Традиции чукчей

Сумки

В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:

  • хранилище для мяса;
  • переноска утвари;
  • емкость, куда собирают коренья;
  • вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.

Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).

Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.

Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.

Отважные воительницы

Историком Александром Константиновичем Нефедкиным были описаны северные охотницы и воительницы с середины XVII по начало XX века. Он рассказал, что чукотские женщины даже готовы были убить собственного ребенка и покончить с собой, если понимали, что враг приближается к стойбищу. А некоторые дамы при этом могли наравне с мужьями участвовать в бою.

Русские ученые услышали рассказ о некой женщине в возрасте, метко стреляющей из лука в неприятелей, напавших на ее семью. А народное творчество часто повествует истории о прекрасной воительнице, одолевшей врага в поединке на копьях, пока ее муж пас оленей.

Этнографы полагают, что причиной такого поведения является нередкое сиротство чукотских девочек, ведь частые конфликты, происшествия на охоте и тяжесть природных условий нередко рано лишали их мужчин.

«Чукотских девочек учили не просто быть женщинами, но и всему тому, что считалось прерогативой мальчиков. Они охотились, стреляли из лука, бегали на длинные расстояния и даже фехтовали копьями. После таких тренировок женщины могли принимать участие в набегах и даже биться с мужчинами», – говорил Нефедкин.

Кто такие чукчи

Чукчи относятся к коренным народам северо-востока Азии. Изначально они были кочевыми охотниками на диких оленей. Со временем этнос разделился на две группы:

  • анкальын, что означает «приморские люди»; они жили на побережье Берингова моря и Северного Ледовитого океана;
  • чаучу, что переводится как «богатый оленями» и применяется по отношению к жителям тундры.

Самоназвание ԓыгъоравэтԓьан (луораветлан) применяется по отношению к обеим группам. Переводится как «истинный, настоящий человек».

Термин «чукчи» – русская адаптация названия народности, получившая широкую популярность в обиходе с XVII века. Впервые его упомянул в путевых отчетах исследователь Камчатки Степан Крашенинников в 1755 году. Название закрепилось в русскоязычных топонимах: Чукотское море, Чукотка, Чукотский полуостров.

Отважные воительницы

Историком Александром Константиновичем Нефедкиным были описаны северные охотницы и воительницы с середины XVII по начало XX века.

Он рассказал, что чукотские женщины даже готовы были убить собственного ребенка и покончить с собой, если понимали, что враг приближается к стойбищу.  

А некоторые дамы при этом могли наравне с мужьями участвовать в бою.

Русские ученые услышали рассказ о некой женщине в возрасте, метко стреляющей из лука в неприятелей, напавших на ее семью.

       

А народное творчество часто повествует истории о прекрасной воительнице, одолевшей врага в поединке на копьях, пока ее муж пас оленей.

Этнографы полагают, что причиной такого поведения является нередкое сиротство чукотских девочек, ведь частые конфликты, происшествия на охоте и тяжесть природных условий нередко рано лишали их мужчин.

«Чукотских девочек учили не просто быть женщинами, но и всему тому, что считалось прерогативой мальчиков. Они охотились, стреляли из лука, бегали на длинные расстояния и даже фехтовали копьями. После таких тренировок женщины могли принимать участие в набегах и даже биться с мужчинами», – говорил Нефедкин.

Проверенные способы Знакомства

Если вопрос о том, где познакомиться Чукотский автономный округ Анадырь с девушками, не дает вам покоя, начните действовать уже сейчас. Только отбросьте в сторону газетные объявления – все это уже в далеком прошлом. Сейчас никто не пытается найти отношения по объявлениям на столбах или газетах. Лучшее бесплатное знакомство Чукотский автономный округ Анадырь с девушками с фото и номерами телефонов ждет вас на нашем сайте. Не стоит откладывать свою личную жизнь на завтра, начните строить будущее уже сегодня. Просто устраивайтесь поудобнее с ноутбуком или смартфоном – знакомства Чукотский автономный округ Анадырь с девушками  без регистрации всего на расстоянии пары кликов. 

Воспитание воинов

После победы над врагом чукчи татуировали свое тело: обычай татуировать на руках изображение убитого врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.

Корякские и чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Обычай предпочтения смерти плену очень древний. В тех случаях, когда человек попадал в плен, он становился рабом.

Чукчи довольно редко применяли по отношению к пленным пытки. Но если им в руки попадал военачальник или знаменитый воин — ему приходилось туго.

Победить и спасти жизнь не только свою, но и всей родовой группы — эта задача была по плечу не только смелому, но и тренированному воину. Сама жизнь приучала действовать в экстремальной обстановке. Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника — выстрел стрелы, расщепляющей воткнутый в землю прут.

Тактические приемы северных войн: нападать стремились неожиданно: на рассвете, в утреннем тумане, или специально выбирав время, когда основная часть мужчин на охоте и поселок без защитников. Эскимосы же, уходя на охоту, иногда прибегали к хитростям: выставляли на видных местах кучи камней в рост человека, одетые в парки – разведчикам они должны были показаться часовыми

Часто упоминается, что флотилия при подходе к поселению врага разделялась: большая ее часть скрытно приставала к берегу и готовилась напасть с тыла, тогда как меньшая чалилась в виду поселения, отвлекая на себя внимание. Высадка могла происходить и в отдалении от вражеского стойбища, чтобы жители не сразу узнали о ней, а приплывшие могли отдохнуть от гребли

Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво.

Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей.

Коколдо и другие рукавицы

Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.

Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.

Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.

Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.

Меховые варежки – часть саамского народного костюма.

Пример ненецкой малицы из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Культура и традиции

В тундре ценятся гостеприимство и щедрость. Запрещено отказывать незнакомцу в ночлеге или еде. Племя также берет на себя заботу о сиротах и вдовах.

История и фольклор передаются от поколения к поколению в устной форме. Рассказчиком выступает старейшина клана. Он может часами рассказывать сказки из жизни предков. Такая традиция возникла в давние времена и была призвана развлекать охотников долгими зимними ночами.

Традиционные праздники приморских чукчей связаны с китами. После убийства животного его кости приносили в жертву хозяину моря. Верили, что, вернув скелет в воду, воскрешают кита к жизни.

Кильвэй – весенний праздник прихода диких оленей к летним пастбищам. Их полагалось встречать кострами, песнями и восторженными криками. Самый большой праздник оленеводов наступает осенью – день забоя оленей.

Праздник Байдары проводили перед началом морского промысла. В конце промысла лодку складывали сушиться на челюсти кита. Перед новым сезоном морю приносили жертву из отварного мяса, ставили лодку у жилища и проводили обряд. На следующий день повторяли, и только после ритуала рыбаку разрешалось выходить в море.

Задача праздника в понимании чукчей не веселье, а изгнание злых духов, которые могут лишить охотника добычи. Поэтому пляски и песни были энергичными и шумными. Танец ассоциируется со сценами охоты. Музыку обеспечивают губные инструменты и барабаны из китовой кости и дерева.

Постоянный труд чукотских женщин

Исследователи удивлялись способности красавиц севера трудиться без сна и отдыха по несколько суток подряд, называя это эксплуатацией. «Юная девушка, проработав в течение всего дня, может стеречь стадо всю ночь, а утром, придя в дом, снова берется за дело, и так продолжается до вечера. При этом отсутствуют какие-то признаки усталости», – написал В.Г. Богораз.

Он рассказывал, что представительницы прекрасного пола среди чукчей имеют незавидное положение. Женщине затыкали рот каждый раз, как только она смела промолвить хоть что-то в свою защиту. Исследователь также поведал историю девушки, которая после возвращения с двухдневного выпаса оленьего стада должна была выполнить приказ свекра и подать гостям чай и угощение.

«Она была абсолютно измученной, ее движения походили на сон», – говорил Богораз. А еще одна 20-летняя женщина из соседнего стойбища во время работы упала без сознания от усталости.

Коряко-чукотские войны из-за оленей

Чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в., отличались особой жестокостью, особенно среди оленеводов. Каждое племя находилось в состоянии потенциальной вражды друг к другу. Воевали из-за оленей. Чукчи, не имевшие больших оленьих стад, как у коряков, направили все свои усилия, чтобы стать хозяевами главного богатства тундры. За пятьдесят лет войны, с 1725 по 1773 г. им удалось отбить у коряков 240 000 голов этих животных.

В том веке окончательно складывается у чукчей пастушеское оленеводство главным образом за счет насильственно отнятых стад у коряков. Многим корякам, обедневшим в войнах с чукчами, пришлось «сойти на берег» и заняться охотой и рыбной ловлей. В этой борьбе чукчи всегда были первыми. Их желание иметь стада подкреплялось воинским умением и неистощимой энергией. Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если в их отряде было 20 бойцов. Собираясь на большие военные операции, чукчи могли выставить 200-300 бойцов. Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Для коряков был традиционен костяной ламеллярный панцирь, который носили состоятельные воины. У бедных коряков доспехи были из нерпичьих, костяные же доспехи богатых коряков в первой половине XVIII в. постепенно вытеснялись железными.

Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя — лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной. Свои меткие выстрелы чукчи и коряки «подкрепляли», смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.

Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина — нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. Но самой «приметной» частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина, словно он собрался подняться в воздух на дельтаплане. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые «крылья» легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Ленточный панцирь, который чукчи называли «мэргэв», имели не все воины. Он был все-таки тяжел и неудобен, как, впрочем, и любые доспехи. Пожалуй, единственным неоспоримым удобством он обладал для убегающего — задняя часть щита надежно защищала спину и голову от стрел врага. Поэтому наиболее храбрые чукотские воины считали постыдным его носить, как явный знак трусости.

Предлагая своих жен гостям, чукчи создавали шведские семьи

У чукчей издревле существовал обычай по созданию групповых браков. Из-за слияния союз был представлен несколькими родственниками или друзьями.

Напоминает это шведскую семью, в которой мужчин именовали «товарищами по жене». Такой способ по обмену женщинами в постели, помогал вечно кочующему народу выживать в условиях Крайнего Севера.

Групповые браки скрепляли людей между собой, создавая целые общины. Обмен женщинами позволял решать проблему бесплодия и рождения здорового потомства. Каждый участник группового союза мог рассчитывать на поддержку со стороны остальных членов немаленькой семьи.

Дети, рожденные в общине, считались общими и заботились о них все участники большой семьи. Если у ребенка погибали биологические отец или мать, то это не представляло никакой проблемы, ведь ухаживать за ним продолжали другие члены общины.

Еще один интересный факт группового брака: если погибал муж, то супруга не считалась вдовой, а передавалась по наследству младшему брату или ближайшему родственнику.

Эстетика и смысл

Традиционный костюм вепсов.

Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов.

Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.

Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.

Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.

Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.

Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.

Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.

Северный этикет

Статья по теме

Оторванные от природы. Как вернуть коренные северные народы в тундру?

– Чукчи хорошо знают влияние природы на нас, могут определить, какой будет зима, глядя на растения, направление ветра и облака. И замечательно, когда это познаёт ребёнок. Также мы всегда наблюдали за животными – ведь они всегда чувствуют, как меняется погода.

Мы с уважением относимся к огню и воде – это наша жизнь. Всё, что есть: ты, я, вселенная, маленькая букашка – это мир

А люди привыкли сегодня бегать и суетиться, не обращая внимания на важное. Нужно стараться жить, а не существовать

И в нас это воспитали, мы научились обращать внимание на важное. Законы жизни у чукчей диктовали абсолютное понимание жизни – даже этикет поведения женщин и мужчин в яранге очень строгий

Этикет поведения мужчин и женщин в яранге очень строгий. Фото: Из личного архива

–  Что именно диктует этот этикет?

– Всё. Как должны сидеть хозяин и его жена, где должны быть дети, как приветствовать гостя. Мужчины в нашей культуре подобны османам. Он в нашей культуре всегда считался лучше женщины. Воин, хозяин, умелец. А женщина-то что…

Статья по теме

Околдованный севером и собаками

О разводах никогда и речи быть не могло. Только если вдруг у женщины возникает желание сбежать с любовником или к родителям, она может попробовать рискнуть, понимая, что это опасно для её жизни. Если она не успеет, то пиши пропало.

Всё это, опять же, закладывается с детства. Мне, например, мать всегда говорила: «Никогда не иди против своего зятя, а будь, наоборот, на его стороне. Относись к нему так хорошо, чтобы он тебя уважал. Тогда и у молодых проблем не будет». Но мужчин, в свою очередь, воспитывают хорошие жёны.

– Как стать хорошей чукотской женой?

– Кстати, об этом я говорила со многими музейными работниками. Что, по вашему мнению, самое главное в кухлянке? Не бисер и не меха, как можно подумать. Шов. Такой маленький, красивый и аккуратный. Мужчина посмотрит на женщину в кухлянке и сразу всё о ней поймёт. Ведь аккуратность необходима буквально во всём – в жизни, в деле, в работе, в мышлении.

Если же шов грубый – значит, и женщина ленивая. Не сможет аккуратно посмотреть, сказать, сделать. И нечего с ней дела иметь.

«Самое обидное – оставаться одним из последних представителей своей народности». Фото: Из личного архива/ Николай Ушаков

– А вы считаете, что женщины лучше мужчин?

– Если честно, в моём сознании такое разделение осталось. Я сама во многом похожа на мужчину, у меня даже внешность такая. Так сложилось, что с детства мне приходилось выполнять много мужской работы. Хотя есть во мне и женственность, правил я придерживаюсь.

Я уже в годах, и давно обратила внимание на то, что со временем женщины стали сильнее. И это, я считаю, неправильно

Мужчина должен чувствовать себя главным, а не подавленным.

Постоянный труд чукотских женщин

Исследователи удивлялись способности красавиц севера трудиться без сна и отдыха по несколько суток подряд, называя это эксплуатацией. «Юная девушка, проработав в течение всего дня, может стеречь стадо всю ночь, а утром, придя в дом, снова берется за дело, и так продолжается до вечера. При этом отсутствуют какие-то признаки усталости», – написал В.Г. Богораз.

Он рассказывал, что представительницы прекрасного пола среди чукчей имеют незавидное положение. Женщине затыкали рот каждый раз, как только она смела промолвить хоть что-то в свою защиту. Исследователь также поведал историю девушки, которая после возвращения с двухдневного выпаса оленьего стада должна была выполнить приказ свекра и подать гостям чай и угощение. «Она была абсолютно измученной, ее движения походили на сон», – говорил Богораз. А еще одна 20-летняя женщина из соседнего стойбища во время работы упала без сознания от усталости.

Коряки и их «безобразные» жены

Коряки жили на севере Камчатки, по соседству с ительменами и чукчами, и делились на «оленных», то есть кочевников-оленеводов, и «сидячих», то есть оседлых. Их брачные традиции во многом напоминали традиции ительменов: у них тоже был обычай «отработки» за невесту, были и свои коекчучи, которых они назывались «кеиев». У коряков, однако, те были не в чести, их презирали. Принять кого-либо за коекчучей считалось «великой бранью».

Но в том, что касалось женщин, брачная этика у оленных и сидячих коряков отличалась настолько кардинально, что, вероятно, это погубило не одного незадачливого этнографа.

Оленные коряки были едва ли не оплотом традиционной европейской морали, особенно на фоне остальных народов Дальнего Востока. Они ревновали жен как положено — доходило даже до смертоубийства в духе Отелло.

«Оленные коряки пребезмерно ревнивы, — пишет Крашенинников, — так что может убить жену за одно только подозрение, а когда приличится в прелюбодеянии, то лишаются живота оба прелюбодейцы».

У оленных коряков считалось, что красота женщины предназначена только для его мужа, поэтому коряцкие женщины проявляли чудеса изобретательности, пытаясь себя обезобразить: не умывались, не расчесывали волос, сверху носили платье «гнусное, ветхлое и заслосклое», а под исподом хорошее.

Зато оседлые коряки были в этом отношении полной противоположностью оленных: у них, по рассказам Крашенинникова, было принято предлагать гостям юрты жен или дочерей хозяев на ночь. Сам хозяин на это время отлучался или уезжал, чтобы навестить жену своего гостя.

Эта практика, очевидно, схожа с чукотским «товариществом по жене», но и здесь коряки зашли дальше других дальневосточных народов. Если оленные могли убить жену за подозрение в неверности, то сидячие — напротив, за пренебрежение хозяйской женой:

«Несносная обида хозяину, когда гость с женою его не пребудет: ибо в таком случае может он убит быть, как гнушающейся приязнью хозяина, что с нашими анадырскими казаками, которые оных обрядов их не знали, случалось, как сказывают, неоднократно. Чего ради и женщины их по своему обыкновению щеголять стараются: белятся и румянятся, носят хорошее платье…»

Нетрадиционные традиционные ценности

В снегах Чукотки не было твиттера, зато была полиамория, секс-позитив, транссексуальность и множество других любопытных форм брака. Такое же многообразие сексуального поведения можно было найти на Камчатке, Сахалине и по другую сторону Берингова пролива — среди коренных народов Северной Америки.

Групповой брак или его элементы были зафиксированы у чукч, коряков, ительменов, юкагиров (Северо-Восточная Сибирь), нивхов (Сахалин), а также, например, у эскимосов и алеутов. Причем практиковался он как минимум до начала XX века, то есть, по историческим меркам, до совсем недавнего времени.

Трансгендерность и гомосексуальность шаманической природы также существовала и у дальневосточных народов России, и у их американских «родственников». Так, третий, превращенный гендер выделяли аборигенных народов США и Канады. А вот концепция девстенности многим была в новинку и вызывала, по меньшей мере, недоумение.

Так что те практики, которые сегодня называют «нетрадиционными», не были рождены в XXI веке на просторах твиттера. Напротив, история человечества знает великое многообразие сексуальных и брачных норм куда старше привычной нам христианской морали. Для многих народов мира традиционные ценности — это как раз право «следовать своему вкусу», как завещали чукчи.

Головные уборы

Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.

Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.

Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы североамериканских индейцев.

У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.

Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами.

Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.

Традиционный корякский головной убор.

Идеальный вариант — Loveplanet.ru

Если вы не знаете, где познакомиться Чукотский автономный округ Анадырь с девушками, воспользуйтесь возможностями Loveplanet.ru! Это старейшая площадка Рунета,созданная специально для общения людей друг с другом. Сайт предлагает своим пользователям все преимущества, характерные для таких ресурсов, в комплексе: 

  • Анонимность переписки – защищенный чат позволит разговаривать со своим новым другом, не опасаясь, что о содержании бесед станет известно третьим лицам. 
  • Гарантия общения с реальными людьми – все размещенные на сайте анкеты проходят процедуру модерации с подтверждением указанных в них личных данных. 
  • Безграничные возможности поиска – так как знакомиться с молодыми хотят в любой точке мира, здесь есть функция подбора собеседника по анкетам. В параметрах можно отметить не только характеристики внешности, роста и веса, но и страну проживания. Поехав в отпуск, можно будет встретиться с новым другом или подругой лично. 

LovePlanet.ru ежедневно привлекает на свои страницы новых пользователей, поэтому количество анкет постоянно увеличивается. Попробуйте – знакомство с интересными людьми здесь будет простым, быстрым и интересным!

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Традиции чукчей

Сумки

В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:

  • хранилище для мяса;
  • переноска утвари;
  • емкость, куда собирают коренья;
  • вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.

Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).

Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.

Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.

Отважные воительницы

Историком Александром Константиновичем Нефедкиным были описаны северные охотницы и воительницы с середины XVII по начало XX века. Он рассказал, что чукотские женщины даже готовы были убить собственного ребенка и покончить с собой, если понимали, что враг приближается к стойбищу. А некоторые дамы при этом могли наравне с мужьями участвовать в бою.

Русские ученые услышали рассказ о некой женщине в возрасте, метко стреляющей из лука в неприятелей, напавших на ее семью. А народное творчество часто повествует истории о прекрасной воительнице, одолевшей врага в поединке на копьях, пока ее муж пас оленей.

Этнографы полагают, что причиной такого поведения является нередкое сиротство чукотских девочек, ведь частые конфликты, происшествия на охоте и тяжесть природных условий нередко рано лишали их мужчин.

«Чукотских девочек учили не просто быть женщинами, но и всему тому, что считалось прерогативой мальчиков. Они охотились, стреляли из лука, бегали на длинные расстояния и даже фехтовали копьями. После таких тренировок женщины могли принимать участие в набегах и даже биться с мужчинами», – говорил Нефедкин.

Кто такие чукчи

Чукчи относятся к коренным народам северо-востока Азии. Изначально они были кочевыми охотниками на диких оленей. Со временем этнос разделился на две группы:

  • анкальын, что означает «приморские люди»; они жили на побережье Берингова моря и Северного Ледовитого океана;
  • чаучу, что переводится как «богатый оленями» и применяется по отношению к жителям тундры.

Самоназвание ԓыгъоравэтԓьан (луораветлан) применяется по отношению к обеим группам. Переводится как «истинный, настоящий человек».

Термин «чукчи» – русская адаптация названия народности, получившая широкую популярность в обиходе с XVII века. Впервые его упомянул в путевых отчетах исследователь Камчатки Степан Крашенинников в 1755 году. Название закрепилось в русскоязычных топонимах: Чукотское море, Чукотка, Чукотский полуостров.

Отважные воительницы

Историком Александром Константиновичем Нефедкиным были описаны северные охотницы и воительницы с середины XVII по начало XX века.

Он рассказал, что чукотские женщины даже готовы были убить собственного ребенка и покончить с собой, если понимали, что враг приближается к стойбищу.  

А некоторые дамы при этом могли наравне с мужьями участвовать в бою.

Русские ученые услышали рассказ о некой женщине в возрасте, метко стреляющей из лука в неприятелей, напавших на ее семью.

       

А народное творчество часто повествует истории о прекрасной воительнице, одолевшей врага в поединке на копьях, пока ее муж пас оленей.

Этнографы полагают, что причиной такого поведения является нередкое сиротство чукотских девочек, ведь частые конфликты, происшествия на охоте и тяжесть природных условий нередко рано лишали их мужчин.

«Чукотских девочек учили не просто быть женщинами, но и всему тому, что считалось прерогативой мальчиков. Они охотились, стреляли из лука, бегали на длинные расстояния и даже фехтовали копьями. После таких тренировок женщины могли принимать участие в набегах и даже биться с мужчинами», – говорил Нефедкин.

Проверенные способы Знакомства

Если вопрос о том, где познакомиться Чукотский автономный округ Анадырь с девушками, не дает вам покоя, начните действовать уже сейчас. Только отбросьте в сторону газетные объявления – все это уже в далеком прошлом. Сейчас никто не пытается найти отношения по объявлениям на столбах или газетах. Лучшее бесплатное знакомство Чукотский автономный округ Анадырь с девушками с фото и номерами телефонов ждет вас на нашем сайте. Не стоит откладывать свою личную жизнь на завтра, начните строить будущее уже сегодня. Просто устраивайтесь поудобнее с ноутбуком или смартфоном – знакомства Чукотский автономный округ Анадырь с девушками  без регистрации всего на расстоянии пары кликов. 

Воспитание воинов

После победы над врагом чукчи татуировали свое тело: обычай татуировать на руках изображение убитого врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.

Корякские и чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Обычай предпочтения смерти плену очень древний. В тех случаях, когда человек попадал в плен, он становился рабом.

Чукчи довольно редко применяли по отношению к пленным пытки. Но если им в руки попадал военачальник или знаменитый воин — ему приходилось туго.

Победить и спасти жизнь не только свою, но и всей родовой группы — эта задача была по плечу не только смелому, но и тренированному воину. Сама жизнь приучала действовать в экстремальной обстановке. Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника — выстрел стрелы, расщепляющей воткнутый в землю прут.

Тактические приемы северных войн: нападать стремились неожиданно: на рассвете, в утреннем тумане, или специально выбирав время, когда основная часть мужчин на охоте и поселок без защитников. Эскимосы же, уходя на охоту, иногда прибегали к хитростям: выставляли на видных местах кучи камней в рост человека, одетые в парки – разведчикам они должны были показаться часовыми

Часто упоминается, что флотилия при подходе к поселению врага разделялась: большая ее часть скрытно приставала к берегу и готовилась напасть с тыла, тогда как меньшая чалилась в виду поселения, отвлекая на себя внимание. Высадка могла происходить и в отдалении от вражеского стойбища, чтобы жители не сразу узнали о ней, а приплывшие могли отдохнуть от гребли

Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он спускал с лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво.

Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей.

Коколдо и другие рукавицы

Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.

Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.

Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.

Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.

Меховые варежки – часть саамского народного костюма.

Пример ненецкой малицы из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Культура и традиции

В тундре ценятся гостеприимство и щедрость. Запрещено отказывать незнакомцу в ночлеге или еде. Племя также берет на себя заботу о сиротах и вдовах.

История и фольклор передаются от поколения к поколению в устной форме. Рассказчиком выступает старейшина клана. Он может часами рассказывать сказки из жизни предков. Такая традиция возникла в давние времена и была призвана развлекать охотников долгими зимними ночами.

Традиционные праздники приморских чукчей связаны с китами. После убийства животного его кости приносили в жертву хозяину моря. Верили, что, вернув скелет в воду, воскрешают кита к жизни.

Кильвэй – весенний праздник прихода диких оленей к летним пастбищам. Их полагалось встречать кострами, песнями и восторженными криками. Самый большой праздник оленеводов наступает осенью – день забоя оленей.

Праздник Байдары проводили перед началом морского промысла. В конце промысла лодку складывали сушиться на челюсти кита. Перед новым сезоном морю приносили жертву из отварного мяса, ставили лодку у жилища и проводили обряд. На следующий день повторяли, и только после ритуала рыбаку разрешалось выходить в море.

Задача праздника в понимании чукчей не веселье, а изгнание злых духов, которые могут лишить охотника добычи. Поэтому пляски и песни были энергичными и шумными. Танец ассоциируется со сценами охоты. Музыку обеспечивают губные инструменты и барабаны из китовой кости и дерева.

Постоянный труд чукотских женщин

Исследователи удивлялись способности красавиц севера трудиться без сна и отдыха по несколько суток подряд, называя это эксплуатацией. «Юная девушка, проработав в течение всего дня, может стеречь стадо всю ночь, а утром, придя в дом, снова берется за дело, и так продолжается до вечера. При этом отсутствуют какие-то признаки усталости», – написал В.Г. Богораз.

Он рассказывал, что представительницы прекрасного пола среди чукчей имеют незавидное положение. Женщине затыкали рот каждый раз, как только она смела промолвить хоть что-то в свою защиту. Исследователь также поведал историю девушки, которая после возвращения с двухдневного выпаса оленьего стада должна была выполнить приказ свекра и подать гостям чай и угощение.

«Она была абсолютно измученной, ее движения походили на сон», – говорил Богораз. А еще одна 20-летняя женщина из соседнего стойбища во время работы упала без сознания от усталости.

Коряко-чукотские войны из-за оленей

Чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в., отличались особой жестокостью, особенно среди оленеводов. Каждое племя находилось в состоянии потенциальной вражды друг к другу. Воевали из-за оленей. Чукчи, не имевшие больших оленьих стад, как у коряков, направили все свои усилия, чтобы стать хозяевами главного богатства тундры. За пятьдесят лет войны, с 1725 по 1773 г. им удалось отбить у коряков 240 000 голов этих животных.

В том веке окончательно складывается у чукчей пастушеское оленеводство главным образом за счет насильственно отнятых стад у коряков. Многим корякам, обедневшим в войнах с чукчами, пришлось «сойти на берег» и заняться охотой и рыбной ловлей. В этой борьбе чукчи всегда были первыми. Их желание иметь стада подкреплялось воинским умением и неистощимой энергией. Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если в их отряде было 20 бойцов. Собираясь на большие военные операции, чукчи могли выставить 200-300 бойцов. Самые большие ополчения, которые выставлялись против русских, насчитывали около 3000 человек. Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.

Для коряков был традиционен костяной ламеллярный панцирь, который носили состоятельные воины. У бедных коряков доспехи были из нерпичьих, костяные же доспехи богатых коряков в первой половине XVIII в. постепенно вытеснялись железными.

Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя — лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной. Свои меткие выстрелы чукчи и коряки «подкрепляли», смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.

Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина — нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча. Но самой «приметной» частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина, словно он собрался подняться в воздух на дельтаплане. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые «крылья» легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Ленточный панцирь, который чукчи называли «мэргэв», имели не все воины. Он был все-таки тяжел и неудобен, как, впрочем, и любые доспехи. Пожалуй, единственным неоспоримым удобством он обладал для убегающего — задняя часть щита надежно защищала спину и голову от стрел врага. Поэтому наиболее храбрые чукотские воины считали постыдным его носить, как явный знак трусости.

Предлагая своих жен гостям, чукчи создавали шведские семьи

У чукчей издревле существовал обычай по созданию групповых браков. Из-за слияния союз был представлен несколькими родственниками или друзьями.

Напоминает это шведскую семью, в которой мужчин именовали «товарищами по жене». Такой способ по обмену женщинами в постели, помогал вечно кочующему народу выживать в условиях Крайнего Севера.

Групповые браки скрепляли людей между собой, создавая целые общины. Обмен женщинами позволял решать проблему бесплодия и рождения здорового потомства. Каждый участник группового союза мог рассчитывать на поддержку со стороны остальных членов немаленькой семьи.

Дети, рожденные в общине, считались общими и заботились о них все участники большой семьи. Если у ребенка погибали биологические отец или мать, то это не представляло никакой проблемы, ведь ухаживать за ним продолжали другие члены общины.

Еще один интересный факт группового брака: если погибал муж, то супруга не считалась вдовой, а передавалась по наследству младшему брату или ближайшему родственнику.

Эстетика и смысл

Традиционный костюм вепсов.

Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов.

Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.

Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.

Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.

Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.

Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.

Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.

Северный этикет

Статья по теме

Оторванные от природы. Как вернуть коренные северные народы в тундру?

– Чукчи хорошо знают влияние природы на нас, могут определить, какой будет зима, глядя на растения, направление ветра и облака. И замечательно, когда это познаёт ребёнок. Также мы всегда наблюдали за животными – ведь они всегда чувствуют, как меняется погода.

Мы с уважением относимся к огню и воде – это наша жизнь. Всё, что есть: ты, я, вселенная, маленькая букашка – это мир

А люди привыкли сегодня бегать и суетиться, не обращая внимания на важное. Нужно стараться жить, а не существовать

И в нас это воспитали, мы научились обращать внимание на важное. Законы жизни у чукчей диктовали абсолютное понимание жизни – даже этикет поведения женщин и мужчин в яранге очень строгий

Этикет поведения мужчин и женщин в яранге очень строгий. Фото: Из личного архива

–  Что именно диктует этот этикет?

– Всё. Как должны сидеть хозяин и его жена, где должны быть дети, как приветствовать гостя. Мужчины в нашей культуре подобны османам. Он в нашей культуре всегда считался лучше женщины. Воин, хозяин, умелец. А женщина-то что…

Статья по теме

Околдованный севером и собаками

О разводах никогда и речи быть не могло. Только если вдруг у женщины возникает желание сбежать с любовником или к родителям, она может попробовать рискнуть, понимая, что это опасно для её жизни. Если она не успеет, то пиши пропало.

Всё это, опять же, закладывается с детства. Мне, например, мать всегда говорила: «Никогда не иди против своего зятя, а будь, наоборот, на его стороне. Относись к нему так хорошо, чтобы он тебя уважал. Тогда и у молодых проблем не будет». Но мужчин, в свою очередь, воспитывают хорошие жёны.

– Как стать хорошей чукотской женой?

– Кстати, об этом я говорила со многими музейными работниками. Что, по вашему мнению, самое главное в кухлянке? Не бисер и не меха, как можно подумать. Шов. Такой маленький, красивый и аккуратный. Мужчина посмотрит на женщину в кухлянке и сразу всё о ней поймёт. Ведь аккуратность необходима буквально во всём – в жизни, в деле, в работе, в мышлении.

Если же шов грубый – значит, и женщина ленивая. Не сможет аккуратно посмотреть, сказать, сделать. И нечего с ней дела иметь.

«Самое обидное – оставаться одним из последних представителей своей народности». Фото: Из личного архива/ Николай Ушаков

– А вы считаете, что женщины лучше мужчин?

– Если честно, в моём сознании такое разделение осталось. Я сама во многом похожа на мужчину, у меня даже внешность такая. Так сложилось, что с детства мне приходилось выполнять много мужской работы. Хотя есть во мне и женственность, правил я придерживаюсь.

Я уже в годах, и давно обратила внимание на то, что со временем женщины стали сильнее. И это, я считаю, неправильно

Мужчина должен чувствовать себя главным, а не подавленным.

Постоянный труд чукотских женщин

Исследователи удивлялись способности красавиц севера трудиться без сна и отдыха по несколько суток подряд, называя это эксплуатацией. «Юная девушка, проработав в течение всего дня, может стеречь стадо всю ночь, а утром, придя в дом, снова берется за дело, и так продолжается до вечера. При этом отсутствуют какие-то признаки усталости», – написал В.Г. Богораз.

Он рассказывал, что представительницы прекрасного пола среди чукчей имеют незавидное положение. Женщине затыкали рот каждый раз, как только она смела промолвить хоть что-то в свою защиту. Исследователь также поведал историю девушки, которая после возвращения с двухдневного выпаса оленьего стада должна была выполнить приказ свекра и подать гостям чай и угощение. «Она была абсолютно измученной, ее движения походили на сон», – говорил Богораз. А еще одна 20-летняя женщина из соседнего стойбища во время работы упала без сознания от усталости.

Коряки и их «безобразные» жены

Коряки жили на севере Камчатки, по соседству с ительменами и чукчами, и делились на «оленных», то есть кочевников-оленеводов, и «сидячих», то есть оседлых. Их брачные традиции во многом напоминали традиции ительменов: у них тоже был обычай «отработки» за невесту, были и свои коекчучи, которых они назывались «кеиев». У коряков, однако, те были не в чести, их презирали. Принять кого-либо за коекчучей считалось «великой бранью».

Но в том, что касалось женщин, брачная этика у оленных и сидячих коряков отличалась настолько кардинально, что, вероятно, это погубило не одного незадачливого этнографа.

Оленные коряки были едва ли не оплотом традиционной европейской морали, особенно на фоне остальных народов Дальнего Востока. Они ревновали жен как положено — доходило даже до смертоубийства в духе Отелло.

«Оленные коряки пребезмерно ревнивы, — пишет Крашенинников, — так что может убить жену за одно только подозрение, а когда приличится в прелюбодеянии, то лишаются живота оба прелюбодейцы».

У оленных коряков считалось, что красота женщины предназначена только для его мужа, поэтому коряцкие женщины проявляли чудеса изобретательности, пытаясь себя обезобразить: не умывались, не расчесывали волос, сверху носили платье «гнусное, ветхлое и заслосклое», а под исподом хорошее.

Зато оседлые коряки были в этом отношении полной противоположностью оленных: у них, по рассказам Крашенинникова, было принято предлагать гостям юрты жен или дочерей хозяев на ночь. Сам хозяин на это время отлучался или уезжал, чтобы навестить жену своего гостя.

Эта практика, очевидно, схожа с чукотским «товариществом по жене», но и здесь коряки зашли дальше других дальневосточных народов. Если оленные могли убить жену за подозрение в неверности, то сидячие — напротив, за пренебрежение хозяйской женой:

«Несносная обида хозяину, когда гость с женою его не пребудет: ибо в таком случае может он убит быть, как гнушающейся приязнью хозяина, что с нашими анадырскими казаками, которые оных обрядов их не знали, случалось, как сказывают, неоднократно. Чего ради и женщины их по своему обыкновению щеголять стараются: белятся и румянятся, носят хорошее платье…»

Нетрадиционные традиционные ценности

В снегах Чукотки не было твиттера, зато была полиамория, секс-позитив, транссексуальность и множество других любопытных форм брака. Такое же многообразие сексуального поведения можно было найти на Камчатке, Сахалине и по другую сторону Берингова пролива — среди коренных народов Северной Америки.

Групповой брак или его элементы были зафиксированы у чукч, коряков, ительменов, юкагиров (Северо-Восточная Сибирь), нивхов (Сахалин), а также, например, у эскимосов и алеутов. Причем практиковался он как минимум до начала XX века, то есть, по историческим меркам, до совсем недавнего времени.

Трансгендерность и гомосексуальность шаманической природы также существовала и у дальневосточных народов России, и у их американских «родственников». Так, третий, превращенный гендер выделяли аборигенных народов США и Канады. А вот концепция девстенности многим была в новинку и вызывала, по меньшей мере, недоумение.

Так что те практики, которые сегодня называют «нетрадиционными», не были рождены в XXI веке на просторах твиттера. Напротив, история человечества знает великое многообразие сексуальных и брачных норм куда старше привычной нам христианской морали. Для многих народов мира традиционные ценности — это как раз право «следовать своему вкусу», как завещали чукчи.

Головные уборы

Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.

Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.

Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы североамериканских индейцев.

У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.

Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами.

Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.

Традиционный корякский головной убор.

Идеальный вариант — Loveplanet.ru

Если вы не знаете, где познакомиться Чукотский автономный округ Анадырь с девушками, воспользуйтесь возможностями Loveplanet.ru! Это старейшая площадка Рунета,созданная специально для общения людей друг с другом. Сайт предлагает своим пользователям все преимущества, характерные для таких ресурсов, в комплексе: 

  • Анонимность переписки – защищенный чат позволит разговаривать со своим новым другом, не опасаясь, что о содержании бесед станет известно третьим лицам. 
  • Гарантия общения с реальными людьми – все размещенные на сайте анкеты проходят процедуру модерации с подтверждением указанных в них личных данных. 
  • Безграничные возможности поиска – так как знакомиться с молодыми хотят в любой точке мира, здесь есть функция подбора собеседника по анкетам. В параметрах можно отметить не только характеристики внешности, роста и веса, но и страну проживания. Поехав в отпуск, можно будет встретиться с новым другом или подругой лично. 

LovePlanet.ru ежедневно привлекает на свои страницы новых пользователей, поэтому количество анкет постоянно увеличивается. Попробуйте – знакомство с интересными людьми здесь будет простым, быстрым и интересным!

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий