Картина «дама в шляпе», или искусство во всех его проявлениях

Невероятное мастерство Крамского

Отмечу, что не только загадочность героини и зашитое в картину послание делают эту работу шедевром.

Не последнюю роль играет блестящая техника Ивана Крамского. Он умел работать в фотореалистичной манере и создавать невероятную иллюзию гладкости шелковых лент и невесомости мягкого меха.

Здесь мы говорим о высочайшем мастерстве светотеневой моделировки. Несмотря на темную одежду модели, мы тем не менее отмечаем иллюзию объёма. Что ж, Крамской умел работать с чёрным цветом.

Иван Крамской. Портрет Льва Толстого. 1873. Третьяковская галерея.
«Неизвестная» – это не просто портрет. Это вершина реалистичного мастерства русских художников XIX века. А также это портрет эпохи, отражение переломного момента в восприятии человека, женщины. Это тот случай, когда картина вызывает вечные вопросы, а также чувство восхищения. А значит, навсегда останется для нас шедевром.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: [email protected].

Ренуар “Девушки в черном”. Почему на картине нет черного цвета

Пьер Огюст Ренуар. Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Ренуар – один из самых позитивных художников. Его герои и героини общаются, смеются, танцуют и просто живут в удовольствие. На его картинах вы не увидите мрачных лиц, трагичных сцен и слез детей. Вы на них не увидите даже черного цвета. Как, например, на картине “Девушки в черном”.

Дело в том, что в 80е года 19 века Ренуар знакомится с научной теорией о взаимодействии спектральных цветов. Тогда стало модно обсуждать, что в природе нет черного цвета, а есть только синий, желтый и красный.

В результате Ренуар отказывается от использования чёрной краски. На картине “Девушки в черном” платья и шляпки героинь написаны сложным смешением синего ультрамарина и красного краплака.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

На картине “Девушка в красной шляпе” Вермеер написал шляпу героини красным краплаком. А на знаменитом полотне “Молочница” передник женщины написан чистым синим ультрамарином.

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Еще картина “Девушки в черном” интересна тем, что создана в момент творческого кризиса Ренуара. Он говорит “Я дошёл до конца импрессинизма” именно в 1881 году, когда была создана картина.

В этом году он резко меняет свой стиль и создаёт более академичные, нежели атмосферные картины. Плавные аккуратные мазки заменяют крупные и небрежные, свойственные импрессионистам. Появляются более чёткие линии.

К этому же периоду, что и “Девушки в черном”, относится картина Ренуара “Зонтики”. В ней также преобладают плавные чёткие линии. И чистого черного вы на ней тоже не найдёте.

Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881-1886 гг. Национальная галерея Лондона.

И ещё одна особенность картины “Девушки в черном”: изображение той, что в профиль, обрезано. Как будто перед нами фотография. Такой же эффект художник использует и в картине “Зонтики”. Этим эффектом часто пользовались импрессионисты, чтобы подчеркнуть естественность происходящего.

Особенно мастером в этом был Эдгар Дега. Многие его картины как будто сняты “из-за угла”. Об этом более подробно читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Оксана Копенкина

Описание и анализ картины

В центре картины красивая девушка с восточными чертами лица

Девушка одна, едет в двухместной карете, на то время это считалось неприличным.

Высокомерный взгляд девушки показывает превосходство над остальными.

Вся одежда подобрана по последним тенденциям моды того времени.

С левой стороны картины виден Аничков Дворец.

Александринский театр

Мне нравится30Не нравится11

«Неизвестная» стала центром выставки в Императорской Академии, где её в первый раз увидели зрители

Она сразу же привлекла всеобщее внимание. Однако впечатление было противоречивым

Некоторые критики расценили картину как вызов, который был направлен против общественных устоев. Многие сочли, что автор изобразил очень дорогую куртизанку. Почему же? Ведь на картине нет изображения обнажённого тела или ещё чего-либо, подразумевающего разврат и отсутствие морали.

Девушка, сидящая в роскошном экипаже, очень красива. У неё нежное, чуть смугловатое лицо с мягким румянцем. Красота её необычна для России: незнакомка, скорее, похожа на восточную женщину. Тонкие, изящные черты, яркие, чувственные губы, соболиные брови и большие чёрные глаза, обрамлённые роскошными ресницами, делают её схожей с героиней сказок «Тысячи и одной ночи».

Но не это вызвало возмущение у многих зрителей. Согласно этикету, в те времена молодой женщине из приличного общества не пристало ездить в экипаже по улицам одной. А эта обворожительная красотка:

  • гордо восседает в двухместной коляске в одиночестве, ничуть не смущаясь, совсем напротив;
  • удобно откинулась на спинку сиденья и держится так, словно принимает просителей в своём собственном салоне;
  • смотрит высокомерно, будто демонстрирует собственное превосходство.

Дамы высшего сословия не позволяли себе ничего подобного, поэтому и нашлись противники этой прекрасной картины, среди которых оказался даже Павел Третьяков. Прежде он с большим интересом относился к творчеству Крамского, ему очень нравились созданные им портреты. Он с удовольствием приобретал их для своей галереи. Но «Неизвестная» вызвала возмущение.

Многие зрители, увидев картину, решили, что автор изобразил даму полусвета. Об этом, по их мнению, явственно говорит роскошный наряд девушки. Все предметы её туалета очень дорогие, подобраны с самым тонким вкусом, и полностью соответствуют последним модным тенденциям того времени.

Чего стоит один головной убор – небольшая шляпка из чёрного бархата с синим оттенком, украшенная слегка завитыми белыми перьями страуса и крупными жемчужинами. Художник изобразил их необычайно точно. В то время это был самый модный «Франциск». Он очень к лицу этой надменной красавице.

Впрочем, вся одежда героини модная и дорогая. Отделанное соболиным мехом и лентами синего атласа манто «Скобелев», перчатки из тонкой кожи, меховая муфта – каждая вещь словно громогласно заявляет о том, что прекрасная дама имеет немалые средства. Это особенно подчёркивает золотой массивный браслет на запястье. Одно лишь такое украшение стоит целое состояние. Словом, девушка выглядит как образец моды, стиля и красоты.

Именно поэтому зрители и решили, что она не светская дама, а, скорее, содержанка какого-то богача, либо просто кокотка. Настоящие потомственные аристократки в те времена выглядели иначе. Дело в том, что капиталистические отношения набирали обороты. Представители дворянства постепенно беднели. А вот всё больше выходцев из народа, которые пополняли купеческое сословие, создавали себе состояние и всеми силами стремились демонстрировать собственное богатство, наряжая своих женщин в самые роскошные туалеты и украшения.

В аристократическом обществе тех лет было принято придерживаться некоторой старомодности. Настоящие благородные дамы не могли позволить себе тратить на дорогие наряды значительные суммы, а уж тем более – на драгоценности. Поэтому и распространился такой стиль, который отличал истинных представительниц высшего света. «Модными» у них были сдержанность, неброскость и скромность. Они сознательно стремились несколько отставать от последних новинок, даже если имели возможность приобрести их. Что касается дорогих украшений, то их количество, согласно этикету, должно было быть минимальным. Выставленная напоказ роскошь негласно считалась дурным тоном.

Потому современники Ивана Крамского были убеждены в том, что на портрете он изобразил даму, не слишком обременённую нормами морали.

Две девушки в черном

Огюст Ренуар родился на юге Центральной Франции в семье небогатого портного Леонара Ренуара. Он был шестым из семи детей. В 1844 году семья переехала в Париж. Будучи ребенком, Пьер Огюст пел в церковном хоре при соборе Сент-Эсташ. Регент хора рекомендовал родителям определить сына учиться музыке, отмечая необыкновенный голос мальчика.

Но у Огюста проявился также дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он устроился к мастеру по росписи посуды. Легко научившись этому ремеслу, Огюст смог материально помогать семье. Вечером после работы в мастерской он учился в школе живописи. В 21 год он поступил Школу изящных искусств при Академии художеств в мастерскую Глейра.

Через два года обучение пришлось закончить, так как Глейр закрыл свою мастерскую.

Во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах Ренуар был призван в армию. По возвращению со службы в 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

Первая выставка товарищества была организована в 1874 году. Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон «Портрет актрисы Жанны Самари» и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости.

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии. Познакомившись с работами классиков Возрождения, Ренуар изменил свой подход к живописи. Источником его вдохновения стал Энгр, поэтому этот период творчества назван «энгровским».

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

В 1892 году у Дюран-Рюэля успешно прошла большая выставка картин Ренуара. Картина «Девушки за фортепьяно» была куплена Люксембургским музеем.

После поездки в Испанию, где он познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи, в начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, этот период именуются «перламутровым».

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт», в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

С 1912 года Ренуар был прикован к инвалидному креслу после приступа паралича, но продолжал писать. Кисть вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание благодаря выставленной в 1917 году в Лондонской Национальной галерее картине «Зонтики».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Пьера Огюста Ренуара  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Портрет девушки в красном уборе

Художники часто используют в своем творчестве изображение женщины в шляпе. Не обошел стороной эту тему и нидерландский художник Ян Вермеер Делфтский. Это полотно было создано им в 1668 году. Изображенная на картине дама в красной шляпе была написана на деревянном холсте. Художник использовал технику «замочной скважины», что позволяет зрителю оценить мастерство автора. Фигура женщины в несколько экстравагантном одеянии и красном головном уборе близко расположена к зрителю. Мы можем видеть богатство красок и в синей накидке, и в ярком головном уборе. Бледное удлиненное лицо девушки, напоминающее, скорее, лицо юноши, что не характерно для других картин Вермеера, повернуто к зрителю. Она как будто хочет что-то сказать, но медлит. И этот миг прекрасен, прекрасен своей неповторимостью, обыденностью, живостью.

Взгляд на женщину в Западной Европе XIX века

Удивительно, что похожую трансформацию взгляда на женщину проходили и художники в Западной Европе.

Сначала мы встречаем и там немало картин, на которых изображено бедственное и уязвимое положение женщины.

Так, английский художник Редгрейв написал картину “Изгой”. На ней отец выгоняет из дома дочь, которая посмела забеременеть и родить вне брака.

Ричард Редгрейв. Изгой. 1851. Королевская академия художеств.

Но однажды, в 1863 году публика была ошарашена совершенно необычной картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Девушка легкого поведения, абсолютно обнаженная, посмела уверенно посмотреть в глаза приличному обществу.

В этих глазах нет ни капли стыда. Ей НЕ неловко (в отличие от зрителей тех лет). И даже слёзы не стоят в ее глазах.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Конечно, зрители были изумлены. Они осуждали такой вызов.

Как же похожа судьба «Неизвестной» и «Завтрака на траве». Особо никто не хотел их покупать. Слишком непривычным были образы. Скомпрометированной, но уверенной в себе женщины.

«Неизвестная» была в частных коллекциях вплоть до 1925 года. Пока не попала в Третьяковскую галерею. «Завтрак на траве» и вовсе хранилась у художника в мастерской до самой смерти. И только благодаря усилиям со стороны друзей Эдуарда Мане картина попала в Лувр в начале XX века.

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Девушки в черном»

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Девушки в черном»

Пьер Огюст Ренуар – один из ярчайших представителей импрессионизма, причем он первый из художников этого направления прославился и добился успеха. Между тем, всю свою жизнь пытался откреститься от этого жанра, пытаясь доказать свою приверженность классическим традициям и добиться признания официального Салона. Чаще всего писал светские портреты и жанровые сценки, особое место в его творчестве занимали женские и детские портреты. Моделями для художника часто служила его жена Алина Шариго и их общие дети. Все эти работы проникнуты большой любовью и теплом к изображаемым.

В самом начале самостоятельного творчества, работая на пленэре, Ренуар случайно познакомился с чрезвычайно популярным в те годы художником Нарсисом Диасом, испанцем по происхождению. Работы Диаса неизменно восхищали Пьера Огюста.

Диас же, посмотрев на написанный Ренуаром пейзаж, удивился: «Написано очень хорошо, но какого черта вы пишете таким черным цветом?» Именно в тот момент Ренуар пересмотрел свои взгляды на используемую палитру красок – его картины стали намного более светлыми и яркими даже в области теней, он в принципе перестал пользоваться черной краской. Художник старался запечатлеть переливы красок, игру солнечных лучей на предметах и телах, подвижные тени и случайные цветовые рефлексы, мерцание натуры. «Девушки в черном» – редкое исключение из правил в творчестве автора. Эта картина – одна из первых, где Ренуар отказывается от мелких, дробящихся на детали мазков в пользу широких и спокойных, плавных линий, постепенных переходов одной краски в другую.

Сейчас мы можем только гадать, что за девушки изображены на картине и что значат их черные наряды.

Но были ли они такими на самом деле или художник был верен себе, отказываясь брать в руки тюбик с черным маслом? Детально разглядывая ткань платьев, можно заметить и зеленоватые, и бордовые блики.

Две модели изображены в разных ракурсах. Одна из них – анфас, смотрит прямо на зрителя, мы можем подробно рассмотреть ее простые, трогательные черты – миндалевидные глаза, маленькие пухлые губы. Рукой девушка задумчиво касается лица, то ли лаская себя, то ли пытаясь поправить волосы.

Вторая героиня написана в профиль и менее тщательно, обращает на себя внимание только аккуратный носик и тень от длинных ресниц. Обе девушки мечтательны и грустны, на обоих симпатичные шляпки, обе являют собой идеальный образ молодой парижанки

Фон картины расплывчат и не вполне определим.

Скорее всего, это какой-то небольшой ресторанчик или кафе, написанный обобщенно, широкими светлыми мазками. Ренуар любуется своими юными моделями, невероятно артистичными и милыми.

(1 votes, average: 5.00

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

Пьер Огюст Ренуар. «Девушки в черном». — Импрессионизм

Пьер Огюст Ренуар. «Девушки в черном».

  • Огюст Ренуар в домашнем электронном музее(100 электронных альбомов великих художников,
  • включая импрессионистов)
  • Постеры картин Огюста Ренуара

Пьер Огюст Ренуар: литература

«Девушки в черном». 1880-1882 гг.Холст, масло. 81.3×65.2 см.ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
 
«…Возвращаясь к середине 1880-х годов, можно отметить, что этот период, когда Ренуар ищет новые пути развития своей живописной техники, Воллар в своих воспоминаниях назвал периодом «жесткой» манеры Ренуара.
В этой манере в 1880-е годы живописец написал многие картины и портреты, и надо заметить, что они составляют коллекцию шедевров Ренуара так же, как и его знаменитые работы 70-х годов. Это и «Зонтики», и три картины с танцами, и «Большие купальщицы», и портрет Сюзанны Валадон «Косы», и «Девушки в черном» из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Ренуар писал «Девушек в черном» тогда, когда сам начал сомневаться в некоторых особенностях техники импрессионистической живописи и стал работать обобщенными и локальными цветовыми массами, нанося краски на холст более широким, длинным и плавным мазком. В особенности это видно в образе девушки, сидящей к зрителям в анфас. Она чуть склонила голову, опершись на руку, почти как Жанна Самари на своем портрете, однако в ее образе нет того особенного индивидуального заострения характеристики.
Все написано так, как будто Ренуар создавал просто облик молодой парижанки — очаровательной, мечтательной, красивой, модно, но довольно скромно одетой. Ее темное в талию платье художник написал густым ровным темно-синим цветом, избегая мелких движений кистью, свойственных его более ранним работам. «Девушки в черном» предстают перед нами молодыми красивыми женщинами, и, глядя на них, так и хочется, чтобы самый обыденный мир стал таким же праздничным и красивым, как его видел художник…»
По материалам из книги М.С.Лебедянский «Портреты Ренуара». — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.: ил.

Грузинское проклятие картины и незнакомки

Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.

Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.

В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник

Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.

  • Ростовский мост — «родственник» Эйфелевой башни
  • Сентинельцы — злые первобытные люди XXI века
  • Почему в СССР обои клеили поверх газет?
  • Чем наши хипстеры отличаются от западных
  • Впечатления Дэвида Боуи от путешествия в российском поезде

История создания картины

Великое творение под названием «Неизвестная» или «Незнакомка» впервые было представлено на суд публики в Петербурге в 1883 году на 11 выставке Передвижников, которая была организована в Императорской Академии наук. Все, кто увидел картину, были потрясены. И неудивительно.

Маэстро работал над созданием шедевра в непростой период своей жизни. Он был болен (проблемы с сердцем). Врачи поставили неутешительный диагноз. За три года до этого Крамской потерял двух сыновей, что, разумеется, было тяжёлым ударом. Он понимал, что вряд ли протянет долго. Поэтому ему хотелось создать нечто потрясающее, но не ради гонорара, который он получал от заказчиков, создавая портреты.

О своей работе над «Неизвестной» Крамской не оставил никаких заметок и воспоминаний, не упоминал о ней ни словам, будто скрывал от всех. Также нет сведений и в дневниках его современников. Картина, ставшая вершиной творчества, окружена ореолом тайны, что отражается даже в её названии.

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Главная претендентка на роль Неизвестной Крамского

Я придерживаюсь версии искусствоведа Ирины Чижовой, что это княгиня Юрьевская. Она была… супругой Александра II!

Но, возможно, на момент начала написания портрета она ещё была его любовницей (уже на протяжении 14 лет). Будучи самой известной в стране содержанкой, она позволяла себе и модные наряды, и яркие украшения.

Ирина Чижова утверждает, что однажды в одном из журналов того времени ей попалась иллюстрация: Александр II сидит в экипаже. А рядом с ним – княгиня Юрьевская (до свадьбы с императором – княжна Долгорукова) в таком же наряде, как у Неизвестной Крамского.

Стать женой Александра II она смогла только после смерти императрицы Марии Александровны. А в официальном браке они прожили меньше года до трагической гибели царя от бомбы террориста.

Фото Княжны Долгоруковой
Есть сведения, что царь заказал портрет возлюбленной как раз Крамскому. Но когда художник ещё работал над портретом, заказчик погиб.

Княгиню Юрьевскую откровенно не любили при дворе. Александр III, вступив на престол, сделал все, чтобы она покинула и Зимний дворец, и Россию навсегда.

Крамской предположительно НЕ оставил портрет недописанным. Но, конечно, изменил черты модели.

Я уже писала в статье о «Садко» Ильи Репина, что Павел Третьяков превыше всего ставил семейные ценности. Поэтому ни за что бы на свете не приобрёл портрет содержанки. Какой бы выдающейся не была картина с ней. В результате «Неизвестная» попала в Третьяковскую галерею уже после смерти ее создателя.

Конечно, это всего лишь версия. Прямых доказательств нет. Есть много других предположений.

Одна из версий – это красивая крестьянка, которая вышла замуж за богатого купца. В неё тайно был влюблён Крамской и поэтому запечатлел ее.

Есть и те, кто уверены: это дочь самого Крамского. Хотя мне с трудом верится, что отец стал бы просить позировать дочь для образа содержанки в сложный для нее период. На тот момент жених Софьи Крамской разорвал помолвку, влюбившись в ее подругу. Хотя, да, есть что-то общее в чертах.
Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882. Киевская картинная галерея.

А есть и те, кто сомневаются в дороговизне нарядов Неизвестной. Они доказывают, что девушка на самом деле надела последнее и местами потёртое (например, муфту). Она только вступила на путь кокотки. И даже уже успела получить первые подарки в виде броши с пером и браслетов из дутого золота. Да и шляпка у неё вовсе не модная и самодельная. А вроде как княгиня Юрьевская могла себе позволить бОльшее.

Но кем бы она ни была, о картине до сих пор говорят. И не только потому, что личность героини точно не установлена.

Главное послание Крамского

В 1840-1860-е художники много размышляли на тему несчастной доли женщины. И замуж ее могли выдать за старика. И вынудить продать все имущество в связи со смертью кормильца. Животрепещущие картины мы видели и у Пукирева, и у Федотова.

Слева: Василий Пукирев. Неравный брак. 1863. Справа: Павел Федотов. Вдовушка. 1851. Третьяковская галерея.
То есть тема женщины-жертвы очень занимала русских художников. И свои переживания они трансформировали в послания для общества.

Так, Василий Пукирев взволновал общество своим «Неравным браком» до такой степени, что пожилые мужчины стали отказываться от подобных браков с молоденькими бесприданницами.

И вот размышления на тему положения женщины в обществе продолжил Иван Крамской 20 лет спустя после «Неравного брака».

Но уже обыгрывается образ НЕ женщины-жертвы, а женщины уверенной и самодостаточной. И Крамской уже пытается найти ответы на другие вопросы.

Может ли женщина пойти против установленных правил? Имеет ли она право при этом уверенно смотреть другим в глаза? Или ей доступно в таком положении только чувство стыда?
Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
Крамской показывает, как в женщине его эпохи зарождается иное самоощущение. Она может уверенно и прямо смотреть на окружающих. В ней есть чувство собственного достоинства, даже если это достоинство никто не готов признавать.

Заключение

В заключении, подводя итоги, отметим, что искусство всегда представляло собой интерес во всех проявлениях, сам процесс восприятии и создания объектов искусства представляет целую отрасль изучения понимания художественных ценностей и их влияния на жизнедеятельность человека. Серия картин «Дама в шляпе» дает возможность ценителю искусства не только получить эстетическое удовольствие, но и окунуться в историческую эпоху, а также изучить проблемы личности художника и его творчества, исследуя его творения с точки зрения проявления в них человеческих характеров, интеллектуальных и эмоциональных сторон личности человека. На полотнах изображены не только люди. На них представлено мировоззрение ушедшей эпохи.

Просмотры: 26

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Картина «дама в шляпе», или искусство во всех его проявлениях

Невероятное мастерство Крамского

Отмечу, что не только загадочность героини и зашитое в картину послание делают эту работу шедевром.

Не последнюю роль играет блестящая техника Ивана Крамского. Он умел работать в фотореалистичной манере и создавать невероятную иллюзию гладкости шелковых лент и невесомости мягкого меха.

Здесь мы говорим о высочайшем мастерстве светотеневой моделировки. Несмотря на темную одежду модели, мы тем не менее отмечаем иллюзию объёма. Что ж, Крамской умел работать с чёрным цветом.

Иван Крамской. Портрет Льва Толстого. 1873. Третьяковская галерея.
«Неизвестная» – это не просто портрет. Это вершина реалистичного мастерства русских художников XIX века. А также это портрет эпохи, отражение переломного момента в восприятии человека, женщины. Это тот случай, когда картина вызывает вечные вопросы, а также чувство восхищения. А значит, навсегда останется для нас шедевром.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: [email protected].

Ренуар “Девушки в черном”. Почему на картине нет черного цвета

Пьер Огюст Ренуар. Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Ренуар – один из самых позитивных художников. Его герои и героини общаются, смеются, танцуют и просто живут в удовольствие. На его картинах вы не увидите мрачных лиц, трагичных сцен и слез детей. Вы на них не увидите даже черного цвета. Как, например, на картине “Девушки в черном”.

Дело в том, что в 80е года 19 века Ренуар знакомится с научной теорией о взаимодействии спектральных цветов. Тогда стало модно обсуждать, что в природе нет черного цвета, а есть только синий, желтый и красный.

В результате Ренуар отказывается от использования чёрной краски. На картине “Девушки в черном” платья и шляпки героинь написаны сложным смешением синего ультрамарина и красного краплака.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

На картине “Девушка в красной шляпе” Вермеер написал шляпу героини красным краплаком. А на знаменитом полотне “Молочница” передник женщины написан чистым синим ультрамарином.

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Еще картина “Девушки в черном” интересна тем, что создана в момент творческого кризиса Ренуара. Он говорит “Я дошёл до конца импрессинизма” именно в 1881 году, когда была создана картина.

В этом году он резко меняет свой стиль и создаёт более академичные, нежели атмосферные картины. Плавные аккуратные мазки заменяют крупные и небрежные, свойственные импрессионистам. Появляются более чёткие линии.

К этому же периоду, что и “Девушки в черном”, относится картина Ренуара “Зонтики”. В ней также преобладают плавные чёткие линии. И чистого черного вы на ней тоже не найдёте.

Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881-1886 гг. Национальная галерея Лондона.

И ещё одна особенность картины “Девушки в черном”: изображение той, что в профиль, обрезано. Как будто перед нами фотография. Такой же эффект художник использует и в картине “Зонтики”. Этим эффектом часто пользовались импрессионисты, чтобы подчеркнуть естественность происходящего.

Особенно мастером в этом был Эдгар Дега. Многие его картины как будто сняты “из-за угла”. Об этом более подробно читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Оксана Копенкина

Описание и анализ картины

В центре картины красивая девушка с восточными чертами лица

Девушка одна, едет в двухместной карете, на то время это считалось неприличным.

Высокомерный взгляд девушки показывает превосходство над остальными.

Вся одежда подобрана по последним тенденциям моды того времени.

С левой стороны картины виден Аничков Дворец.

Александринский театр

Мне нравится30Не нравится11

«Неизвестная» стала центром выставки в Императорской Академии, где её в первый раз увидели зрители

Она сразу же привлекла всеобщее внимание. Однако впечатление было противоречивым

Некоторые критики расценили картину как вызов, который был направлен против общественных устоев. Многие сочли, что автор изобразил очень дорогую куртизанку. Почему же? Ведь на картине нет изображения обнажённого тела или ещё чего-либо, подразумевающего разврат и отсутствие морали.

Девушка, сидящая в роскошном экипаже, очень красива. У неё нежное, чуть смугловатое лицо с мягким румянцем. Красота её необычна для России: незнакомка, скорее, похожа на восточную женщину. Тонкие, изящные черты, яркие, чувственные губы, соболиные брови и большие чёрные глаза, обрамлённые роскошными ресницами, делают её схожей с героиней сказок «Тысячи и одной ночи».

Но не это вызвало возмущение у многих зрителей. Согласно этикету, в те времена молодой женщине из приличного общества не пристало ездить в экипаже по улицам одной. А эта обворожительная красотка:

  • гордо восседает в двухместной коляске в одиночестве, ничуть не смущаясь, совсем напротив;
  • удобно откинулась на спинку сиденья и держится так, словно принимает просителей в своём собственном салоне;
  • смотрит высокомерно, будто демонстрирует собственное превосходство.

Дамы высшего сословия не позволяли себе ничего подобного, поэтому и нашлись противники этой прекрасной картины, среди которых оказался даже Павел Третьяков. Прежде он с большим интересом относился к творчеству Крамского, ему очень нравились созданные им портреты. Он с удовольствием приобретал их для своей галереи. Но «Неизвестная» вызвала возмущение.

Многие зрители, увидев картину, решили, что автор изобразил даму полусвета. Об этом, по их мнению, явственно говорит роскошный наряд девушки. Все предметы её туалета очень дорогие, подобраны с самым тонким вкусом, и полностью соответствуют последним модным тенденциям того времени.

Чего стоит один головной убор – небольшая шляпка из чёрного бархата с синим оттенком, украшенная слегка завитыми белыми перьями страуса и крупными жемчужинами. Художник изобразил их необычайно точно. В то время это был самый модный «Франциск». Он очень к лицу этой надменной красавице.

Впрочем, вся одежда героини модная и дорогая. Отделанное соболиным мехом и лентами синего атласа манто «Скобелев», перчатки из тонкой кожи, меховая муфта – каждая вещь словно громогласно заявляет о том, что прекрасная дама имеет немалые средства. Это особенно подчёркивает золотой массивный браслет на запястье. Одно лишь такое украшение стоит целое состояние. Словом, девушка выглядит как образец моды, стиля и красоты.

Именно поэтому зрители и решили, что она не светская дама, а, скорее, содержанка какого-то богача, либо просто кокотка. Настоящие потомственные аристократки в те времена выглядели иначе. Дело в том, что капиталистические отношения набирали обороты. Представители дворянства постепенно беднели. А вот всё больше выходцев из народа, которые пополняли купеческое сословие, создавали себе состояние и всеми силами стремились демонстрировать собственное богатство, наряжая своих женщин в самые роскошные туалеты и украшения.

В аристократическом обществе тех лет было принято придерживаться некоторой старомодности. Настоящие благородные дамы не могли позволить себе тратить на дорогие наряды значительные суммы, а уж тем более – на драгоценности. Поэтому и распространился такой стиль, который отличал истинных представительниц высшего света. «Модными» у них были сдержанность, неброскость и скромность. Они сознательно стремились несколько отставать от последних новинок, даже если имели возможность приобрести их. Что касается дорогих украшений, то их количество, согласно этикету, должно было быть минимальным. Выставленная напоказ роскошь негласно считалась дурным тоном.

Потому современники Ивана Крамского были убеждены в том, что на портрете он изобразил даму, не слишком обременённую нормами морали.

Две девушки в черном

Огюст Ренуар родился на юге Центральной Франции в семье небогатого портного Леонара Ренуара. Он был шестым из семи детей. В 1844 году семья переехала в Париж. Будучи ребенком, Пьер Огюст пел в церковном хоре при соборе Сент-Эсташ. Регент хора рекомендовал родителям определить сына учиться музыке, отмечая необыкновенный голос мальчика.

Но у Огюста проявился также дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он устроился к мастеру по росписи посуды. Легко научившись этому ремеслу, Огюст смог материально помогать семье. Вечером после работы в мастерской он учился в школе живописи. В 21 год он поступил Школу изящных искусств при Академии художеств в мастерскую Глейра.

Через два года обучение пришлось закончить, так как Глейр закрыл свою мастерскую.

Во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах Ренуар был призван в армию. По возвращению со службы в 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

Первая выставка товарищества была организована в 1874 году. Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон «Портрет актрисы Жанны Самари» и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости.

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии. Познакомившись с работами классиков Возрождения, Ренуар изменил свой подход к живописи. Источником его вдохновения стал Энгр, поэтому этот период творчества назван «энгровским».

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

В 1892 году у Дюран-Рюэля успешно прошла большая выставка картин Ренуара. Картина «Девушки за фортепьяно» была куплена Люксембургским музеем.

После поездки в Испанию, где он познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи, в начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, этот период именуются «перламутровым».

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт», в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

С 1912 года Ренуар был прикован к инвалидному креслу после приступа паралича, но продолжал писать. Кисть вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание благодаря выставленной в 1917 году в Лондонской Национальной галерее картине «Зонтики».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Пьера Огюста Ренуара  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Портрет девушки в красном уборе

Художники часто используют в своем творчестве изображение женщины в шляпе. Не обошел стороной эту тему и нидерландский художник Ян Вермеер Делфтский. Это полотно было создано им в 1668 году. Изображенная на картине дама в красной шляпе была написана на деревянном холсте. Художник использовал технику «замочной скважины», что позволяет зрителю оценить мастерство автора. Фигура женщины в несколько экстравагантном одеянии и красном головном уборе близко расположена к зрителю. Мы можем видеть богатство красок и в синей накидке, и в ярком головном уборе. Бледное удлиненное лицо девушки, напоминающее, скорее, лицо юноши, что не характерно для других картин Вермеера, повернуто к зрителю. Она как будто хочет что-то сказать, но медлит. И этот миг прекрасен, прекрасен своей неповторимостью, обыденностью, живостью.

Взгляд на женщину в Западной Европе XIX века

Удивительно, что похожую трансформацию взгляда на женщину проходили и художники в Западной Европе.

Сначала мы встречаем и там немало картин, на которых изображено бедственное и уязвимое положение женщины.

Так, английский художник Редгрейв написал картину “Изгой”. На ней отец выгоняет из дома дочь, которая посмела забеременеть и родить вне брака.

Ричард Редгрейв. Изгой. 1851. Королевская академия художеств.

Но однажды, в 1863 году публика была ошарашена совершенно необычной картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Девушка легкого поведения, абсолютно обнаженная, посмела уверенно посмотреть в глаза приличному обществу.

В этих глазах нет ни капли стыда. Ей НЕ неловко (в отличие от зрителей тех лет). И даже слёзы не стоят в ее глазах.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Конечно, зрители были изумлены. Они осуждали такой вызов.

Как же похожа судьба «Неизвестной» и «Завтрака на траве». Особо никто не хотел их покупать. Слишком непривычным были образы. Скомпрометированной, но уверенной в себе женщины.

«Неизвестная» была в частных коллекциях вплоть до 1925 года. Пока не попала в Третьяковскую галерею. «Завтрак на траве» и вовсе хранилась у художника в мастерской до самой смерти. И только благодаря усилиям со стороны друзей Эдуарда Мане картина попала в Лувр в начале XX века.

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Девушки в черном»

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Девушки в черном»

Пьер Огюст Ренуар – один из ярчайших представителей импрессионизма, причем он первый из художников этого направления прославился и добился успеха. Между тем, всю свою жизнь пытался откреститься от этого жанра, пытаясь доказать свою приверженность классическим традициям и добиться признания официального Салона. Чаще всего писал светские портреты и жанровые сценки, особое место в его творчестве занимали женские и детские портреты. Моделями для художника часто служила его жена Алина Шариго и их общие дети. Все эти работы проникнуты большой любовью и теплом к изображаемым.

В самом начале самостоятельного творчества, работая на пленэре, Ренуар случайно познакомился с чрезвычайно популярным в те годы художником Нарсисом Диасом, испанцем по происхождению. Работы Диаса неизменно восхищали Пьера Огюста.

Диас же, посмотрев на написанный Ренуаром пейзаж, удивился: «Написано очень хорошо, но какого черта вы пишете таким черным цветом?» Именно в тот момент Ренуар пересмотрел свои взгляды на используемую палитру красок – его картины стали намного более светлыми и яркими даже в области теней, он в принципе перестал пользоваться черной краской. Художник старался запечатлеть переливы красок, игру солнечных лучей на предметах и телах, подвижные тени и случайные цветовые рефлексы, мерцание натуры. «Девушки в черном» – редкое исключение из правил в творчестве автора. Эта картина – одна из первых, где Ренуар отказывается от мелких, дробящихся на детали мазков в пользу широких и спокойных, плавных линий, постепенных переходов одной краски в другую.

Сейчас мы можем только гадать, что за девушки изображены на картине и что значат их черные наряды.

Но были ли они такими на самом деле или художник был верен себе, отказываясь брать в руки тюбик с черным маслом? Детально разглядывая ткань платьев, можно заметить и зеленоватые, и бордовые блики.

Две модели изображены в разных ракурсах. Одна из них – анфас, смотрит прямо на зрителя, мы можем подробно рассмотреть ее простые, трогательные черты – миндалевидные глаза, маленькие пухлые губы. Рукой девушка задумчиво касается лица, то ли лаская себя, то ли пытаясь поправить волосы.

Вторая героиня написана в профиль и менее тщательно, обращает на себя внимание только аккуратный носик и тень от длинных ресниц. Обе девушки мечтательны и грустны, на обоих симпатичные шляпки, обе являют собой идеальный образ молодой парижанки

Фон картины расплывчат и не вполне определим.

Скорее всего, это какой-то небольшой ресторанчик или кафе, написанный обобщенно, широкими светлыми мазками. Ренуар любуется своими юными моделями, невероятно артистичными и милыми.

(1 votes, average: 5.00

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

Пьер Огюст Ренуар. «Девушки в черном». — Импрессионизм

Пьер Огюст Ренуар. «Девушки в черном».

  • Огюст Ренуар в домашнем электронном музее(100 электронных альбомов великих художников,
  • включая импрессионистов)
  • Постеры картин Огюста Ренуара

Пьер Огюст Ренуар: литература

«Девушки в черном». 1880-1882 гг.Холст, масло. 81.3×65.2 см.ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
 
«…Возвращаясь к середине 1880-х годов, можно отметить, что этот период, когда Ренуар ищет новые пути развития своей живописной техники, Воллар в своих воспоминаниях назвал периодом «жесткой» манеры Ренуара.
В этой манере в 1880-е годы живописец написал многие картины и портреты, и надо заметить, что они составляют коллекцию шедевров Ренуара так же, как и его знаменитые работы 70-х годов. Это и «Зонтики», и три картины с танцами, и «Большие купальщицы», и портрет Сюзанны Валадон «Косы», и «Девушки в черном» из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Ренуар писал «Девушек в черном» тогда, когда сам начал сомневаться в некоторых особенностях техники импрессионистической живописи и стал работать обобщенными и локальными цветовыми массами, нанося краски на холст более широким, длинным и плавным мазком. В особенности это видно в образе девушки, сидящей к зрителям в анфас. Она чуть склонила голову, опершись на руку, почти как Жанна Самари на своем портрете, однако в ее образе нет того особенного индивидуального заострения характеристики.
Все написано так, как будто Ренуар создавал просто облик молодой парижанки — очаровательной, мечтательной, красивой, модно, но довольно скромно одетой. Ее темное в талию платье художник написал густым ровным темно-синим цветом, избегая мелких движений кистью, свойственных его более ранним работам. «Девушки в черном» предстают перед нами молодыми красивыми женщинами, и, глядя на них, так и хочется, чтобы самый обыденный мир стал таким же праздничным и красивым, как его видел художник…»
По материалам из книги М.С.Лебедянский «Портреты Ренуара». — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.: ил.

Грузинское проклятие картины и незнакомки

Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.

Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.

В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник

Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.

  • Ростовский мост — «родственник» Эйфелевой башни
  • Сентинельцы — злые первобытные люди XXI века
  • Почему в СССР обои клеили поверх газет?
  • Чем наши хипстеры отличаются от западных
  • Впечатления Дэвида Боуи от путешествия в российском поезде

История создания картины

Великое творение под названием «Неизвестная» или «Незнакомка» впервые было представлено на суд публики в Петербурге в 1883 году на 11 выставке Передвижников, которая была организована в Императорской Академии наук. Все, кто увидел картину, были потрясены. И неудивительно.

Маэстро работал над созданием шедевра в непростой период своей жизни. Он был болен (проблемы с сердцем). Врачи поставили неутешительный диагноз. За три года до этого Крамской потерял двух сыновей, что, разумеется, было тяжёлым ударом. Он понимал, что вряд ли протянет долго. Поэтому ему хотелось создать нечто потрясающее, но не ради гонорара, который он получал от заказчиков, создавая портреты.

О своей работе над «Неизвестной» Крамской не оставил никаких заметок и воспоминаний, не упоминал о ней ни словам, будто скрывал от всех. Также нет сведений и в дневниках его современников. Картина, ставшая вершиной творчества, окружена ореолом тайны, что отражается даже в её названии.

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Главная претендентка на роль Неизвестной Крамского

Я придерживаюсь версии искусствоведа Ирины Чижовой, что это княгиня Юрьевская. Она была… супругой Александра II!

Но, возможно, на момент начала написания портрета она ещё была его любовницей (уже на протяжении 14 лет). Будучи самой известной в стране содержанкой, она позволяла себе и модные наряды, и яркие украшения.

Ирина Чижова утверждает, что однажды в одном из журналов того времени ей попалась иллюстрация: Александр II сидит в экипаже. А рядом с ним – княгиня Юрьевская (до свадьбы с императором – княжна Долгорукова) в таком же наряде, как у Неизвестной Крамского.

Стать женой Александра II она смогла только после смерти императрицы Марии Александровны. А в официальном браке они прожили меньше года до трагической гибели царя от бомбы террориста.

Фото Княжны Долгоруковой
Есть сведения, что царь заказал портрет возлюбленной как раз Крамскому. Но когда художник ещё работал над портретом, заказчик погиб.

Княгиню Юрьевскую откровенно не любили при дворе. Александр III, вступив на престол, сделал все, чтобы она покинула и Зимний дворец, и Россию навсегда.

Крамской предположительно НЕ оставил портрет недописанным. Но, конечно, изменил черты модели.

Я уже писала в статье о «Садко» Ильи Репина, что Павел Третьяков превыше всего ставил семейные ценности. Поэтому ни за что бы на свете не приобрёл портрет содержанки. Какой бы выдающейся не была картина с ней. В результате «Неизвестная» попала в Третьяковскую галерею уже после смерти ее создателя.

Конечно, это всего лишь версия. Прямых доказательств нет. Есть много других предположений.

Одна из версий – это красивая крестьянка, которая вышла замуж за богатого купца. В неё тайно был влюблён Крамской и поэтому запечатлел ее.

Есть и те, кто уверены: это дочь самого Крамского. Хотя мне с трудом верится, что отец стал бы просить позировать дочь для образа содержанки в сложный для нее период. На тот момент жених Софьи Крамской разорвал помолвку, влюбившись в ее подругу. Хотя, да, есть что-то общее в чертах.
Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882. Киевская картинная галерея.

А есть и те, кто сомневаются в дороговизне нарядов Неизвестной. Они доказывают, что девушка на самом деле надела последнее и местами потёртое (например, муфту). Она только вступила на путь кокотки. И даже уже успела получить первые подарки в виде броши с пером и браслетов из дутого золота. Да и шляпка у неё вовсе не модная и самодельная. А вроде как княгиня Юрьевская могла себе позволить бОльшее.

Но кем бы она ни была, о картине до сих пор говорят. И не только потому, что личность героини точно не установлена.

Главное послание Крамского

В 1840-1860-е художники много размышляли на тему несчастной доли женщины. И замуж ее могли выдать за старика. И вынудить продать все имущество в связи со смертью кормильца. Животрепещущие картины мы видели и у Пукирева, и у Федотова.

Слева: Василий Пукирев. Неравный брак. 1863. Справа: Павел Федотов. Вдовушка. 1851. Третьяковская галерея.
То есть тема женщины-жертвы очень занимала русских художников. И свои переживания они трансформировали в послания для общества.

Так, Василий Пукирев взволновал общество своим «Неравным браком» до такой степени, что пожилые мужчины стали отказываться от подобных браков с молоденькими бесприданницами.

И вот размышления на тему положения женщины в обществе продолжил Иван Крамской 20 лет спустя после «Неравного брака».

Но уже обыгрывается образ НЕ женщины-жертвы, а женщины уверенной и самодостаточной. И Крамской уже пытается найти ответы на другие вопросы.

Может ли женщина пойти против установленных правил? Имеет ли она право при этом уверенно смотреть другим в глаза? Или ей доступно в таком положении только чувство стыда?
Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
Крамской показывает, как в женщине его эпохи зарождается иное самоощущение. Она может уверенно и прямо смотреть на окружающих. В ней есть чувство собственного достоинства, даже если это достоинство никто не готов признавать.

Заключение

В заключении, подводя итоги, отметим, что искусство всегда представляло собой интерес во всех проявлениях, сам процесс восприятии и создания объектов искусства представляет целую отрасль изучения понимания художественных ценностей и их влияния на жизнедеятельность человека. Серия картин «Дама в шляпе» дает возможность ценителю искусства не только получить эстетическое удовольствие, но и окунуться в историческую эпоху, а также изучить проблемы личности художника и его творчества, исследуя его творения с точки зрения проявления в них человеческих характеров, интеллектуальных и эмоциональных сторон личности человека. На полотнах изображены не только люди. На них представлено мировоззрение ушедшей эпохи.

Просмотры: 26

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий