Девушка в красной шляпе — girl with a red hat

Описание и анализ картины

В центре картины красивая девушка с восточными чертами лица

Девушка одна, едет в двухместной карете, на то время это считалось неприличным.

Высокомерный взгляд девушки показывает превосходство над остальными.

Вся одежда подобрана по последним тенденциям моды того времени.

С левой стороны картины виден Аничков Дворец.

Александринский театр

Мне нравится30Не нравится11

«Неизвестная» стала центром выставки в Императорской Академии, где её в первый раз увидели зрители

Она сразу же привлекла всеобщее внимание. Однако впечатление было противоречивым

Некоторые критики расценили картину как вызов, который был направлен против общественных устоев. Многие сочли, что автор изобразил очень дорогую куртизанку. Почему же? Ведь на картине нет изображения обнажённого тела или ещё чего-либо, подразумевающего разврат и отсутствие морали.

Девушка, сидящая в роскошном экипаже, очень красива. У неё нежное, чуть смугловатое лицо с мягким румянцем. Красота её необычна для России: незнакомка, скорее, похожа на восточную женщину. Тонкие, изящные черты, яркие, чувственные губы, соболиные брови и большие чёрные глаза, обрамлённые роскошными ресницами, делают её схожей с героиней сказок «Тысячи и одной ночи».

Но не это вызвало возмущение у многих зрителей. Согласно этикету, в те времена молодой женщине из приличного общества не пристало ездить в экипаже по улицам одной. А эта обворожительная красотка:

  • гордо восседает в двухместной коляске в одиночестве, ничуть не смущаясь, совсем напротив;
  • удобно откинулась на спинку сиденья и держится так, словно принимает просителей в своём собственном салоне;
  • смотрит высокомерно, будто демонстрирует собственное превосходство.

Дамы высшего сословия не позволяли себе ничего подобного, поэтому и нашлись противники этой прекрасной картины, среди которых оказался даже Павел Третьяков. Прежде он с большим интересом относился к творчеству Крамского, ему очень нравились созданные им портреты. Он с удовольствием приобретал их для своей галереи. Но «Неизвестная» вызвала возмущение.

Многие зрители, увидев картину, решили, что автор изобразил даму полусвета. Об этом, по их мнению, явственно говорит роскошный наряд девушки. Все предметы её туалета очень дорогие, подобраны с самым тонким вкусом, и полностью соответствуют последним модным тенденциям того времени.

Чего стоит один головной убор – небольшая шляпка из чёрного бархата с синим оттенком, украшенная слегка завитыми белыми перьями страуса и крупными жемчужинами. Художник изобразил их необычайно точно. В то время это был самый модный «Франциск». Он очень к лицу этой надменной красавице.

Впрочем, вся одежда героини модная и дорогая. Отделанное соболиным мехом и лентами синего атласа манто «Скобелев», перчатки из тонкой кожи, меховая муфта – каждая вещь словно громогласно заявляет о том, что прекрасная дама имеет немалые средства. Это особенно подчёркивает золотой массивный браслет на запястье. Одно лишь такое украшение стоит целое состояние. Словом, девушка выглядит как образец моды, стиля и красоты.

Именно поэтому зрители и решили, что она не светская дама, а, скорее, содержанка какого-то богача, либо просто кокотка. Настоящие потомственные аристократки в те времена выглядели иначе. Дело в том, что капиталистические отношения набирали обороты. Представители дворянства постепенно беднели. А вот всё больше выходцев из народа, которые пополняли купеческое сословие, создавали себе состояние и всеми силами стремились демонстрировать собственное богатство, наряжая своих женщин в самые роскошные туалеты и украшения.

В аристократическом обществе тех лет было принято придерживаться некоторой старомодности. Настоящие благородные дамы не могли позволить себе тратить на дорогие наряды значительные суммы, а уж тем более – на драгоценности. Поэтому и распространился такой стиль, который отличал истинных представительниц высшего света. «Модными» у них были сдержанность, неброскость и скромность. Они сознательно стремились несколько отставать от последних новинок, даже если имели возможность приобрести их. Что касается дорогих украшений, то их количество, согласно этикету, должно было быть минимальным. Выставленная напоказ роскошь негласно считалась дурным тоном.

Потому современники Ивана Крамского были убеждены в том, что на портрете он изобразил даму, не слишком обременённую нормами морали.

Портрет девушки в красном уборе

Художники часто используют в своем творчестве изображение женщины в шляпе. Не обошел стороной эту тему и нидерландский художник Ян Вермеер Делфтский. Это полотно было создано им в 1668 году. Изображенная на картине дама в красной шляпе была написана на деревянном холсте. Художник использовал технику «замочной скважины», что позволяет зрителю оценить мастерство автора. Фигура женщины в несколько экстравагантном одеянии и красном головном уборе близко расположена к зрителю. Мы можем видеть богатство красок и в синей накидке, и в ярком головном уборе. Бледное удлиненное лицо девушки, напоминающее, скорее, лицо юноши, что не характерно для других картин Вермеера, повернуто к зрителю. Она как будто хочет что-то сказать, но медлит. И этот миг прекрасен, прекрасен своей неповторимостью, обыденностью, живостью.

Девушка с жемчужной серёжкой

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага. Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Подделка и скандал

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них — безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.

Картина Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе», выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Девушка с жемчужной серёжкой

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага.

Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный тюрбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

«Девушка в красной шляпе»

Художник Александр Мурашко написал картину «Девушка в красной шляпе», в которой в первую очередь привлекает зрителя лицо девушки, такое сосредоточенное и не по годам задумчивое. Картина была написана в 1903 году

Чем примечательна эта дама в шляпе? Картина привлекает внимание те только к самой девушки, но и к той исторической эпохе, в которой она жила. Ярким, можно сказать звонким акцентом здесь является красная шляпа, которая выделяется на сером фоне и контрастирует с черным нарядом

Художник с помощью красного цвета выгодно подчеркивает красоту и молодость своей героини, которая, в свою очередь, выглядит несколько растеряно, грустно и одиноко, а ее черные большие глаза притягивают зрителя.

Жизнь после свадьбы

У Вермеера была очень большая семья – одиннадцать (или, может быть, даже пятнадцать) детей, некоторые из которых умерли в раннем детстве. Известно, что в 1667, 1669 и 1673 годах состоялись похороны детей Вермеера. После смерти художника появляется информация вначале о восьми несовершеннолетних детях, затем – о десяти. (Мария, Элизабет, Корнелия, Алейдис, Беатрис, Йоханнес, Гертруд, Франциск, Катарина и Игнатий). Чтобы прокормить их, художник помимо живописи занимался и другими профессиями. Возможно, он управлял таверной своего отца, и почти наверняка, как и он, занимался продажей картин. Он также был их оценщиком. В 1672 году вместе с другими художниками (включая Ханса Джордаенса из Дельфта) назначен экспертом и проводил экспертизы картин, приписываемых Микеланджело, Тициану и Рафаэлю. Тогда он заявил, что это никчемные подделки, а не работы великих художников. Скорее всего, живописец Вермеер писал для конкретной аудитории, а не для свободного рынка. Одним из таких меценатов был Хендрик Ван Буйтен – пекарь и Якоб Диссий – типограф, которому в 1682 году принадлежало 19 произведений Вермеера.

Известно, что около 1660 года Вермеер все еще жил со своей женой и детьми в доме тещи, много раз предоставлявшей ему займы. В декабре 1653 года Вермеер стал членом гильдии св. Луки, объединяющую художников и скульпторов. Судя по всему, был уважаемым человеком, поскольку его выбрали председателем (деканом) гильдии. Помимо своих произведений, продавал картины других мастеров. Но способностей к торговле не имел, поэтому жил в бедности до конца своих дней. Не стоит обманываться жемчугом, серебряными бокалами и великолепными коврами на картинах – художники в тот период жили в очень тяжелых условиях. Экономическая ситуация была неблагоприятной, кроме того Нидерланды были втянуты в войну, которая привела к краху экономики и голоду.

Грузинское проклятие картины и незнакомки

Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.

Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.

В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник

Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.

  • Ростовский мост — «родственник» Эйфелевой башни
  • Сентинельцы — злые первобытные люди XXI века
  • Почему в СССР обои клеили поверх газет?
  • Чем наши хипстеры отличаются от западных
  • Впечатления Дэвида Боуи от путешествия в российском поезде

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Художественная техника Вермеера

В своих работах Вермеер чаще всего изображал бытовые сцены, а также женщин среднего класса и их прислугу. Манера написания картин художника была совершенно уникальной. Ян Вермеер не смешивал краски, а каждый мазок наносил отдельно. Затем эти отдельные сегменты красок складывались в целостное произведение. Он писал настолько тонкими точечными мазками, что рассмотреть их можно только с помощью лупы. Через два столетия эту технику стали применять художники-пуантилисты (Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Мартен). В конце XVII века, когда состоялся аукцион его работ, на счету Вермеера была всего 21 работа. Искусствоведы в течение XIX-XX веков активно искали его произведения. В наше время насчитывается 36 или 39 полотен живописца (по разным источникам). За 20 лет творческой жизни он написал около 40 работ. Из-за медленной манеры письма у художника было мало заказов. Именно поэтому считается, что Вермеер не зарабатывал своим творчеством. Продолжение дела своего отца обеспечивало экономическое благополучие его семьи.

Ниже будут представлены описания самых значимых картин Яна Вермеера, примерные годы их создания и современное местонахождение.

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Версия четвертая – служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт, но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.

«Девушка в тюрбане» Яна Вермеера

Оказывается в 17 веке, в Голландии, был популярен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть понятна. Необычность могла проявляться либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. Говоря о портрете «Девушка в тюрбане», именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хотя на самом деле тюрбан – не редкость. И виной тому ни кто иной, как Султан Сулейман, так активно покорявший Европу. Тюрбан считался экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. Возможно и Вермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. Даже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и популярны, то у Вермеера и форма, и цвет во многом отличаются от классического тюрбана.

Но и это еще не все! Ведь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. Увы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. Чего не коснись в этом портрете, все является загадкой для потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерная для того времени, и даже жемчужина в ухе. Действительно таинственный портрет « Девушка с жемчужной сережкой », пожалуй, я бы назвала его портрет-загадка.

«Девушка с жемчужиной» Яна Вермеера

«Золотой век» Голландии приходится на XVII век и, одним из ярких представителей этого времени, является художник Ян Вермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столетия. Удивительна жизнь этого известного художника… Почему я поставила многоточие? Да потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивляться. Признанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столетия, был забыт… Забыт полностью, до тех пор, пока французский критик Торе-Бюрже не извлек из забвения имя известного теперь мастера живописи. Популярность Яна Вермеера росла и достигла необычайных высот к концу девятнадцатого века, ставя его на одну ступень с Питером де Хоохом, Рембрандтом и Франсом Хальсом.

«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Казалось бы, настало время узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остается только удивляться, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. Порывшись на обширных просторах интернета, я кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами. Ни о чувствах, ни о взаимоотношениях с родными и близкими узнать так я и не смогла. У художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «Мехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы. Сухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.

Картина «Молочница»

Нет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родителям и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хотя мать, после своей смерти, все наследство завещала ему. Каковы были отношения в семье, и кто был художнику особенно дорог. Все кануло в лету и теперь можно только догадываться или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «Девушка с жемчужной сережкой». Ниже я предоставлю вам те сведения, которые смогла найти.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Заключение

В заключении, подводя итоги, отметим, что искусство всегда представляло собой интерес во всех проявлениях, сам процесс восприятии и создания объектов искусства представляет целую отрасль изучения понимания художественных ценностей и их влияния на жизнедеятельность человека. Серия картин «Дама в шляпе» дает возможность ценителю искусства не только получить эстетическое удовольствие, но и окунуться в историческую эпоху, а также изучить проблемы личности художника и его творчества, исследуя его творения с точки зрения проявления в них человеческих характеров, интеллектуальных и эмоциональных сторон личности человека. На полотнах изображены не только люди. На них представлено мировоззрение ушедшей эпохи.

Просмотры: 26

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий