Удивительная история картины лиотара «шоколадница»

История

Советский фарфор являлся преемником традиций царской России. В XVIII веке он был главным конкурентом китайским и европейским изделиям. Но после революции все предприятия национализировали, и некоторое время они не работали, так как фарфоровые статуэтки и качественная посуда ассоциировалась с буржуазным прошлым. За 3 года произошло переосмысление этой сферы, и на фарфоровое искусство взглянули по-новому.

Становление отрасли в СССР

Императорский завод по выпуску фарфора переименовали в ЛФЗ, то есть ломоносовский. Уже в начале 20-х годов он заработал на полную мощность. Гарднеровскую мануфактуру переименовали в Дмитровский завод. На данный момент изделия этих предприятий очень высоко ценятся во всём мире по двум причинам: они наиболее старые из всего советского периода, и они изготовлены по самой близкой технологии к той, что применялась в имперской России.

Направленность постепенно менялась. Искусство в фарфоре приобрело новые направления, например, появились агитационные статуэтки, которые влияли на народ не хуже агитплакатов. В это время постепенно расширялся экспорт за рубеж, и иностранные коллекционеры начали формирование тематических коллекций советского периода.

Периодизация

Специалисты разделяют самый дорогой фарфор СССР начала XIX века по периодам в истории:

  • индустриализация (1927);
  • коллективизация (1929);
  • культурная революция (1929-1930).

Кроме скульптуры и бытового фарфора начали поступать спецзаказы от кремлёвской элиты. Такие экземпляры представлены единично, обладание ими — настоящая удача для любого коллекционера.

В 30-х годах происходят значительные изменения в технике декорирования, начинают применять механическую печать, аэрографы, трафаретное оформление. Фарфоровые модели стали методом популяризации новой советской символики: отображались выдающиеся архитектурные единицы, техника, электростанции и пр. Также этот способ помогал донести до народа достижения в промышленности, аграрной отрасли, в искусстве и пр.

В 30-е и 40-е годы на первый план вышли два направления: неоклассицизм и «сталинский ампир». Самые дорогие фарфоровые статуэтки СССР в большинстве относятся именно к довоенным годам. В это время их часто дарят на праздники и к знаменательным событиям. С годами они становятся почти обязательной частью домашнего декора: балерины, пастухи, спортсмены, рабочие разных специальностей — такие фигурки из фарфора можно было встретить почти в каждом доме.

Кто написал картину?

Валентин Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге. Его родители были композиторами, в доме царил творческий хаос – в гости постоянно приходили известные писатели, художники, музыканты. Мать была на 26 лет младше отца.

Когда мальчику было 6 лет, у него умер отец. Мать уехала в Мюнхен, а Валентин жил в коммуне, у друзей. В семилетнем возрасте у него проявился талант к рисованию. Он стал заниматься сначала у немецкого гравера, потом у Ильи Репина.

Валентин Серов, фото

С 1875 года часто жил в усадьбе Абрамцево у Мамонтовых, был почти членом их семьи. В том возрасте он не любил свое имя и просил, чтобы его называли Антоном. За это старшие дети подшучивали над мальчиком.

В 1876 году мать увезла Валентина в Харьковскую губернию. Там мальчик посещал школу рисования, где был награжден серебряной медалью. Через два года из-за эпидемии холеры семья переехала в Москву.

Серов опять стал жить у Репина и заниматься с ним рисованием, а на лето переезжал в Абрамцево. Его привлекали окружающие пейзажи, он мог часами рисовать. Это сказалось на успеваемости в гимназии, откуда его отчислили.

В 1882 году Серов поступил в Академию художеств. Очень любил писать портреты, пейзажи в акварельной технике. В 1885 году получил медаль за лучший этюд с натуры. Но в следующем году, не закончив Академию, забрал документы и переехал к Мамонтовым. Художник стремился писать не по правилам, а отражать свои ощущения.

В 1887 году Серов путешествовал по Италии, его вдохновило искусство этой страны. После приезда он несколько месяцев жил в Абрамцево, где создал картину «Девочка с персиками». Живописец отмечал, что «хотел добиться свежести, которой нет в картинах, но есть в жизни». В ней удалось воплотить идеал «отрадного», который потом повлиял на течение импрессионизма в России.

Через два года художник обвенчался с Ольгой Трубниковой. У них была счастливая семья, родилось шестеро детей. Художник ездил по России, давал уроки рисования, иллюстрировал книги. Он написал много известных картин и портретов. Скончался Серов в 1911 году от сердечного приступа.

Художник прожил 46 лет, всего им написано около 200 картин, среди них много шедевров. Но самым известным, светлым и притягательным творением стала «Девочка с персиками». И. Грабарь отмечал, что Серов не понимал значимости и гениальности этой картины. Сейчас о ней говорят, как о «визитной карточке» живописца.

Свет и цвет

Теплота отношения художника к модели всегда так или иначе считывается зрителем. Здесь она передана при помощи цветовой палитры. Нежные, перетекающие друг в друга розовый, белый, золотистый, серебристо-серый светятся изнутри, как и сама юная шоколадница. Картина написана пастелью, передающей малейшие нюансы оттенков. Подобную технику живописи Лиотар предпочитал прочим и считался настоящим виртуозом пастели.

Автор сумел передать и внутренний свет героини. Она скромна, но в осанке и положении головы читается гордость и сознание собственной красоты. Простая служанка? Обычная шоколадница? Картина позволяет надеяться, что это не так.

История картины

Картина написана в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрёл у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 11-летняя дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, листья и 4 персика. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артёмова. Изображённый за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.

Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором.

В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцеве висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.

Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:

За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.

Справа внизу подпись: Сѣровъ 87. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 13011. Приобретена в 1929 году у А. С. Мамонтовой.

Искусствоведы Русского музея считают, что продолжает традицию детских образов в русской живописи, частью которой является Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» Валентина Серова, картина Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской» (1914), передающая «счастливую беззаботность детства». Советский искусствовед Ида Гофман, сравнивая «Девочку с персиками» и картину Александра Головина «Девочка и фарфор» («Фрося»), отмечала, что в картине Головина нет радостного ощущения жизни, которое характерно для картины Валентина Серова. Мир дорогих и красивых предметов, которые окружают героиню «Девочки и фарфора», не приносит ей радости, напротив он её подавляет, во взгляде присутствуют испуг и «тревожный вопрос».

Картины, которые искусствоведы соотносят с «Девочкой с персиками»

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница»


Шоколадница. Жан-Этьен Лиотар. 1743-1745 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Фото: upload.wikimedia.org

Название Шоколадница
Страна, художник Швейцария, Жан-Этьен Лиотар
Год 1743 -1745
Жанр портрет
Находится Галерея старых мастеров, Дрезден
Материалы пергамент, пастель

Портрет шоколадницы мастер писал с натуры одной из горничных австрийского императорского двора Анны Бальдауф.

Молодая официантка в белом длинном присобраном переднике несет в руках поднос. На подносе стоит стакан, наполненный водой и горячий шоколад в фарфоровой двоечке. Видно, что передник только что достали из комода, на нем ясно вырисовываются все складочки и замятины. Под фартуком горчично-золотистый корсет, стягивающий и без того тонкую девичью талию и серебристая в пышных сборках длинная юбка.

Из под юбки видны только светло-коричневые туфельки на каблучках. На голове официантки шоколадницы надет шелковый розовый чепчик в белоснежных кружевных оборках вокруг лица. Совсем молодое лицо с румяными щечками и пухлыми губами. Спокойный, уверенный взгляд вперед. Эта девушка хорошо выполняет свою работу.

Фон картины нейтральный, обычная светлая стена и дощатый пол. На этом фоне девушка не выглядит неподвижной, она идет вперед к столику, подать шоколад клиенту.

Предыстория написания «Шоколадницы» сама по себе уже лирическое произведение. Один австрийский князь путешествуя по Италии зашел в одну из венских кофеен, где увидел прекрасную официантку и тут же в нее влюбился.

Официантка эта была дочерью обедневшего дворянина, и вынуждена была работать, чтобы прокормиться. Семье молодого князя не понравилась перспектива приема в семью бедной невестки, однако все-же любовь победила и свадьба состоялась.

Картину же эту Лиотар написал к свадьбе влюбленных, изобразив невесту в облике официантки, подающей шоколад. Такой себе Золушки восемнадцатого века.

Картина очень легкая и воздушная, подкупает простота композиции. По стилю картина похожа на некоторые работы Шардена, где он изображал людей, занятых ежедневными рутинными делами. Уже в те года, когда писал Лиотар, его картина «Шоколадница» была признана шедевром.

Выполнен рисунок пастелью на пергаменте, прорисован каждый блик, отчетливо различима даже вода в стакане. Её подавали, чтобы запивать сладкий десерт. Притягивает и кружевная белая отделка рукава корсажа в три четверти, делающего руку девушки более плавной и нежной.

2.1 Описание картины

Рисунок 1. Жан-Этьен Лиотар. «Прекрасная шоколадница», 1745.Пастель.

Картина выполнена пастелью на пергаменте. Её размер 82.5 х 52,5 см. На нейтральном фоне стены и пола Лиотар изобразил фигуру аккуратно одетой девушки с подносом в руках, стоящую в ожидании, чтобы подать знатному гостю горячий шоколад (см. рисунок 1). Фигура полна естественной грации. Ни одного лишнего жеста. Осанка и положение рук и головы говорят нам о благородном происхождении героини. Художник запечатлел очень короткий момент происходящего действия. Рот шоколадницы слегка приоткрыт, возможно, она только что сообщила, что шоколад готов, или спросила, можно ли подавать. Секунду назад мы бы услышали негромкие шаги входящей официантки и шуршание её юбки и накрахмаленного передника, и почувствовали бы запах горячего шоколада, распространяющегося по комнате. Художник настолько тщательно прорисовал все детали, что картину можно сравнить с фотографией — настолько реалистично на ней всё изображено: легкий румянец на щеках девушки, её покорный взгляд, нежные руки, держащие поднос, изящный фарфор на подносе, одежда и головной убор девушки. Стакан с водой изображен с преломлением света, что говорит о профессионализме автора. Правдоподобно топорщится плотная парча ее юбки, еще не распрямились складки фартука. Несмотря на отсутствие глубоких теней, автор смог передать объем предметов без явного затемнения. Сюжет картины с подносом Лиотар не один раз воплощал в своих работах. Одна из таких работ – пастель «Завтрак» 1754 года, где служанка подает госпоже чашку шоколада и стакан воды. Другая работа, позднего творческого периода, – «Голландская девушка за завтраком» -1782 года. (см.Приложение 8 )

Вся картина настолько проработана и закончена, что кажется, художник сам поставил себе такую цель и достиг её. Наградой мастера является огромное количество поклонников этой картины.

Художница Тамара де Лемпицка и ее картины

Тамара де Лемпицка устраивала свою жизнь самостоятельно, так как еще в детстве отец оставил ее семью. Удачный брак с состоятельным человеком в тяжелые революционные времена пошел по швам, поэтому юной Тамаре пришлось бежать в Париж и там пытаться устроить свою судьбу. Она брала уроки рисования и проявила талант не только в живописи, но в и продаже своего мастерства. Яркая, эффектная женщина в экстравагантных нарядах, которая не стеснялась называть значительные суммы за свои картины, быстро очаровала французское общество и набрала популярность.

Тамара де Лемпицка (1898–1980).

Проявляла смелость она и в картинах, сочетая самые различные стили и течения от кубизма и ар-деко до классической школы и придя к своему оригинальному стилю. При этом персонажи ее картин получались удивительно чувственными, что и манило к ней дорогих заказчиков. Саму же чувственность так ярко выражать в картинах ей помогали многочисленные любовные романы как с мужчинами, так и с женщинами. В качестве примера ее работ назовем «Женщина в зеленом Бугатти», «Святая Тереза Авильская», «Кизетта на балконе».

Тамара де Лемпицка. «Женщина в зеленом Bugatti». 1925 г.

Тамара де Лемпицка является на сегодня не только известной, но и самой дорогой русской художницей среди женщин. Она также входит в топ-100 русских художников с самой дорогой картиной, занимая в нем седьмую позицию. Речь идет об официальный продажах на аукционах за период с 2000 по начало 2022 года. Выход на такую позицию в рейтинге художнице обеспечил уход картины Portrait de Marjorie Ferry за 21 млн долларов в феврале 2020 года.

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

Тайна знаменитой «Шоколадницы» Лиотара: история Золушки или хищной охотницы за княжеским титулом?

Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар считается одним из самых загадочных живописцев XVIII века. Легенд о его путешествиях и приключениях до наших дней дошло не меньше, чем захватывающих историй о его картинах. Самой знаменитой работой Лиотара, несомненно, является «Шоколадница».

С этой картиной связана интересная легенда: по свидетельствам современников художника, здесь он изобразил официантку, женившую на себе князя, которому она однажды подавала в кафе шоколад. А вот о характере и нравственных качествах этой особы сохранились весьма противоречивые свидетельства…

На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад. По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода.

Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.

Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.

Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.

Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых

Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа

Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.

А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.

С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.

Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.

Это интересно: Научная литература — это разновидность литературных трудов, которые созданы в результате исследовательской деятельности или теоретических обобщений в рамках научного метода, предназначены для специалистов. Научно-популярная литература – рассказ о науке, явлениях и ученых в простой и доступной форме для обычного читателя, в том числе и детей.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий