая жизнь.
  • Тсэтэн — стабильная жизнь.
  • Тхекчен — Великая Колесница.
  • Тхокмэй — беспрепятственный.
  • Тхубтен — учение Будды.
  • Тэнгье — распространение Учения.
  • Цзяньян — прекрасное звучание.
  • Чжангчуб — Просветление, Пробуждение.
  • Чилпа — маленькая птица.
  • Чинтша — зеленый.
  • Чогьял — Царь Учения.
  • Чодак — тот, кто распространяет Учение.
  • Чоден — религиозный набожный.
  • Чойджопр — духовное богатство.
  • Чопел — расцвет Учения.
  • Чос — Учение.
  • Чунта — самый младший ребенок.
  • Шераб — мастер.
  • Шила — нравственность.
  • Яма (Йама) — близнец.
  • Янгчен — мелодичный.

Исключительно женские имена:

  1. Ардана — страстная.
  2. Балма — великолепная, сияющая.
  3. Гьялмо — царица.
  4. Дарима — богиня.
  5. Долма — богиня-Тара, яркая.
  6. Дроджанг — Зеленая Освободительница, синоним — богиня Зеленая Тара.
  7. Дуккар — Белый Зонт, символ счастья.
  8. Дулма — мать, которая спасает.
  9. Кхандро — летающая по небу, Дакиня, богиня.
  10. Лхаце — обладающая красотой богини.
  11. Сьяма — зеленая.
  12. Ханда (женское) — дева-спасительница.

Тибетские имена на Западе распространены в среде людей, которые практикуют тибетский буддизм. Чаще всего, тибетское (иногда и санскритское) духовное имя дается в рамках церемонии принятия Прибежища в Трех Драгоценностях — Будде, Дхарме и Сангхе. Имена могут даваться и в рамках других ритуалов и посвящений.

В повседневной жизни такие имена практически не используются. Пример — американский переводчик Эрик Пема Кусанг. Что касается России, то тибетские имена распространены в буддийских регионах (Бурятия, Тува, Калмыкия), и также среди русских буддистов.

Интересным фактом также является то, что в Монголии также встречаются тибетским имена. Это связано с активным распространением тибетской духовной традиции в этих регионах. Самый известный пример — русский лама Олег (Поздняков), который имеет духовное имя Сонам Дордже.

Другие варианты буддийских тату

Среди самых распространённых:

  • Птицы-неразлучники
  • Тигры-близнецы
  • Прыгающий тигр
  • Свинья
  • Петух
  • Пять Будд
  • Лотос
  • Алмазные доспехи
  • Ом

Их люди набивают по разным причинам. Женщины и девушки, желая гармонии и женского счастья украшают себя подобными рисунками. Иногда такие картины говорят об осознании тонкого устройства мира. Вероятно женщина пришла к этим знаниям непростой дорогой. Но часто бывает и так, что представительницы слабого пола набивают буддийские татуировки лишь для украшения. В этом случае они выбирают цветной вариант.

Мужчины, стремясь «излечиться» от прошлого, переосмыслить свои взгляды на мир и неприглядные поступки, выбирают строгие графичные варианты буддийских тату. Обладатель такой татуировки часто имеет за плечами не одну ошибку прошлого. Однако, иногда такими рисунками украшают себя и юноши, которые серьёзно относятся к жизненным урокам и имеют весьма определённые ориентиры для будущего.

Татуировки с буддийским содержанием – прекрасный выбор для украшения тела и приобретения надёжного оберега на удачу и счастье

Сделаны они в тату-салоне, либо специальным Аджяном – не важно. Главное – смысл, которым наделена тату и отношение к ней обладателя

Анатма: вы сами постоянно меняетесь

Когда психиатр спрашивает у пациентов, что люди хотят получить по окончании терапии, то самый популярный ответ: «Я хочу найти себя». Наша культура привела нас к тому, что мы все уверены, будто в нас есть какое-то постоянное, истинное «я». Это где-то между нашим сердцем и печенью или где-то в мозгу? Кто знает!

Буддизм, однако, исходит из того, что нет никакого фиксированного, стабильного «я». Раз, согласно предыдущему принципу, все вокруг меняется, то меняемся и мы. Наша личность обновляется очень быстро. У нас есть тела, постоянные рабочие места, имена, наши профессии, — все, с помощью чего мы себя идентифицируем, то есть как бы «фиксируем».

Но главное — в том, что мы не останемся прежними, если не будем прилагать прежние усилия. С другой стороны, наша жизнь не изменится, если мы не будем каждый день делать то, что должны для того, чтобы изменить ее.

Как это использовать: вместо того, чтобы сосредотачиваться на «поисках себя», мы должны сосредоточиться на том, чтобы создавать себя в каждый момент времени. Нет никакого нашего «постоянного» я, есть только мы в настоящий момент времени. И мы можем в любой момент измениться. Сегодня всегда отличается от вчера. Если сегодня у вас депрессия, это не значит, что она будет с вами всегда. Если вы не можете простить друзей или родственников за какой-то их проступок, это не значит, что вы не сможете простить их позже.

После того, как мы отпускаем идею нашей привязанности к некоему стабильному «я», мы можем расслабиться и насладиться текущим моментом. А завтра ведь все равно все будет по-другому. В каждый новый момент жизни вы уже новый.

  • У Микель Руффинелли самая большая попа в мире!
  • Калифорнийская компания предлагает навсегда изменить ваш цвет глаз на голубой
  • Как научиться никогда не злиться
  • Как воспитать ребёнка без нудного «воспитания»
  • Старый протокол, делающий уязвимым весь интернет

Примечания

  1. Berzin A.  (англ.). . Berzin Archives (20 июля 2007). Дата обращения: 17 ноября 2017.
  2.  (англ.) (PDF). Urban Dharma Website. Дата обращения: 18 ноября 2017.
  3. Bhikkhu, Bodhi.  (англ.). Access to Insight. Legacy Edition (1997). Дата обращения: 18 ноября 2017.
  4.  (англ.). Access to Insight. Дата обращения: 18 ноября 2017.
  5. Bikkhu, Thanissaro.  (англ.) (недоступная ссылка). Access to Insight (1993). Дата обращения: 18 ноября 2017.
  6.  (англ.). Access to Insight (1997). Дата обращения: 18 ноября 2017.
  7. Shih, Heng-Ching.  (англ.) (недоступная ссылка). ZEN, WOMEN, AND BUDDHISM. Дата обращения: 18 ноября 2017.
  8.  (англ.). BuddhaSasana. Дата обращения: 18 ноября 2017.
  9.  (англ.). Soka Gakkai International. Дата обращения: 18 ноября 2017.
  10. Shaw M. Passionate Enlightenment: Women in Tantric Buddhism. — New Jersey: Princeton University Press, 1994. — P. 27. — ISBN 0-691-01090-0.
  11.  (англ.). yoniversum.nl. Дата обращения: 20 декабря 2017.
  12.  (англ.). dharmafellowship.org. Dharma Fellowship of His Holiness the Gyalwa Karmapa. Дата обращения: 20 декабря 2017.
  13. ↑ // Encyclopedia of Religion. — Macmillan Reference USA, Gale Group, 2001-2006.
  14.  (англ.). studybuddhism.com. Berzin Archives (июль 2007). Дата обращения: 20 декабря 2017.
  15. ↑ . Дата обращения: 20 декабря 2017.
  16. . Дата обращения: 20 декабря 2017.
  17. . Дата обращения: 20 декабря 2017.
  18.  (англ.). Sacred Destinations. Дата обращения: 24 декабря 2017.
  19.  (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 ноября 2008.
  20. Abeysekera, Radhika.  (англ.). BuddhaSasana. Binh Anson. Дата обращения: 25 декабря 2017.
Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий