Кокошник

Содержание

Возвращение корней

Секретам изготовления русских кокошников Ольга Лаптенок училась во Франции

Ольга Лаптенок, наверное, единственный дизайнер в Красноярске, который всю свою душу вкладывает в такие необычные головные уборы – кокошники. Это раньше девушки носили эти традиционно русские головные уборы, а сейчас мода ушла, и красота «корон» давно забылась. Другие нынче приоритеты.

А ей интересно. Говорит, занятие это душу греет. Без изготовления кокошников мастерица уже и не представляет свою жизнь.

С него все и началось. А потом в жизни Ольги появился Юханн Никадимус из Москвы, который создает кокошники по старинным технологиям.

В новейшее время кокошники стали очень популярны у звезд шоу-бизнеса, в них устраивают фотосессии

Юханн рассказал все, что он знает про русский кокошник и его изготовление. Научил не только сажению по бели, но и золотому шитью. И зарядил красноярскую мастерицу желанием изготавливать собственные шедевры.

Кокошник на Руси

Не стоит думать, что русские девушки и женщины постоянно ходили в кокошниках. Этот праздничный головной убор надевали пару раз в году. Кокошником украшали во время венчания голову невесты, затем прятали в сундук, где он дожидался очередного праздника, передавали дочерям по наследству.

Кто носил кокошник? И крестьянки, и мещанки, и боярышни. Отличались головные уборы разных сословий лишь формой и материалами. Простолюдинки обычно носили расшитый бисером убор, в то время как аристократки щеголяли в расшитых золотом, драгоценными камнями и жемчугом кокошниках.

Когда к власти в России пришел Петр I, кокошник стал опальным, как и другие предметы народного костюма. Боярским женам и дочерям было запрещено его надевать, исключение было сделано для женщин-крестьянок, из семей купцов и мещан, жен священнослужителей.

Но затем история кокошника продолжается. Императрица Екатерина II чтила обычаи своих подданных и вновь ввела моду на кокошник. Она стала надевать русский головной убор на маскарады, и постепенно кокошник стали носить ее придворные дамы. Затем император Николай I приказал считать кокошник непременным элементом нарядов фрейлин, и они носили этот убор вплоть до февральской революции 1917 г.

Последняя русская императрица Александра Федоровна венчалась с Николаем Вторым в тиаре, по форме напоминающей кокошник. На сохранившихся фотографиях царской семьи головы великих княжон Романовых украшены скромными кокошниками.

Стоил старинный кокошник очень дорого, до 300 рублей, что в 30 раз превышало цену дойной коровы.

Что такое кокошник

Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.

Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.

Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.

Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.

В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.

Богато украшенный кокошник.

В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.

Чем декорировать кокошник

Декор вашего кокошника будет полностью зависеть от его будущего применения. Если он нужен для образа Снегурочки, отдайте предпочтение белым и голубым бусинам и блёсткам, искрящимся пайеткам и жемчужинкам.

Дополняя кокошником образ невесты, обратите внимание на жемчужный декор и блестящие бусины

Для повседневных аксессуаров в виде небольшого ободка подберите неяркую, но богатую ткань, а декор сделайте минималистичным.

Неважно, станет кокошник элементом карнавального костюма, стильного повседневного или роскошного вечернего образа, с ним вы точно не останетесь незамеченными!

История возникновения кокошника

Кокошник – это известный всем головной убор с очельем большой высоты, в несколько дюймов, полностью или частично закрывающий волосы, а часто – голову полностью, до ушей.

Когда именно возник кокошник, доподлинно неизвестно. Загадкой остается и то, как возникла традиция его ношения. Известно только, что уже в 12 веке нашей эры на Руси, под Новгородом, находили могилы знатных дам, чьи головы были украшены чем-то наподобие кокошника.

Интересно! Считается, что прообразом кокошника могли служить византийские тиары. Русь активно торговала с Византией, поддерживала тесные отношения с этим государством, поэтому вполне возможно, что дочери знатных мужчин могли познакомиться с модой византийских девушек, украшавших волосы таким интересным аксессуаром.

Кокошник был традиционным элементом русского костюма, поэтому его носили абсолютно все дамы:

  • крестьянки;
  • боярышни;
  • мещанки и т. д..

Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству.

В русских губерниях существовали собственные «модели» кокошника. До нас дошли следующие варианты (в разделе «Русский народный костюм» вы сможете познакомиться с самыми разными его конструкциями):

  1. Однорогий – его чаще всего носили в Центральной России. Он имел обязательную сетку-поднизь – красивую сетку, ниспадающую на лоб.
  2. Двурогие конструкции – у них «рога» находились по обеим сторонам лица. Это был очень широкий головной убор с очельем, напоминающим полумесяц.
  3. В виде цилиндрической шапки – его украшали обязательно платком и носили в основном в Северных губерниях.
  4. «Шеломок», напоминающий седло, носили жительницы Харьковской, Орловской и Курской губерний.

Кокошник пережил очень сложную историю своего становления и развития. Подробнее вы сможете ознакомиться с ней, посмотрев вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=j1I-R1o5sKs.

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Картонный кокошник на готовом ободке

Если дома найдется старый ненужный детский ободок или обруч, за пару часов можно сделать кокошник своими руками из картона.

Обратите внимание!

  • Подарки на 23 февраля своими руками — большой выбор идей по созданию необычных подарков на день Защитника Отечества
  • Что подарить мальчику на 2 года — список лучших вариантов интересного и полезного подарка (120 фото идей)

  • Папье-маше — ТОП-120 фото-обзоров оригинальных изделий. Подробная инструкция для начинающих по созданию красивых поделок

Как? Позволит разобраться мастер-класс ниже.

  1. Ободок обмотать атласной ленточкой, концы подклеить клеем из пистолета.
  2. На бумаге изобразить шаблон планируемого кокошника, внутреннюю линию провести по разведенному ободку.
  3. Эскиз перевести на картон и вырезать.
  4. Картонную заготовку обвести на ткани два раза (можно сложить пополам ткань) с учетом припусков для швов, вырезать.
  5. Сшить обе тканевые заготовки по наружному контуру, вывернуть с изнанки.
  6. Внутрь вложить картонную основу, нижний край зашить потайным швом так, чтобы нитей и мест их натяжения не было видно.
  7. При необходимости прогладить заготовку.
  8. Аккуратно пришить основу кокошника к заготовленному ободку, используя потайной шов.
  9. Декорировать лентами, стразами, бисером.

Головной убор готов!

Вязаный головной убор

Если времени предостаточно, то можно побаловать себя и вязаным кокошником, который, кстати, тоже смотрится неплохо и придётся по душе модницам и ценительницам прекрасного.

Понравившуюся схему можно выбрать из того, что предлагается в Интернете. Для работы пригодится тонкая хлопчатобумажная пряжа, не имеющая ворсинок.

Когда будет готова ажурная часть, остатками пряжи обматывается ободок. Накрахмаленный кокошник пропитать клеем, просушить, а затем прикрепить к ободку. Декорирование выполняется по желанию.

Русский кокошник служит прекрасным дополнением к народному костюму. Примечательно, что этот предмет национального гардероба запросто изготавливается самостоятельно.

И как можно было убедиться ранее, творческий процесс его создания не такой уж и сложный.

Достаточно запастись необходимыми материалами, проявить терпение и внимательно изучить инструкцию.

Фото золота 585 пробы

Чтобы узнать какой пробы изделие достаточно взглянуть на клеймо, в рамке которого присутствуют цифры, обозначающие содержание чистого золота. В зависимости от года изготовления клеймо может иметь различный вид:

  • старинное золото, выпущенное до 1927 года обозначалось по золотниковой системе и имело всего две цифры на клейме — 56, которые располагались слева от девушки в кокошнике с поворотом головы влево,
  • золото советского периода обозначалось тремя цифрами 583, расположенными на клейме справа от оттиска пятиконечной звезды с серпом и молотом по центру,
  • проба современных российских изделий из «желтого» драгоценного металла наносится справа от девушки с кокошником, голова которой повернута вправо.

Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц

Кокошник, запрещенный для высших слоев общества при Петре I, был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, возобновившей моду «а-ля русс».

Будучи немкой, Екатерина Великая ценила и уважала все русское, что и стало основным критерием ее государственной политики в годы ее правления. Основное правило — «нравиться народу» — выработалось еще в молодые годы, когда она еще была княгиней. Первоочередной своей целью она ставила изучить русский язык и проникнуться православной верой и ее обрядами. Подчеркивая этим самым свою связь с новой страной, ставшей ей второй родиной, все эти уроки усвоила прилежно и на всю жизнь.На этом полотне неизвестного художника изображена Екатерина в русском карнавальном наряде: в богатом кокошнике, сарафане и рубахе с пышными рукавами. Дополнением к образу царицы служат украшения с большими бриллиантами, поражающими своей массивностью.

Внучка Екатерины — Александра Павловна, живя в эпоху романтизма, уже наряжалась в русский костюм не как в карнавальный, а как в нечто исторически ценное. А на ее голове видим «венец», расшитый жемчужной нитью, который был популяризирован в северных губерниях России.

Отечественная война 1812 года с армией Наполеона подняла в обществе огромную волну русского патриотизма, возвратила интерес ко всему исконно русскому в моде. И снова в высшее общество вернулось некое подобие народных русских кокошников. В те же годы в моду вошли русские сарафаны с талией в стиле ампир красного и синего цветов. Так же при дворе одевались и царственные особы.

Жена императора Николая I- Александра Федоровна изображена в кокошнике, преобразившимся в помпезную конструкцию с огромными драгоценными камнями.

В 1834 году Николаем I был издан указ о вводе для представительниц прекрасного пола новых придворных платьев в стиле «а-ля бояр», дополненных кокошниками.

Супруга императора Александра III — Мария Федоровна, изображенная в наряде отделанном мехом горностая, и бриллиантовом кокошнике. К слову, мода на такие кокошники-тиары, с расходящимися лучами, распространилась по миру как раз из России и имели название: «the Kokoshnik Tiara».

Во второй половине 19 столетия в России снова прошел подъем русского стиля, вызвавший интерес к старине и русскому костюму. Знаковым событием стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники».

Этот головной убор в сочетании с придворным декольтированным платьем оставался в гардеробе дам высшего света до падения самодерживия в 1917 году.

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

Кокошник своими руками из картона на новогодний утренник

Если сшить из ткани кокошник не под силу каждому, например маленькой девочке, поскольку использование иголки с нитками требует определенной техники безопасности, то картонный кокошник может сделать каждый ребенок, используя привычные инструменты для изделия, с которыми он уже знаком с уроков искусства в школе.

Для создания картонного кокошника понадобятся следующие инструменты.

Необходимые материалы:

  • плотные листы картона (цветного или полностью белого, чтобы на поверхности можно было рисовать);
  • листы фольги (подойдет пищевая фольга или даже от шоколадок);
  • серебряная тесемка, кружевная ленточка или любая другая декоративная лента для украшения краев кокошника;
  • резинка или прочная атласная лента для фиксации кокошника на подбородке;
  • клей-ПВА или горячий клей-пистолет;
  • острые ножницы или канцелярский нож;
  • простой карандаш;
  • различные украшения: бусины или бисер.

Вооружившись необходимыми инструментами, можно приступать к работе.

Последовательность действий:

  1. По заранее намеченному трафарету из плотного картона вырезается 2 пластины гребня кокошника, на которые клеем-ПВА или горячим клеем приклеивается за основу фольга. Ее края подгибаются на заднюю часть каждой пластины картона.
  2. 2 шаблона картона, покрытые фольгой, внутренней стороной скрепляются друг с другом клеем.
  3. При помощи декоративной тесемки или широкой ленточки все края кокошника обшиваются. При отделке крайних углов также нужно прикрепить резинку или ленту в нижней части кокошника, которая будет завязываться на подбородке и, таким образом, обеспечивать прочную фиксацию изделия на голове.
  4. На получившуюся основную часть кокошника при помощи клея-пистолета или клея-ПВА приклеиваются бусины, стразы, бантики, снежинки, камешки и прочие украшения. Можно заранее подумать над их красивым расположением и воссоздать на лицевой стороне гребешка какую-то определенную композицию под новогоднюю тематику.

Таким образом, у нас получился отличный кокошник для новогоднего утренника. Он станет незаменимой деталью к всему остальному костюму снегурочки, который чаще всего состоит из шубки и белых зимних сапожек.

Как украсить кокошник

Способы его декорирования могут быть различными, всё зависит от того, для какого костюма он готовится.

Для костюма Снегурочки

Его можно декорировать с помощью различных бусин голубого и белого оттенков, снежинок, измельченной ёлочной мишуры.

Одним словом, пригодится всё то, что добавит кокошнику виду сказочности и превратит в настоящий атрибут праздничного зимнего костюма.

Для Снежной королевы

Так как персонаж выглядит довольно величественным, то и подбирать украшения также следует немного лучше. Они должны быть более насыщенными и передавать всю красоту образа.

Края убора украшаются белым пухом, по краям свисают бусинки. Верхняя часть покрывается узорной композицией, в которой присутствуют тесёмка серебристого цвета и бисер.

Для русской красавицы

Здесь предпочтительнее использовать яркие цвета, в основном красный, золотистый, жёлтый.

Золотистым оттенком отделываются края убора, поверхность которого расписывается орнаментами и узорами из бисера и бусинок. Добавить блёсток.

Императрица Екатерина II


Неизвестный художник с оригинала Стефано Торелли. Екатерина II в русском костюме. Конец XVIII века. ГИМ Хотя императрица Екатерина Великая и была немкой, любить и уважать русское было частью ее государственной политики. Это, кстати, одна из причин, по которой она и стала Великой. Правило сие она выработала еще в молодости, в трудные годы будучи великой княгиней. В ее «Записках» о тех годах читаем, как она поставила себе цель «нравиться народу», а также выучить русский язык и разбираться в православных обрядах. Ее муж Петр III, в душе еще просто голштинский герцог, всем этим пренебрегал — его конец известен.

Русский наряд императрицы с кокошником и сарафаном с пышными рукавами на этом портрете — маскарадный костюм. Мы знаем это, поскольку Екатерина держит в руках обычную карнавальную маску. Любопытно сравнить картину с маскарадным портретом ее предшественницы — императрицы Елизаветы: «дщерь Петрова» выбрала просто черное домино, а вот бывшая немецкая принцесса подчеркивает свою связь с новой родиной. В этом русском наряде поражают драгоценности, в том числе серьги с огромными бриллиантами. В Алмазном фонде хранятся похожие — они так тяжелы, что имеют специальный крючок, чтобы крепиться сзади над ухом, не оттягивая мочку.

Как нарисовать кокошник карандашом поэтапно?

Кокошник карандашом поэтапно рисовать не трудно, давайте сначала разберемся как выглядит этот старо-русский, нарядный головной убор.

Теперь можно просто срисовать. Кокошник очень похож на корону, диадему, тиару и другие нарядные головные уборы. Рисуется тоже очень просто. Сначала рисуем голову, а над ней изогнутую дугу от уха к уху. На лбу рисуем украшение из кружева или жемчуга. Сам кокошник украшаем самоцветными камнями или сказочными птицами. Так же можно использовать растительные мотивы (травы, цветы, листья)

Вот еще несколько кокошников для вдохновения:

Кокошник в современной моде

И кокошник 100 лет назад.

Как сделать кокошник на голову своими руками, можно посмотреть тут

Красота кокошника, который вы хотите нарисовать, полностью зависит от вашей фантазии.

Сначала рисуем овал лица, затем сверху пририсовываем очертания кокошника. Остается только задекорировать. Например можно вдохновиться вот такими рисункам:

Кокошники бывают разные, есть очень сложные, расшитые, разной формы.

Для рисунка лучше выбирать не очень сложные кокошники, наиболее простые, рисовать такие совсем не сложно.

Нарисуем сначала два полукруга, один в другом, по-больше и по-меньше.

Это уже и получился кокошник.

Теперь добавим детали, нарисуем бисер и ленты, продадим более сложную форму, можно нарисовать цветы из бусин.

Можно нарисовать треугольной формы кокошник, в виде арки, или как будто 2 горы, большая и маленькая.

Лучше сначала рисовать схематично, сильно на карандаш не нажимать рисуя кокошник.

В самом конце расскрасим получившийся рисунок, можно красным или голубым цветом.

Разновидности кокошников

Однорогий кокошник

К очелью крепилась сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, полностью закрывающая лоб до самых бровей.

Были распространены в центральных губерниях Европейской России – Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, – а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

Двурогий кокошник

Высокое твердое очелье имело форму треугольника, или полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы кокошника опускались к плечам.

Конусообразный кокошник

Вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.

Кокошник в виде небольшой круглой шапки

Верх делался плоским, а очелье – высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сеткой из нитей, расшитой жемчугом или же бисером.

Сверху на кокошник надевали платок, который закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.

Однодворческий кокошник

Получил своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний.

Не имел пришивных лопастей, позатыльника и спускающихся нитей; изготавливался обычно из позумента. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.

Вокруг кокошника, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

Формы кокошников: 1 – каргопольского типа; 2 – однорогий костромско-ярославского типа; 3 – однорогий владимирско-ярославского типа; 4 – псковского типа с шишками; 5 – новгородская «кика»; 6,8 – «моршень»; 7 – московская «кичка»; 9 – «шеломок»https://bigenc.ru/ethnology/text/2079577

Кокошник в виде шапки с плоским верхом

Имел выступ над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

Двухгребенчатый или седлообразный кокошник

С высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем.

Надевался обычно с узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником – прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы.

Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

Традиции ношения

Точное время возникновения кокошника неизвестно, как и полная история его происхождения, но уже в X веке подобные ему изделия были привычной частью одежды на Руси. До двадцатых годов он был частью головного убора невесты, который молодая жена носила до рождения первого ребёнка, а затем снимала и надевала только по праздникам. Сейчас этот предмет одежды практически исчез из быта и используется как часть карнавальных костюмов и одежды для выступлений.

Изготавливался кокошник на заказ. Его можно было купить у профессиональных мастериц — кокошниц, которые владели всеми необходимыми для создания головного убора навыками и умели обращаться не только с тканями, но и с натуральным жемчугом, золотыми нитями и бисером. Цена особенно дорогих изделий доходила до 300 рублей в ассигнациях (для сравнения: крепкая крестьянская лошадь стоила 60 рублей), потому кокошники часто становились фамильными реликвиями. Их старались тщательно беречь и передавали по наследству из поколения в поколение.

Надевали этот убор только по праздникам — он был предназначен для подчёркивания торжественности случая. В обычные дни женщины носили накосники и повойники. Традиционной причёской для кокошника были две косы, уложенные венком или пучком. Головной убор полностью закрывал волосы замужней женщины, но были и девичьи кокошники, позволяющие делать и другие причёски.

Отличительная черта убора — гребень. Он мог быть как в форме полумесяца, так и в виде стрелы, окружности, треугольника, короны, веера. В древние времена по форме этого убора можно было определить губернию, из которой прибыла девушка. Большую роль играл также орнамент. Традиционно он состоял из лягушки, которая символизировала плодородие, и двух лебедей, ассоциирующихся с супружеской верностью. Тыльную сторону кокошника тоже украшали — обычно там располагался рисунок дерева жизни.

Зимнее настроение: декор бутылки и бокалов с помощью морской соли

Обычно этот убор ассоциируется со свадьбами. Он иногда упоминается в текстах старинных молитв о замужестве и семье. Когда кокошник стали вытеснять традиционные платки и шляпы, в некоторых местах он ещё сохранялся как часть свадебной традиции — например, новобрачные девушки носили их три дня после торжества. На такой особенный случай было принято надевать жемчужный кокошник — даже если семья невесты не могла его себе позволить, они должны были позаимствовать элемент костюма у соседей или знакомых.

Слово «кокошник» было впервые задокументированно в XVII веке. При Петре Великом он был запрещён к ношению среди придворных, но сохранился как часть традиции бракосочетания. Царица Екатерина II снова вернула часть традиционного русского костюма в обиход. Во время Наполеоновских войн он снова вошёл в моду из-за последовавшего за ними всплеска патриотизма и возрождения интереса к традициям. Его носили даже русские императрицы.

Согласно указу, который издал Николай I, кокошник стал частью придворного платья. Фрейлины носили его вплоть до революции. В XIX веке последовал ещё один всплеск популярности этого атрибута. Придворные дамы надевали на балы и торжественные мероприятия богато украшенные и часто «утрированные» версии традиционных кокошников, которые демонстрировали роскошь и богатство костюмов.

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Бархат с жемчугом

Сделать первый кокошник было страшно, признается Ольга. Ведь это не простенькая корона ребенку на утренник. Чтобы головной убор получился достойным, его необходимо изготовить по технологиям, бытовавшим 400–500 лет назад

И немаловажно – из качественных материалов

Мы не зря упомянули о качественных материалах. Сегодня уже не найти винтажных тканей, из которых шили головные уборы мастерицы XVIII века, а вот галуны на европейском рынке встретить можно. И Ольге повезло: для своего первого настоящего кокошника на европейском аукционе она выкупила целую коллекцию французского галуна (нашивка из золотой или серебряной тесьмы), расшитого золотом.

По словам дизайнера, галуны – незаменимая вещь в изготовлении кокошников. В XVIII –XIX веках золотых нитей на их вышивку не жалели, а потому изделие долго сохраняло свою форму и праздничный вид. Видимо, не было тогда понятия «одноразовый».

К сожалению, сохранилось такое богатство только за рубежом. В России большое количество галунов, церковной одежды, которая также была расшита золотыми нитями, и старинных кокошников было уничтожено во время революции. Исторические вещи бросали в огонь ради горстки золота, которая оставалась после их истребления.

В наших магазинах невозможно найти ткани для старорусского головного убора. Красноярка работает с индийской парчой, бархатом, шелковым аксамитом (плотная ворсистая, часто узорчатая ткань из шелка и золотой или серебряной нити, напоминающая бархат).

Однажды ей повезло в Москве купить аксамит, который специально изготавливался для костюмов к фильму «Анна Каренина». Из него она сшила лунный головной убор.

Фрейлина Орлова-Денисова

Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия). 1835. Эрмитаж

Российские императоры моду обожали — мужскую, на униформу. Они тратили часы на придумывание новых фасонов свежесозданным полкам или на изменение обмундирования старых, подбирали цвета и аксессуары. Сами рисовали эскизы костюмов (вот и уроки живописи, которые обязательно давали царским детям, пригодились). А Николай I вторгся с этим опытом и в область женского костюма. Дело в том, что при дворе служило огромное количество фрейлин, одевались они хоть и роскошно, но как попало. И в 1834 году он издал указ об их форменном платье, вдохновившись при его создании русским костюмом. Девушкам был положен головной убор в виде «кокошника» с фатой и распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр». Цвет ткани зависел от иерархии службы: красный полагался фрейлинам великих княгинь, синий — великих княжон, а статс-дамам и камер-фрейлинам — зеленый. Цвет кокошника тоже менялся.

На портрете в типичном форменном платье николаевской эпохи изображена фрейлина Софья Орлова-Денисова. На плече у нее бант с бриллиантовым вензелем «А» — знак ее службы императрице Александре Федоровне. Эта внучка казачьего атамана Орлова и правнучка атамана Денисова позже вышла замуж за генерала Владимира Толстого, получив в свекрови графиню Марью Алексеевну Толстую — прототип той самой «княгини Марьи Алексевны» Грибоедова.

Любопытные факты о кокошнике

Кокошник – это очень интересный элемент русского национального костюма, поэтому кратко расскажем вам о нескольких фактов, на которые не хватило времени в основном тексте статьи:

  1. Само слово «кокошник» происходит от слова «кокошь» — то есть курица-наседка. По другим источникам, оно переводится как «петух».
  2. Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то же время редко превышала 10 рублей).
  3. Мы привыкли видеть кокошник с лицевой, стороны, красивой. Кажется, что «лицо» — это парадная часть головного убора. Однако, тыльная сторона вышивалась гораздо богаче и интереснее.
  4. Орнаменты вышивались не просто так. Они служили оберегами от злых сил, помогали хранить супружескую верность, приносили счастье в семью.
  5. Долгое время кокошником был строго определенный головной убор – позже, в эпоху Екатерины II, им стали называть любое украшение для головы с высоким очельем. Поэтому современные тиары очень часто создаются по образу и подобию русского кокошника. Мы уже упоминали женщин-монархов, которые надевают такие аксессуары на самые важные события в жизни.

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Кокошник

Содержание

Возвращение корней

Секретам изготовления русских кокошников Ольга Лаптенок училась во Франции

Ольга Лаптенок, наверное, единственный дизайнер в Красноярске, который всю свою душу вкладывает в такие необычные головные уборы – кокошники. Это раньше девушки носили эти традиционно русские головные уборы, а сейчас мода ушла, и красота «корон» давно забылась. Другие нынче приоритеты.

А ей интересно. Говорит, занятие это душу греет. Без изготовления кокошников мастерица уже и не представляет свою жизнь.

С него все и началось. А потом в жизни Ольги появился Юханн Никадимус из Москвы, который создает кокошники по старинным технологиям.

В новейшее время кокошники стали очень популярны у звезд шоу-бизнеса, в них устраивают фотосессии

Юханн рассказал все, что он знает про русский кокошник и его изготовление. Научил не только сажению по бели, но и золотому шитью. И зарядил красноярскую мастерицу желанием изготавливать собственные шедевры.

Кокошник на Руси

Не стоит думать, что русские девушки и женщины постоянно ходили в кокошниках. Этот праздничный головной убор надевали пару раз в году. Кокошником украшали во время венчания голову невесты, затем прятали в сундук, где он дожидался очередного праздника, передавали дочерям по наследству.

Кто носил кокошник? И крестьянки, и мещанки, и боярышни. Отличались головные уборы разных сословий лишь формой и материалами. Простолюдинки обычно носили расшитый бисером убор, в то время как аристократки щеголяли в расшитых золотом, драгоценными камнями и жемчугом кокошниках.

Когда к власти в России пришел Петр I, кокошник стал опальным, как и другие предметы народного костюма. Боярским женам и дочерям было запрещено его надевать, исключение было сделано для женщин-крестьянок, из семей купцов и мещан, жен священнослужителей.

Но затем история кокошника продолжается. Императрица Екатерина II чтила обычаи своих подданных и вновь ввела моду на кокошник. Она стала надевать русский головной убор на маскарады, и постепенно кокошник стали носить ее придворные дамы. Затем император Николай I приказал считать кокошник непременным элементом нарядов фрейлин, и они носили этот убор вплоть до февральской революции 1917 г.

Последняя русская императрица Александра Федоровна венчалась с Николаем Вторым в тиаре, по форме напоминающей кокошник. На сохранившихся фотографиях царской семьи головы великих княжон Романовых украшены скромными кокошниками.

Стоил старинный кокошник очень дорого, до 300 рублей, что в 30 раз превышало цену дойной коровы.

Что такое кокошник

Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.

Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.

Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.

Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.

В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.

Богато украшенный кокошник.

В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.

Чем декорировать кокошник

Декор вашего кокошника будет полностью зависеть от его будущего применения. Если он нужен для образа Снегурочки, отдайте предпочтение белым и голубым бусинам и блёсткам, искрящимся пайеткам и жемчужинкам.

Дополняя кокошником образ невесты, обратите внимание на жемчужный декор и блестящие бусины

Для повседневных аксессуаров в виде небольшого ободка подберите неяркую, но богатую ткань, а декор сделайте минималистичным.

Неважно, станет кокошник элементом карнавального костюма, стильного повседневного или роскошного вечернего образа, с ним вы точно не останетесь незамеченными!

История возникновения кокошника

Кокошник – это известный всем головной убор с очельем большой высоты, в несколько дюймов, полностью или частично закрывающий волосы, а часто – голову полностью, до ушей.

Когда именно возник кокошник, доподлинно неизвестно. Загадкой остается и то, как возникла традиция его ношения. Известно только, что уже в 12 веке нашей эры на Руси, под Новгородом, находили могилы знатных дам, чьи головы были украшены чем-то наподобие кокошника.

Интересно! Считается, что прообразом кокошника могли служить византийские тиары. Русь активно торговала с Византией, поддерживала тесные отношения с этим государством, поэтому вполне возможно, что дочери знатных мужчин могли познакомиться с модой византийских девушек, украшавших волосы таким интересным аксессуаром.

Кокошник был традиционным элементом русского костюма, поэтому его носили абсолютно все дамы:

  • крестьянки;
  • боярышни;
  • мещанки и т. д..

Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству.

В русских губерниях существовали собственные «модели» кокошника. До нас дошли следующие варианты (в разделе «Русский народный костюм» вы сможете познакомиться с самыми разными его конструкциями):

  1. Однорогий – его чаще всего носили в Центральной России. Он имел обязательную сетку-поднизь – красивую сетку, ниспадающую на лоб.
  2. Двурогие конструкции – у них «рога» находились по обеим сторонам лица. Это был очень широкий головной убор с очельем, напоминающим полумесяц.
  3. В виде цилиндрической шапки – его украшали обязательно платком и носили в основном в Северных губерниях.
  4. «Шеломок», напоминающий седло, носили жительницы Харьковской, Орловской и Курской губерний.

Кокошник пережил очень сложную историю своего становления и развития. Подробнее вы сможете ознакомиться с ней, посмотрев вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=j1I-R1o5sKs.

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Картонный кокошник на готовом ободке

Если дома найдется старый ненужный детский ободок или обруч, за пару часов можно сделать кокошник своими руками из картона.

Обратите внимание!

  • Подарки на 23 февраля своими руками — большой выбор идей по созданию необычных подарков на день Защитника Отечества
  • Что подарить мальчику на 2 года — список лучших вариантов интересного и полезного подарка (120 фото идей)

  • Папье-маше — ТОП-120 фото-обзоров оригинальных изделий. Подробная инструкция для начинающих по созданию красивых поделок

Как? Позволит разобраться мастер-класс ниже.

  1. Ободок обмотать атласной ленточкой, концы подклеить клеем из пистолета.
  2. На бумаге изобразить шаблон планируемого кокошника, внутреннюю линию провести по разведенному ободку.
  3. Эскиз перевести на картон и вырезать.
  4. Картонную заготовку обвести на ткани два раза (можно сложить пополам ткань) с учетом припусков для швов, вырезать.
  5. Сшить обе тканевые заготовки по наружному контуру, вывернуть с изнанки.
  6. Внутрь вложить картонную основу, нижний край зашить потайным швом так, чтобы нитей и мест их натяжения не было видно.
  7. При необходимости прогладить заготовку.
  8. Аккуратно пришить основу кокошника к заготовленному ободку, используя потайной шов.
  9. Декорировать лентами, стразами, бисером.

Головной убор готов!

Вязаный головной убор

Если времени предостаточно, то можно побаловать себя и вязаным кокошником, который, кстати, тоже смотрится неплохо и придётся по душе модницам и ценительницам прекрасного.

Понравившуюся схему можно выбрать из того, что предлагается в Интернете. Для работы пригодится тонкая хлопчатобумажная пряжа, не имеющая ворсинок.

Когда будет готова ажурная часть, остатками пряжи обматывается ободок. Накрахмаленный кокошник пропитать клеем, просушить, а затем прикрепить к ободку. Декорирование выполняется по желанию.

Русский кокошник служит прекрасным дополнением к народному костюму. Примечательно, что этот предмет национального гардероба запросто изготавливается самостоятельно.

И как можно было убедиться ранее, творческий процесс его создания не такой уж и сложный.

Достаточно запастись необходимыми материалами, проявить терпение и внимательно изучить инструкцию.

Фото золота 585 пробы

Чтобы узнать какой пробы изделие достаточно взглянуть на клеймо, в рамке которого присутствуют цифры, обозначающие содержание чистого золота. В зависимости от года изготовления клеймо может иметь различный вид:

  • старинное золото, выпущенное до 1927 года обозначалось по золотниковой системе и имело всего две цифры на клейме — 56, которые располагались слева от девушки в кокошнике с поворотом головы влево,
  • золото советского периода обозначалось тремя цифрами 583, расположенными на клейме справа от оттиска пятиконечной звезды с серпом и молотом по центру,
  • проба современных российских изделий из «желтого» драгоценного металла наносится справа от девушки с кокошником, голова которой повернута вправо.

Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц

Кокошник, запрещенный для высших слоев общества при Петре I, был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, возобновившей моду «а-ля русс».

Будучи немкой, Екатерина Великая ценила и уважала все русское, что и стало основным критерием ее государственной политики в годы ее правления. Основное правило — «нравиться народу» — выработалось еще в молодые годы, когда она еще была княгиней. Первоочередной своей целью она ставила изучить русский язык и проникнуться православной верой и ее обрядами. Подчеркивая этим самым свою связь с новой страной, ставшей ей второй родиной, все эти уроки усвоила прилежно и на всю жизнь.На этом полотне неизвестного художника изображена Екатерина в русском карнавальном наряде: в богатом кокошнике, сарафане и рубахе с пышными рукавами. Дополнением к образу царицы служат украшения с большими бриллиантами, поражающими своей массивностью.

Внучка Екатерины — Александра Павловна, живя в эпоху романтизма, уже наряжалась в русский костюм не как в карнавальный, а как в нечто исторически ценное. А на ее голове видим «венец», расшитый жемчужной нитью, который был популяризирован в северных губерниях России.

Отечественная война 1812 года с армией Наполеона подняла в обществе огромную волну русского патриотизма, возвратила интерес ко всему исконно русскому в моде. И снова в высшее общество вернулось некое подобие народных русских кокошников. В те же годы в моду вошли русские сарафаны с талией в стиле ампир красного и синего цветов. Так же при дворе одевались и царственные особы.

Жена императора Николая I- Александра Федоровна изображена в кокошнике, преобразившимся в помпезную конструкцию с огромными драгоценными камнями.

В 1834 году Николаем I был издан указ о вводе для представительниц прекрасного пола новых придворных платьев в стиле «а-ля бояр», дополненных кокошниками.

Супруга императора Александра III — Мария Федоровна, изображенная в наряде отделанном мехом горностая, и бриллиантовом кокошнике. К слову, мода на такие кокошники-тиары, с расходящимися лучами, распространилась по миру как раз из России и имели название: «the Kokoshnik Tiara».

Во второй половине 19 столетия в России снова прошел подъем русского стиля, вызвавший интерес к старине и русскому костюму. Знаковым событием стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники».

Этот головной убор в сочетании с придворным декольтированным платьем оставался в гардеробе дам высшего света до падения самодерживия в 1917 году.

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

Кокошник своими руками из картона на новогодний утренник

Если сшить из ткани кокошник не под силу каждому, например маленькой девочке, поскольку использование иголки с нитками требует определенной техники безопасности, то картонный кокошник может сделать каждый ребенок, используя привычные инструменты для изделия, с которыми он уже знаком с уроков искусства в школе.

Для создания картонного кокошника понадобятся следующие инструменты.

Необходимые материалы:

  • плотные листы картона (цветного или полностью белого, чтобы на поверхности можно было рисовать);
  • листы фольги (подойдет пищевая фольга или даже от шоколадок);
  • серебряная тесемка, кружевная ленточка или любая другая декоративная лента для украшения краев кокошника;
  • резинка или прочная атласная лента для фиксации кокошника на подбородке;
  • клей-ПВА или горячий клей-пистолет;
  • острые ножницы или канцелярский нож;
  • простой карандаш;
  • различные украшения: бусины или бисер.

Вооружившись необходимыми инструментами, можно приступать к работе.

Последовательность действий:

  1. По заранее намеченному трафарету из плотного картона вырезается 2 пластины гребня кокошника, на которые клеем-ПВА или горячим клеем приклеивается за основу фольга. Ее края подгибаются на заднюю часть каждой пластины картона.
  2. 2 шаблона картона, покрытые фольгой, внутренней стороной скрепляются друг с другом клеем.
  3. При помощи декоративной тесемки или широкой ленточки все края кокошника обшиваются. При отделке крайних углов также нужно прикрепить резинку или ленту в нижней части кокошника, которая будет завязываться на подбородке и, таким образом, обеспечивать прочную фиксацию изделия на голове.
  4. На получившуюся основную часть кокошника при помощи клея-пистолета или клея-ПВА приклеиваются бусины, стразы, бантики, снежинки, камешки и прочие украшения. Можно заранее подумать над их красивым расположением и воссоздать на лицевой стороне гребешка какую-то определенную композицию под новогоднюю тематику.

Таким образом, у нас получился отличный кокошник для новогоднего утренника. Он станет незаменимой деталью к всему остальному костюму снегурочки, который чаще всего состоит из шубки и белых зимних сапожек.

Как украсить кокошник

Способы его декорирования могут быть различными, всё зависит от того, для какого костюма он готовится.

Для костюма Снегурочки

Его можно декорировать с помощью различных бусин голубого и белого оттенков, снежинок, измельченной ёлочной мишуры.

Одним словом, пригодится всё то, что добавит кокошнику виду сказочности и превратит в настоящий атрибут праздничного зимнего костюма.

Для Снежной королевы

Так как персонаж выглядит довольно величественным, то и подбирать украшения также следует немного лучше. Они должны быть более насыщенными и передавать всю красоту образа.

Края убора украшаются белым пухом, по краям свисают бусинки. Верхняя часть покрывается узорной композицией, в которой присутствуют тесёмка серебристого цвета и бисер.

Для русской красавицы

Здесь предпочтительнее использовать яркие цвета, в основном красный, золотистый, жёлтый.

Золотистым оттенком отделываются края убора, поверхность которого расписывается орнаментами и узорами из бисера и бусинок. Добавить блёсток.

Императрица Екатерина II


Неизвестный художник с оригинала Стефано Торелли. Екатерина II в русском костюме. Конец XVIII века. ГИМ Хотя императрица Екатерина Великая и была немкой, любить и уважать русское было частью ее государственной политики. Это, кстати, одна из причин, по которой она и стала Великой. Правило сие она выработала еще в молодости, в трудные годы будучи великой княгиней. В ее «Записках» о тех годах читаем, как она поставила себе цель «нравиться народу», а также выучить русский язык и разбираться в православных обрядах. Ее муж Петр III, в душе еще просто голштинский герцог, всем этим пренебрегал — его конец известен.

Русский наряд императрицы с кокошником и сарафаном с пышными рукавами на этом портрете — маскарадный костюм. Мы знаем это, поскольку Екатерина держит в руках обычную карнавальную маску. Любопытно сравнить картину с маскарадным портретом ее предшественницы — императрицы Елизаветы: «дщерь Петрова» выбрала просто черное домино, а вот бывшая немецкая принцесса подчеркивает свою связь с новой родиной. В этом русском наряде поражают драгоценности, в том числе серьги с огромными бриллиантами. В Алмазном фонде хранятся похожие — они так тяжелы, что имеют специальный крючок, чтобы крепиться сзади над ухом, не оттягивая мочку.

Как нарисовать кокошник карандашом поэтапно?

Кокошник карандашом поэтапно рисовать не трудно, давайте сначала разберемся как выглядит этот старо-русский, нарядный головной убор.

Теперь можно просто срисовать. Кокошник очень похож на корону, диадему, тиару и другие нарядные головные уборы. Рисуется тоже очень просто. Сначала рисуем голову, а над ней изогнутую дугу от уха к уху. На лбу рисуем украшение из кружева или жемчуга. Сам кокошник украшаем самоцветными камнями или сказочными птицами. Так же можно использовать растительные мотивы (травы, цветы, листья)

Вот еще несколько кокошников для вдохновения:

Кокошник в современной моде

И кокошник 100 лет назад.

Как сделать кокошник на голову своими руками, можно посмотреть тут

Красота кокошника, который вы хотите нарисовать, полностью зависит от вашей фантазии.

Сначала рисуем овал лица, затем сверху пририсовываем очертания кокошника. Остается только задекорировать. Например можно вдохновиться вот такими рисункам:

Кокошники бывают разные, есть очень сложные, расшитые, разной формы.

Для рисунка лучше выбирать не очень сложные кокошники, наиболее простые, рисовать такие совсем не сложно.

Нарисуем сначала два полукруга, один в другом, по-больше и по-меньше.

Это уже и получился кокошник.

Теперь добавим детали, нарисуем бисер и ленты, продадим более сложную форму, можно нарисовать цветы из бусин.

Можно нарисовать треугольной формы кокошник, в виде арки, или как будто 2 горы, большая и маленькая.

Лучше сначала рисовать схематично, сильно на карандаш не нажимать рисуя кокошник.

В самом конце расскрасим получившийся рисунок, можно красным или голубым цветом.

Разновидности кокошников

Однорогий кокошник

К очелью крепилась сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, полностью закрывающая лоб до самых бровей.

Были распространены в центральных губерниях Европейской России – Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, – а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

Двурогий кокошник

Высокое твердое очелье имело форму треугольника, или полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы кокошника опускались к плечам.

Конусообразный кокошник

Вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.

Кокошник в виде небольшой круглой шапки

Верх делался плоским, а очелье – высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сеткой из нитей, расшитой жемчугом или же бисером.

Сверху на кокошник надевали платок, который закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.

Однодворческий кокошник

Получил своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний.

Не имел пришивных лопастей, позатыльника и спускающихся нитей; изготавливался обычно из позумента. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.

Вокруг кокошника, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

Формы кокошников: 1 – каргопольского типа; 2 – однорогий костромско-ярославского типа; 3 – однорогий владимирско-ярославского типа; 4 – псковского типа с шишками; 5 – новгородская «кика»; 6,8 – «моршень»; 7 – московская «кичка»; 9 – «шеломок»https://bigenc.ru/ethnology/text/2079577

Кокошник в виде шапки с плоским верхом

Имел выступ над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

Двухгребенчатый или седлообразный кокошник

С высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем.

Надевался обычно с узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником – прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы.

Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

Традиции ношения

Точное время возникновения кокошника неизвестно, как и полная история его происхождения, но уже в X веке подобные ему изделия были привычной частью одежды на Руси. До двадцатых годов он был частью головного убора невесты, который молодая жена носила до рождения первого ребёнка, а затем снимала и надевала только по праздникам. Сейчас этот предмет одежды практически исчез из быта и используется как часть карнавальных костюмов и одежды для выступлений.

Изготавливался кокошник на заказ. Его можно было купить у профессиональных мастериц — кокошниц, которые владели всеми необходимыми для создания головного убора навыками и умели обращаться не только с тканями, но и с натуральным жемчугом, золотыми нитями и бисером. Цена особенно дорогих изделий доходила до 300 рублей в ассигнациях (для сравнения: крепкая крестьянская лошадь стоила 60 рублей), потому кокошники часто становились фамильными реликвиями. Их старались тщательно беречь и передавали по наследству из поколения в поколение.

Надевали этот убор только по праздникам — он был предназначен для подчёркивания торжественности случая. В обычные дни женщины носили накосники и повойники. Традиционной причёской для кокошника были две косы, уложенные венком или пучком. Головной убор полностью закрывал волосы замужней женщины, но были и девичьи кокошники, позволяющие делать и другие причёски.

Отличительная черта убора — гребень. Он мог быть как в форме полумесяца, так и в виде стрелы, окружности, треугольника, короны, веера. В древние времена по форме этого убора можно было определить губернию, из которой прибыла девушка. Большую роль играл также орнамент. Традиционно он состоял из лягушки, которая символизировала плодородие, и двух лебедей, ассоциирующихся с супружеской верностью. Тыльную сторону кокошника тоже украшали — обычно там располагался рисунок дерева жизни.

Зимнее настроение: декор бутылки и бокалов с помощью морской соли

Обычно этот убор ассоциируется со свадьбами. Он иногда упоминается в текстах старинных молитв о замужестве и семье. Когда кокошник стали вытеснять традиционные платки и шляпы, в некоторых местах он ещё сохранялся как часть свадебной традиции — например, новобрачные девушки носили их три дня после торжества. На такой особенный случай было принято надевать жемчужный кокошник — даже если семья невесты не могла его себе позволить, они должны были позаимствовать элемент костюма у соседей или знакомых.

Слово «кокошник» было впервые задокументированно в XVII веке. При Петре Великом он был запрещён к ношению среди придворных, но сохранился как часть традиции бракосочетания. Царица Екатерина II снова вернула часть традиционного русского костюма в обиход. Во время Наполеоновских войн он снова вошёл в моду из-за последовавшего за ними всплеска патриотизма и возрождения интереса к традициям. Его носили даже русские императрицы.

Согласно указу, который издал Николай I, кокошник стал частью придворного платья. Фрейлины носили его вплоть до революции. В XIX веке последовал ещё один всплеск популярности этого атрибута. Придворные дамы надевали на балы и торжественные мероприятия богато украшенные и часто «утрированные» версии традиционных кокошников, которые демонстрировали роскошь и богатство костюмов.

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Бархат с жемчугом

Сделать первый кокошник было страшно, признается Ольга. Ведь это не простенькая корона ребенку на утренник. Чтобы головной убор получился достойным, его необходимо изготовить по технологиям, бытовавшим 400–500 лет назад

И немаловажно – из качественных материалов

Мы не зря упомянули о качественных материалах. Сегодня уже не найти винтажных тканей, из которых шили головные уборы мастерицы XVIII века, а вот галуны на европейском рынке встретить можно. И Ольге повезло: для своего первого настоящего кокошника на европейском аукционе она выкупила целую коллекцию французского галуна (нашивка из золотой или серебряной тесьмы), расшитого золотом.

По словам дизайнера, галуны – незаменимая вещь в изготовлении кокошников. В XVIII –XIX веках золотых нитей на их вышивку не жалели, а потому изделие долго сохраняло свою форму и праздничный вид. Видимо, не было тогда понятия «одноразовый».

К сожалению, сохранилось такое богатство только за рубежом. В России большое количество галунов, церковной одежды, которая также была расшита золотыми нитями, и старинных кокошников было уничтожено во время революции. Исторические вещи бросали в огонь ради горстки золота, которая оставалась после их истребления.

В наших магазинах невозможно найти ткани для старорусского головного убора. Красноярка работает с индийской парчой, бархатом, шелковым аксамитом (плотная ворсистая, часто узорчатая ткань из шелка и золотой или серебряной нити, напоминающая бархат).

Однажды ей повезло в Москве купить аксамит, который специально изготавливался для костюмов к фильму «Анна Каренина». Из него она сшила лунный головной убор.

Фрейлина Орлова-Денисова

Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия). 1835. Эрмитаж

Российские императоры моду обожали — мужскую, на униформу. Они тратили часы на придумывание новых фасонов свежесозданным полкам или на изменение обмундирования старых, подбирали цвета и аксессуары. Сами рисовали эскизы костюмов (вот и уроки живописи, которые обязательно давали царским детям, пригодились). А Николай I вторгся с этим опытом и в область женского костюма. Дело в том, что при дворе служило огромное количество фрейлин, одевались они хоть и роскошно, но как попало. И в 1834 году он издал указ об их форменном платье, вдохновившись при его создании русским костюмом. Девушкам был положен головной убор в виде «кокошника» с фатой и распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр». Цвет ткани зависел от иерархии службы: красный полагался фрейлинам великих княгинь, синий — великих княжон, а статс-дамам и камер-фрейлинам — зеленый. Цвет кокошника тоже менялся.

На портрете в типичном форменном платье николаевской эпохи изображена фрейлина Софья Орлова-Денисова. На плече у нее бант с бриллиантовым вензелем «А» — знак ее службы императрице Александре Федоровне. Эта внучка казачьего атамана Орлова и правнучка атамана Денисова позже вышла замуж за генерала Владимира Толстого, получив в свекрови графиню Марью Алексеевну Толстую — прототип той самой «княгини Марьи Алексевны» Грибоедова.

Любопытные факты о кокошнике

Кокошник – это очень интересный элемент русского национального костюма, поэтому кратко расскажем вам о нескольких фактов, на которые не хватило времени в основном тексте статьи:

  1. Само слово «кокошник» происходит от слова «кокошь» — то есть курица-наседка. По другим источникам, оно переводится как «петух».
  2. Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то же время редко превышала 10 рублей).
  3. Мы привыкли видеть кокошник с лицевой, стороны, красивой. Кажется, что «лицо» — это парадная часть головного убора. Однако, тыльная сторона вышивалась гораздо богаче и интереснее.
  4. Орнаменты вышивались не просто так. Они служили оберегами от злых сил, помогали хранить супружескую верность, приносили счастье в семью.
  5. Долгое время кокошником был строго определенный головной убор – позже, в эпоху Екатерины II, им стали называть любое украшение для головы с высоким очельем. Поэтому современные тиары очень часто создаются по образу и подобию русского кокошника. Мы уже упоминали женщин-монархов, которые надевают такие аксессуары на самые важные события в жизни.

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий