Химическая красота чулки в волосах и вшивый домик: как выглядели женщины в ссср и почему их прически вернулись в моду

Мода времён расцвета СССР

В конце 50-х мода в Советском Союзе оставалась довольно консервативной. Сказывались последствия войны — далеко не у всех имелись средства для того, чтобы покупать и шить модную одежду. Как следствие, понятие стиля для людей 50-х пока остаётся уделом мечтаний.

Для мужской части населения весьма характерный вид одежды — широкие брюки по всей длине. Трудно сказать, откуда пришло данное веяние. Отчасти на такие штаны оказали влияние моряки с их клёшем. С другой стороны, в американских каталогах похожая одежда была популярна в 30-х. Учитывая постоянное отставание СССР в моде, вырисовывается подражание с опозданием на 20 лет, что вполне понятно в связи с Великой Отечественной.

60-е годы стали периодом подлинного расцвета как мире, так и в Советском Союзе. Смягчение идеологического прессинга, рост экономики, полёты в космос, запах свободы — всё это не замедлило сказаться на моде. Правда, несмотря на тенденции, западное влияние доходило до франтов и стиляг с опозданием. Поэтому длинные юбки можно увидеть на женщинах и в эти годы.

Характерной особенностью образа девушек тех лет является причёска а-ля Бриджит Бардо. Её носили все, кому не лень. Получалось по-разному — от миловидной шевелюры до непонятного кома на голове. Здесь мода в очередной раз продемонстрировала свою беспощадность.

«Прорыв» в тенденциях женского гардероба произошёл тогда, когда за «железный занавес» проникла мини-юбка. Фасон выше колена моментально увлёк женщин, которые поголовно стали кроить подобным образом всё, от платьев до пальто. Смягчение общественной обстановки, «оттепель» способствовала закреплению модных тенденций.

Правда, на улицах такие наряды можно было встретить на модницах и смелых девушках. Большинство женщин продолжали предпочитать традиционную длину по колено.

Мужская одежда не претерпела столь значительных изменений. Костюм — на это раз двойка — продолжал оставаться одеждой «на выход» для миллионов советских тружеников. Правда, он стал не таким свободным и мешковатым. Появились приталенные модели, а ходить в одной рубашке без пиджака, да ещё и с закатанными рукавами по улице в общественном месте также заслуга 60-х.

В середине десятилетия появляется феномен «стиляг» – представителей «золотой молодежи», которые не успели узнать войны и считали, что внешний вид определяет человека. Контр-культура стала знаковым явлением советской системы, показывая, что любое смягчение нравов вызывает протест. В моду вошли узкие «подстреленные» брюки и туфли с острым носком.

Иногда полезно привлечь в качестве свидетеля и кинематограф. Образ Шурика из комедий Гайдая, несмотря на «ботанические» наклонности, тяготеет к моде тех лет: остроносые туфли, брюки-дудочки выше щиколотки и куртка вместо пиджака.

В 70-е годы женщина надевает брюки, и с тех пор уже не расстаётся с этой одеждой удобство и комфорт сочетаются с невообразимым клёшем, доведённым до абсурда. То же самое предпочитают и юноши.

В это время среди советских женщин начинают ходить журналы мод. Картинки там были цветные и яркие.

Не сбавляет свою популярность и фасон мини, теперь он дополняется особой причёской с гладкими волосами. Обладательницы кудрей правдами и неправдами выпрямляли шевелюру.

Топ актрис

Советские актрисы умели не просто играть свою роль в кино или театре, они полностью вживались в новый образ и удивляли своим актёрским мастерством.

Но половина мужчин СССР (если не все) обращали внимание не только на перевоплощение актрис, но и на их внешние данные. А данные у них были действительно ого-го!. Ну как можно не влюбиться в следующих героинь мужских фантазий и образов идеальных женщин?!

Ну как можно не влюбиться в следующих героинь мужских фантазий и образов идеальных женщин?!

Ирина Ивановна Алфёрова

Актриса из Новоссибирска покорила мужское население СССР. Она снялась в 51 фильме, но больше всего она запомнилась зрителям как Констанция Бонасьё («Д´Артаньян и три мушкетёра»), Катя Лаврова («С любимыми не расставайтесь»), а также Дарья («Хождение по мукам»).

Лариса Ивановна Удовиченко

Фильмография актрисы насчитывает свыше 120 работ. Она полюбилась народу благодаря таким известным фильмам, как «Самая обаятельная и привлекательная», «Тартюф», «Опасно для жизни», «Мэри Поппинс, до свидания!».

Маргарита Борисовна Терехова

Пожалуй, самая первая роль, приходящая на ум при упоминании этой актрисы, – образ Миледи из фильма «Д´Артаньян и три мушкетёра».

Сейчас из-за прогрессирующей болезни актриса не узнаёт даже своих родных, но благодарные зрители её всегда будут помнить и любить, несмотря ни на что.

Лариса Андреевна Гузеева

Кроме фильма «Жестокий романс», Лариса Гузеева радовала зрителей своим появлением на экране ещё в 60 работах. Она не утратила своей красоты и шарма с возрастом и по-прежнему выглядит потрясающе в свои годы.

Не хватит времени, чтобы внести в топ всех красивых актрис СССР. Но моя совесть не останется чистой, если я не упомяну таких красавиц как: О. Остроумова, Э. Быстрицкая, Т. Самойлова, Л. Гурченко, Л. Полищук, А. Самохина, С. Светличная, С. Тома, Л. Чурсина.

А ещё 6 красивых актрис имеют имя Наталья: Кустинская, Фатеева, Вавилова, Варлей, Селезнёва, Андрейченко. Интересно, почему половину красавиц зовут Наталья? Может в этом имени есть что-то особенное?

Закат эпохи

С конца 70-х в Советском Союзе начинается период, характеризующийся как «застой». Повседневная одежда была крайне блёклой и незамысловатой. Начавшийся экономический спад привёл к обеднению населения. Гнаться за модой было по карману далеко не каждому.

С 1985 года начинается эпоха перестройки. Гласность и демократия размывают идеологическую глыбу СССР с огромной быстротой. Конец Союза характеризуется чрезвычайной пестротой, смешением стилей, когда стало позволено практически всё.

Конечно, огромное влияние на моду оказала рок-музыка, выходящая из подполья. Рок-музыканты, как отечественные, так и зарубежные, стали кумирами поколения. Элементы панк- и металл-культуры проявились и в одежде.

С распадом могучей державы люди не исчезли. Кто-то продолжал донашивать купленное в СССР, а у кого-то появилась возможность заработать деньги для настоящих зарубежных вещей. Так или иначе, но с этого момента советская мода прекратила своё существование, оставшись лишь в памяти да на фотографиях.

«Каждая девушка хочет выглядеть как ее кумир»

Безусловно, каждая девушка хочет выглядеть так, как ее кумир. Поэтому к нам приходили с определенными запросами. В 1979-1980 годах мы переняли у запада «каре», потом «сэссон» как у Мирей Матье, затем английскую стрижку и «каскад». Но именно «сэссон» очень долго держался в числе фаворитов советских женщин. Прически как у Любови Орловой тоже делали.

Сейчас мода возвращается, и упомянутые стрижки вновь пользуются популярностью, просто они стали комбинированными. Например, окантовку делают «сэссон», а длину снимают техникой «каскад». Сегодня, правда, все филируется, а мы делали по классике — ровно. Ближе к 90-м пришла мода на асимметрию. В те времена это явление было очень необычным: с одной стороны волосы снимались чуть ли не машинкой, а с другой оставались длинными.

Материалы по теме

  • «Иногда в ход шло пиво»Красный лак, синтетика и сушуары: на какие жертвы шли женщины в СССР ради красоты19 июня 2020
  • «Я бы такую, как ты, вообще не трогал»Российские девушки перестали бриться, а парни надели платья. Как это помогло им найти и принять себя25 ноября 2020

Я работаю вот уже 50 лет и не представляю себя в другой деятельности. Я человек постоянный. Вот раньше были случаи, когда меня будили в два часа ночи словами: «Сделаешь мне прическу?». И я отвечала: «Конечно, сделаю!». Я очень люблю свою работу и продолжаю любить.

В 1979 году был период, когда я работала не в центре, а на севере города, ближе к окраине. Пришла ко мне, значит, девочка. Я ее подстригла, все нормально, ушла. Позже она приходит уже с мамой, которая с возмущением произносит: «Вы посмотрите, какая у нее стрижка». Я говорю, мол, да, но это не моя стрижка — были неровности. Видимо, девочка самостоятельно подровняла волосы и не призналась маме. Все мастера за меня заступились. Во избежание скандалов я предложила ее перестричь — так я поступаю в любой подобной ситуации. Девочке я сказала, что это будет на ее совести.

Я не конфликтую с клиентами. Очень люблю свою профессию, и хоть сейчас уже на пенсии, все равно работаю. Не представляю себя без этой деятельности!

Одежда 90- х

Девяностые были заметны своей яркостью, сочетанием разных стилей. Был популярен деним, и в джинсах, и в юбках. Кожаная куртка-косуха также завоевала популярность. СССР уходил в историю, и в стране все больше чувствовались западные веяния.

Благодаря унисексу женщины получили возможность носить широкие джинсы, рубашки, футболки похожие на мужские. Кожаные куртки, грубые ботинки, порванные чулки или колготки были вдохновлены роком и гранжем.

В 90-х годах началось активное движение за права животных, поэтому в продаже можно было найти шубы из искусственного меха, обувь и сумки из искусственной кожи.

Девушки уже не стеснялись носить короткие юбки и шорты, а также яркую открытую одежду. Конечно, такие наряды носили обладательницы подтянутой фигуры, но, как раз в это время начался бум на занятия спортом.

Мода 90-х обозначила спортивные костюмы как унисекс одежду. Поэтому носили их все, даже те, кто не любил спорт. Состояли спортивные костюмы из прямых штанов и так называемых мастерок на молнии. Они имели разные расцветки — темные и яркие.

Таким образом, одежда девушек СССР была очень разной в зависимости от периода.

Одежда до войны

Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения, одежда не содержала никакого декора, кроме вышивки.

Такой феномен, как одежда унисекс (подходит и мужчинам, и женщинам) появился как раз после революции в октябре 1917. Ведь женщины, представительницы пролетариата, которые активно строили рабочую страну, не могли носить наряды дворянок, которые шились женщинам высокого положения. Основным критерием для них было удобство той или иной модели, ведь они работали в этой одежде.

Материалов, из которых изготавливалась одежда просто не хватало. Власть в стране хотела сделать одежду, подходящую для каждого гражданина страны.

Государством были установленные универсальные фасоны и модели рубашек и юбок. Не было никакой отделки, никаких складок и так далее. Пиком популярности тогда пользовались головные уборы и куртки-авиаторы из черной кожи. Пользовались популярности у мужчин и женщин гимнастёрка с ремнем на поясе

У женщин популярностью пользовались такие предметы одежды, как суконные юбки, холстинные платья, блузки из ситца, косынка красного цвета с завязками сзади головы.

1950–1960-е

К середине 50-х в городах открылись парикмахерские, где можно было сделать прическу и маникюр. Женщины стряхнули с себя ужасы войны и начали стремиться к красоте.

После полуголодных военных лет советские женщины стали вновь набирать вес, полнота не считалась чем-то зазорным. Наоборот, государство отправляло трудящихся в санатории, и вернуться с прибавкой 3–4 кг было обычным делом.

Девушки активно строили карьеру, становились отличницами производств и ударницами социалистического труда. Обложки журналов украсили работницы заводов — молодые красавицы со здоровым румянцем.

Журнал «Огонек» опубликовал фото комсомолки Ани Капичан и сделал девушку знаменитостью. Трудящуюся киевского завода «Точэлектроприбор» сравнивали с красавицами эпохи Возрождения.

После Всемирного фестиваля молодежи советские женщины стали перенимать зарубежную моду. Скромные платья остались в прошлом. Девушки хотели носить наряды, которые подчеркивают талию и делают бедра пышными. В гардеробе модниц появились каблуки и даже бикини.

Одежда 80-х

В восьмидесятые годы в стране был настоящий застой. Это проявилось и в индустрии моды. Популярен был стиль милитари. Одежда была сдержанной. Никаких скачков в стиле просто-напросто не было. Появился деловой стиль, который предпочитали женщины-карьеристки.

Через несколько лет актуальными стали джинсы-варенки. Импортные варенки считались дефицитными. В моде были цветные ветровки, леггинсы, высокие носки.

Где-то с середины 80-х писком моды стали джинсы-варенки. Безусловно, в широкой продаже их не было. Вареные джинсы можно было достать у фарцовщиков, но это стоило больших денег, и не все могли себе это позволить.
Яркие брюки – бананы широченные вверху, со складками или сборками у пояса и зауженные книзу. Они были или однотонные (розовые, неоновое, желтые, салатовые), или разноцветные (в цветочек, горошек, различными разводами). В магазине таких вещей не было, поэтому часто приходилось шить. В магазине тканей покупался тик – ткань для пошива наперников на подушки, достаточно прочная, в основном розового, голубого или салатового цвета, обычно имеющаяся в наличии, и из него шились такие брюки.

Позже появились джинсы-«мальвины» – индийские «варенки», которые не надо уже было делать самостоятельно.

Очень модной вещью в 80-е были широкие ремни. Ремень мог быть из кожи (кожзама), или на резиновой основе, одевался на платья, блузки, свитера, юбки.

Зимой пределом мечтаний были дутые куртки.

Куртка дутик (дутая) – стеганая куртка из капрона (капрон тонкий и мягкий, почти не шуршит) с утеплителем, застежки молния + кнопки, цвета яркие, от сиреневых  до ярко желтых тонов, форма как будто накачанная воздухом, напоминает костюм горнолыжника. В советском Союзе появились в 1984 году, производство в основном было финское, бывали и более «западные» экземпляры — японские.

Женские головные уборы «труба» или «чулок». Такие трубы-чулки вязались самостоятельно круговой вязкой на четырех спицах, и совмещали в себе сразу и шапку и шарф.

1930–1940-е

В 30-х пришла мода на здоровую крестьянскую полноту. Женщины получили равные права с мужчинами и трудились не меньше представителей сильного пола.

Во внешности теперь ценятся полные руки и ноги, широкие бедра — признаки силы и репродуктивного здоровья. Словом, советская женщина тех времен — это надежный друг, товарищ и мать, а не муза.

Государство активно пропагандировало здоровый образ жизни. В 1931 году ввели нормативы ГТО, и женщины сдавали их наравне с мужчинами. Ежегодно на Красной площади проводили парады физкультурников — теперь спортивное и крепкое тело стало идеалом красоты.

Мода на блонд пришла в СССР с Запада. Советские красавицы открыли для себя перекись водорода и обесцвечивали волосы.

Во время Великой Отечественной войны женщинам было не до красоты — все силы, моральные и физические, были направлены на выживание.

Топ девушек, известных своей красотой

Помимо звёзд советского кинематографа, эстрады и подиума, в СССР были на виду и другие женщины, которые привлекли моё внимание своей женственностью и красотой. Балерина Максимова Екатерина Сергеевна:

Балерина Максимова Екатерина Сергеевна:

Телеведущая Вовк Ангелина Михайловна:

Лучший снайпер ВОВ Павличенко Людмила Михайловна:

А эта женщина меня вообще поразила. Не каждый мужчина решится на полёт в космос и тем более выход в открытое космическое пространство. А она это сделала – первая в мире. Уважение!!!

Девушки СССР не были накачаны ботоксом, не делали утиных губок, селфи. Но при этом они дадут фору по красоте современным представителям женского пола, тратящим кучу денег на солярии, SPA-процедуры и пластические операции.

Стоит только посмотреть на фотографии советских девушек, которых, кстати, в интернете очень много, и понять, какие же по-настоящему красивые были женщины в то время.

А какая красота вам больше нравится? Та, что дана от природы или та, что дана пластическим хирургом?

Мнения принимаются любые, главное, чтобы они были обоснованные.

Из нулевых в 21-й

Неудивительно, что тренды прошлых десятилетий вновь возвращаются и распространяются среди молодых людей. Например, в 2020 году вновь стала популярной (преимущественно у западных звезд) знаменитая в 70-х бунтарская стрижка «маллет» (mullet), форме которой характерны короткие на макушке и удлиненные сзади волосы. Эту прическу носили рокеры, она символизировала свободу, вызов и бунтарство. Ее успели полюбить такие современные певицы, как Рианна, Майли Сайрус и Билли Айлиш.

Вернулось и окрашивание волос, модное в 90-х годах прошлого века. Звезды и блогеры массово публикуют в соцсетях снимки с обесцвеченными прядями волос, чаще всего — на челке и у лица. Такой вид окрашивания ввела в моду актриса Дрю Бэрримор и участницы группы Spice Girls в 1990-х годах. Например, минувшей осенью локоны покрасили в светлый цвет предпринимательница Кайли Дженнер, певица Бейонсе и поп-исполнительница Дуа Липа.

Еще одним сегодняшним трендом стали образы Рейчел Грин (Rachel Green) из всеми любимого сериала «Друзья», который был особенно популярен в 90-х и нулевых годах. Речь идет, в частности, о стрижке «боб» с прямыми удлиненными прядями у лица. В конечном счете, мода хороша тем, что она не диктует правила, а дает простор для экспериментов. Современные девушки вольны выбирать прически по разным параметрам: одни могут опираться на практичность, другие — на культурные ценности, а третьи просто приносят в пример мастерам фотографии своих бабушек.

«Фен пришел к нам где-то в 1992 году»

В то время во всех прическах были локоны: делались крупные волны с использованием бигуди. Последние были 27-сантиметрового диаметра и меньше. Многие накручивались на мелкие бигуди, потому что в то время была очень популярна «химия»: чем мельче кудри, тем моднее. Лишь бы только от корня поднять! У нас даже были тонкие деревянные палочки для более мелких кудрей. В 80-е очень модно было накручивать волосы на бигуди.

Фен пришел к нам в Тамбов где-то в 1992 году — тогда клиенты начали просить делать укладки с его помощью. На выпускные вечера, различные корпоративы мы делали столько причесок! Это сейчас голову помыли, феном просушили и пошли.

Прически были сложными. Каждую прядь нужно было сперва начесать, затем гладко причесать, полить лаком, скрутить в локон, заколоть двумя шпильками — и это все надо было уложить потом в прическу, чтобы была симметрия. Некоторые просили асимметрию — такой вариант я делала одной невесте. У нее было мелирование, и когда я сделала прическу на одну сторону, получилось очень красиво. Вообще, любые прически на светлых волосах смотрятся изумительно. В темных волосах сложная прическа может потеряться.

1 / 6

Участницы конкурса красоты «Мисс СССР», Москва, 1990 год

Фото: Геннадий Хамельянин / Анатолий Морковкин / ТАСС

Ближе к 90-м у нас появилась краска малинового цвета. Клиентки делали крупные яркие пряди с разводами. В основном девушки предпочитали натуральные оттенки — русые, каштановые. Многим полюбился пепельный оттенок, для которого долго приходилось обесцвечивать волосы. Достаточно модным был оттенок красного дерева — рубиновый. По-моему, привозили его из Германии. Популярными были и оттеночные шампуни.

«Химия» тогда стоила 5 рублей 70 копеек, стрижка — 2 рубля 40 копеек, а феном можно было уложиться за 2 рубля 15 копеек. В Москве, конечно, цены были на несколько рублей выше

В нашем цехе прически делали четыре мастера, хотя всего нас было двенадцать. В период выпускных вечеров к нам приходили девушки с толстыми длинными косами. В 1998-1999 годах спросом пользовались высокие прически с локонами, и клиентки с тяжелыми волосами просили создать для них такой же образ. Представляете, какая это сложность — начесать длинные волосы, уложить, «залачить», чтобы они продержались весь вечер? В этом деле главное — фантазия и умение мастера.

Период волнений

В военные годы по понятным причинам закрылись многие парикмахерские, и это способствовало тому, что короткие, уложенные волнами волосы, популярные в довоенный период, постепенно вышли из моды: делать их самостоятельно было сложно. Женщинам было недосуг подолгу укладывать волосы, и они принялись их отращивать. Параллельно в мировую моду вернулись завивки из длинных волос и всевозможные укладки с косами.

Самыми распространенными прическами военных лет были валик надо лбом и пучок сзади, покрытый сеткой, а также валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы. Популярны были «бараночки» и «корзиночка» из кос — две косички, у которых конец одной закреплен за основание другой. 

1 / 3

Летчица Мария Смирнова, 1944 год

Фото: РИА Новости

Иконой периода 40-х годов была актриса театра и кино, символ советского кинематографа Любовь Орлова. У модниц тех времен даже появилась форма помешательства, которое называли «синдромом Орловой». Всем хотелось быть похожей на нее: женщины осветляли волосы, завивали кудри и одевались как она.

Благодаря этой артистке в стране на долгие годы прижилась химическая завивка, которая сильно портила волосы. Из-за несовершенных технологий иногда целые пряди прожигались и покидали головы клиенток вместе с деревянными палочками, на которые накручивались волосы

В 50-е годы популярными стали укладки на всевозможные бигуди. Одной из самых модных женских причесок были волнистые волосы средней длины. Чтобы превратить прямые волосы в кудрявые, многие делали так называемую шестимесячную завивку. Молодые девушки и женщины, как и в предыдущие годы, продолжали увлекаться прическами на основе разнообразных косичек.

Короткие стрижки с завивкой на манер Элизабет Тейлор, вошедшие в мировую моду, только начали проникать в советский обиход. Образы актрис из малочисленных иностранных кинолент и, конечно же, героинь советских фильмов служили образцами для подражания.

Стригите под «зимнюю вишню»

1970-е годы — время поклонения всему западному. Глобальным трендом этого десятилетия была субкультура хиппи. В основном приверженность этому стилю выражалась в длинных, по советским меркам, волосах. Причем такая прическа была распространена не только среди девушек, но и среди юношей.

После выхода фильма «Зимняя вишня» в стране начался бум коротких стрижек — женщины стремились повторить образ главной героини Ольги. Мастеров так и просили: подстричь под «зимнюю вишню»

Десятилетие спустя на пике моды вновь были «каре», «гаврош» и «пикси». Начиная с середины 80-х одной из самых модных стрижек времени стал «каскад». Многие предварительно делали химическую завивку, чтобы прическа была пышнее и объемнее. Эта тенденция отчасти сохранилась и в 90-е годы, когда девушки поголовно ходили с пышными кудрями.

90-е и нулевые стали десятилетиями ветрозащитных челок, гофре, разноцветных прядей, множества косичек и мелких хвостиков по всей голове. Мода на яркие и экстраординарные прически развивалась на фоне эры телевизионных программ и процветания шоу-бизнеса. Законодательницами моды стали певицы Кристина Агилера, Бритни Спирс, Рианна, а также актрисы Кэтрин Зета-Джонс и Дженнифер Энистон в роли Рэйчел из культового сериала «Друзья».

«Очередь была необыкновенная — люди ждали по пять часов»

Парикмахер с 50-летним стажем, 66-летняя Галина Рудакова из Тамбова рассказала «Ленте.ру» о своей работе и о том, как советские женщины выстаивали многочасовые очереди ради новой прически

С юности у меня была мечта, в осуществлении которой мне посодействовала мама. В 1971 году я закончила школу в Тамбове, затем полгода училась на парикмахера. Получив все необходимые навыки, я начала работать по специальности — был уже 1972 год.

Во время моего обучения к нам из Москвы приезжали два модельера — Александр и Галина. Сейчас я точно не помню, но, может быть, это была Галина Юдашкина. Они преподавали нам стрижку. Как сейчас помню: тогда был очень моден «гаврош», удлиненный на шейке. Мы стригли его филировочными бритовками — сейчас о них мало кто знает (есть ножницы филировочные, а это была такая бритва).

1 / 9

Фото модели в вечернем образе из каталога Ленинградского дома моделей, 1977 год

Фото: Юрий Белинский / ТАСС

Один из модельеров спросил, кто сможет повторить эту стрижку. Я вызвалась, попробовала, поскольку у меня хорошая зрительная память, все меня похвалили. У меня вообще хорошо пошли дела со стрижками — мне начали доверять.

Потом меня прикрепили к очень хорошему мастеру. Тогда не было специализированных учебных заведений, поэтому в парикмахерских существовали кураторы. Я научилась делать красивые прически.

Парикмахерских по Тамбову в то время было мало. Я работала в центре, и к нам приезжали со всех окраин. Тогда там было четыре парикмахерских, а сейчас — 34. Рабочий день начинался с семи утра, салон располагался на втором этаже девятиэтажного здания. Утром каждая ступенька лестницы была занята клиентками — очередь была необыкновенная, люди ждали по пять часов!

«Химию» надо было накрутить тоненькими прядочками, каждая занимала порядка 20 минут. Следом вторая «химия», потом третья и так далее. Занимаешься этим три-четыре часа, а следующий клиент сидит и ждет. Сейчас, если в салоне запись полная, клиент развернется и пойдет в другой. Тогда приходилось терпеливо ждать своей очереди

Профессия была прибыльной. Мы были молодыми, уставали, конечно, но заработки были хорошими. Даже иногда не было времени перекусить: мы покупали бутылку молока, ставили ее, делали пару глотков и без устали работали. Но клиент этого не понимает: ему нужно быстрее обслужиться.

Топ певиц

Естественно, что в рейтинге самых известных и красивых певиц СССР первые места всегда достаются А. Пугачёвой и С. Ротару. Но есть ещё 3 певицы, которые, на мой взгляд, тоже достойны быть в тройке первых красавиц.

Это народные любимицы, женщины с непростой судьбой, но сохранившие чувство собственного достоинства и самоуважение. Любимые Анна Герман, Валентина Толкунова и Роза Рымбаева.

Их фото показаны ниже. Вы только вглядитесь в эти натуральные, не испорченные пластикой, лица. Сколько чистоты и нежности!!!

Анна Виктория Герман:

Валентина Васильевна Толкунова:

Роза Куанышевна Рымбаева:

Довоенные годы

Молодая Советская Россия, только пережившая Гражданскую войну и суровый период военного коммунизма, стремительно пыталась шагать в ногу со временем. В 20-е годы ещё не существовало той изоляции, которая станет краеугольным камнем культурной жизни При Сталине. В России мужчины и женщины носили одежду, обувь и головные уборы, схожие с европейскими, хотя порой наряды выходили чересчур вычурными.

Мужской костюм сохранял классические черты. Носился он преимущественно в вариации «тройка», жилет мог быть иного цвета по сравнению с пиджаком. Из обуви наряду с туфлями или штиблетами широкое хождение имели сапоги самого разного покроя и фасона — от изящных «кавалерийских» до грубых с квадратными носами.

В 30-е годы такое понятие как «мода» вытесняется из общественной жизни. Забота о гардеробе во время великих строек и производственных рекордов расценивалась как проявление мещанства. Однако женщины (в большей степени) и мужчины всё равно были склонны одеваться празднично на довольно редкие выходные. Так, среди слабого пола наибольшей популярностью пользуются платья длиной до середины колена.

В мужском гардеробе большое распространение получает полотняная свободная рубашка с воротником-стоечкой. Носили её навыпуск, подпоясывали ремнём на манер гимнастёрки.

С наращиванием военной мощи в обществе становится почётным ходить в военной форме. Вся мода со второй половины 30-х и вплоть до начала 50-х была пронизана темой войны — сначала грядущей на чужой территории, затем Великой, победной. Неслучайно и Вождь отдавал предпочтение галифе и френчу, лишь летом на даче сменяя его на белую толстовку.

Начесались

1960-е годы — один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй мировой войны, экономическое возрождение 50-х годов и беби-бум привели к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила, в том числе — правила стиля.

Прической этого десятилетия в мировой моде можно назвать начес. Женщины взбивали волосы в пышные высокие укладки, на фотографиях в популярных журналах появлялись комсомолки, начальницы фабрик, ученые — и все с модными начесами

Названий, принятых в мировой моде, в СССР не знали, поэтому прически именовали на свой лад. Когда в мире популярность завоевала прическа «улей» (beehive hairstyle), для создания которой длинные начесанные волосы укладывались в коническую форму на макушке, в СССР появилось название «вшивый домик». Чтобы сделать прическу повыше и пообъемнее, дамы подкладывали в волосы капроновые чулки, куски ткани и мочалки.

1 / 6

Актриса Ирина Скобцева, 1958 год

Фото: Михаил Трахман / РИА Новости

Неизгладимое впечатление на советских женщин произвела Брижит Бардо и ее взлохмаченные волосы в фильме 1959 года «Бабетта идет на войну». Кинокартина попала в советский прокат в 1960 году, после чего пышную высокую прическу из длинных волос тут же окрестили «бабеттой».

Позже до СССР дошел стиль другой звезды — Одри Хепберн. Ее прическа из культового фильма «Завтрак у Тиффани» стала образцом для подражания во всем мире. На тех, кто не вошел в сообщество поклонниц начеса, влияние оказала героиня актрисы Марины Влади из шведско-французского фильма «Колдунья». В советском прокате кинокартина появилась в 1959 году.

Героиня по имени Инга носила длинные прямые распущенные волосы с челкой. Вдохновившись ее образом, модницы Франции и России перекрашивались в блондинок и отрезали челки, а Марина Влади стала эталоном красоты 1950-х годов. Прическу так и называли — «колдунья»

Еще одним хитом десятилетия стала укладка «тюльпан» — высокий цилиндрический пучок. С середины 1960-х, благодаря британскому модельеру Видалу Сассуну в мировую моду вошли геометричные стрижки. В 1967 году в составе французского мюзик-холла Москву посетила Мирей Матье, фотографии певицы появились во многих советских журналах, а ее стрижка надолго поразила советских женщин. Она представляла собой идеальный овал на затылке вдоль шеи, с длиной волос от мочки уха до основания шеи и называлась по имени своего создателя — «сассун» или «сэссон».

В том же году распространилась мода на «конский хвост», который популяризировала все та же Брижит Бардо. Популярностью также пользовались декоративные шляпные булавки, брошки, банты, шляпки с вуалью и шиньоны.

1970-е

В 70-е советские женщины опять стройнеют. Любой красавице хочется примерить модный «заграничный» образ. А самые везучие могут позволить себе одежду, которую привозят тайком из-за рубежа.

Это эпоха расцвета советского гламура — женщины активно пользуются косметикой. Модницам пришлось освоить искусство шитья, потому что достать в магазине что-нибудь модное и красивое почти невозможно.

Химическая завивка волос удерживает первую строчку в рейтинге причесок. Еще бы — такая укладка держится месяцами и не требует особого ухода.

До повального увлечения фитнесом еще далеко. Однако бесплатные спортивные секции доступны всем слоям населения, и женщины пользуются возможностью держать себя в форме.

1920-е

Послереволюционное десятилетие стало переломным для всей страны. И советские женщины не остались в стороне. В моду вошла утилитарность: стрижки стали короче, а одежда — проще.

Женщины перестали подчеркивать формы приталенными платьями. В моде был минимальный макияж — ярко накрашенные губы и брови.

Из-за непростой экономической обстановки одежду часто шили из остатков ткани, использовали постельное белье и даже занавески. Наряды стали смелее — теперь женщины не боятся показать оголенные руки и стройные ноги.

Розовая мечта всех модниц 20-х — фильдеперсовые и фильдекосовые чулки. До господства синтетики было еще далеко, поэтому чулки делали из тонкой хлопчатобумажной ткани. Стоили они дорого, быстро рвались и к тому же собирались морщинами на коленях. Однако подчеркивали стройность обладательницы — этого было достаточно.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Химическая красота чулки в волосах и вшивый домик: как выглядели женщины в ссср и почему их прически вернулись в моду

Мода времён расцвета СССР

В конце 50-х мода в Советском Союзе оставалась довольно консервативной. Сказывались последствия войны — далеко не у всех имелись средства для того, чтобы покупать и шить модную одежду. Как следствие, понятие стиля для людей 50-х пока остаётся уделом мечтаний.

Для мужской части населения весьма характерный вид одежды — широкие брюки по всей длине. Трудно сказать, откуда пришло данное веяние. Отчасти на такие штаны оказали влияние моряки с их клёшем. С другой стороны, в американских каталогах похожая одежда была популярна в 30-х. Учитывая постоянное отставание СССР в моде, вырисовывается подражание с опозданием на 20 лет, что вполне понятно в связи с Великой Отечественной.

60-е годы стали периодом подлинного расцвета как мире, так и в Советском Союзе. Смягчение идеологического прессинга, рост экономики, полёты в космос, запах свободы — всё это не замедлило сказаться на моде. Правда, несмотря на тенденции, западное влияние доходило до франтов и стиляг с опозданием. Поэтому длинные юбки можно увидеть на женщинах и в эти годы.

Характерной особенностью образа девушек тех лет является причёска а-ля Бриджит Бардо. Её носили все, кому не лень. Получалось по-разному — от миловидной шевелюры до непонятного кома на голове. Здесь мода в очередной раз продемонстрировала свою беспощадность.

«Прорыв» в тенденциях женского гардероба произошёл тогда, когда за «железный занавес» проникла мини-юбка. Фасон выше колена моментально увлёк женщин, которые поголовно стали кроить подобным образом всё, от платьев до пальто. Смягчение общественной обстановки, «оттепель» способствовала закреплению модных тенденций.

Правда, на улицах такие наряды можно было встретить на модницах и смелых девушках. Большинство женщин продолжали предпочитать традиционную длину по колено.

Мужская одежда не претерпела столь значительных изменений. Костюм — на это раз двойка — продолжал оставаться одеждой «на выход» для миллионов советских тружеников. Правда, он стал не таким свободным и мешковатым. Появились приталенные модели, а ходить в одной рубашке без пиджака, да ещё и с закатанными рукавами по улице в общественном месте также заслуга 60-х.

В середине десятилетия появляется феномен «стиляг» – представителей «золотой молодежи», которые не успели узнать войны и считали, что внешний вид определяет человека. Контр-культура стала знаковым явлением советской системы, показывая, что любое смягчение нравов вызывает протест. В моду вошли узкие «подстреленные» брюки и туфли с острым носком.

Иногда полезно привлечь в качестве свидетеля и кинематограф. Образ Шурика из комедий Гайдая, несмотря на «ботанические» наклонности, тяготеет к моде тех лет: остроносые туфли, брюки-дудочки выше щиколотки и куртка вместо пиджака.

В 70-е годы женщина надевает брюки, и с тех пор уже не расстаётся с этой одеждой удобство и комфорт сочетаются с невообразимым клёшем, доведённым до абсурда. То же самое предпочитают и юноши.

В это время среди советских женщин начинают ходить журналы мод. Картинки там были цветные и яркие.

Не сбавляет свою популярность и фасон мини, теперь он дополняется особой причёской с гладкими волосами. Обладательницы кудрей правдами и неправдами выпрямляли шевелюру.

Топ актрис

Советские актрисы умели не просто играть свою роль в кино или театре, они полностью вживались в новый образ и удивляли своим актёрским мастерством.

Но половина мужчин СССР (если не все) обращали внимание не только на перевоплощение актрис, но и на их внешние данные. А данные у них были действительно ого-го!. Ну как можно не влюбиться в следующих героинь мужских фантазий и образов идеальных женщин?!

Ну как можно не влюбиться в следующих героинь мужских фантазий и образов идеальных женщин?!

Ирина Ивановна Алфёрова

Актриса из Новоссибирска покорила мужское население СССР. Она снялась в 51 фильме, но больше всего она запомнилась зрителям как Констанция Бонасьё («Д´Артаньян и три мушкетёра»), Катя Лаврова («С любимыми не расставайтесь»), а также Дарья («Хождение по мукам»).

Лариса Ивановна Удовиченко

Фильмография актрисы насчитывает свыше 120 работ. Она полюбилась народу благодаря таким известным фильмам, как «Самая обаятельная и привлекательная», «Тартюф», «Опасно для жизни», «Мэри Поппинс, до свидания!».

Маргарита Борисовна Терехова

Пожалуй, самая первая роль, приходящая на ум при упоминании этой актрисы, – образ Миледи из фильма «Д´Артаньян и три мушкетёра».

Сейчас из-за прогрессирующей болезни актриса не узнаёт даже своих родных, но благодарные зрители её всегда будут помнить и любить, несмотря ни на что.

Лариса Андреевна Гузеева

Кроме фильма «Жестокий романс», Лариса Гузеева радовала зрителей своим появлением на экране ещё в 60 работах. Она не утратила своей красоты и шарма с возрастом и по-прежнему выглядит потрясающе в свои годы.

Не хватит времени, чтобы внести в топ всех красивых актрис СССР. Но моя совесть не останется чистой, если я не упомяну таких красавиц как: О. Остроумова, Э. Быстрицкая, Т. Самойлова, Л. Гурченко, Л. Полищук, А. Самохина, С. Светличная, С. Тома, Л. Чурсина.

А ещё 6 красивых актрис имеют имя Наталья: Кустинская, Фатеева, Вавилова, Варлей, Селезнёва, Андрейченко. Интересно, почему половину красавиц зовут Наталья? Может в этом имени есть что-то особенное?

Закат эпохи

С конца 70-х в Советском Союзе начинается период, характеризующийся как «застой». Повседневная одежда была крайне блёклой и незамысловатой. Начавшийся экономический спад привёл к обеднению населения. Гнаться за модой было по карману далеко не каждому.

С 1985 года начинается эпоха перестройки. Гласность и демократия размывают идеологическую глыбу СССР с огромной быстротой. Конец Союза характеризуется чрезвычайной пестротой, смешением стилей, когда стало позволено практически всё.

Конечно, огромное влияние на моду оказала рок-музыка, выходящая из подполья. Рок-музыканты, как отечественные, так и зарубежные, стали кумирами поколения. Элементы панк- и металл-культуры проявились и в одежде.

С распадом могучей державы люди не исчезли. Кто-то продолжал донашивать купленное в СССР, а у кого-то появилась возможность заработать деньги для настоящих зарубежных вещей. Так или иначе, но с этого момента советская мода прекратила своё существование, оставшись лишь в памяти да на фотографиях.

«Каждая девушка хочет выглядеть как ее кумир»

Безусловно, каждая девушка хочет выглядеть так, как ее кумир. Поэтому к нам приходили с определенными запросами. В 1979-1980 годах мы переняли у запада «каре», потом «сэссон» как у Мирей Матье, затем английскую стрижку и «каскад». Но именно «сэссон» очень долго держался в числе фаворитов советских женщин. Прически как у Любови Орловой тоже делали.

Сейчас мода возвращается, и упомянутые стрижки вновь пользуются популярностью, просто они стали комбинированными. Например, окантовку делают «сэссон», а длину снимают техникой «каскад». Сегодня, правда, все филируется, а мы делали по классике — ровно. Ближе к 90-м пришла мода на асимметрию. В те времена это явление было очень необычным: с одной стороны волосы снимались чуть ли не машинкой, а с другой оставались длинными.

Материалы по теме

  • «Иногда в ход шло пиво»Красный лак, синтетика и сушуары: на какие жертвы шли женщины в СССР ради красоты19 июня 2020
  • «Я бы такую, как ты, вообще не трогал»Российские девушки перестали бриться, а парни надели платья. Как это помогло им найти и принять себя25 ноября 2020

Я работаю вот уже 50 лет и не представляю себя в другой деятельности. Я человек постоянный. Вот раньше были случаи, когда меня будили в два часа ночи словами: «Сделаешь мне прическу?». И я отвечала: «Конечно, сделаю!». Я очень люблю свою работу и продолжаю любить.

В 1979 году был период, когда я работала не в центре, а на севере города, ближе к окраине. Пришла ко мне, значит, девочка. Я ее подстригла, все нормально, ушла. Позже она приходит уже с мамой, которая с возмущением произносит: «Вы посмотрите, какая у нее стрижка». Я говорю, мол, да, но это не моя стрижка — были неровности. Видимо, девочка самостоятельно подровняла волосы и не призналась маме. Все мастера за меня заступились. Во избежание скандалов я предложила ее перестричь — так я поступаю в любой подобной ситуации. Девочке я сказала, что это будет на ее совести.

Я не конфликтую с клиентами. Очень люблю свою профессию, и хоть сейчас уже на пенсии, все равно работаю. Не представляю себя без этой деятельности!

Одежда 90- х

Девяностые были заметны своей яркостью, сочетанием разных стилей. Был популярен деним, и в джинсах, и в юбках. Кожаная куртка-косуха также завоевала популярность. СССР уходил в историю, и в стране все больше чувствовались западные веяния.

Благодаря унисексу женщины получили возможность носить широкие джинсы, рубашки, футболки похожие на мужские. Кожаные куртки, грубые ботинки, порванные чулки или колготки были вдохновлены роком и гранжем.

В 90-х годах началось активное движение за права животных, поэтому в продаже можно было найти шубы из искусственного меха, обувь и сумки из искусственной кожи.

Девушки уже не стеснялись носить короткие юбки и шорты, а также яркую открытую одежду. Конечно, такие наряды носили обладательницы подтянутой фигуры, но, как раз в это время начался бум на занятия спортом.

Мода 90-х обозначила спортивные костюмы как унисекс одежду. Поэтому носили их все, даже те, кто не любил спорт. Состояли спортивные костюмы из прямых штанов и так называемых мастерок на молнии. Они имели разные расцветки — темные и яркие.

Таким образом, одежда девушек СССР была очень разной в зависимости от периода.

Одежда до войны

Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения, одежда не содержала никакого декора, кроме вышивки.

Такой феномен, как одежда унисекс (подходит и мужчинам, и женщинам) появился как раз после революции в октябре 1917. Ведь женщины, представительницы пролетариата, которые активно строили рабочую страну, не могли носить наряды дворянок, которые шились женщинам высокого положения. Основным критерием для них было удобство той или иной модели, ведь они работали в этой одежде.

Материалов, из которых изготавливалась одежда просто не хватало. Власть в стране хотела сделать одежду, подходящую для каждого гражданина страны.

Государством были установленные универсальные фасоны и модели рубашек и юбок. Не было никакой отделки, никаких складок и так далее. Пиком популярности тогда пользовались головные уборы и куртки-авиаторы из черной кожи. Пользовались популярности у мужчин и женщин гимнастёрка с ремнем на поясе

У женщин популярностью пользовались такие предметы одежды, как суконные юбки, холстинные платья, блузки из ситца, косынка красного цвета с завязками сзади головы.

1950–1960-е

К середине 50-х в городах открылись парикмахерские, где можно было сделать прическу и маникюр. Женщины стряхнули с себя ужасы войны и начали стремиться к красоте.

После полуголодных военных лет советские женщины стали вновь набирать вес, полнота не считалась чем-то зазорным. Наоборот, государство отправляло трудящихся в санатории, и вернуться с прибавкой 3–4 кг было обычным делом.

Девушки активно строили карьеру, становились отличницами производств и ударницами социалистического труда. Обложки журналов украсили работницы заводов — молодые красавицы со здоровым румянцем.

Журнал «Огонек» опубликовал фото комсомолки Ани Капичан и сделал девушку знаменитостью. Трудящуюся киевского завода «Точэлектроприбор» сравнивали с красавицами эпохи Возрождения.

После Всемирного фестиваля молодежи советские женщины стали перенимать зарубежную моду. Скромные платья остались в прошлом. Девушки хотели носить наряды, которые подчеркивают талию и делают бедра пышными. В гардеробе модниц появились каблуки и даже бикини.

Одежда 80-х

В восьмидесятые годы в стране был настоящий застой. Это проявилось и в индустрии моды. Популярен был стиль милитари. Одежда была сдержанной. Никаких скачков в стиле просто-напросто не было. Появился деловой стиль, который предпочитали женщины-карьеристки.

Через несколько лет актуальными стали джинсы-варенки. Импортные варенки считались дефицитными. В моде были цветные ветровки, леггинсы, высокие носки.

Где-то с середины 80-х писком моды стали джинсы-варенки. Безусловно, в широкой продаже их не было. Вареные джинсы можно было достать у фарцовщиков, но это стоило больших денег, и не все могли себе это позволить.
Яркие брюки – бананы широченные вверху, со складками или сборками у пояса и зауженные книзу. Они были или однотонные (розовые, неоновое, желтые, салатовые), или разноцветные (в цветочек, горошек, различными разводами). В магазине таких вещей не было, поэтому часто приходилось шить. В магазине тканей покупался тик – ткань для пошива наперников на подушки, достаточно прочная, в основном розового, голубого или салатового цвета, обычно имеющаяся в наличии, и из него шились такие брюки.

Позже появились джинсы-«мальвины» – индийские «варенки», которые не надо уже было делать самостоятельно.

Очень модной вещью в 80-е были широкие ремни. Ремень мог быть из кожи (кожзама), или на резиновой основе, одевался на платья, блузки, свитера, юбки.

Зимой пределом мечтаний были дутые куртки.

Куртка дутик (дутая) – стеганая куртка из капрона (капрон тонкий и мягкий, почти не шуршит) с утеплителем, застежки молния + кнопки, цвета яркие, от сиреневых  до ярко желтых тонов, форма как будто накачанная воздухом, напоминает костюм горнолыжника. В советском Союзе появились в 1984 году, производство в основном было финское, бывали и более «западные» экземпляры — японские.

Женские головные уборы «труба» или «чулок». Такие трубы-чулки вязались самостоятельно круговой вязкой на четырех спицах, и совмещали в себе сразу и шапку и шарф.

1930–1940-е

В 30-х пришла мода на здоровую крестьянскую полноту. Женщины получили равные права с мужчинами и трудились не меньше представителей сильного пола.

Во внешности теперь ценятся полные руки и ноги, широкие бедра — признаки силы и репродуктивного здоровья. Словом, советская женщина тех времен — это надежный друг, товарищ и мать, а не муза.

Государство активно пропагандировало здоровый образ жизни. В 1931 году ввели нормативы ГТО, и женщины сдавали их наравне с мужчинами. Ежегодно на Красной площади проводили парады физкультурников — теперь спортивное и крепкое тело стало идеалом красоты.

Мода на блонд пришла в СССР с Запада. Советские красавицы открыли для себя перекись водорода и обесцвечивали волосы.

Во время Великой Отечественной войны женщинам было не до красоты — все силы, моральные и физические, были направлены на выживание.

Топ девушек, известных своей красотой

Помимо звёзд советского кинематографа, эстрады и подиума, в СССР были на виду и другие женщины, которые привлекли моё внимание своей женственностью и красотой. Балерина Максимова Екатерина Сергеевна:

Балерина Максимова Екатерина Сергеевна:

Телеведущая Вовк Ангелина Михайловна:

Лучший снайпер ВОВ Павличенко Людмила Михайловна:

А эта женщина меня вообще поразила. Не каждый мужчина решится на полёт в космос и тем более выход в открытое космическое пространство. А она это сделала – первая в мире. Уважение!!!

Девушки СССР не были накачаны ботоксом, не делали утиных губок, селфи. Но при этом они дадут фору по красоте современным представителям женского пола, тратящим кучу денег на солярии, SPA-процедуры и пластические операции.

Стоит только посмотреть на фотографии советских девушек, которых, кстати, в интернете очень много, и понять, какие же по-настоящему красивые были женщины в то время.

А какая красота вам больше нравится? Та, что дана от природы или та, что дана пластическим хирургом?

Мнения принимаются любые, главное, чтобы они были обоснованные.

Из нулевых в 21-й

Неудивительно, что тренды прошлых десятилетий вновь возвращаются и распространяются среди молодых людей. Например, в 2020 году вновь стала популярной (преимущественно у западных звезд) знаменитая в 70-х бунтарская стрижка «маллет» (mullet), форме которой характерны короткие на макушке и удлиненные сзади волосы. Эту прическу носили рокеры, она символизировала свободу, вызов и бунтарство. Ее успели полюбить такие современные певицы, как Рианна, Майли Сайрус и Билли Айлиш.

Вернулось и окрашивание волос, модное в 90-х годах прошлого века. Звезды и блогеры массово публикуют в соцсетях снимки с обесцвеченными прядями волос, чаще всего — на челке и у лица. Такой вид окрашивания ввела в моду актриса Дрю Бэрримор и участницы группы Spice Girls в 1990-х годах. Например, минувшей осенью локоны покрасили в светлый цвет предпринимательница Кайли Дженнер, певица Бейонсе и поп-исполнительница Дуа Липа.

Еще одним сегодняшним трендом стали образы Рейчел Грин (Rachel Green) из всеми любимого сериала «Друзья», который был особенно популярен в 90-х и нулевых годах. Речь идет, в частности, о стрижке «боб» с прямыми удлиненными прядями у лица. В конечном счете, мода хороша тем, что она не диктует правила, а дает простор для экспериментов. Современные девушки вольны выбирать прически по разным параметрам: одни могут опираться на практичность, другие — на культурные ценности, а третьи просто приносят в пример мастерам фотографии своих бабушек.

«Фен пришел к нам где-то в 1992 году»

В то время во всех прическах были локоны: делались крупные волны с использованием бигуди. Последние были 27-сантиметрового диаметра и меньше. Многие накручивались на мелкие бигуди, потому что в то время была очень популярна «химия»: чем мельче кудри, тем моднее. Лишь бы только от корня поднять! У нас даже были тонкие деревянные палочки для более мелких кудрей. В 80-е очень модно было накручивать волосы на бигуди.

Фен пришел к нам в Тамбов где-то в 1992 году — тогда клиенты начали просить делать укладки с его помощью. На выпускные вечера, различные корпоративы мы делали столько причесок! Это сейчас голову помыли, феном просушили и пошли.

Прически были сложными. Каждую прядь нужно было сперва начесать, затем гладко причесать, полить лаком, скрутить в локон, заколоть двумя шпильками — и это все надо было уложить потом в прическу, чтобы была симметрия. Некоторые просили асимметрию — такой вариант я делала одной невесте. У нее было мелирование, и когда я сделала прическу на одну сторону, получилось очень красиво. Вообще, любые прически на светлых волосах смотрятся изумительно. В темных волосах сложная прическа может потеряться.

1 / 6

Участницы конкурса красоты «Мисс СССР», Москва, 1990 год

Фото: Геннадий Хамельянин / Анатолий Морковкин / ТАСС

Ближе к 90-м у нас появилась краска малинового цвета. Клиентки делали крупные яркие пряди с разводами. В основном девушки предпочитали натуральные оттенки — русые, каштановые. Многим полюбился пепельный оттенок, для которого долго приходилось обесцвечивать волосы. Достаточно модным был оттенок красного дерева — рубиновый. По-моему, привозили его из Германии. Популярными были и оттеночные шампуни.

«Химия» тогда стоила 5 рублей 70 копеек, стрижка — 2 рубля 40 копеек, а феном можно было уложиться за 2 рубля 15 копеек. В Москве, конечно, цены были на несколько рублей выше

В нашем цехе прически делали четыре мастера, хотя всего нас было двенадцать. В период выпускных вечеров к нам приходили девушки с толстыми длинными косами. В 1998-1999 годах спросом пользовались высокие прически с локонами, и клиентки с тяжелыми волосами просили создать для них такой же образ. Представляете, какая это сложность — начесать длинные волосы, уложить, «залачить», чтобы они продержались весь вечер? В этом деле главное — фантазия и умение мастера.

Период волнений

В военные годы по понятным причинам закрылись многие парикмахерские, и это способствовало тому, что короткие, уложенные волнами волосы, популярные в довоенный период, постепенно вышли из моды: делать их самостоятельно было сложно. Женщинам было недосуг подолгу укладывать волосы, и они принялись их отращивать. Параллельно в мировую моду вернулись завивки из длинных волос и всевозможные укладки с косами.

Самыми распространенными прическами военных лет были валик надо лбом и пучок сзади, покрытый сеткой, а также валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы. Популярны были «бараночки» и «корзиночка» из кос — две косички, у которых конец одной закреплен за основание другой. 

1 / 3

Летчица Мария Смирнова, 1944 год

Фото: РИА Новости

Иконой периода 40-х годов была актриса театра и кино, символ советского кинематографа Любовь Орлова. У модниц тех времен даже появилась форма помешательства, которое называли «синдромом Орловой». Всем хотелось быть похожей на нее: женщины осветляли волосы, завивали кудри и одевались как она.

Благодаря этой артистке в стране на долгие годы прижилась химическая завивка, которая сильно портила волосы. Из-за несовершенных технологий иногда целые пряди прожигались и покидали головы клиенток вместе с деревянными палочками, на которые накручивались волосы

В 50-е годы популярными стали укладки на всевозможные бигуди. Одной из самых модных женских причесок были волнистые волосы средней длины. Чтобы превратить прямые волосы в кудрявые, многие делали так называемую шестимесячную завивку. Молодые девушки и женщины, как и в предыдущие годы, продолжали увлекаться прическами на основе разнообразных косичек.

Короткие стрижки с завивкой на манер Элизабет Тейлор, вошедшие в мировую моду, только начали проникать в советский обиход. Образы актрис из малочисленных иностранных кинолент и, конечно же, героинь советских фильмов служили образцами для подражания.

Стригите под «зимнюю вишню»

1970-е годы — время поклонения всему западному. Глобальным трендом этого десятилетия была субкультура хиппи. В основном приверженность этому стилю выражалась в длинных, по советским меркам, волосах. Причем такая прическа была распространена не только среди девушек, но и среди юношей.

После выхода фильма «Зимняя вишня» в стране начался бум коротких стрижек — женщины стремились повторить образ главной героини Ольги. Мастеров так и просили: подстричь под «зимнюю вишню»

Десятилетие спустя на пике моды вновь были «каре», «гаврош» и «пикси». Начиная с середины 80-х одной из самых модных стрижек времени стал «каскад». Многие предварительно делали химическую завивку, чтобы прическа была пышнее и объемнее. Эта тенденция отчасти сохранилась и в 90-е годы, когда девушки поголовно ходили с пышными кудрями.

90-е и нулевые стали десятилетиями ветрозащитных челок, гофре, разноцветных прядей, множества косичек и мелких хвостиков по всей голове. Мода на яркие и экстраординарные прически развивалась на фоне эры телевизионных программ и процветания шоу-бизнеса. Законодательницами моды стали певицы Кристина Агилера, Бритни Спирс, Рианна, а также актрисы Кэтрин Зета-Джонс и Дженнифер Энистон в роли Рэйчел из культового сериала «Друзья».

«Очередь была необыкновенная — люди ждали по пять часов»

Парикмахер с 50-летним стажем, 66-летняя Галина Рудакова из Тамбова рассказала «Ленте.ру» о своей работе и о том, как советские женщины выстаивали многочасовые очереди ради новой прически

С юности у меня была мечта, в осуществлении которой мне посодействовала мама. В 1971 году я закончила школу в Тамбове, затем полгода училась на парикмахера. Получив все необходимые навыки, я начала работать по специальности — был уже 1972 год.

Во время моего обучения к нам из Москвы приезжали два модельера — Александр и Галина. Сейчас я точно не помню, но, может быть, это была Галина Юдашкина. Они преподавали нам стрижку. Как сейчас помню: тогда был очень моден «гаврош», удлиненный на шейке. Мы стригли его филировочными бритовками — сейчас о них мало кто знает (есть ножницы филировочные, а это была такая бритва).

1 / 9

Фото модели в вечернем образе из каталога Ленинградского дома моделей, 1977 год

Фото: Юрий Белинский / ТАСС

Один из модельеров спросил, кто сможет повторить эту стрижку. Я вызвалась, попробовала, поскольку у меня хорошая зрительная память, все меня похвалили. У меня вообще хорошо пошли дела со стрижками — мне начали доверять.

Потом меня прикрепили к очень хорошему мастеру. Тогда не было специализированных учебных заведений, поэтому в парикмахерских существовали кураторы. Я научилась делать красивые прически.

Парикмахерских по Тамбову в то время было мало. Я работала в центре, и к нам приезжали со всех окраин. Тогда там было четыре парикмахерских, а сейчас — 34. Рабочий день начинался с семи утра, салон располагался на втором этаже девятиэтажного здания. Утром каждая ступенька лестницы была занята клиентками — очередь была необыкновенная, люди ждали по пять часов!

«Химию» надо было накрутить тоненькими прядочками, каждая занимала порядка 20 минут. Следом вторая «химия», потом третья и так далее. Занимаешься этим три-четыре часа, а следующий клиент сидит и ждет. Сейчас, если в салоне запись полная, клиент развернется и пойдет в другой. Тогда приходилось терпеливо ждать своей очереди

Профессия была прибыльной. Мы были молодыми, уставали, конечно, но заработки были хорошими. Даже иногда не было времени перекусить: мы покупали бутылку молока, ставили ее, делали пару глотков и без устали работали. Но клиент этого не понимает: ему нужно быстрее обслужиться.

Топ певиц

Естественно, что в рейтинге самых известных и красивых певиц СССР первые места всегда достаются А. Пугачёвой и С. Ротару. Но есть ещё 3 певицы, которые, на мой взгляд, тоже достойны быть в тройке первых красавиц.

Это народные любимицы, женщины с непростой судьбой, но сохранившие чувство собственного достоинства и самоуважение. Любимые Анна Герман, Валентина Толкунова и Роза Рымбаева.

Их фото показаны ниже. Вы только вглядитесь в эти натуральные, не испорченные пластикой, лица. Сколько чистоты и нежности!!!

Анна Виктория Герман:

Валентина Васильевна Толкунова:

Роза Куанышевна Рымбаева:

Довоенные годы

Молодая Советская Россия, только пережившая Гражданскую войну и суровый период военного коммунизма, стремительно пыталась шагать в ногу со временем. В 20-е годы ещё не существовало той изоляции, которая станет краеугольным камнем культурной жизни При Сталине. В России мужчины и женщины носили одежду, обувь и головные уборы, схожие с европейскими, хотя порой наряды выходили чересчур вычурными.

Мужской костюм сохранял классические черты. Носился он преимущественно в вариации «тройка», жилет мог быть иного цвета по сравнению с пиджаком. Из обуви наряду с туфлями или штиблетами широкое хождение имели сапоги самого разного покроя и фасона — от изящных «кавалерийских» до грубых с квадратными носами.

В 30-е годы такое понятие как «мода» вытесняется из общественной жизни. Забота о гардеробе во время великих строек и производственных рекордов расценивалась как проявление мещанства. Однако женщины (в большей степени) и мужчины всё равно были склонны одеваться празднично на довольно редкие выходные. Так, среди слабого пола наибольшей популярностью пользуются платья длиной до середины колена.

В мужском гардеробе большое распространение получает полотняная свободная рубашка с воротником-стоечкой. Носили её навыпуск, подпоясывали ремнём на манер гимнастёрки.

С наращиванием военной мощи в обществе становится почётным ходить в военной форме. Вся мода со второй половины 30-х и вплоть до начала 50-х была пронизана темой войны — сначала грядущей на чужой территории, затем Великой, победной. Неслучайно и Вождь отдавал предпочтение галифе и френчу, лишь летом на даче сменяя его на белую толстовку.

Начесались

1960-е годы — один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй мировой войны, экономическое возрождение 50-х годов и беби-бум привели к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила, в том числе — правила стиля.

Прической этого десятилетия в мировой моде можно назвать начес. Женщины взбивали волосы в пышные высокие укладки, на фотографиях в популярных журналах появлялись комсомолки, начальницы фабрик, ученые — и все с модными начесами

Названий, принятых в мировой моде, в СССР не знали, поэтому прически именовали на свой лад. Когда в мире популярность завоевала прическа «улей» (beehive hairstyle), для создания которой длинные начесанные волосы укладывались в коническую форму на макушке, в СССР появилось название «вшивый домик». Чтобы сделать прическу повыше и пообъемнее, дамы подкладывали в волосы капроновые чулки, куски ткани и мочалки.

1 / 6

Актриса Ирина Скобцева, 1958 год

Фото: Михаил Трахман / РИА Новости

Неизгладимое впечатление на советских женщин произвела Брижит Бардо и ее взлохмаченные волосы в фильме 1959 года «Бабетта идет на войну». Кинокартина попала в советский прокат в 1960 году, после чего пышную высокую прическу из длинных волос тут же окрестили «бабеттой».

Позже до СССР дошел стиль другой звезды — Одри Хепберн. Ее прическа из культового фильма «Завтрак у Тиффани» стала образцом для подражания во всем мире. На тех, кто не вошел в сообщество поклонниц начеса, влияние оказала героиня актрисы Марины Влади из шведско-французского фильма «Колдунья». В советском прокате кинокартина появилась в 1959 году.

Героиня по имени Инга носила длинные прямые распущенные волосы с челкой. Вдохновившись ее образом, модницы Франции и России перекрашивались в блондинок и отрезали челки, а Марина Влади стала эталоном красоты 1950-х годов. Прическу так и называли — «колдунья»

Еще одним хитом десятилетия стала укладка «тюльпан» — высокий цилиндрический пучок. С середины 1960-х, благодаря британскому модельеру Видалу Сассуну в мировую моду вошли геометричные стрижки. В 1967 году в составе французского мюзик-холла Москву посетила Мирей Матье, фотографии певицы появились во многих советских журналах, а ее стрижка надолго поразила советских женщин. Она представляла собой идеальный овал на затылке вдоль шеи, с длиной волос от мочки уха до основания шеи и называлась по имени своего создателя — «сассун» или «сэссон».

В том же году распространилась мода на «конский хвост», который популяризировала все та же Брижит Бардо. Популярностью также пользовались декоративные шляпные булавки, брошки, банты, шляпки с вуалью и шиньоны.

1970-е

В 70-е советские женщины опять стройнеют. Любой красавице хочется примерить модный «заграничный» образ. А самые везучие могут позволить себе одежду, которую привозят тайком из-за рубежа.

Это эпоха расцвета советского гламура — женщины активно пользуются косметикой. Модницам пришлось освоить искусство шитья, потому что достать в магазине что-нибудь модное и красивое почти невозможно.

Химическая завивка волос удерживает первую строчку в рейтинге причесок. Еще бы — такая укладка держится месяцами и не требует особого ухода.

До повального увлечения фитнесом еще далеко. Однако бесплатные спортивные секции доступны всем слоям населения, и женщины пользуются возможностью держать себя в форме.

1920-е

Послереволюционное десятилетие стало переломным для всей страны. И советские женщины не остались в стороне. В моду вошла утилитарность: стрижки стали короче, а одежда — проще.

Женщины перестали подчеркивать формы приталенными платьями. В моде был минимальный макияж — ярко накрашенные губы и брови.

Из-за непростой экономической обстановки одежду часто шили из остатков ткани, использовали постельное белье и даже занавески. Наряды стали смелее — теперь женщины не боятся показать оголенные руки и стройные ноги.

Розовая мечта всех модниц 20-х — фильдеперсовые и фильдекосовые чулки. До господства синтетики было еще далеко, поэтому чулки делали из тонкой хлопчатобумажной ткани. Стоили они дорого, быстро рвались и к тому же собирались морщинами на коленях. Однако подчеркивали стройность обладательницы — этого было достаточно.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий