Знакомства с девушками в республике марий эл с фото и телефонами

Устроить тур по колоритным деревням

Деревни, в которых время словно остановилось в прошлом столетии, пожалуй, вообще самое интересное, что есть в Марий Эл. Конечно, идеальный сценарий отпуска — это поехать на автомобиле по самым колоритным поселениям, которые удастся отыскать на Гугл-картах, останавливаться у местных — спать на печи, пить парное молоко и ходить в баньку, слушать пронизанные мистическими деталями сказания, становиться свидетелями обрядов, оставшихся с незапамятных времён.

Особенно повезёт тем, кто попадёт на марийскую свадьбу. Действо это весьма красочное: все гости обязательно приходят в традиционных нарядах — с орнаментальной вышивкой, монисто, красным кушаком или поясным полотенцем. Повезёт, если кто-нибудь притащит деревянный настил: тогда марийцы будут задорно танцевать «марийские топотушки». Ещё в третью субботу июня в Марий Эл отмечают Пеледыш пайрем — «праздник цветов». Это наследие советских времён: торжество было создано на замену традиционным марийским празднованиям, но в итоге прижилось — карнавал и импровизированные выступления проводятся по всей республике до сих пор. 

Если же вам хочется настоящего сельского хардкора, напроситесь уйти с пастухами пасти стадо. Занятие почти на целый день, встать придётся в 5 утра, зато яркие впечатления, ровный загар и память о бескрайних марийских лугах вам обеспечены.

Сегодня многие деревни Марийской республики известны среди туристов. Например, в крохотном селе Визимбирь жители уже давно принимают гостей, — это место зовётся «Марийская Швейцария» из-за впечатляющих видов, густых высоких лесов и миниатюрных домиков на окружающем зелёном полотне. Для многих жителей Визимбиря родным языком является марийский, и между собой они общаются в основном именно на нём. Они стараются сохранять свои традиции: носят национальную одежду, готовят в печи, топят баню, и всё это можно с ними разделить любому приезжему. 

В деревне Алёшкино открыт Музей быта коренных марийцев. Посетить его будет интересно: в России об этой народности мало кому известно. Почему-то принято думать, что марийцы — это почти что татары, обязательно черноволосые и с раскосыми глазами, в то время как этнически жители республики — финно-угры, то есть они куда ближе финнам, эстонцам, карелам, венграм.  Там же, на берегу реки Арда, кстати, находится неплохой туристический комплекс «Раздолье», оформленный с марийским колоритом, с фермой, деревенской кухней и сауной. 

В посёлке Сернур (он известен главным образом тем, что здесь в детстве жил поэт Николай Заболоцкий) находится достаточно известный в республике сыродельный завод. Несколько лет назад на предприятии произошёл ребрендинг, после чего помимо рядового «Российского» сыра здесь начали производить и «заграничные» сорта: камамбер, грюйер, рикотту, халумис, моцареллу, буррату, брынзу, причём не только из коровьего, но и из овечьего и козьего молока. По вкусу сернурские сыры практически не уступают «санкционке», занимая призовые места на международных конкурсах. В Йошкар-Оле есть фирменный магазин Сернурского завода, но ведь куда интереснее воочию увидеть производство.

Деревня Сардаял, в принципе, мало изменилась с советских времён: здесь и сегодня мало у кого есть интернет и спутниковое телевидение, на окнах не увидеть пластиковых стеклопакетов, почти у всех жителей есть огороды, куры, коровы и свиньи. Однако сардаялцы всегда рады гостям и стараются активно развивать туризм в своей деревне, ведь для многих городских жителей село — это настоящая экзотика, а для некоторых — тёплые воспоминания о поездках к бабушке на лето. Пару лет назад в Сардаяле впервые провели фестиваль «Кружок» — с рейвом в полях, концертом в школьном спортзале, ужином у костра и трансфером на грузовиках. Сегодня местные проводят летние лагеря выходного дня, разрабатывают интересные маршруты по Сардаялу и окрестностям и составляют списки вроде «Топ вещей, которые нужно сделать в Сардаяле», куда входят пункты «проснуться на сенокосе под пение петухов», «выгулять овец и не растерять их», «собрать синей глины с оврагов» и «попариться в деревенской баньке».

В марийской глубинке вы всегда можете поддержать местного производителя и купить предметы народного промысла: прекрасную марийскую вышивку — красный или чёрный орнамент по белой ткани со скрытыми языческими символами, изделия из бересты, валенки, картины из шерсти или изделия из морёного дуба.  

Язык

Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.

Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:

  • луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
  • горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
  • северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.

Анкеты сайт знакомств Йошкар-Ола (Марий Эл)

Елена
(2 фото)

53,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Дмитрий
(1 фото)

35,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

светлана
(1 фото)

36,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Мужчину

Сергей Гавриков
(1 фото)

26,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Дмитрий
(1 фото)

41,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Сергей
(1 фото)

43,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Рафис
(1 фото)

41,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: женщину

Гостья
(1 фото)

45,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Ильдар
(1 фото)

43,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

SoLoMoN
(1 фото)

49,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: женщину

Эдуард Соколов
(1 фото)

49,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Даниил
(1 фото)

20,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Игорь
(1 фото)

35,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Сергей
(1 фото)

18,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Борис
(1 фото)

37,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Мария
(1 фото)

29,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Виктор Егошин
(1 фото)

56,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Александр
(1 фото)

25,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Roman Stanislavovich
(1 фото)

37,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Александр
(1 фото)

23,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Алексей
(1 фото)

34,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Vladislav
(1 фото)

26,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Алексей
(1 фото)

38,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Руслан Изосимов
(1 фото)

43,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Татьяна
(2 фото)

52,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Костя Николаев
(2 фото)

24,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Oleg
(5 фото)

35,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Артур Сафин
(1 фото)

31,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: женщину

Евгений
(1 фото)

31,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Робинзон
(1 фото)

34,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Евгений
(1 фото)

31,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Сергей
(1 фото)

58,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Собирать грибы и ягоды

Дары леса — это как раз то, чем славится Марийская республика. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления, купив грибы и ягоды у местных жителей на рынке. Но ведь куда интереснее отправиться собирать их самостоятельно! В сезон, то есть летом и в начале осени, грибов и ягод в Марий Эл так много, что не обязательно даже знать места, – поляны можно легко найти рядом с дачными посёлками и турбазами. Тем не менее, в интернете выложены «грибные карты», составленные местными жителями. 

Из грибов здесь можно найти белые, подберёзовики, подосиновики, лисички, рыжики, грузди, сыроежки, сморчки. Весной в лесах растут маслята, а после дождливых дней на лугах появляются шампиньоны. Кстати, местные жители любят сушить грибы на зиму, — можно купить такой полуфабрикат и варить ароматный грибной суп всю зиму. Марийские ягоды — это черника, голубика, клюква, костяника, брусника, земляника, малина. Правда, отправляясь на «тихую охоту», обязательно захватите с собой репелленты: лесные комары никого не щадят.

История марийцев

На территории современной России, точнее — в Волго-Вятском районе, предки марийцев (или черемисов) появились 1500 лет назад. Жизнь их складывалась нелегко: испытывая агрессивное давление тюркских и славянских народов, древние мари вынуждены были продвигаться с юга и запада на восток, где они вытесняли пермян и частично ассимилировались  с ними.

Существует также версия о том, что предки этого народа были выходцами из Ирана. В ее пользу говорят исследования филологов — в молитвенных текстах, которые до сих пор используются при проведении религиозных ритуалов, сохранились индоиранские слова.

Территорию современной Марий Эл (между Ветлугой и Вяткой) этот народ занял еще в VII-VIII веках. Именно в это время сформировалась основа культурных традиций марийцев, влияние на которую оказали тюрки и финно-угорцы. На протяжении последующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже в то время выделялось 4 группы марийцев, для каждой из которых были характерны свои традиции и обычаи:

  • горные, которые обитали на южных и частично северных берегах Волги. Их культура формировалась в тесном контакте с чувашами и русскими;
  • луговые, образовавшие костяк этого народа. С давних времен и по сегодняшний день проживают в Волго-Вятском междуречье;
  • восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
  • северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Это ответвление марийцев сформировало свои уникальные традиции.

Религия

Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.

В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:

  • богиня рождения Илыш Шочын Ава;
  • бог морей Мер Юмо;
  • покровительница земли Мланде Ава;
  • бог судьбы Пурышо;
  • смерть Азырен;
  • злые духи – Керемета и Вувета.

Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.

Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.

В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.

Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.

Продегустировать марийские блюда

Местная кухня достаточно специфична, — она далека от высокой, ведь марийцы издревле были жителями лесов и деревень. Поэтому и еда здесь сытная (иногда даже жирная) и простая. Для современных путешественников из больших городов, привыкших к ресторанным изыскам, она может стать целым гастроприключением.

Главные блюда марийской кухни носят непривычные русскому уху названия, но мы сейчас попробуем всё объяснить:

  • Команмелна — слоёные блины из разных видов муки, выпекаемые на сковороде в печи. 
  • Салмагинде — печёные на сковороде лепёшки.
  • Паренге эргече — лепёшка с картофелем.
  • Подкогыльо (подкоголь) — «варёные пирожки», больше всего напоминающие наши вареники. Могут быть с разными начинками: шыл подкогыльо — с мясом, торык подкогыльо — с творогом, тувыртыш подкогыльо — с творогом и картофелем, ковыштан подкогыльо — с капустой. Некоторые хозяйки варят их, как обычные вареники, некоторые — запекают в печи. Поедать их следует, макая в топлёное сливочное масло и сметану. Кстати, подкогыльо в Марий Эл можно купить даже в виде полуфабриката. 
  • Шылан шур ковышта дене — капустные щи в буханке ржаного хлеба.
  • Рис немыран чыве шыл — молодые цыплята, фаршированные рисовой кашей. 
  • Кож — вяленая колбаса из конины. 
  • Сокта — отварная кровяная колбаса с салом и крупой в бараньей кишке.
  • Салмамуно или пулашкамуно — яичница с молоком и картофелем, запечённая в духовке или печи (родственник тортильи или фриттаты). 

Марийцы часто готовят блюда из даров природы — например, варят щи из крапивы или борщевика, делают квас из брусники, клюквы и рябины, даже готовят сладкий суп из калины (полан лем). Так как в Марий Эл до сих пор много сельских угодий и в любой деревне можно легко купить пару литров парного молока «из-под коровы», в национальной кухне достаточно много молочных блюд. Можно даже сказать, тут настоящий культ творога: его добавляют в ватрушки, вареники (популярный вариант — вареники с творогом и картофелем одновременно),

делают сухие сырники (туара),

колбаски из творога (торык гыч ыштыме),

голубцы с творогом (торыкан голубцы). С советских времён на местной кухне поселился популярный завтрак-десерт — творожные шарики в молоке.

В охотничьих угодьях и лесах можно попробовать шашлык из лосятины (шордо шыл гыч шашлык),

тушёную лосятину (куктымо шордо шыл) и медвежатину (куктымо маска шыл). Забавно, что сегодня эти блюда считаются дорогими деликатесами, хотя ещё полвека назад лосятина и медвежатина были обычной едой жителей лесных марийских деревень.

В республике развит частный медовый промысел, — марийский мёд, в особенности липовый, ценится по всей России. В центре Йошкар-Олы на ярмарках можно купить мёд, прополис, соты, пергу («пчелиный хлеб»). Мёд добавляют и во многие национальные блюда, — в местную медовуху, напиток муй пуро (марийский аналог кваса),

печенье муян, пирог сукыр кинде с лесными ягодами (брусникой, рябиной, калиной, клюквой),

жареные колобки уяча.

Традиционные местные напитки — это свекольный квас (пуро),

иван-чай и липовый цвет, а также холодный «чефир» — чёрный чай, крепко заваренный со смородиновыми листьями и душицей.

В Йошкар-Оле традиционную марийскую кухню можно попробовать в кафе «Сандал» (ул. Пролетарская, дом 46),

«Жираф» (ул. Волкова, дом 166),

трактире «Тёплая речка» (ул. Красноармейская Слобода, дом 61),

этнокафе «Мари» (ул. Подольских курсантов, дом 5),

сети кафе «Простая еда», а также в городском Кремле во время праздников и ярмарок. 

Общение

Знакомства в городах рядом:

Волжск
Звенигово
Козьмодемьянск
Краснооктябрьский
Красногорский
Килемары
Медведево
Мари-Турек
Куженер
Оршанка
Новый Торъял
Морки
Руэм
Приволжский
Параньга
Советский
Сернур
Семеновка
Юрино
Суслонгер
Сурок
Красный Амшан
Красный Ключ
Красный Мост
Красный Стекловар
Березники
Березовка
Комсомольский
Майский
Фокино
Михайловка
Николаевка
Покровка
Алексеевка
Красный Яр
Новый
Орловка
Подгорная
Ленинский
Октябрьский
Орша
Марийская Руя
Рим

Поделиться

Предыдущий город Знакомства Ангарск
Следующий город Знакомства Сургут

#подслушано
#познакомлюсь
#рядом
#объявления
#Чат
#Вписки

#позитив
#ищу тебя
#девушка 18-20 лет
#найти
#парень
#флирт
#женщина за 35-40 лет
#мужчина после 45-50
#хочу
#познакомиться
#семья
#реальный
#типичный
#ВК

#Признавашки
#Новости
#Погода
#Форум
#любовь

Лучше чем:
#Мамба
#Табор
#Шуры муры
#Лавпланет

Посмотреть невероятную природу средней полосы

Природа республики Марий Эл сохранилась почти нетронутой, — во многом этому, конечно, способствует то, что край почти не изведан туристами. Многие леса Маристана — охраняемые заказники, на территорию которых вообще невозможно попасть праздному посетителю, а жителям лесных деревень приходится иметь при себе специальные пропуска. Тем не менее, открытых мест тоже немало.

Заказник Горное Заделье площадью в 562 гектара расположен на востоке Куженерского района республики по границе с Сернурским районом. Этот заказник был создан для сохранения древних геологических образований и редких краснокнижных растений. Визитная карточка Заделья — урочище Нолькин камень (пещера, в которой бьют родники),

а также старинные подземные каменоломни, в которых столетия назад добывали жерновой камень. Сейчас даже летом тут можно увидеть ледяные сталактиты и сталагмиты. Но стоит помнить, что проход далеко в штольни запрещён из-за угроз обвалов. 

Добираться до Горного Заделья на общественном транспорте сложно: на автовокзале Йошкар-Олы следует сесть на автобус до Сернура, оттуда — на автобус до посёлка Горняк, а дальше идти пешком до Нолькиного камня. Проще всего путешествовать по природным красотам на автомобиле: по Сернурскому тракту следует проехать около 80 километров до посёлка Горняк, затем пройти пешком через частные дома к поляне с плакатом «Горное Заделье». Оттуда до пещер ведут указатели, нарисованные краской на деревьях. 

Национальный парк Марий Чодра — самые живописные леса, реки и озёра республики. Находится он недалеко от границы с Татарстаном, на территории Волжского, Звениговского и Моркинского районов, на стыке трёх природных зон – южной тайги (смешанные леса),

хвойно-широколиственных лесов и зоны лесостепи. В этом парке находится природный минеральный источник Зелёный ключ. Вода в нём поднимается со дна двухметровой воронки — говорят, по составу она аналогична знаменитой французской минеральной воде Contréxeville. Родник распадается на несколько ручейков, которые то сходятся, то расходятся, пока не впадут в воды реки Илеть. По территории парка проложено 14 туристических маршрутов — пеших, конных и водных, есть несколько санаториев, домов отдыха и палаточных городков.

Через парк проходит железная дорога Йошкар-Ола — станция Яльчевский. Из Йошкар-Олы на автомобиле езжайте по трассе Р175 Йошкар-Ола–Казань, пролегающей через Марий Чодра с северо-востока на юго-запад. В парк можно попасть через посёлки Шелангер, Красногорский, Илеть или Яльчевский. До многих баз отдыха из столицы республики ходят маршрутные такси.

Заповедник Большая Кокшага — это леса и долины, окружающие главную водную артерию республики, реку Кокшагу. Эти изумрудные края называют Лесным Поволжьем: леса занимают 95% заповедника (его площадь достигает 21 428 га),

причём встречаются и сосновые, и еловые, и берёзовые рощи

Гулять по лесам следует с осторожностью: эти территории почти не тронуты человеком, поэтому тут можно встретить лосей, бурых медведей, лис, кабанов и зайцев. Лучше всего остановиться на турбазе или снять домик в дачном сообществе, а окружающие красоты исследовать по пешим тропам или с помощью беспилотника, — с высоты птичьего полёта заповедник Большая Кокшага особенно прекрасен

Также заповедник предлагает одно- и двухдневные «познавательные туры», в которые можно отправиться пешком или на велосипедах. 

Находится заповедник Большая Кокшага на территории Килемарского и Медведевского районов. Ближайший крупный населённый пункт — посёлок Старожильск, до него из Йошкар-Олы ходят маршрутные такси. В Старожильске находится визит-центр заповедника. 

Увидеть «сказочный город»

Всего десятилетие назад столица республики Йошкар-Ола была непримечательным уездным городком, который путешественники нечасто баловали своим вниманием. Всё изменилось в конце 2000-х, когда утвердили и реализовали план реконструкции и развития города, превратив его в «сказочный»

Сегодня Йошкар-Ола словно стремится выбиться в лидеры по импортозамещению: многие части города имитируют другие страны и города. Площадь Республики напоминает Москву, Набережная Брюгге — Бельгию, Национальная художественная галерея построена в стиле флорентийских палаццо, а здание школы «Обыкновенное чудо» сами местные величают Хогвартсом. Гулять по пёстрому новострою интересно ещё и потому, что в нём прячется множество памятников, иногда совершенно неожиданных: например, копия Царь-пушки, памятник Грейс Келли и князю Монако Ренье III, памятник Рембрандту, памятник Лоренцо ди Медичи или скульптура Людовика Моро. Местные и туристы особенно любят «часы с осликом» с движущимися фигурками на здании художественной галереи.

Среди исторических объектов в Йошкар-Оле сохранилось несколько дореволюционных жилых домов (дом купца Наумова, усадьба Чулкова, дом Пчелинцева, дом лесопромышленника Булыгина),

здания эпохи советского неоклассицизма, искусная церковь Пресвятой Троицы, построенная в 1990-х годах. Все вместе строения марийской столицы образуют странный эклектичный ансамбль, но именно это привлекает в город туристов (сегодня, например, Йошкар-Олу можно посетить в рамках однодневного тура из столиц соседних республик — Казани или Чебоксар).

Среди любопытных музеев города стоит отметить Национальную художественную галерею, экспозиция которой рассказывает о культурном наследии Марий Эл, Республиканский музей изобразительных искусств, где выставлены офорты Маковского, Серова и Шишкина, Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, где хранятся предметы быта и наряды древних марийцев, и проникновенный Мемориальный народный музей истории ГУЛАГа.

Марийские семейные традиции

У этого народа закрепился патриархальный образ жизни, хотя женщина никогда и не была строго ограничена в правах. Лишь в некоторых поселениях долгое время сохранялся принцип левирата и сорората, предполагавший притеснение женской половины, но это были отдельные случаи.

На плечи мужчины ложились все общественные вопросы и доход семьи. Супруга считалась хранительницей очага. У мари очень ценились такие женские качества как смиренность и хозяйственность. Женщина была помощником для мужчины. Это один из немногих народов, который приветствовал разницу в возрасте между мужем и женой: здесь вполне привычно, когда супруга на 5-7 старше своего мужа.

Роль женщины была неоценима. После свадьбы девушки приходили в дом к мужу, где в тесном кругу уживалось много людей. Под одной крышей соседствовало несколько поколений, и семьи в каждом из них были большими. Именно поэтому высоко ценилась хозяйственность каждой новой женщины.

В доме за порядком следила старшая из женщин (бабушка или прабабушка мужа). Она раздавала поручения невесткам. В семьях всегда было много детей, ведь это считалось благословлением семьи с небес. Называли ребенка по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не совпадал, то право имянаречения переходило к матери. Воспитанием занимались все женщины в доме.

У марийского народа сложились интересные традиции, связанные со свадьбой. Пары у мари формировались, как правило, не по обоюдному согласию молодых, а по решению родителей. Когда парню исполнялось 14-15 лет, его отец отправлялся на смотрины в дом приглянувшейся девушки. В этот день родители согласовывали время сватовства. В назначенный час к будущей невесте уже ехал парень вместе со сватами. Отец девушки ставил на стол круглый хлеб и блюдце с маслом. От этого каравая отламывали кусочек, макали его в масло и передавали по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, при этом каждый немного откусывал от него. Пройденный круг считался подтверждением намерений всех за столом. Окончательное слово было за матерью девушки — жених должен был дать ей монетку в знак «платы за молоко».

По марийским обычаям семья парня выплачивала выкуп за невесту. Его передавали отцу девушки в день пунчал, или сговора. В это время устраивали встречу жениха, невесты, сватов, ее родителей и все знакомых. Парень весь вечер должен был расхваливать свою суженную и ее родственников.

По народной традиции марийцы готовили на свадьбу особые наряды. Жениха одевали в белоснежную расшитую рубаху, широкие брюки и шляпу с загнутыми полями, украшенную петушиным пером. Платье невесты обязательно было длинным, его подол дополняли россыпью монеток. Сверху девушка надевала белый и зеленый кафтан, а также вышитый передник. Из украшений в свадебный наряд входили роскошные мониста.

Распорядителем на свадьбе был тамада. Жених приезжал в дом к невесте на свадебном поезде. Там его встречали хлебом-солью, а всех родственников одаривали подарками. После небольшого застолья руки молодых связывали полотенцем, и так они отправлялись уже в дом к парню для заключения брака.

В традициях народов марийского края – шумная свадьба. Тамада обычно устраивал различные конкурсы и танцы: чем активнее молодые, чем больше они танцевали, тем больше было уважение к новой семье у окружающих. На столе по обычаю всегда стоял большой каравай, центр которого украшали творожным пирогом с монетками «на счастье». Из традиционных угощений гостям подавали жареного петуха, вареные яйца, молоко и квас. Невеста к праздничному столу обязательно должна была печь блины.

Кроме свадьбы в марийской культуре сохранились и традиции разводов, хотя сегодня они уже не так выражены. Предки этого народа жили общинами, в которых главенствовали старейшины. Если муж с женой хотели развестись, им надо было получить разрешение не менее шести выборных представителей общины. Разводы были очень редкими и считались позором для всех родственников. Разводящихся ставили в центре площади спинами друг к другу и связывали веревкой до тех пор, пока выборные представители не огласят свое решение. Женщине обрезали волосы: это было знаком, что она больше не замужем.

Одежда

Традиции народа марийцев прослеживаются в его национальном костюме. Повседневная одежда обязательно включала в себя рубаху — у мужчин она была по типу туники и не доходила до колен, а у женщин удлиненной. Сильная половина под низ надевала просторные штаны. Верхней одеждой считался кафтан. Повседневной обувью были лыковые лапти. Богатые черемисы по праздникам могли обувать туфли из коровьей или овечьей кожи. В холодное время на ноги надевали шерстяные или холщовые онучи.

Для пошива использовали беленые ткани. Одежду украшали орнаментами и узорами алого, черного, бордового оттенков. Поволжские марийцы предпочитали темно-синий цвет. В вышивке обязательно использовали мотивы-обереги. Декоративными элементами женских нарядов считались нагрудник, пояс и передник, которые также расшивали орнаментами. Вышивка зависела от статуса человека и его семейного положения.

Для нательной одежды брали лен, а верхнюю шили из сукна. Рубахи были просторными, чтобы под них можно было надеть штаны (так ходили мужчины и женщины). Кафтаны шили в зависимости от сезона: зимний вариант мог быть ниже колен, а летний до талии или до линии бедер.

Летним головным убором у мужчин была шляпа, зимним – меховая шапка. Позже, ассимилируясь с русскими, марийцы стали носить фуражки. У женщин головные уборы были для замужних дам и для девушек. Первые надевали шали и платки, а вторые – небольшие повязки, украшенные бусинами и монетами. Среди головных уборов мариек была такия – шапка полусферической конусообразной или каркасной формы, поверх которой обязательно надевался цветной платок.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Знакомства с девушками в республике марий эл с фото и телефонами

Устроить тур по колоритным деревням

Деревни, в которых время словно остановилось в прошлом столетии, пожалуй, вообще самое интересное, что есть в Марий Эл. Конечно, идеальный сценарий отпуска — это поехать на автомобиле по самым колоритным поселениям, которые удастся отыскать на Гугл-картах, останавливаться у местных — спать на печи, пить парное молоко и ходить в баньку, слушать пронизанные мистическими деталями сказания, становиться свидетелями обрядов, оставшихся с незапамятных времён.

Особенно повезёт тем, кто попадёт на марийскую свадьбу. Действо это весьма красочное: все гости обязательно приходят в традиционных нарядах — с орнаментальной вышивкой, монисто, красным кушаком или поясным полотенцем. Повезёт, если кто-нибудь притащит деревянный настил: тогда марийцы будут задорно танцевать «марийские топотушки». Ещё в третью субботу июня в Марий Эл отмечают Пеледыш пайрем — «праздник цветов». Это наследие советских времён: торжество было создано на замену традиционным марийским празднованиям, но в итоге прижилось — карнавал и импровизированные выступления проводятся по всей республике до сих пор. 

Если же вам хочется настоящего сельского хардкора, напроситесь уйти с пастухами пасти стадо. Занятие почти на целый день, встать придётся в 5 утра, зато яркие впечатления, ровный загар и память о бескрайних марийских лугах вам обеспечены.

Сегодня многие деревни Марийской республики известны среди туристов. Например, в крохотном селе Визимбирь жители уже давно принимают гостей, — это место зовётся «Марийская Швейцария» из-за впечатляющих видов, густых высоких лесов и миниатюрных домиков на окружающем зелёном полотне. Для многих жителей Визимбиря родным языком является марийский, и между собой они общаются в основном именно на нём. Они стараются сохранять свои традиции: носят национальную одежду, готовят в печи, топят баню, и всё это можно с ними разделить любому приезжему. 

В деревне Алёшкино открыт Музей быта коренных марийцев. Посетить его будет интересно: в России об этой народности мало кому известно. Почему-то принято думать, что марийцы — это почти что татары, обязательно черноволосые и с раскосыми глазами, в то время как этнически жители республики — финно-угры, то есть они куда ближе финнам, эстонцам, карелам, венграм.  Там же, на берегу реки Арда, кстати, находится неплохой туристический комплекс «Раздолье», оформленный с марийским колоритом, с фермой, деревенской кухней и сауной. 

В посёлке Сернур (он известен главным образом тем, что здесь в детстве жил поэт Николай Заболоцкий) находится достаточно известный в республике сыродельный завод. Несколько лет назад на предприятии произошёл ребрендинг, после чего помимо рядового «Российского» сыра здесь начали производить и «заграничные» сорта: камамбер, грюйер, рикотту, халумис, моцареллу, буррату, брынзу, причём не только из коровьего, но и из овечьего и козьего молока. По вкусу сернурские сыры практически не уступают «санкционке», занимая призовые места на международных конкурсах. В Йошкар-Оле есть фирменный магазин Сернурского завода, но ведь куда интереснее воочию увидеть производство.

Деревня Сардаял, в принципе, мало изменилась с советских времён: здесь и сегодня мало у кого есть интернет и спутниковое телевидение, на окнах не увидеть пластиковых стеклопакетов, почти у всех жителей есть огороды, куры, коровы и свиньи. Однако сардаялцы всегда рады гостям и стараются активно развивать туризм в своей деревне, ведь для многих городских жителей село — это настоящая экзотика, а для некоторых — тёплые воспоминания о поездках к бабушке на лето. Пару лет назад в Сардаяле впервые провели фестиваль «Кружок» — с рейвом в полях, концертом в школьном спортзале, ужином у костра и трансфером на грузовиках. Сегодня местные проводят летние лагеря выходного дня, разрабатывают интересные маршруты по Сардаялу и окрестностям и составляют списки вроде «Топ вещей, которые нужно сделать в Сардаяле», куда входят пункты «проснуться на сенокосе под пение петухов», «выгулять овец и не растерять их», «собрать синей глины с оврагов» и «попариться в деревенской баньке».

В марийской глубинке вы всегда можете поддержать местного производителя и купить предметы народного промысла: прекрасную марийскую вышивку — красный или чёрный орнамент по белой ткани со скрытыми языческими символами, изделия из бересты, валенки, картины из шерсти или изделия из морёного дуба.  

Язык

Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.

Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:

  • луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
  • горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
  • северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.

Анкеты сайт знакомств Йошкар-Ола (Марий Эл)

Елена
(2 фото)

53,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Дмитрий
(1 фото)

35,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

светлана
(1 фото)

36,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Мужчину

Сергей Гавриков
(1 фото)

26,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Дмитрий
(1 фото)

41,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Сергей
(1 фото)

43,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Рафис
(1 фото)

41,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: женщину

Гостья
(1 фото)

45,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Ильдар
(1 фото)

43,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

SoLoMoN
(1 фото)

49,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: женщину

Эдуард Соколов
(1 фото)

49,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Даниил
(1 фото)

20,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Игорь
(1 фото)

35,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Сергей
(1 фото)

18,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Борис
(1 фото)

37,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Мария
(1 фото)

29,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Виктор Егошин
(1 фото)

56,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Александр
(1 фото)

25,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Roman Stanislavovich
(1 фото)

37,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Александр
(1 фото)

23,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Алексей
(1 фото)

34,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Vladislav
(1 фото)

26,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Алексей
(1 фото)

38,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Руслан Изосимов
(1 фото)

43,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Татьяна
(2 фото)

52,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Костя Николаев
(2 фото)

24,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Oleg
(5 фото)

35,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Артур Сафин
(1 фото)

31,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: женщину

Евгений
(1 фото)

31,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Робинзон
(1 фото)

34,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: девушку

Евгений
(1 фото)

31,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: Девушку

Сергей
(1 фото)

58,

Йошкар-Ола, Марий Эл

Ищу: мужчину

Собирать грибы и ягоды

Дары леса — это как раз то, чем славится Марийская республика. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления, купив грибы и ягоды у местных жителей на рынке. Но ведь куда интереснее отправиться собирать их самостоятельно! В сезон, то есть летом и в начале осени, грибов и ягод в Марий Эл так много, что не обязательно даже знать места, – поляны можно легко найти рядом с дачными посёлками и турбазами. Тем не менее, в интернете выложены «грибные карты», составленные местными жителями. 

Из грибов здесь можно найти белые, подберёзовики, подосиновики, лисички, рыжики, грузди, сыроежки, сморчки. Весной в лесах растут маслята, а после дождливых дней на лугах появляются шампиньоны. Кстати, местные жители любят сушить грибы на зиму, — можно купить такой полуфабрикат и варить ароматный грибной суп всю зиму. Марийские ягоды — это черника, голубика, клюква, костяника, брусника, земляника, малина. Правда, отправляясь на «тихую охоту», обязательно захватите с собой репелленты: лесные комары никого не щадят.

История марийцев

На территории современной России, точнее — в Волго-Вятском районе, предки марийцев (или черемисов) появились 1500 лет назад. Жизнь их складывалась нелегко: испытывая агрессивное давление тюркских и славянских народов, древние мари вынуждены были продвигаться с юга и запада на восток, где они вытесняли пермян и частично ассимилировались  с ними.

Существует также версия о том, что предки этого народа были выходцами из Ирана. В ее пользу говорят исследования филологов — в молитвенных текстах, которые до сих пор используются при проведении религиозных ритуалов, сохранились индоиранские слова.

Территорию современной Марий Эл (между Ветлугой и Вяткой) этот народ занял еще в VII-VIII веках. Именно в это время сформировалась основа культурных традиций марийцев, влияние на которую оказали тюрки и финно-угорцы. На протяжении последующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже в то время выделялось 4 группы марийцев, для каждой из которых были характерны свои традиции и обычаи:

  • горные, которые обитали на южных и частично северных берегах Волги. Их культура формировалась в тесном контакте с чувашами и русскими;
  • луговые, образовавшие костяк этого народа. С давних времен и по сегодняшний день проживают в Волго-Вятском междуречье;
  • восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
  • северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Это ответвление марийцев сформировало свои уникальные традиции.

Религия

Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.

В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:

  • богиня рождения Илыш Шочын Ава;
  • бог морей Мер Юмо;
  • покровительница земли Мланде Ава;
  • бог судьбы Пурышо;
  • смерть Азырен;
  • злые духи – Керемета и Вувета.

Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.

Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.

В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.

Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.

Продегустировать марийские блюда

Местная кухня достаточно специфична, — она далека от высокой, ведь марийцы издревле были жителями лесов и деревень. Поэтому и еда здесь сытная (иногда даже жирная) и простая. Для современных путешественников из больших городов, привыкших к ресторанным изыскам, она может стать целым гастроприключением.

Главные блюда марийской кухни носят непривычные русскому уху названия, но мы сейчас попробуем всё объяснить:

  • Команмелна — слоёные блины из разных видов муки, выпекаемые на сковороде в печи. 
  • Салмагинде — печёные на сковороде лепёшки.
  • Паренге эргече — лепёшка с картофелем.
  • Подкогыльо (подкоголь) — «варёные пирожки», больше всего напоминающие наши вареники. Могут быть с разными начинками: шыл подкогыльо — с мясом, торык подкогыльо — с творогом, тувыртыш подкогыльо — с творогом и картофелем, ковыштан подкогыльо — с капустой. Некоторые хозяйки варят их, как обычные вареники, некоторые — запекают в печи. Поедать их следует, макая в топлёное сливочное масло и сметану. Кстати, подкогыльо в Марий Эл можно купить даже в виде полуфабриката. 
  • Шылан шур ковышта дене — капустные щи в буханке ржаного хлеба.
  • Рис немыран чыве шыл — молодые цыплята, фаршированные рисовой кашей. 
  • Кож — вяленая колбаса из конины. 
  • Сокта — отварная кровяная колбаса с салом и крупой в бараньей кишке.
  • Салмамуно или пулашкамуно — яичница с молоком и картофелем, запечённая в духовке или печи (родственник тортильи или фриттаты). 

Марийцы часто готовят блюда из даров природы — например, варят щи из крапивы или борщевика, делают квас из брусники, клюквы и рябины, даже готовят сладкий суп из калины (полан лем). Так как в Марий Эл до сих пор много сельских угодий и в любой деревне можно легко купить пару литров парного молока «из-под коровы», в национальной кухне достаточно много молочных блюд. Можно даже сказать, тут настоящий культ творога: его добавляют в ватрушки, вареники (популярный вариант — вареники с творогом и картофелем одновременно),

делают сухие сырники (туара),

колбаски из творога (торык гыч ыштыме),

голубцы с творогом (торыкан голубцы). С советских времён на местной кухне поселился популярный завтрак-десерт — творожные шарики в молоке.

В охотничьих угодьях и лесах можно попробовать шашлык из лосятины (шордо шыл гыч шашлык),

тушёную лосятину (куктымо шордо шыл) и медвежатину (куктымо маска шыл). Забавно, что сегодня эти блюда считаются дорогими деликатесами, хотя ещё полвека назад лосятина и медвежатина были обычной едой жителей лесных марийских деревень.

В республике развит частный медовый промысел, — марийский мёд, в особенности липовый, ценится по всей России. В центре Йошкар-Олы на ярмарках можно купить мёд, прополис, соты, пергу («пчелиный хлеб»). Мёд добавляют и во многие национальные блюда, — в местную медовуху, напиток муй пуро (марийский аналог кваса),

печенье муян, пирог сукыр кинде с лесными ягодами (брусникой, рябиной, калиной, клюквой),

жареные колобки уяча.

Традиционные местные напитки — это свекольный квас (пуро),

иван-чай и липовый цвет, а также холодный «чефир» — чёрный чай, крепко заваренный со смородиновыми листьями и душицей.

В Йошкар-Оле традиционную марийскую кухню можно попробовать в кафе «Сандал» (ул. Пролетарская, дом 46),

«Жираф» (ул. Волкова, дом 166),

трактире «Тёплая речка» (ул. Красноармейская Слобода, дом 61),

этнокафе «Мари» (ул. Подольских курсантов, дом 5),

сети кафе «Простая еда», а также в городском Кремле во время праздников и ярмарок. 

Общение

Знакомства в городах рядом:

Волжск
Звенигово
Козьмодемьянск
Краснооктябрьский
Красногорский
Килемары
Медведево
Мари-Турек
Куженер
Оршанка
Новый Торъял
Морки
Руэм
Приволжский
Параньга
Советский
Сернур
Семеновка
Юрино
Суслонгер
Сурок
Красный Амшан
Красный Ключ
Красный Мост
Красный Стекловар
Березники
Березовка
Комсомольский
Майский
Фокино
Михайловка
Николаевка
Покровка
Алексеевка
Красный Яр
Новый
Орловка
Подгорная
Ленинский
Октябрьский
Орша
Марийская Руя
Рим

Поделиться

Предыдущий город Знакомства Ангарск
Следующий город Знакомства Сургут

#подслушано
#познакомлюсь
#рядом
#объявления
#Чат
#Вписки

#позитив
#ищу тебя
#девушка 18-20 лет
#найти
#парень
#флирт
#женщина за 35-40 лет
#мужчина после 45-50
#хочу
#познакомиться
#семья
#реальный
#типичный
#ВК

#Признавашки
#Новости
#Погода
#Форум
#любовь

Лучше чем:
#Мамба
#Табор
#Шуры муры
#Лавпланет

Посмотреть невероятную природу средней полосы

Природа республики Марий Эл сохранилась почти нетронутой, — во многом этому, конечно, способствует то, что край почти не изведан туристами. Многие леса Маристана — охраняемые заказники, на территорию которых вообще невозможно попасть праздному посетителю, а жителям лесных деревень приходится иметь при себе специальные пропуска. Тем не менее, открытых мест тоже немало.

Заказник Горное Заделье площадью в 562 гектара расположен на востоке Куженерского района республики по границе с Сернурским районом. Этот заказник был создан для сохранения древних геологических образований и редких краснокнижных растений. Визитная карточка Заделья — урочище Нолькин камень (пещера, в которой бьют родники),

а также старинные подземные каменоломни, в которых столетия назад добывали жерновой камень. Сейчас даже летом тут можно увидеть ледяные сталактиты и сталагмиты. Но стоит помнить, что проход далеко в штольни запрещён из-за угроз обвалов. 

Добираться до Горного Заделья на общественном транспорте сложно: на автовокзале Йошкар-Олы следует сесть на автобус до Сернура, оттуда — на автобус до посёлка Горняк, а дальше идти пешком до Нолькиного камня. Проще всего путешествовать по природным красотам на автомобиле: по Сернурскому тракту следует проехать около 80 километров до посёлка Горняк, затем пройти пешком через частные дома к поляне с плакатом «Горное Заделье». Оттуда до пещер ведут указатели, нарисованные краской на деревьях. 

Национальный парк Марий Чодра — самые живописные леса, реки и озёра республики. Находится он недалеко от границы с Татарстаном, на территории Волжского, Звениговского и Моркинского районов, на стыке трёх природных зон – южной тайги (смешанные леса),

хвойно-широколиственных лесов и зоны лесостепи. В этом парке находится природный минеральный источник Зелёный ключ. Вода в нём поднимается со дна двухметровой воронки — говорят, по составу она аналогична знаменитой французской минеральной воде Contréxeville. Родник распадается на несколько ручейков, которые то сходятся, то расходятся, пока не впадут в воды реки Илеть. По территории парка проложено 14 туристических маршрутов — пеших, конных и водных, есть несколько санаториев, домов отдыха и палаточных городков.

Через парк проходит железная дорога Йошкар-Ола — станция Яльчевский. Из Йошкар-Олы на автомобиле езжайте по трассе Р175 Йошкар-Ола–Казань, пролегающей через Марий Чодра с северо-востока на юго-запад. В парк можно попасть через посёлки Шелангер, Красногорский, Илеть или Яльчевский. До многих баз отдыха из столицы республики ходят маршрутные такси.

Заповедник Большая Кокшага — это леса и долины, окружающие главную водную артерию республики, реку Кокшагу. Эти изумрудные края называют Лесным Поволжьем: леса занимают 95% заповедника (его площадь достигает 21 428 га),

причём встречаются и сосновые, и еловые, и берёзовые рощи

Гулять по лесам следует с осторожностью: эти территории почти не тронуты человеком, поэтому тут можно встретить лосей, бурых медведей, лис, кабанов и зайцев. Лучше всего остановиться на турбазе или снять домик в дачном сообществе, а окружающие красоты исследовать по пешим тропам или с помощью беспилотника, — с высоты птичьего полёта заповедник Большая Кокшага особенно прекрасен

Также заповедник предлагает одно- и двухдневные «познавательные туры», в которые можно отправиться пешком или на велосипедах. 

Находится заповедник Большая Кокшага на территории Килемарского и Медведевского районов. Ближайший крупный населённый пункт — посёлок Старожильск, до него из Йошкар-Олы ходят маршрутные такси. В Старожильске находится визит-центр заповедника. 

Увидеть «сказочный город»

Всего десятилетие назад столица республики Йошкар-Ола была непримечательным уездным городком, который путешественники нечасто баловали своим вниманием. Всё изменилось в конце 2000-х, когда утвердили и реализовали план реконструкции и развития города, превратив его в «сказочный»

Сегодня Йошкар-Ола словно стремится выбиться в лидеры по импортозамещению: многие части города имитируют другие страны и города. Площадь Республики напоминает Москву, Набережная Брюгге — Бельгию, Национальная художественная галерея построена в стиле флорентийских палаццо, а здание школы «Обыкновенное чудо» сами местные величают Хогвартсом. Гулять по пёстрому новострою интересно ещё и потому, что в нём прячется множество памятников, иногда совершенно неожиданных: например, копия Царь-пушки, памятник Грейс Келли и князю Монако Ренье III, памятник Рембрандту, памятник Лоренцо ди Медичи или скульптура Людовика Моро. Местные и туристы особенно любят «часы с осликом» с движущимися фигурками на здании художественной галереи.

Среди исторических объектов в Йошкар-Оле сохранилось несколько дореволюционных жилых домов (дом купца Наумова, усадьба Чулкова, дом Пчелинцева, дом лесопромышленника Булыгина),

здания эпохи советского неоклассицизма, искусная церковь Пресвятой Троицы, построенная в 1990-х годах. Все вместе строения марийской столицы образуют странный эклектичный ансамбль, но именно это привлекает в город туристов (сегодня, например, Йошкар-Олу можно посетить в рамках однодневного тура из столиц соседних республик — Казани или Чебоксар).

Среди любопытных музеев города стоит отметить Национальную художественную галерею, экспозиция которой рассказывает о культурном наследии Марий Эл, Республиканский музей изобразительных искусств, где выставлены офорты Маковского, Серова и Шишкина, Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева, где хранятся предметы быта и наряды древних марийцев, и проникновенный Мемориальный народный музей истории ГУЛАГа.

Марийские семейные традиции

У этого народа закрепился патриархальный образ жизни, хотя женщина никогда и не была строго ограничена в правах. Лишь в некоторых поселениях долгое время сохранялся принцип левирата и сорората, предполагавший притеснение женской половины, но это были отдельные случаи.

На плечи мужчины ложились все общественные вопросы и доход семьи. Супруга считалась хранительницей очага. У мари очень ценились такие женские качества как смиренность и хозяйственность. Женщина была помощником для мужчины. Это один из немногих народов, который приветствовал разницу в возрасте между мужем и женой: здесь вполне привычно, когда супруга на 5-7 старше своего мужа.

Роль женщины была неоценима. После свадьбы девушки приходили в дом к мужу, где в тесном кругу уживалось много людей. Под одной крышей соседствовало несколько поколений, и семьи в каждом из них были большими. Именно поэтому высоко ценилась хозяйственность каждой новой женщины.

В доме за порядком следила старшая из женщин (бабушка или прабабушка мужа). Она раздавала поручения невесткам. В семьях всегда было много детей, ведь это считалось благословлением семьи с небес. Называли ребенка по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не совпадал, то право имянаречения переходило к матери. Воспитанием занимались все женщины в доме.

У марийского народа сложились интересные традиции, связанные со свадьбой. Пары у мари формировались, как правило, не по обоюдному согласию молодых, а по решению родителей. Когда парню исполнялось 14-15 лет, его отец отправлялся на смотрины в дом приглянувшейся девушки. В этот день родители согласовывали время сватовства. В назначенный час к будущей невесте уже ехал парень вместе со сватами. Отец девушки ставил на стол круглый хлеб и блюдце с маслом. От этого каравая отламывали кусочек, макали его в масло и передавали по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, при этом каждый немного откусывал от него. Пройденный круг считался подтверждением намерений всех за столом. Окончательное слово было за матерью девушки — жених должен был дать ей монетку в знак «платы за молоко».

По марийским обычаям семья парня выплачивала выкуп за невесту. Его передавали отцу девушки в день пунчал, или сговора. В это время устраивали встречу жениха, невесты, сватов, ее родителей и все знакомых. Парень весь вечер должен был расхваливать свою суженную и ее родственников.

По народной традиции марийцы готовили на свадьбу особые наряды. Жениха одевали в белоснежную расшитую рубаху, широкие брюки и шляпу с загнутыми полями, украшенную петушиным пером. Платье невесты обязательно было длинным, его подол дополняли россыпью монеток. Сверху девушка надевала белый и зеленый кафтан, а также вышитый передник. Из украшений в свадебный наряд входили роскошные мониста.

Распорядителем на свадьбе был тамада. Жених приезжал в дом к невесте на свадебном поезде. Там его встречали хлебом-солью, а всех родственников одаривали подарками. После небольшого застолья руки молодых связывали полотенцем, и так они отправлялись уже в дом к парню для заключения брака.

В традициях народов марийского края – шумная свадьба. Тамада обычно устраивал различные конкурсы и танцы: чем активнее молодые, чем больше они танцевали, тем больше было уважение к новой семье у окружающих. На столе по обычаю всегда стоял большой каравай, центр которого украшали творожным пирогом с монетками «на счастье». Из традиционных угощений гостям подавали жареного петуха, вареные яйца, молоко и квас. Невеста к праздничному столу обязательно должна была печь блины.

Кроме свадьбы в марийской культуре сохранились и традиции разводов, хотя сегодня они уже не так выражены. Предки этого народа жили общинами, в которых главенствовали старейшины. Если муж с женой хотели развестись, им надо было получить разрешение не менее шести выборных представителей общины. Разводы были очень редкими и считались позором для всех родственников. Разводящихся ставили в центре площади спинами друг к другу и связывали веревкой до тех пор, пока выборные представители не огласят свое решение. Женщине обрезали волосы: это было знаком, что она больше не замужем.

Одежда

Традиции народа марийцев прослеживаются в его национальном костюме. Повседневная одежда обязательно включала в себя рубаху — у мужчин она была по типу туники и не доходила до колен, а у женщин удлиненной. Сильная половина под низ надевала просторные штаны. Верхней одеждой считался кафтан. Повседневной обувью были лыковые лапти. Богатые черемисы по праздникам могли обувать туфли из коровьей или овечьей кожи. В холодное время на ноги надевали шерстяные или холщовые онучи.

Для пошива использовали беленые ткани. Одежду украшали орнаментами и узорами алого, черного, бордового оттенков. Поволжские марийцы предпочитали темно-синий цвет. В вышивке обязательно использовали мотивы-обереги. Декоративными элементами женских нарядов считались нагрудник, пояс и передник, которые также расшивали орнаментами. Вышивка зависела от статуса человека и его семейного положения.

Для нательной одежды брали лен, а верхнюю шили из сукна. Рубахи были просторными, чтобы под них можно было надеть штаны (так ходили мужчины и женщины). Кафтаны шили в зависимости от сезона: зимний вариант мог быть ниже колен, а летний до талии или до линии бедер.

Летним головным убором у мужчин была шляпа, зимним – меховая шапка. Позже, ассимилируясь с русскими, марийцы стали носить фуражки. У женщин головные уборы были для замужних дам и для девушек. Первые надевали шали и платки, а вторые – небольшие повязки, украшенные бусинами и монетами. Среди головных уборов мариек была такия – шапка полусферической конусообразной или каркасной формы, поверх которой обязательно надевался цветной платок.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий