Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью

История племени

Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.

Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.

В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.

Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.

Племя химба

Девушка племени химба

Племя химба, живущее на севере Намибии, отличается редкой красотой. Эти люди, лишь в последнее время прикоснувшиеся к цивилизации, очень хороши собой! Это касается и женщин, и мужчин, а дети и вовсе похожи на смугленьких ангелочков!

Есть всего лишь две вещи, которые химба берут во «внешнем мире» — это заколки и гребни для волос, а также разноцветные пакеты из под продуктов.

С помощью расчесок красотки племени сооружают на своих головах замысловатые прически, а целлофановые пакеты служат для ношения младенцев, для хранения мелких вещей, а также для украшения причесок или тела.

Там, где проживают химба, вода — большая редкость. Поэтому любая капелька бережно собирается для питья, а для мытья воды, как правило, не хватает. Немытые тела химба привлекали бы множественных насекомых, но от этой напасти их спасает мазь коричнево-красного цвета, состоящая из животного жира, вулканической пемзы, взятой со Священной горы, и перемолотых трав. Химба покрывают себя ею с ног до головы — и тело, и волосы. Спасает эта мазь и от солнечных ожогов.

При такой гигиене, казалось бы, химба должны быть прыщавыми и иметь плохую кожу, но, как ни странно, их кожа очень нежная и гладкая.

В племени химба очень интересные прически, состоящие из спутанных локонов — дредов. У мужчин — это один дред, направленный назад.

А у женщин локонов больше. У девочек два дреда, свисающих на глаза, у незамужних девушек — много локонов, закрывающих лицо, у замужних дам — лицо открыто. Они носят откинутые назад косы, либо забирают волосы с помощью полоски кожи.

Интересный факт. В женских прическах очень много вплетенных мужских волос, остриженных, как правило, с уважаемых членов семейств.

Помимо причесок женщины химба очень любят сделанные собственноручно различные украшения — пояса, браслеты, подвески. Эти поделки не только украшают девушку, но и показывают уровень ее мастерства.

Красивое племя химба

Мальчики с 12-летнего возраста считаются взрослыми. Внешним признаком взросления являются вырванные нижние зубы. Это делается так. Четыре зуба выбивают камнем, а затем раны прижигают раскаленным железом.

Каждый мужчина может иметь несколько жен. Девушка может выходить замуж, достигнув 14-летнего возраста.

Интересные факты.

В племени химба нельзя вмешиваться в чужие семейные дела. Убийство мужа или жены — редкое, но безнаказанное событие. Если жена убивает своего мужа, то это никак не компенсируется его семье. А если муж убивает свою супругу, он выплачивает ее семье стоимость 45 коров.

Супружеской верностью химба похвастаться не могут, у них принято меняться женами.

Племя химба

Свадьба в племени проходит так. Жених приходит за невестой в ее хижину, к молодым присоединяются друзья, и оттуда все вылезают на четвереньках. На улице все встают на ноги, «паровозиком» цепляются друг другу за набедренную повязку и идут к месту свадьбы. Там их уже ждут соплеменники и вождь племени. Вождю дают три кувшина с молоком, он пробует это молоко, а потом дает всем присутствующим отпить по глоточку. Когда все молоко выпито, все идут к хижине вождя, перед входом в нее молодые снова встают на карачки и обходят ее против часовой стрелки. Потом они заходят внутрь, чтобы провести там трое суток.

Секрет красоты Химба

Свою популярность племя обрело благодаря фотографиям, раскрывшим миру его красоту. Для химба характерен изящный, миндалевидный разрез глаз, полные губы и аккуратный прямой нос. Их кожа, кажется, в идеальном состоянии, несмотря на палящее солнце и отсутствие воды для частых купаний. Секрет в местной «косметике».

Женщины химба, предпочитающие традиционные открытые наряды, покрывают свою кожу смесью пемзы окра, коровьего масла и трав. Каждое утро они наносят этот «крем», защищающий их от солнца и насекомых. Этой смесью они покрывают и волосы, формируя своеобразные «дреды». Вечером «косметика» счищается, а вместе с ней и вся грязь.

О неизбежности грядущих перемен

Химба на протяжении столетий ревностно охраняли свои обычаи и традиции, но сейчас приходит время, когда они должны отказаться от некоторых своих культурных практик. В первую очередь — от обычаев многоженства и распространенных внебрачных связях, чтобы обуздать бушующую в племени эпидемию ВИЧ и СПИД.

Очень возможно, что к переменам в образе жизни, которого они упорно держались так долго, приведет политика государства, предоставляющая детям химба даже в самых отдаленных уголках возможность учиться в своеобразных мобильных бесплатных школах.

В школе молодое поколение племени учат не только читать и писать. Еще там они узнают о существовании другого мира. И вполне возможно, что однажды им захочется побросать свои краали с коровками в этом практически изолированном краю и уйти на время пожить в город. А тогда домой вернутся уже совсем другие химба.

Популярность племени, появившегося на телеэкранах и ставшего героем множества документальных фильмов, стала для его членов источником постоянного дохода. Все больше его членов начинают работать экскурсоводами, переводчиками, создают кемпинги для туристов, предоставляющие так называемые «химба-туры».

Растущий поток туристов, фотографов и кинематографистов нарушает повседневную жизнь племени и невольно они постепенно утрачивают те черты, которые в свое время сделали их столь привлекательными в глазах иностранных гостей и СМИ.

Древнее и удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью… Но ведь, если подумать, культура народа не является данностью, она меняется с течением времени, ее меняют контакты с другими культурами. Поэтому, может быть, и аутентичность следует рассматривать не как нечто неизменное, застывшее в прошлом, а как свойство, находящееся в динамике?

Рубрика: Намибия

Пришельцы из Восточной Африки

Глядя на представителей племени химба, можно подумать, что они в этих краях «не местные». Это выдают их высокий рост, стройное тело и красивые миндалевидные глаза. И действительно – сюда, в самую южную часть Африки, химба переселились из Восточной Африки несколько столетий назад.

До последнего времени им, конечно, приходилось несладко: то нападали местные уроженцы – племя нама, то заокеанские гости – немцы, со своей страстью одних уничтожать, а других отправлять в концлагеря. Из-за того химба откочёвывали в другие регионы Африки, некоторое время жили даже в Анголе, но затем возвращались на территорию нынешней Намибии.

В восьмидесятых годах химба пережили страшную засуху (в пустыне Намиб это, в принципе, нормальное явление), вследствие чего племя почти исчезло с лица земли; оставшихся представителей химба переселили в ближайший город, где они жили в качестве беженцев. Но впоследствии они вернулись на обжитое место и необычайно размножились, тем более что засуха уже прошла.

Химба – спасение Намибии

В конце ХХ века Намибия, подобно Ботсване и ЮАР, столкнулась с потерей национальной идентичности: страна, по мнению правительства, стала уж слишком европейской. Поэтому к химба проявили исключительный интерес и объявили их чем-то вроде национального достояния. В Намибии теперь запрещено вмешиваться в их внутреннюю жизнь, а законы страны они соблюдают только в том случае, если их одобрит вождь.

Обмазанные краской скотоводы

Химба, как и сотни лет назад, продолжают жить за счёт скотоводства; коровы у них играют даже роль валюты. Из всех достижений цивилизации они проявили интерес разве что к пластиковым канистрам, в которых удобно таскать воду. Есть ещё, впрочем, кочевые школы, дающие начальное образование, благодаря чему почти все химба грамотные и даже немного знают английский язык.

Химба живут в круглых по форме селениях; в центре такого селения находится большой огороженный скотный двор, а вокруг него располагаются хижины – постройки из обмазанных глиной жердей. В таких домиках нет вообще никакой мебели, кроме соломенных циновок; есть также большой очаг, находящийся прямо возле входа.

Особенность «наряда» местных женщин – особая мазь, которой они покрывают всё своё тело, включая волосы. Основу этой мази составляет красная краска, состоящая из коровьего масла, различных трав и других ингредиентов; точный состав этой мази нам неизвестен. Женщины натирают себя этим веществом, а на ночь соскабливают его. Мазь служит и как очищающее средство, и как крем от загара, и как средство от насекомых, и как украшение.

Кстати, химба вообще не моются, так как не считают это нужным. Об эффективности упомянутой мази говорит то, что кожа у женщин всегда в идеальном состоянии.

Мазь помогает женщинам также делать красивые причёски. При этом к собственным волосам они приплетают ещё и чужие – чаще всего это волосы собственного мужа. Правда, супружеские отношения у химба – понятие условное: верность своим половинкам они не хранят, мужчины часто обмениваются жёнами. Благодаря этому химба вообще не знают таких проблем, как ревность, разводы и скандалы на сексуальной почве.

Это беспокоит представителей власти, ведь от такого образа жизни развивается СПИД. У химба им заражена пятая часть племени. Однако парадоксы имеют место и здесь: химба – долгожители, средний возраст их составляет семьдесят лет, а самые старые доживают и до ста. Для Африки, даже столь развитой, такие показатели – скорее, исключение, чем правило. Сами же химба не обращают на СПИД абсолютно никакого внимания.

Система комментирования SigComments

История племени

Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.

Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.

В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.

Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.

Химба в фокусе реальной жизни

Редко какое поселение химба — полукочевого народа — существует долго на своем месте. Эта деревня — не совсем типичная. На это место племя перебралось около десяти лет назад, забрав с собой кучу детей, как мы бы сказали — из неблагополучных семей, у спившихся соплеменников.

Поэтому здесь много детей, а мужчин почти совсем нет. Их работа — пасти скот, так что они уходят со стадами далеко и надолго. В последние годы мужчины стали уходить в поисках работы также во внешний мир. Подвергшихся его влиянию членов племени легко узнать по западному стилю одежды. Тут мы более пристально глянули на своего проводника. Да, он тоже химба.

Мы вошли в деревню, оглядывая круг крытых соломой глиняных хижин семьи с утоптанной землей перед ними. Бегают и ползают дети, бродят козы и куры, хозяйки готовят завтрак. Утро — на него приходится самая горячая пора у женщин-химба. Повседневных дел у них много: утром надо подоить коров, взбить масло в сосуде из высушенной тыквы, прибраться в доме, сходить за водой, приготовить еду, ну и себе любимой нужно посвятить пару часов для ухода за красотой.

Понятно, конечно, что если деревня открыта для каждодневного посещения незнакомых, и не всегда деликатных, людей, то сделано это с намерением зарабатывать деньги. Но вот сколько в представленном действительного и сколько от шоу для туристов? Поразительно, но, разговаривая и наблюдая за химбами, мы пришли к выводу, что тут никакой постановкой и не пахнет.

Женщины не обращают на нас никакого внимания. Одна — намибийская мадонна с длинным плетением волос, светясь красно-коричневым оттенком, в теньке своей хижины кормит грудного младенца. Крошечный мальчик держится за нее рукой, рядом играют еще два ребенка.

Обычно головки малышам выбривают, но у более старших детей оставляют пучок волос расти на голове.

У мальчиков этот пучок заплетается в одну косу, идущую к спине. У девочек плетут две косички, их направляют в сторону лица. Толстенькие косички свисают на глаза, мешают смотреть, однако косых девчушек не наблюдается.

На голове матери свой убор — нечто, похожее на корону. Это украшение называется Erembe, оно сделано из кусочка кожи и символизирует… Догадались? Ну, конечно, рога коровы — самого ценного и прекрасного существа в глазах потомственных скотоводов.

Для женщин как сама жизнь, так и ее уклад — ничем не отличается от того древнего, который вели их прапрабабушки, разве что добавились современные ножи и аксессуары из пластиковых бутылок. Не изменилась у них и одежда: они по-прежнему ходят в коротких юбках из мягкой кожи и бессчетном количестве украшений на шеях, запястьях, поясе и лодыжках.

Украшения на лодыжках женщин-химба — своеобразная версия обручального кольца, которая может рассказать даже о количестве детей у нее. На представительницах прекрасной половины всех возрастов без исключения тяжелыми килограммами висят браслеты и ожерелья из железа и меди, бесчисленные бусы из стекла, бисера, проводков, семян, подвески с камнями и ракушками, какие-то сухие плоды на ремешках.

Ребятишки постарше одеты в джинсы и футболки, малыши прикрыты кусочками шкуры на тугом ремешке вокруг пояса, у тех кто еще меньше весь наряд составляет излюбленная национальная паста otjize цвета красной охры.

Верования

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнём (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей» (Henrica von der Behrens 2003: 64).

Сама религия Химба относится к монотеистической религии, где верховным божеством является Мукуру, также важную роль играют духи предков, считается, что если Мукуру только благословляет, то предки могут и благословлять и проклинать. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней, таким образом, чтобы семья не утеряла связь с предками, которые по поверьям Химба выступают представителями Мукуру, так как тот почти всегда занят и пребывает в потустороннем мире.

Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли. Некоторые химба верят, что смерть всегда вызывается вследствие омити, которое было использовано против жертвы из корыстных целей, также, что жертвой часто может избираться близкий родственник или любимый человек. Часто Химба для выявления источника омити обращаются к местным знахарям.

Как питаются в племени Химба

Корова – главное животное, почитаемое представителями племени. Ее молоко и кисломолочные продукты являются основным рационом у этого народа. Мясо в племени едят очень редко. Полезные вещества представители племени ищут в травах, корнях, цветах и других растительных компонентах. Овощи и фрукты представители племени едят редко, считая буквально диковинкой – сухая каменистая почва выращивать полноценный урожай попросту не дает возможности. Из зерновых племя потребляет кукурузу и просо.

Возможно, именно в таком виде питания и заложен секрет красоты женщин племени Химба. Также именно благодаря питанию они отличаются крепким здоровьем и физической силой.

Сила, к слову, представительницам племени нужна. Нет, речь не идет о защите собственной безопасности и жизни своих детей, как бывает в других африканских племенах. Попросту в племени Химба именно женщина является главной исполнительницей всех домашних обязанностей – строительство дома, выращивание культур, уход за детьми и за мужем возлагаются на ее плечи.

Традиционное жилище

Физические нагрузки позволяют представительницам племени оставаться всегда стройными и подтянутыми – о таком теле даже спортивные европейки могут только мечтать.

Благодаря сохранению многовековой культуры и некой первобытности племя служит буквально магнитом для туристов. Мужчины едут полюбоваться на прекрасных женщин, а женщины с надеждой узнать несколько секретов красоты.

Грязь ради чистоты

Девушки из племени наделены особыми знаниями о силе природы и натуральных минеральных веществ. Грязь они используют для поддержания тела в чистоте и свежести. Соединение гематита с природными маслами дают потрясающий эффект – кожа после маски становится бархатной и мягкой, надолго сохраняет эластичность и молодость.

Знаменитые дреды из глины. Юная представительница народа химба

Маску из грязи, которую используют в теплом виде, применяют как для особого ухода, так и вместо традиционных ежедневных гигиенических процедур. Компоненты маски способствуют улучшению защитных функций кожи – она не так сильно поддается воздействию ультрафиолета, а потому надолго охраняет молодость и тонус.

Также специальные компоненты маски, которая буквально застывает на теле, позволяют одновременно с омыванием делать депиляцию всех частей тела – волосы «смываются» буквально сами собой.

Отсутствие волос, а также красота кожи делают представительниц племени чуть ли не претендентками на звание «Мисс Вселенная» – и это без применения дополнительных косметических средств, нанесения макияжа и тому подобное.

Заплетание кос занимает много времени

Каждый мужчина из племени Химба может иметь сразу по четыре жены. Причина кроется в простом удобстве. Представители сильного пола круглый год ведут кочевой образ жизни, пасут скот и ищут новые плодородные земли для выращивания культур. Жены и дети ждут мужчин в основном сидя на одном месте, которое временно или постоянно называют домом.

Мужчины возвращаются набегами на короткое время – количество жен страхует их от ситуации, в которой кто-то останется без женщины ввиду ее болезни или смерти. Ревности в этом племени и чувства собственности, к слову, нет. Если вернувшийся муж обнаружит одну из своих жен беременной от другого мужчины, который «забегал» ранее, то не будет ее наказывать. Детей принимают и воспитывают как родных.

Тайна песен племени Химба

Вся жизнь этого народа наполнена песнями. Они — часть их быта и культурное наследие одновременно. У каждого человека в племени есть своя, уникальная песня.

Ее создает мать, когда решает, что хочет забеременеть. Она идет в тихое место и прислушивается, пока не услышит нужную мелодию. Эту мелодию она поет мужчине, который будет отцом ребенка. Ей она обучает повитух, чтобы пели при рождении младенца.

Песня сопровождает человека во всей его жизни. Если ребенок расстроен и плачет, ее поют, чтобы успокоить. Если преуспевает в чем-то — песня звучит как одобрение. С ней мальчики проходят инициацию. Ее же поют, если человек провинился, совершил зло. Все племя собирается вокруг виновного в круг и поет его песню, веря, что так они поселят в его душе мир.

Когда же кто-то из химба заканчивает свой жизненный круг, все поселение собирается, чтобы исполнить его песню в последний раз.

Плея Химба считается самым красивым племенем Африки

Многим, особенно путешественникам, известны стандарты красоты, принятые в африканских странах. Чаще всего девушек и женщин здесь откармливают до отвала, ибо так «солиднее». В странах Африки существуют даже специальные «фермы», в которых содержатся молодые девушки, предназначенные на выданье. Полнота женщины свидетельствует о достатке и богатстве её семьи.

Но так на чёрном континенте далеко не везде. Существует племя, которое по праву считается самым красивым в Африке. Фотографии девушек из этого племени время от времени появляются на страницах модных журналов. И это при том, что сами они модных журналов не читают.

Химба – так называется это племя – является одним из африканских народов, максимально сохранивших традиционный уклад жизни. Парадокс заключается в том, что живут химба в одной из самых развитых и «европейских» стран континента – в Намибии.

Самое красивое племя Африки

Гигиена

Женщины племени Химба, фото которых поражают своей красотой, не используют воду в гигиенических целях (моются в воде только мужчины)

Однако все, кто имел возможность с ними общаться, обращали внимание на то, что их тела довольно хорошо пахнут (отсутствуют всякие неприятные запахи). Это связано с традиционным способом ухаживать за собой

Из-за малого количества воды в местах их проживания, женщины принимают «дымовые ванны». Для этого на тлеющие угли раскладывают молодые веточки и листья комми́форы (лат. Commiphora) и ждут появления дыма.

Фото девушки племени химба натирающей себя специальным гигиеническим средством

Склонившись над тлеющими душистыми углями и укрывшись одеялом, женщина начинает интенсивно потеть. При этом тело отлично очищается потом, дезинфицируется и приобретает приятный запах.

Следующий этап – втирание в кожу мази otjize. В ее состав входят охра (природный пигмент, получаемый из пластинчатого редкоигольчатого гематита), ароматический компонент (смолы otjize, комми́фору) и животный жир. Эта смесь тщательно втирается в кожу, придавая ей красновато-коричневый оттенок. Паста защищает кожу от внешних неблагоприятных воздействий. Даже у пожилых кожа выглядит молодо.

Неудивительно, что многие европейцы, впервые увидев женщин племени с их гладкой кожей под красноватой краской, волосами, уложенными в причудливые, но привлекательные прически, признавали их самыми красивыми в мире.

Образование

Народ Химба всеми силами сопротивляется вторжению в их жизнь извне. Они не умеют писать,
читать и мало что знают об окружающем мире. В 80–90-х годах XX века, когда в стране шла
война (да к тому же разразилась сильная засуха), у Химба пало 90% крупного рогатого
скота.

Племя оказалось на грани вымирания (их оставалось не более 5 тыс.). Тогда многие искали
помощи и защиты у намибийского правительства, которое обеспечивало их гуманитарной
помощью.

В связи с этим часть беженцев отказалась от своих традиций. Они стали носить
европейскую одежду, ходить в церковь, отправлять своих детей в школы. Но большинство
Химба вернулось к своему привычному образу жизни, который делает их
счастливыми.

По мере того, как цивилизация продолжает вторгаться в повседневную жизнь уникального
племени, возрастает и риск исчезновения культуры Химба. Но этот процесс может занять
десятилетия, поскольку их полукочевая жизнь и сильная привязанность к традициям не дает
укорениться новым веяниям цивилизованного мира.

Образ жизни

Химба — кочевое племя. Их основное занятие и ценность — скот. В нем они видят свой капитал, за его счет живут. Заботой о скоте занимаются мужчины племени. На женщинах же забота о детях, и семейный быт, в условиях полупустыни достаточно жестокий.

Племя живет небольшими деревнями, построенными недалеко от водоема, вокруг центрального загона со скотом. Их дома построены из глины, навоза и грязи, закрепленных на деревянном каркасе.

Для химба характерно билатериальное наследование — когда род матери и отца равны по силе. Сыновья зачастую остаются в доме отца, в то время как дочери переходят в клан мужей. У одного мужчины может быть до 4 жен. Впрочем, связи в племени не ограничиваются, а дети от чужого мужчины воспринимаются мужем с радостью. Ведь с появлением детей здесь связана отдельная традиция.

Питание

Основной продукт питания для Химба – молоко. Его хранят в специальных тыквенных сосудах. В них молоко доводят до различного состояния: кислое молоко, творог, масло.

Химба выращивают некоторые зерновые культуры, такие как кукуруза и махангу (местное название одной из разновидности проса, которое хорошо растет на бедных почвах Намибии). Поэтому в рацион племени часто входят каши, приготовленные из муки этих зерновых.

Рацион дополняется яйцами, дикими травами и кореньями. Иногда в пищу употребляют съедобных гусениц «мопане» (Imbrasiabelina), в которых 50–60% белка. Их собирают с одноименного дерева, сушат и жарят. В сушенном виде они могут храниться довольно долго.

В очень редких случаях (например, на свадьбах) Химба едят мясо. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Вера

Следует сказать, что душа – это основное понятие в верованиях народа. По представлению Химба, мир создан высшим существом Мукуру, который наделил сверхъестественной силой души умерших предков племени, получивших возможность помогать своим потомкам.

Любое начинание всегда должно сопровождаться разрешением умерших. Поэтому каждое утро, чтобы пообщаться со своим Божеством, представители племени зажигают священный огонь Окуруво, который располагается между Краалом (вольером для скота) и главной хижиной вождя.

Когда дым устремляется к небесам, вождь клана получает возможность «поговорить» со своими предками через Высшее Существо Мукуру. Из животных к костру допускаются только собаки.

Разделение труда

Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают её в одном-единственном месте — на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому. Этим составом женщины намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин племени идеальная. При помощи той же мази делают традиционную причёску: чужие волосы — обычно мужские, чаще всего от отца семейства — вплетают в свои, создавая дреды на голове. Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и покрупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать своё имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трёх классов оканчивают единицы — для продолжения обучения нужно ехать в город. Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят. Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль — вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин. Постоянная обязанность представителей сильного пола — добыча той самой красноватой породы, которая идёт на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины. Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних сооружают фантастические причёски, которыми славятся женщины племени. Они, между прочим, считаются едва ли не эталоном красоты на Африканском континенте.

Питание

Основной продукт питания для Химба – молоко. Его хранят в специальных тыквенных сосудах.
В них молоко доводят до различного состояния: кислое молоко, творог, масло.

Химба выращивают некоторые зерновые культуры, такие как кукуруза и махангу (местное
название одной из разновидности проса, которое хорошо растет на бедных почвах Намибии).
Поэтому в рацион племени часто входят каши, приготовленные из муки этих зерновых.

Рацион дополняется яйцами, дикими травами и кореньями. Иногда в пищу употребляют
съедобных гусениц «мопане» (Imbrasiabelina), в которых 50–60% белка. Их собирают с
одноименного дерева, сушат и жарят. В сушенном виде они могут храниться довольно
долго.

В очень редких случаях (например, на свадьбах) Химба едят мясо. Но это, скорее,
исключение, чем правило.

Скот здесь – капитал. Его нужно приумножать, а не проедать, тем более что молочная диета
помогает выжить в суровых условиях.

В Otjikandero — деревню племени химба

О предстоящей встрече с племенем стараемся не говорить, чтоб не сглазить. На коленках у меня бумажка, на ней запас базисных и операционных слов на языке химба (вдруг пойдет содержательный разговор!): «привет» это «моро», «как дела» — «периви», «все в порядке» — «нава».

Двадцать минут езды, еще двадцать минут блужданий по дорожкам в поисках въезда в деревню, и вот мы паркуемся у местной школы. Мда… Школка… Похоже, государство не сильно на нее тратится: глинобитный домик, на стенах плакаты, пластиковые столики и стульчики.

Вход в деревню перегорожен кривыми кольями ограды и шлагбаумом — надо ждать гида. Вокруг — никого… Через четверть часа подъехала еще машина с испанской парой, тоже желающей познакомиться с бытом племени.

Поскучали вместе, наконец-то появился долгожданный экскурсовод, африканец в современной, но видавшей виды, одежде и неторопливо повел нас в деревню, повествуя о здешней жизни.

Продвинутые или неприрученные химба?

Одна моя приятельница сморщила носик: «Вот если бы вы побывали у таких химба, которые даже не знают, в какой стране живут, а так…». Понятно, о чем речь. Об аутентичности племени, которую нарушает контакт с цивилизованным миром.

Сейчас весь мир помешан на аутентичности в разных областях культуры — от еды до мебели. Не отстает и туристический бизнес — сейчас модны путешествия по экзотическим и уединенным местам и сообществам, которые все еще, предположительно, не испорчены современностью. Поиски такой подлинности часто приводят в Каоколенд, где живут почти при первобытном строе люди химба.

Что и говорить, гораздо интересней было бы увидеть абсолютно неприрученных химба… Но… И этих «но» набирается слишком много.

  • В этой удаленной северо-западной части страны, где нет дорог, можно путешествовать только на полноприводных автомобилях с автономными запасами горючего и продовольствия.
  • Безводная местность, суровый климат, в котором сказывается близость пустыни Намиб, предполагает наличие знающего проводника.
  • Да и немногочисленные люди племени проживают на территории отнюдь не компактно.
  • Более того, они не привязаны ни к какому определенному месту, так что поиск их может затянуться. Надолго. Или даже на очень надолго.

Так что такая задача уже тянет на организацию серьезной экспедиции, большие финансовые затраты и приличный запас времени в активе. Это явно не наш случай.

Да, вот еще. Чуть ли не основным признаком аутентичности считается подлинная «простота» — бедность и примитивизм первобытных племен, противопоставленные богатству и материализму современного мира.

Простота и бедность, царившие в племени в реале, — вышибали слезу. Кашка детям варилась в какой-то жестяной банке, мать ковыряла ее подобранной с земли палочкой, а детвора потом пригоршней тащила слегка остывшее варево в рот, обходясь без ложки. Внешний вид обитателей деревни на должном уровне, соблюдение обычаев — все, как учили.

Короче говоря, мы непоколебимо уверены, что место, в котором мы побывали, по всем статьям соответствует самым строгим критериям подлинности народа химба. Кто так не считает — его дело, вон Каоколенд — он рядом, ищите подходящих…

Глава племени

В социальном плане Химба придерживаются родоплеменной структуры. Каждый является представителем двух кланов: отцовского и материнского. Получается, что деревня представляет собой одну большую семью.

Власть принадлежит главе семейного клана. Главенство обычно передается по женской линии, причем не от матери к дочери, а от бабушки к внучке или от тети к племяннице. Главой племени может быть и старейший мужчина.

Старейшина умеет разговаривать с душами предков. В этом ему помогает священный огонь, который связывает живых и мертвых родственников клана. Вождь следит за тем, чтобы огонь не погас и не прервалась невидимая нить между двумя мирами. На ночь угольки из костра уносят в хижину старейшины. Утром ими воспользуются, чтобы разжечь священный огонь, если тот был ослаблен ночным ветром.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью

История племени

Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.

Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.

В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.

Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.

Племя химба

Девушка племени химба

Племя химба, живущее на севере Намибии, отличается редкой красотой. Эти люди, лишь в последнее время прикоснувшиеся к цивилизации, очень хороши собой! Это касается и женщин, и мужчин, а дети и вовсе похожи на смугленьких ангелочков!

Есть всего лишь две вещи, которые химба берут во «внешнем мире» — это заколки и гребни для волос, а также разноцветные пакеты из под продуктов.

С помощью расчесок красотки племени сооружают на своих головах замысловатые прически, а целлофановые пакеты служат для ношения младенцев, для хранения мелких вещей, а также для украшения причесок или тела.

Там, где проживают химба, вода — большая редкость. Поэтому любая капелька бережно собирается для питья, а для мытья воды, как правило, не хватает. Немытые тела химба привлекали бы множественных насекомых, но от этой напасти их спасает мазь коричнево-красного цвета, состоящая из животного жира, вулканической пемзы, взятой со Священной горы, и перемолотых трав. Химба покрывают себя ею с ног до головы — и тело, и волосы. Спасает эта мазь и от солнечных ожогов.

При такой гигиене, казалось бы, химба должны быть прыщавыми и иметь плохую кожу, но, как ни странно, их кожа очень нежная и гладкая.

В племени химба очень интересные прически, состоящие из спутанных локонов — дредов. У мужчин — это один дред, направленный назад.

А у женщин локонов больше. У девочек два дреда, свисающих на глаза, у незамужних девушек — много локонов, закрывающих лицо, у замужних дам — лицо открыто. Они носят откинутые назад косы, либо забирают волосы с помощью полоски кожи.

Интересный факт. В женских прическах очень много вплетенных мужских волос, остриженных, как правило, с уважаемых членов семейств.

Помимо причесок женщины химба очень любят сделанные собственноручно различные украшения — пояса, браслеты, подвески. Эти поделки не только украшают девушку, но и показывают уровень ее мастерства.

Красивое племя химба

Мальчики с 12-летнего возраста считаются взрослыми. Внешним признаком взросления являются вырванные нижние зубы. Это делается так. Четыре зуба выбивают камнем, а затем раны прижигают раскаленным железом.

Каждый мужчина может иметь несколько жен. Девушка может выходить замуж, достигнув 14-летнего возраста.

Интересные факты.

В племени химба нельзя вмешиваться в чужие семейные дела. Убийство мужа или жены — редкое, но безнаказанное событие. Если жена убивает своего мужа, то это никак не компенсируется его семье. А если муж убивает свою супругу, он выплачивает ее семье стоимость 45 коров.

Супружеской верностью химба похвастаться не могут, у них принято меняться женами.

Племя химба

Свадьба в племени проходит так. Жених приходит за невестой в ее хижину, к молодым присоединяются друзья, и оттуда все вылезают на четвереньках. На улице все встают на ноги, «паровозиком» цепляются друг другу за набедренную повязку и идут к месту свадьбы. Там их уже ждут соплеменники и вождь племени. Вождю дают три кувшина с молоком, он пробует это молоко, а потом дает всем присутствующим отпить по глоточку. Когда все молоко выпито, все идут к хижине вождя, перед входом в нее молодые снова встают на карачки и обходят ее против часовой стрелки. Потом они заходят внутрь, чтобы провести там трое суток.

Секрет красоты Химба

Свою популярность племя обрело благодаря фотографиям, раскрывшим миру его красоту. Для химба характерен изящный, миндалевидный разрез глаз, полные губы и аккуратный прямой нос. Их кожа, кажется, в идеальном состоянии, несмотря на палящее солнце и отсутствие воды для частых купаний. Секрет в местной «косметике».

Женщины химба, предпочитающие традиционные открытые наряды, покрывают свою кожу смесью пемзы окра, коровьего масла и трав. Каждое утро они наносят этот «крем», защищающий их от солнца и насекомых. Этой смесью они покрывают и волосы, формируя своеобразные «дреды». Вечером «косметика» счищается, а вместе с ней и вся грязь.

О неизбежности грядущих перемен

Химба на протяжении столетий ревностно охраняли свои обычаи и традиции, но сейчас приходит время, когда они должны отказаться от некоторых своих культурных практик. В первую очередь — от обычаев многоженства и распространенных внебрачных связях, чтобы обуздать бушующую в племени эпидемию ВИЧ и СПИД.

Очень возможно, что к переменам в образе жизни, которого они упорно держались так долго, приведет политика государства, предоставляющая детям химба даже в самых отдаленных уголках возможность учиться в своеобразных мобильных бесплатных школах.

В школе молодое поколение племени учат не только читать и писать. Еще там они узнают о существовании другого мира. И вполне возможно, что однажды им захочется побросать свои краали с коровками в этом практически изолированном краю и уйти на время пожить в город. А тогда домой вернутся уже совсем другие химба.

Популярность племени, появившегося на телеэкранах и ставшего героем множества документальных фильмов, стала для его членов источником постоянного дохода. Все больше его членов начинают работать экскурсоводами, переводчиками, создают кемпинги для туристов, предоставляющие так называемые «химба-туры».

Растущий поток туристов, фотографов и кинематографистов нарушает повседневную жизнь племени и невольно они постепенно утрачивают те черты, которые в свое время сделали их столь привлекательными в глазах иностранных гостей и СМИ.

Древнее и удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью… Но ведь, если подумать, культура народа не является данностью, она меняется с течением времени, ее меняют контакты с другими культурами. Поэтому, может быть, и аутентичность следует рассматривать не как нечто неизменное, застывшее в прошлом, а как свойство, находящееся в динамике?

Рубрика: Намибия

Пришельцы из Восточной Африки

Глядя на представителей племени химба, можно подумать, что они в этих краях «не местные». Это выдают их высокий рост, стройное тело и красивые миндалевидные глаза. И действительно – сюда, в самую южную часть Африки, химба переселились из Восточной Африки несколько столетий назад.

До последнего времени им, конечно, приходилось несладко: то нападали местные уроженцы – племя нама, то заокеанские гости – немцы, со своей страстью одних уничтожать, а других отправлять в концлагеря. Из-за того химба откочёвывали в другие регионы Африки, некоторое время жили даже в Анголе, но затем возвращались на территорию нынешней Намибии.

В восьмидесятых годах химба пережили страшную засуху (в пустыне Намиб это, в принципе, нормальное явление), вследствие чего племя почти исчезло с лица земли; оставшихся представителей химба переселили в ближайший город, где они жили в качестве беженцев. Но впоследствии они вернулись на обжитое место и необычайно размножились, тем более что засуха уже прошла.

Химба – спасение Намибии

В конце ХХ века Намибия, подобно Ботсване и ЮАР, столкнулась с потерей национальной идентичности: страна, по мнению правительства, стала уж слишком европейской. Поэтому к химба проявили исключительный интерес и объявили их чем-то вроде национального достояния. В Намибии теперь запрещено вмешиваться в их внутреннюю жизнь, а законы страны они соблюдают только в том случае, если их одобрит вождь.

Обмазанные краской скотоводы

Химба, как и сотни лет назад, продолжают жить за счёт скотоводства; коровы у них играют даже роль валюты. Из всех достижений цивилизации они проявили интерес разве что к пластиковым канистрам, в которых удобно таскать воду. Есть ещё, впрочем, кочевые школы, дающие начальное образование, благодаря чему почти все химба грамотные и даже немного знают английский язык.

Химба живут в круглых по форме селениях; в центре такого селения находится большой огороженный скотный двор, а вокруг него располагаются хижины – постройки из обмазанных глиной жердей. В таких домиках нет вообще никакой мебели, кроме соломенных циновок; есть также большой очаг, находящийся прямо возле входа.

Особенность «наряда» местных женщин – особая мазь, которой они покрывают всё своё тело, включая волосы. Основу этой мази составляет красная краска, состоящая из коровьего масла, различных трав и других ингредиентов; точный состав этой мази нам неизвестен. Женщины натирают себя этим веществом, а на ночь соскабливают его. Мазь служит и как очищающее средство, и как крем от загара, и как средство от насекомых, и как украшение.

Кстати, химба вообще не моются, так как не считают это нужным. Об эффективности упомянутой мази говорит то, что кожа у женщин всегда в идеальном состоянии.

Мазь помогает женщинам также делать красивые причёски. При этом к собственным волосам они приплетают ещё и чужие – чаще всего это волосы собственного мужа. Правда, супружеские отношения у химба – понятие условное: верность своим половинкам они не хранят, мужчины часто обмениваются жёнами. Благодаря этому химба вообще не знают таких проблем, как ревность, разводы и скандалы на сексуальной почве.

Это беспокоит представителей власти, ведь от такого образа жизни развивается СПИД. У химба им заражена пятая часть племени. Однако парадоксы имеют место и здесь: химба – долгожители, средний возраст их составляет семьдесят лет, а самые старые доживают и до ста. Для Африки, даже столь развитой, такие показатели – скорее, исключение, чем правило. Сами же химба не обращают на СПИД абсолютно никакого внимания.

Система комментирования SigComments

История племени

Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.

Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.

В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.

Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.

Химба в фокусе реальной жизни

Редко какое поселение химба — полукочевого народа — существует долго на своем месте. Эта деревня — не совсем типичная. На это место племя перебралось около десяти лет назад, забрав с собой кучу детей, как мы бы сказали — из неблагополучных семей, у спившихся соплеменников.

Поэтому здесь много детей, а мужчин почти совсем нет. Их работа — пасти скот, так что они уходят со стадами далеко и надолго. В последние годы мужчины стали уходить в поисках работы также во внешний мир. Подвергшихся его влиянию членов племени легко узнать по западному стилю одежды. Тут мы более пристально глянули на своего проводника. Да, он тоже химба.

Мы вошли в деревню, оглядывая круг крытых соломой глиняных хижин семьи с утоптанной землей перед ними. Бегают и ползают дети, бродят козы и куры, хозяйки готовят завтрак. Утро — на него приходится самая горячая пора у женщин-химба. Повседневных дел у них много: утром надо подоить коров, взбить масло в сосуде из высушенной тыквы, прибраться в доме, сходить за водой, приготовить еду, ну и себе любимой нужно посвятить пару часов для ухода за красотой.

Понятно, конечно, что если деревня открыта для каждодневного посещения незнакомых, и не всегда деликатных, людей, то сделано это с намерением зарабатывать деньги. Но вот сколько в представленном действительного и сколько от шоу для туристов? Поразительно, но, разговаривая и наблюдая за химбами, мы пришли к выводу, что тут никакой постановкой и не пахнет.

Женщины не обращают на нас никакого внимания. Одна — намибийская мадонна с длинным плетением волос, светясь красно-коричневым оттенком, в теньке своей хижины кормит грудного младенца. Крошечный мальчик держится за нее рукой, рядом играют еще два ребенка.

Обычно головки малышам выбривают, но у более старших детей оставляют пучок волос расти на голове.

У мальчиков этот пучок заплетается в одну косу, идущую к спине. У девочек плетут две косички, их направляют в сторону лица. Толстенькие косички свисают на глаза, мешают смотреть, однако косых девчушек не наблюдается.

На голове матери свой убор — нечто, похожее на корону. Это украшение называется Erembe, оно сделано из кусочка кожи и символизирует… Догадались? Ну, конечно, рога коровы — самого ценного и прекрасного существа в глазах потомственных скотоводов.

Для женщин как сама жизнь, так и ее уклад — ничем не отличается от того древнего, который вели их прапрабабушки, разве что добавились современные ножи и аксессуары из пластиковых бутылок. Не изменилась у них и одежда: они по-прежнему ходят в коротких юбках из мягкой кожи и бессчетном количестве украшений на шеях, запястьях, поясе и лодыжках.

Украшения на лодыжках женщин-химба — своеобразная версия обручального кольца, которая может рассказать даже о количестве детей у нее. На представительницах прекрасной половины всех возрастов без исключения тяжелыми килограммами висят браслеты и ожерелья из железа и меди, бесчисленные бусы из стекла, бисера, проводков, семян, подвески с камнями и ракушками, какие-то сухие плоды на ремешках.

Ребятишки постарше одеты в джинсы и футболки, малыши прикрыты кусочками шкуры на тугом ремешке вокруг пояса, у тех кто еще меньше весь наряд составляет излюбленная национальная паста otjize цвета красной охры.

Верования

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнём (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей» (Henrica von der Behrens 2003: 64).

Сама религия Химба относится к монотеистической религии, где верховным божеством является Мукуру, также важную роль играют духи предков, считается, что если Мукуру только благословляет, то предки могут и благословлять и проклинать. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней, таким образом, чтобы семья не утеряла связь с предками, которые по поверьям Химба выступают представителями Мукуру, так как тот почти всегда занят и пребывает в потустороннем мире.

Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли. Некоторые химба верят, что смерть всегда вызывается вследствие омити, которое было использовано против жертвы из корыстных целей, также, что жертвой часто может избираться близкий родственник или любимый человек. Часто Химба для выявления источника омити обращаются к местным знахарям.

Как питаются в племени Химба

Корова – главное животное, почитаемое представителями племени. Ее молоко и кисломолочные продукты являются основным рационом у этого народа. Мясо в племени едят очень редко. Полезные вещества представители племени ищут в травах, корнях, цветах и других растительных компонентах. Овощи и фрукты представители племени едят редко, считая буквально диковинкой – сухая каменистая почва выращивать полноценный урожай попросту не дает возможности. Из зерновых племя потребляет кукурузу и просо.

Возможно, именно в таком виде питания и заложен секрет красоты женщин племени Химба. Также именно благодаря питанию они отличаются крепким здоровьем и физической силой.

Сила, к слову, представительницам племени нужна. Нет, речь не идет о защите собственной безопасности и жизни своих детей, как бывает в других африканских племенах. Попросту в племени Химба именно женщина является главной исполнительницей всех домашних обязанностей – строительство дома, выращивание культур, уход за детьми и за мужем возлагаются на ее плечи.

Традиционное жилище

Физические нагрузки позволяют представительницам племени оставаться всегда стройными и подтянутыми – о таком теле даже спортивные европейки могут только мечтать.

Благодаря сохранению многовековой культуры и некой первобытности племя служит буквально магнитом для туристов. Мужчины едут полюбоваться на прекрасных женщин, а женщины с надеждой узнать несколько секретов красоты.

Грязь ради чистоты

Девушки из племени наделены особыми знаниями о силе природы и натуральных минеральных веществ. Грязь они используют для поддержания тела в чистоте и свежести. Соединение гематита с природными маслами дают потрясающий эффект – кожа после маски становится бархатной и мягкой, надолго сохраняет эластичность и молодость.

Знаменитые дреды из глины. Юная представительница народа химба

Маску из грязи, которую используют в теплом виде, применяют как для особого ухода, так и вместо традиционных ежедневных гигиенических процедур. Компоненты маски способствуют улучшению защитных функций кожи – она не так сильно поддается воздействию ультрафиолета, а потому надолго охраняет молодость и тонус.

Также специальные компоненты маски, которая буквально застывает на теле, позволяют одновременно с омыванием делать депиляцию всех частей тела – волосы «смываются» буквально сами собой.

Отсутствие волос, а также красота кожи делают представительниц племени чуть ли не претендентками на звание «Мисс Вселенная» – и это без применения дополнительных косметических средств, нанесения макияжа и тому подобное.

Заплетание кос занимает много времени

Каждый мужчина из племени Химба может иметь сразу по четыре жены. Причина кроется в простом удобстве. Представители сильного пола круглый год ведут кочевой образ жизни, пасут скот и ищут новые плодородные земли для выращивания культур. Жены и дети ждут мужчин в основном сидя на одном месте, которое временно или постоянно называют домом.

Мужчины возвращаются набегами на короткое время – количество жен страхует их от ситуации, в которой кто-то останется без женщины ввиду ее болезни или смерти. Ревности в этом племени и чувства собственности, к слову, нет. Если вернувшийся муж обнаружит одну из своих жен беременной от другого мужчины, который «забегал» ранее, то не будет ее наказывать. Детей принимают и воспитывают как родных.

Тайна песен племени Химба

Вся жизнь этого народа наполнена песнями. Они — часть их быта и культурное наследие одновременно. У каждого человека в племени есть своя, уникальная песня.

Ее создает мать, когда решает, что хочет забеременеть. Она идет в тихое место и прислушивается, пока не услышит нужную мелодию. Эту мелодию она поет мужчине, который будет отцом ребенка. Ей она обучает повитух, чтобы пели при рождении младенца.

Песня сопровождает человека во всей его жизни. Если ребенок расстроен и плачет, ее поют, чтобы успокоить. Если преуспевает в чем-то — песня звучит как одобрение. С ней мальчики проходят инициацию. Ее же поют, если человек провинился, совершил зло. Все племя собирается вокруг виновного в круг и поет его песню, веря, что так они поселят в его душе мир.

Когда же кто-то из химба заканчивает свой жизненный круг, все поселение собирается, чтобы исполнить его песню в последний раз.

Плея Химба считается самым красивым племенем Африки

Многим, особенно путешественникам, известны стандарты красоты, принятые в африканских странах. Чаще всего девушек и женщин здесь откармливают до отвала, ибо так «солиднее». В странах Африки существуют даже специальные «фермы», в которых содержатся молодые девушки, предназначенные на выданье. Полнота женщины свидетельствует о достатке и богатстве её семьи.

Но так на чёрном континенте далеко не везде. Существует племя, которое по праву считается самым красивым в Африке. Фотографии девушек из этого племени время от времени появляются на страницах модных журналов. И это при том, что сами они модных журналов не читают.

Химба – так называется это племя – является одним из африканских народов, максимально сохранивших традиционный уклад жизни. Парадокс заключается в том, что живут химба в одной из самых развитых и «европейских» стран континента – в Намибии.

Самое красивое племя Африки

Гигиена

Женщины племени Химба, фото которых поражают своей красотой, не используют воду в гигиенических целях (моются в воде только мужчины)

Однако все, кто имел возможность с ними общаться, обращали внимание на то, что их тела довольно хорошо пахнут (отсутствуют всякие неприятные запахи). Это связано с традиционным способом ухаживать за собой

Из-за малого количества воды в местах их проживания, женщины принимают «дымовые ванны». Для этого на тлеющие угли раскладывают молодые веточки и листья комми́форы (лат. Commiphora) и ждут появления дыма.

Фото девушки племени химба натирающей себя специальным гигиеническим средством

Склонившись над тлеющими душистыми углями и укрывшись одеялом, женщина начинает интенсивно потеть. При этом тело отлично очищается потом, дезинфицируется и приобретает приятный запах.

Следующий этап – втирание в кожу мази otjize. В ее состав входят охра (природный пигмент, получаемый из пластинчатого редкоигольчатого гематита), ароматический компонент (смолы otjize, комми́фору) и животный жир. Эта смесь тщательно втирается в кожу, придавая ей красновато-коричневый оттенок. Паста защищает кожу от внешних неблагоприятных воздействий. Даже у пожилых кожа выглядит молодо.

Неудивительно, что многие европейцы, впервые увидев женщин племени с их гладкой кожей под красноватой краской, волосами, уложенными в причудливые, но привлекательные прически, признавали их самыми красивыми в мире.

Образование

Народ Химба всеми силами сопротивляется вторжению в их жизнь извне. Они не умеют писать,
читать и мало что знают об окружающем мире. В 80–90-х годах XX века, когда в стране шла
война (да к тому же разразилась сильная засуха), у Химба пало 90% крупного рогатого
скота.

Племя оказалось на грани вымирания (их оставалось не более 5 тыс.). Тогда многие искали
помощи и защиты у намибийского правительства, которое обеспечивало их гуманитарной
помощью.

В связи с этим часть беженцев отказалась от своих традиций. Они стали носить
европейскую одежду, ходить в церковь, отправлять своих детей в школы. Но большинство
Химба вернулось к своему привычному образу жизни, который делает их
счастливыми.

По мере того, как цивилизация продолжает вторгаться в повседневную жизнь уникального
племени, возрастает и риск исчезновения культуры Химба. Но этот процесс может занять
десятилетия, поскольку их полукочевая жизнь и сильная привязанность к традициям не дает
укорениться новым веяниям цивилизованного мира.

Образ жизни

Химба — кочевое племя. Их основное занятие и ценность — скот. В нем они видят свой капитал, за его счет живут. Заботой о скоте занимаются мужчины племени. На женщинах же забота о детях, и семейный быт, в условиях полупустыни достаточно жестокий.

Племя живет небольшими деревнями, построенными недалеко от водоема, вокруг центрального загона со скотом. Их дома построены из глины, навоза и грязи, закрепленных на деревянном каркасе.

Для химба характерно билатериальное наследование — когда род матери и отца равны по силе. Сыновья зачастую остаются в доме отца, в то время как дочери переходят в клан мужей. У одного мужчины может быть до 4 жен. Впрочем, связи в племени не ограничиваются, а дети от чужого мужчины воспринимаются мужем с радостью. Ведь с появлением детей здесь связана отдельная традиция.

Питание

Основной продукт питания для Химба – молоко. Его хранят в специальных тыквенных сосудах. В них молоко доводят до различного состояния: кислое молоко, творог, масло.

Химба выращивают некоторые зерновые культуры, такие как кукуруза и махангу (местное название одной из разновидности проса, которое хорошо растет на бедных почвах Намибии). Поэтому в рацион племени часто входят каши, приготовленные из муки этих зерновых.

Рацион дополняется яйцами, дикими травами и кореньями. Иногда в пищу употребляют съедобных гусениц «мопане» (Imbrasiabelina), в которых 50–60% белка. Их собирают с одноименного дерева, сушат и жарят. В сушенном виде они могут храниться довольно долго.

В очень редких случаях (например, на свадьбах) Химба едят мясо. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Вера

Следует сказать, что душа – это основное понятие в верованиях народа. По представлению Химба, мир создан высшим существом Мукуру, который наделил сверхъестественной силой души умерших предков племени, получивших возможность помогать своим потомкам.

Любое начинание всегда должно сопровождаться разрешением умерших. Поэтому каждое утро, чтобы пообщаться со своим Божеством, представители племени зажигают священный огонь Окуруво, который располагается между Краалом (вольером для скота) и главной хижиной вождя.

Когда дым устремляется к небесам, вождь клана получает возможность «поговорить» со своими предками через Высшее Существо Мукуру. Из животных к костру допускаются только собаки.

Разделение труда

Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают её в одном-единственном месте — на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому. Этим составом женщины намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин племени идеальная. При помощи той же мази делают традиционную причёску: чужие волосы — обычно мужские, чаще всего от отца семейства — вплетают в свои, создавая дреды на голове. Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и покрупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать своё имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трёх классов оканчивают единицы — для продолжения обучения нужно ехать в город. Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят. Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль — вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин. Постоянная обязанность представителей сильного пола — добыча той самой красноватой породы, которая идёт на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины. Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних сооружают фантастические причёски, которыми славятся женщины племени. Они, между прочим, считаются едва ли не эталоном красоты на Африканском континенте.

Питание

Основной продукт питания для Химба – молоко. Его хранят в специальных тыквенных сосудах.
В них молоко доводят до различного состояния: кислое молоко, творог, масло.

Химба выращивают некоторые зерновые культуры, такие как кукуруза и махангу (местное
название одной из разновидности проса, которое хорошо растет на бедных почвах Намибии).
Поэтому в рацион племени часто входят каши, приготовленные из муки этих зерновых.

Рацион дополняется яйцами, дикими травами и кореньями. Иногда в пищу употребляют
съедобных гусениц «мопане» (Imbrasiabelina), в которых 50–60% белка. Их собирают с
одноименного дерева, сушат и жарят. В сушенном виде они могут храниться довольно
долго.

В очень редких случаях (например, на свадьбах) Химба едят мясо. Но это, скорее,
исключение, чем правило.

Скот здесь – капитал. Его нужно приумножать, а не проедать, тем более что молочная диета
помогает выжить в суровых условиях.

В Otjikandero — деревню племени химба

О предстоящей встрече с племенем стараемся не говорить, чтоб не сглазить. На коленках у меня бумажка, на ней запас базисных и операционных слов на языке химба (вдруг пойдет содержательный разговор!): «привет» это «моро», «как дела» — «периви», «все в порядке» — «нава».

Двадцать минут езды, еще двадцать минут блужданий по дорожкам в поисках въезда в деревню, и вот мы паркуемся у местной школы. Мда… Школка… Похоже, государство не сильно на нее тратится: глинобитный домик, на стенах плакаты, пластиковые столики и стульчики.

Вход в деревню перегорожен кривыми кольями ограды и шлагбаумом — надо ждать гида. Вокруг — никого… Через четверть часа подъехала еще машина с испанской парой, тоже желающей познакомиться с бытом племени.

Поскучали вместе, наконец-то появился долгожданный экскурсовод, африканец в современной, но видавшей виды, одежде и неторопливо повел нас в деревню, повествуя о здешней жизни.

Продвинутые или неприрученные химба?

Одна моя приятельница сморщила носик: «Вот если бы вы побывали у таких химба, которые даже не знают, в какой стране живут, а так…». Понятно, о чем речь. Об аутентичности племени, которую нарушает контакт с цивилизованным миром.

Сейчас весь мир помешан на аутентичности в разных областях культуры — от еды до мебели. Не отстает и туристический бизнес — сейчас модны путешествия по экзотическим и уединенным местам и сообществам, которые все еще, предположительно, не испорчены современностью. Поиски такой подлинности часто приводят в Каоколенд, где живут почти при первобытном строе люди химба.

Что и говорить, гораздо интересней было бы увидеть абсолютно неприрученных химба… Но… И этих «но» набирается слишком много.

  • В этой удаленной северо-западной части страны, где нет дорог, можно путешествовать только на полноприводных автомобилях с автономными запасами горючего и продовольствия.
  • Безводная местность, суровый климат, в котором сказывается близость пустыни Намиб, предполагает наличие знающего проводника.
  • Да и немногочисленные люди племени проживают на территории отнюдь не компактно.
  • Более того, они не привязаны ни к какому определенному месту, так что поиск их может затянуться. Надолго. Или даже на очень надолго.

Так что такая задача уже тянет на организацию серьезной экспедиции, большие финансовые затраты и приличный запас времени в активе. Это явно не наш случай.

Да, вот еще. Чуть ли не основным признаком аутентичности считается подлинная «простота» — бедность и примитивизм первобытных племен, противопоставленные богатству и материализму современного мира.

Простота и бедность, царившие в племени в реале, — вышибали слезу. Кашка детям варилась в какой-то жестяной банке, мать ковыряла ее подобранной с земли палочкой, а детвора потом пригоршней тащила слегка остывшее варево в рот, обходясь без ложки. Внешний вид обитателей деревни на должном уровне, соблюдение обычаев — все, как учили.

Короче говоря, мы непоколебимо уверены, что место, в котором мы побывали, по всем статьям соответствует самым строгим критериям подлинности народа химба. Кто так не считает — его дело, вон Каоколенд — он рядом, ищите подходящих…

Глава племени

В социальном плане Химба придерживаются родоплеменной структуры. Каждый является представителем двух кланов: отцовского и материнского. Получается, что деревня представляет собой одну большую семью.

Власть принадлежит главе семейного клана. Главенство обычно передается по женской линии, причем не от матери к дочери, а от бабушки к внучке или от тети к племяннице. Главой племени может быть и старейший мужчина.

Старейшина умеет разговаривать с душами предков. В этом ему помогает священный огонь, который связывает живых и мертвых родственников клана. Вождь следит за тем, чтобы огонь не погас и не прервалась невидимая нить между двумя мирами. На ночь угольки из костра уносят в хижину старейшины. Утром ими воспользуются, чтобы разжечь священный огонь, если тот был ослаблен ночным ветром.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий