Как женщин называли на руси

Содержание

Хомут, как символ нечестия

Многие этнографы, в том числе Д. Орлов, П. Варламов и другие, описывали еще один вид наказания для «нечестной» невесты. Наутро после первой ночи дружки спрашивали у жениха: «Грязь топтал али лед ломал?». Если он отвечал «Грязь топтал», то на невесту, а иногда и на ее мать надевали хомут и так прогоняли по двору. Это считалось очень унизительным наказанием за утрату «девства». Хомут в этом случае символизировал женские половые органы, и в то же время приравнивал непутевую девку к животным, которые не могут держать свои страсти в узде. Хомут рассматривался как противоположность цветочному венку – символу чистого девичества, поэтому иногда его мазали дегтем или другой гадостью. Иногда заменителем хомута становились бублики или баранки, жених вручал их родителям невесты, всячески подчеркивая наличие дырки.

Нельзя демонстрировать волосы

Точнее можно, но только мужу — и этому четкому средневековому правилу следовали все женщины. «Опростоволоситься», то есть показать, что у тебя растут волосы на голове, было большим бесчестьем. Чтобы защитить себя от позора, женщины носили волосник — шапочку, которая стягивала волосы и полностью убирала их с лица. На волосник сверху надевался платок. Считалось классным так сильно затянуть волосник, что становилось тяжело моргать. В Новгороде женщины даже дошли до того, что волосы брить (ну чтобы их наверняка никто не увидел), но церковь была против, и обычай не прижился.

Однако русская царица польского происхождения Агафья Грушецкая эту моду отменила: ее головной убор не скрывал волосы. Муж Агафьи, царь Федор Алексеевич, с охотой потакал жене и даже разрешил множество польских новинок: одежду, бритье и табакокурение. Кроме того, Грушецкая стала первой женщиной, которая села рядом с царем как царица, а не осталась на женской половине в специальном тереме. Хотя этого никто особо и не заметил — всех по-прежнему шокировали неприкрытые волосы.

Самые необычные названия женщин на Руси

Бабой на Руси называли не просто замужнюю, а непременно рожавшую женщину. Впрочем, в некоторых русских диалектах непоэтичной лексеме «баба» находилось более цветистое определение.

Жёнка и большуха

Русский публицист Николай Шелгунов писал: «В русском народном лексиконе нет слова женщина, а есть баба или девка». Однако поморы бы с ним не согласились. Они называли своих жен исключительно женками (жонками), а если обращались к пожилой супруге, то кликали ее большухой.

Впрочем, как пишет Татьяна Бернштам в одной из своих монографий, большухой звали любую хозяйку дома независимо от возраста. Уважительное обращение к супруге не случайно – поморская женщина всегда была равной с мужем, который мог отсутствовать дома от 5 месяцев до полутора лет. Бернштам приводит такую фразу, записанную в одной из этнографических экспедиций: «Помор на море хозяин, а поморка во дому, и слово каждого – и мужа, и жены, – слово хозяйское».

Водворка и дружка

Интересно, что в современных воронежских говорах до сих пор замужних женщин называют женками. Но как пишет Ираида Морозова в статье, посвященной рассмотрению концепта «женщина», наряду с бабой и бабочкой, к жёнам обращались «водворка» и «дружка».

Водворка по словарю Даля – «подселенная» женщина, то есть та, которая после замужества перешла (подселилась) в дом мужа. Слово «дружка», кроме известного большинству значения «шафер жениха» в мужском роде, употребляется и в женском роде. И тогда, по толковому словарю Ушакова, оно означает «один из парных предметов». Неудивительно, что после замужества девушку начинали называть «дружка», ведь она становилась «парным предметом», и без мужа не была самостоятельной и самодостаточной.

Обиходница и плёшница

В русских говорах Приамурья женщин называли по-разному. Зависело это от индивидуальных качеств. Одной из положительных черт женщин Приамурья (и не только!) была аккуратность и чистоплотность. В словарной картотеке фольклориста и краеведа Григория Новикова-Даурского упоминается, что жен, у которых в доме царил идеальный порядок, называли обиходницами. Жён ленивых, всеми правдами и неправдами уклоняющихся от домашних обязанностей, в приамурских селах именовали плёшницами.

Легко понять, почему приамурские крестьяне называли жен обиходницами, ведь глагол «обиходить, обихаживать» означает «ухаживать, присматривать, старательно ходить за чем-либо».

Межоумок

Именно так в мужском роде в пермских селах называли женщину, которая уходила от мужа. Дело это было неслыханное, но все-таки возможное. Как поясняет филолог Юлия Зверева, изучающая тему брака в пермских говорах, межоумок является метафорическим переносом со слова «межеумок» (меж + ума) — слабоумный человек. Таким образом, уход из семьи женщины пермские крестьяне воспринимали исключительно как поступок умалишенной.

Ляпалка

В брянских говорах ляпалкой называют женщину, которая часто говорит ерунду. О таких говорят: сначала скажет, а потом – подумает. Как поясняет ассистент кафедры русского языка Брянского госуниверситета Ю.Милютина, у лексемы – два значения. В первом случае имеют в виду несдержанную на язык женщину, говорящую необдуманно.

Во втором значении речь идет о брыже – сложенном куске бумаги, который стягивает два угла бумажного змея. Во время полета брыж (ляпалка) издает сильные, но пустые, ничего не значащие и не влияющие на полет змея звуки. В результате метафорического переноса ляпалкой стали называть болтливую сплетницу. В таком же значение слово известно и в рязанских диалектах.

«Белушка» и «Богатырь»: как девушки на Руси называли любимых

У Ласку мы проявляем к своим родным, к любимому человеку, к ребенку. Своим любимым мы часто даем особые ласковые имена. А как с этим обстояло дело на Руси?

Ласки до брака

О ласках и интимной жизни древних славян известно очень мало. Ряд исследователей считает, что в дохристианскую эпоху добрачные половые отношения на Руси были нормой, а порой наши предки и вовсе устраивали оргии, как правило, связанные с определенными языческими праздниками.

Так это или нет, спорный вопрос, на который в исторических источниках нет однозначного ответа. Но с приходом христианства интимные отношения стали восприниматься иначе. Хотя, разумеется, не каждая девушка «блюла себя до венца». Однако добрачные связи стали считаться грехом.

И все же это не значило, что у русских девушек до свадьбы вообще не было никаких контактов с парнями, особенно у крестьянок. Парни и девушки встречались на работе в поле, на посиделках, на праздниках. И нередко между ними завязывались любовные отношения.

Что могла позволить себе незамужняя девушка, если не хотела, чтобы ее сочли блудницей? Разумеется, имели место и объятия, и прикосновения. Парень и девушка, которые нравились друг другу, могли незаметно прикасаться друг к другу ладонями, сплетать пальцы, а те, кто посмелее, ходили, взявшись за руки. И, конечно, они целовались.

В ходу были ласковые обращения, многие из которых в современном русском языке уже не используются. Например, девушка могла называть своего любимого «задобный» – «милый, любезный, желанный»; «ладушко» – «хороший, любимый»; «месяц мой ясный». Парень, в свою очередь, мог величать возлюбленную «белушкой», «зазнобушкой», «дролечкой», «лапушкой», «любушкой», «душенькой», «милушкой», «лелей». Независимо от пола возлюбленные обращались друг к другу со словами: «Разласка милая!» Обычно так звучало приветствие.

Между женами и мужьями

Между мужем и женой существовало обращение «сугревушка ты моя теплая!» Замужняя женщина могла обратиться к мужу со словами: «Свет очей моих». Мужчина на Руси являлся для женщины светом, который освещал ей путь, позволял реализовать свое созидательное начало. Были и другие обращения: «сокол мой ясный», «люба мой», «добрый молодец», «суженый мой», «богатырь», «услада сердца моего», «милый друг», «дружочек», «друг любезный». Муж же обращался к жене: «Душа моя», так как любимая женщина олицетворяла собой духовный смысл его бытия, вдохновляла его на подвиги и свершения. Часто жен называли любовно: «краса ненаглядная», «голубка моя», «лебедушка белая».

Особенно ластились женщины к мужьям, если те были не в духе, чем-то разгневаны, старались их успокоить: «Сокол ты мой ясный, свет очей моих, приляг, отдохни с дороги!» Если муж за что-то злился на жену, она могла кинуться ему в ноги, обхватить, со словами: «Услада сердца моего, нет моей вины перед тобою!» Кстати, на Руси долго существовал обычай, когда жена должна была мыть мужу ноги.

Как ласкали детей на Руси?

Свои «ласковые» традиции бытовали и в отношении детей, хотя на Руси их не принято было слишком баловать. Женщина могла прижать к себе ребенка, если он был испуган или она пыталась его защитить, детишек принято было гладить по голове, ерошить волосы, целовать в лоб. Причем нередко женщина вела себя так и с чужими детьми, не только со своими.

Такие современные обращения, как «мальчик», «девочка», «малыш», в ходу не были. Малолетних чаще всего называли словом «дитятко». Подростков в зависимости от пола – «отрок» или «отроковица». Своих детей звали ласковыми прозвищами: «рыбка», «зайчик», «зернышко», «птичка», «солнышко». Мальчика или юношу могли звать «милок», «касатик», «соколик». Девочку или девушку – «девонька». Позднее появились обращения, которые и теперь в ходу: «сынок», «доченька», «внучок», «внученька».

Как видите, времена меняются. В наши дни уже при первом знакомстве ласки между совсем юными парнем и девушкой могут быть очень откровенными. Одни ласкательные слова ушли из обихода, их заменили другие. Но суть от этого не изменилась, и потребность людей в нежности никуда не делась.

Насколько актуальны прически в наши дни

Со временем плетение не утратило актуальности, прибавилось множество вариаций (ажурная коса, коса на 4 и 5 прядей, коса-жгут и другие). Современным красавицам нет необходимости придерживаться древнерусских канонов, предпочитая лишь обычную косу.

Если природа не наградила красавицу шикарной шевелюрой, стилисты рекомендуют обратить внимание на ажурные варианты плетения. Девушкам с длинными и густыми волосами можно смело экспериментировать с техниками плетения

Не забывайте при выборе прически учитывать форму лица. Уравновесить узкий лоб и пышные щечки поможет дополнительный объем в верхней части шевелюры, попробуйте ободок-косу и широкую челку

А чтобы скрыть широкий лоб, наоборот, сконцентрируйте внимание нижней части шевелюры. Две симметричные ажурные косы по бокам в этом случае окажутся кстати

Стильно, изысканно, сдержанно и оригинально смотрятся прически с платками и лентами. Они подходят всем возрастам, не требовательны к типу лица и структуре шевелюры.

Девицы-поляницы

Слово “поляница” произошло от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле и бороться с воинами. Женщины-воительницы — умелые наездницы, отлично стреляют из лука и в бою не уступают мужчинам. Только победив в честном сражении поляницу, воин-богатырь мог взять её в жёны.

Исследователи спорят об истинном происхождении дев-воительниц. Несмотря на то что само слова “поляница” славянское, существуют различные гипотезы, откуда в русских былинах могли появиться богатырши. Так, филолог-русист Д.М. Балашов пишет, что “Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли”.

Церковный календарь и славянские женские имена по месяцам

Фото с сайта pravchelny.ru

В церковном календаре или именослове представлен обширный список славянских женских имен, из которого родители как верующие, так и те, кто не придерживается христианских традиций, берут имена для девочек. Список имен святых включает в себя женские славянские имена по месяцам, большая часть которых считаются анахронизмом. Тем не менее, многие молодые родители предпочитают именно такие давно забытые, редкие имена. Святцы – это и есть тот неиссякаемый источник идей, который дарует ребенку необычное имя.

Что значит называть ребенка по Святцам?

Выбирая имена по Святцам, учитывают дату рождения и имя Святого, которое поминается в этот день. Но возможен и другой вариант, когда ребенка называют по имени Святого, которого поминают и на восьмой день. В том случае, когда имени подходящего в день рождения ребенка нет, то берется имя Святого, которое выпадает на сороковой день от даты рождения. В этот день обычно ребенка и крестили.

Мужские имена на женский лад

Древнерусские женские имена в мужских вариациях не редкое явление. Для девочек разрешается выбирать имена мужские, поскольку среди Святцев мало женщин. Мужские имена легко изменяются на древнерусские женские имена (Евгений – Евгения, Александр – Александра).
Отличие древнерусских славянских имен от старославянских.

Древнерусские имена как раз и являются именами, которые встречаются в древнерусских источниках, летописях, грамотах. Эти имена послужили основой для современных фамилий, топонимов (географических названий). Потому можно только догадываться, как много существовало двусоставных имен, и сколько из них забыто. Список же общеславянских имен представлен меньшим их количеством.

В отличие от мужских, женских имен в таких источниках немного. Не трудно догадаться, почему. В то время женщины не принимали активного участия в общественной жизни, потому и в документы не вписывались. Но это не единственная причина небольшого количества женских имен. Большая часть женских имен образовывалась от имеющихся мужских. Также часто называли девочек измененным именем отца.

Бесспорно, полный список старославянских женских имен – это не просто набор красивых имен. Это отражение культуры народа и частица от великого наследия Киевской Руси. Периодически волной накатывает мода на древнерусские имена, и точно так же проходит. Но сейчас люди пытаются вернуться к родным истокам, и потому детей все чаще называют не Анжелами, Сюзаннами, и Жаннами, а славянскими именами, иногда немного приукрашая их или даже выдумывая новые.

Характерные черты причесок

Неизменным атрибутом прически Древней Руси выступала коса. По плетению можно было определить замужем красавица или нет, есть ли жених. К примеру, замужние дамы заплетали 2 симметричные косы, а незамужние девушки носили одну косу. Если у красавицы был суженый, в косу вплетали ленту. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете узнать на нашем сайте.

Чтобы длинные косы не мешали управляться по хозяйству, их укладывали ободком вокруг головы.

Обязательно голову древнерусских женщин покрывал головной убор. Это мог быть кокошник, высокая шапка, чепчик, платок, украшенный золотом и драгоценными камнями. Головной убор имел яркий и красивый узор, был расшит золотыми и серебристыми нитями. Покрывать голову убором обязательно было только замужним дамам, свободным красавицам допускалось появляться на улице без головного убора.

На Древней Руси девушки свои волосы распускали редко. Как правило, такую укладку использовали украинские красавицы, пробор делался по центру. Дополнительно голову украшали яркой лентой, ее обвивали вокруг головы (как ободок). Для праздничного случая дополнительно использовали в качестве украшения венок из цветов, луговых трав и колосков.

Для удобства волосы делили напополам и поочередно опутывали вокруг специального кольца-каркаса. Кольцо выполняли из веревки, шнура и располагали поверх шевелюры.

1.

Девушка — это звучит гордо и специальные обряды для обозначения нового социально-возрастного статуса
Родители могли катать дочь в карете, чтобы окружающие оценили ее красоту.

В старой Руси слово девушка применялось к половозрелым девочкам, которые были представительницами высшего сословия и при этом еще не вышли замуж. Если почитать «Толковый словарь русского языка» Ожегова, то можно понять, что девушка — представительница женского пола в переходящем состоянии от отрочества к юности.

Когда девочка-подросток начинала хорошеть, становилась более соблазнительной, а физиологические процессы «кричали» о взрослении, проводились специальные обряды. Это делалось с целью обозначения нового социально-возрастного статуса. Юную красавицу одевали в красивые женственные наряды и на какой-нибудь праздник, например, на Пасху, выводили в общество. Это делалось для того, чтобы общество узнало о появлении новой невесты, которая готова к выбору жениха.

Обряды были разными. К примеру, в центральных губерниях устраивались настоящие шествия девушек, на юге потенциальные невесты собирались на церковных площадях, чтобы показать себя людям. А в Рязанской области было принято сажать дочку в карету, обязательно открытую, и торжественно возить ее по улицам — пусть все восхищаются ее красотой и статью. Весьма оригинальный способ. Но что можно было сделать во времена, когда не было социальных сетей и мобильной связи?

Нельзя носить только одно платье

Московское платье времен, скажем, Ивана Грозного отличалось многослойностью. По сути это был сарафан на сарафане. И одно из самых громких убийств — убийство Иваном Грозным своего сына — по одной из версий, произошло из-за наряда. Все знатные и богатые женщины по обычаю должны были быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года.

Так вот, к убийству: как-то раз без предупреждения царь вошел на женскую половину, где застал беременную жену своего сына в одном платье (вот срам-то какой!). «Царь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супругу, но этим только обратил на себя гнев и удары отца», — папский посол Антонио Поссевино.

Девочки воспитывались как хозяйки

И это действительно так, ведь мальчики в крестьянских семьях считались будущими добытчиками, а вот девочки представляли из себя хозяюшек и будущих матерей. Самое главное, чему учили детей — это подчиняться воле старших и уважению.

Девочки с самого раннего детства помогали по хозяйству — присматривали за детьми, работали на полях и дома. Самым главным для родителей было воспитать из дочери хорошую жену и мать. С самого детства их готовили к этой роли и даже собирали на протяжении взросления дочери приданое. Обязательным были атрибуты собственной вышивки в приданном — девочки расшивали полотна и одежду.

Считалось, что такая коса наполняла тело девушки силой и энергетикой, которая помогала готовится к будущей роли матери. Во время замужества девушка заплетала парные косы, ведь собирала энергетику мира не только для себя, но и для будущего младенца. Носили девушки на себе специальные длинные рубахи, а по достижению 15-го возраста проводили специальный обряд и девушка могла носить плахты. После такой традиции можно было сказать, что девушка готова к замужеству и она в дальнейшем будет почитать своего мужа, как собственного отца.

Василиса Микулишна

Василиса Микулишна — старшая дочь русского богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой боярина Ставра Годиновича из Чернигова-града, упоминается в былинах “Про прекрасную Василису Микулишну” и “Ставр Годинович”.

На пиру “у ласкова князя Владимира” боярин “по имени Ставер, сын Годенович” хвалится перед князем своими богатствами. И среди прочих своих драгоценностей называет и собственную жену:

Во третьем терему – молодая жена,

Молодая Василиса, дочь Микулишна.

У ней белое лицо ровно белый снег,

Ягодицы ровно маковицы,

Черные брови черна соболя,

Ясные очи ясна сокола,

Ретивым она сердцем хитра-мудра.

Такие речи не пришлись по сердцу другим боярам да князю, схватили боярина и посадили в земляной погреб, а за прекрасной Василисой послали богатырей Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.

Узнав о приключившейся беде, молодая Василиса отстригает свои длинные волосы, переодевается в мужское платье, называет себя “Василий сын Васильевич” и едет в компании всадников в Киев-град. На пути встречаются ей богатыри, которые рассказывают про свою нечестную миссию. Представившись послом Василисы Микулишны, Василий Васильевич заставляет повернуть богатырей обратно и вместе с ними едет к князю Владимиру.

Владимир принимает у себя посла и ничего не подозревает, пока княгиня Апраксия не обращает внимание на то, что перед ним женщина, а не Василий:

— Гой еси, ласковый Владимир-князь!

Это не Василий сын Васильевич,

Эта Василиса ровно дочь Микулишна;

По полу она идет тихошенько,

На лавку садится – коленцы жмет.

Тогда князь Владимир решает проверить личность человека перед ним и испытывает Василису-Василия. Сначала князь приказывает затопить баню для гостя, однако посол успевает помыться до прихода Владимира. Потчует князь своего гостя разными кушаньями, вином и играет с ним в карты, а затем предлагает послу побороться со своими богатырями. Но в бою гость побеждает и Алёшу Поповича, и Добрыню Никитича. Справившись с сильными богатырями, посол требует князя отпустить Ставра из погреба. Сажает Василий-Василиса своего супруга на коня и уезжает с ним обратно во Чернигов-град.

почему к ним относились с уважением на Руси и что означали эти понятия

Мы привыкли употреблять слово «баба» по отношению к немолодым и часто не слишком привлекательным женщинам. Однако у наших предков это определение имело несколько иной смысл.

В Древней Руси и мужчин, и женщин разделяли согласно занимаемому ими статусу в обществе. При этом имели значение возраст, семейное положение человека, наличие или отсутствие детей.

Интересно узнать, кого на Руси могли назвать «бабой», «молодкой», «молодухой» и почему.

До и после вступления в брак

Молодых девушек, не вступивших в брак, называли «девками» или «девицами». Они могли распускать и показывать свои волосы, а также и заплетать их в косу, надевать множество украшений, покрывать голову было необязательно.

Женщина, выданная замуж, должна была прятать свои волосы под платком. Всю красоту ей следовало хранить для ее супруга. Ее общественный статус при этом повышался, ведь теперь у нее появлялись новые функции — рожать и воспитывать детей, быть хозяйкой дома. Ценность замужней женщины определялась как раз способностью быть продолжательницей рода.

Бабы и молодки

Девица на выданье на Руси была сравнима с васильком. Эти цветы прекрасны, но никакой пользы не несут.

Молодая женщина, выданная замуж, была как спелая пшеница — несла плодородие всему роду. Рождение детей поднимало женщину на самый высокий уровень в обществе. Молодых мам уважительно называли «молодками» или «бабами». Это зависело от того, ребенок какого пола родился. Если мальчика, то его мама становилась «молодкой» или «молодухой», если девочку — то «бабой».

Семье нужны были рабочие руки, а потому молодухи пользовались уважением. Подрастая, сын помогал отцу обрабатывать землю, ухаживать за лошадьми и выполнять другую тяжелую работу.

Отношение к бабам

«Бабы», то есть матери девочек, были в еще большем почете у общества. Никакой негативной оценки слово не несло. В праславянском языке «ба» означало жизнь. Мать, родившая в этот мир дочь, становилась «вратами жизни», ведь через нее приходила в мир продолжательница рода. Так происходила преемственность поколений.

Про родившую говорили, что она «обабилась». В наши дни это слово окрашено негативно и употребляется по отношению к женщинам, которые располнели после родов и перестали за собой следить.

Но наши древние предки наоборот уважали «обабившихся» женщин, поскольку это были матери, несущие в наш мир новую жизнь. Конечно, определение «баба» косвенно указывало на возраст, ведь назвать так молодую девушку никто не мог.

Слово «ба-ба» подразумевало удвоение женского начала. Ведь мать рожала дочь, которая в будущем должна была сама принести в мир новую жизнь.

Женщину-мать в возрасте почтительно называли «бабушкой». Это слово относилось к основательнице рода, подарившей миру много детей, а через них — и внуков.

Так что и «молодки», и «бабы» на Руси были чрезвычайно уважаемы, поскольку именно они давали жизнь новым поколениям и обеспечивали продолжение рода.

К сожалению, в наши дни первоначальный смысл многих определений был утрачен. И сегодня слово «баба» употребляется скорее как оскорбление, а «молодух» и вовсе не стало, ведь людям даже не приходит в голову уважать женщину только потому, что она родила мальчика.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Кубок с дыркой

Все знают, какое значение придавалось целомудрию невесты в прежние времена. Девица должна была сохранить себя до свадьбы, чтобы торжествующий жених мог бросить ее окровавленную сорочку свахе, которая терпеливо дожидалась под дверью опочивальни. Сваха выносила сорочку пирующим, и веселье разгоралось с новой силой. Если же нет, то гости быстро разъезжались, и свадьба считалась омраченной. Ключевский описывает и такой обычай, бытовавший в знатных семьях, а затем перекочевавший и в крестьянский быт центральной России: жених, выйдя из опочивальни, подносил кубок с медом или вином отцу невесты. Если невеста оказывалась «честная», то с кубком все было в порядке, и отец радостно выпивал за здоровье молодых. Если же невеста была не честна, то кубок был с дыркой. Подавая его тестю, жених затыкал дырочку пальцем, но как только тесть брал кубок в руки, напиток проливался на его одежду. Это был страшный позор и для невесты и для ее родителей. Многие девушки предпочли бы побои, лишь бы не было такого публичного унижения.

Обряды и приметы

Незавидная женская доля вековухи налагала ряд ограничений и на ее роль в обрядовой жизни общества. Старым девам не полагалось участвовать в народных гуляньях, петь, танцевать, готовить еду для свадьбы и печь хлеб для своей семьи. Их не пускали в поле в первый день жатвы, чтобы не сглазили урожай. Плохой приметой было и присутствие девушки-перестарка при родах женщины или отеле коровы. «Пустое» проживание жизни девы казалось русскому народу таким ненормальным, что эту несчастную женщину обвиняли во всех грехах, практически приравнивая к ведьме. Односельчане верили, что вековуха способна превращаться в нищенку, а затем просить подаяние у церквей и кладбищ. Считали даже, что старая дева может сожительствовать с Нечистым и колдовать. Чтобы защититься от чар вековухи, окуривали избу ладаном, постель посыпали маком или окропляли святой водой. Сама женщина об этом зачастую догадывалась. Иногда на нее специально надевали защитный амулет — сшитый из поповской ризы пояс. В такой обстановке суеверий, страхов и плохо скрываемого презрения старая дева и проживала свой век.

5. Старые девы были очень несчастными

У них не было близких подруг – существовала примета, указывавшая на то, что от них можно «заразиться» одиночеством и прожить всю жизнь без мужа. Молодые замужние родственницы и знакомые тоже избегали тесного общения с вековухами, веря в то, что из-за него начнутся проблемы и скандалы в семье. Их не приглашали на застолья, устраивавшиеся в честь праздников, потому что предполагалось, что молодежи говорить со старой девой не о чем.

6. Для них шили специальную одежду

Общество считало, что вековухам просто неприлично носить яркие сарафаны и платья, горячо любимые молодыми девушками. Нужно было одеваться в соответствии со своим социальным положением: швеи шили для старых дев мешковатые наряды из тканей темных цветов, которые делали фигуру бесформенной. Об украшениях вековухам тоже стоило забыть раз и навсегда: после того, как к ним прикреплялось прозвище «старая дева», им запрещалось всячески украшать себя бусами, браслетами и серьгами

Опять же, делалось это и для того, чтобы лишний раз оставшаяся без жениха не привлекала к себе внимание мужчин

7. Старых дев считали любовницами дьявола

Сделав жизнь вековух практически невыносимой, окружающие люди удивлялись тому, что они становились озлобленными и нелюдимыми. Это вызывало обратную реакцию – старых дев обвиняли во всех бедах вроде болезней, неурожая или невезения. Их называли ведьмами – считалось, что одинокая женщина обязательно умеет колдовать и наводить порчу. По ночам мимо дома вековухи старались не ходить – якобы они компенсировали дефицит мужского внимания половыми утехами с чертом и его приспешниками.

8. Им запрещали приближаться к роженицам

И речь идет не только о женщинах на сносях – о том, чтобы старая дева могла бы зарабатывать на жизнь в качестве повитухи, нельзя было и подумать. Им не разрешали даже подходить к рожающим животным, например, принимать телят или овец.

9. Вековуха ухаживала за родителями и домом одного из братьев

Но большинство девушек, не вышедших замуж, не могли жить отдельно. Найти мужчину, готового помочь с постройкой дома, вековухе было крайне проблематично. Пока были живы родители, она оставалась с ними, а после их смерти переходила в распоряжение к самому старшему из братьев: становилась приживалкой в его доме и использовалась как бесплатная рабочая сила – стирала, готовила и воспитывала детей.

10. Уважения были достойны только «большухи»

Единственным способом исправить сложившееся положение был сильный характер и выносливость, позволявшие добиться положения «большухи». Так называли женщин, принявших на себя управление хозяйством и уход за старыми родителями. Им приходилось трудиться не меньше, чем мужчинам, поэтому никому не приходило в голову попрекать их.

Русская народная вечёрка — не только отдых

Молодежные беседы могли делиться на «игримые» и «рабочие». На таких молодёжных посиделках парни видели девушек не только в гулянии, но и за работой. Оценивали, какая девушка станет хорошей хозяйкой дома.

Осенью и зимой девушки часто собирались на «прядимые» посиделки, их же иначе зовут супрядками. Провести на супрядках девушка могла весь день, с утра до вечера. Часто днём молодые девушки и девочки пряли совместно со старшими женщинами: слушали их рассказы о жизни, перенимали мастерство. А уж вечером в избе оставалась только молодёжь и к девушкам в гости заглядывали парни.

Ещё один вид рабочих посиделок — капустные вечёрки. Осенью, когда собран урожай капусты, девушки и женщины собирались в одной избе. Наряжались при том в лучшие одежды, чтобы показать свою красоту. Днём рубили и квасили капусту. К вечеру готовили капустные пироги и приглашали на вечёрку парней.

Волшебная палочка — магия славянского веретена

Подробнее

Поведение до брака

Поскольку девушек на Руси выдавали замуж очень рано (в 12-15 лет), основные требования соблюдения норм морали предъявлялись именно к замужним женщинам. До замужества девочка считалась практически ребенком, и ей полагалось быть послушной отцу и матери. Послушание и кротость – главные требования, которые предъявлялись к потенциальной невесте.

Если девушка вела себя «вызывающе» – была излишне шумной, громко хохотала, обращала на себя внимание, много болтала с посторонними, не опускала стыдливо глаза, когда на нее смотрели, — она считалась бесстыжей. Такую девушку никто не хотел брать замуж, потому что она «стыда не знала»

Юным девицам полагалось быть кроткими, послушными, трудолюбивыми и нелюбопытными. Если девушка огрызалась, спорила и вообще обладала строптивым нравом, желающих жениться на ней не было.

При этом наши предки не предъявляли претензий к физической чистоте новобрачной. Невесте не обязательно было быть девственницей, поскольку на добрачные сексуальные связи славяне смотрели спокойно. Даже если у невесты уже был внебрачный ребенок, ее спокойно брали замуж. Наличие малыша, наоборот, было гарантией того, что девушка плодородна, способна рожать и принесет потомство будущему мужу.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Как женщин называли на руси

Содержание

Хомут, как символ нечестия

Многие этнографы, в том числе Д. Орлов, П. Варламов и другие, описывали еще один вид наказания для «нечестной» невесты. Наутро после первой ночи дружки спрашивали у жениха: «Грязь топтал али лед ломал?». Если он отвечал «Грязь топтал», то на невесту, а иногда и на ее мать надевали хомут и так прогоняли по двору. Это считалось очень унизительным наказанием за утрату «девства». Хомут в этом случае символизировал женские половые органы, и в то же время приравнивал непутевую девку к животным, которые не могут держать свои страсти в узде. Хомут рассматривался как противоположность цветочному венку – символу чистого девичества, поэтому иногда его мазали дегтем или другой гадостью. Иногда заменителем хомута становились бублики или баранки, жених вручал их родителям невесты, всячески подчеркивая наличие дырки.

Нельзя демонстрировать волосы

Точнее можно, но только мужу — и этому четкому средневековому правилу следовали все женщины. «Опростоволоситься», то есть показать, что у тебя растут волосы на голове, было большим бесчестьем. Чтобы защитить себя от позора, женщины носили волосник — шапочку, которая стягивала волосы и полностью убирала их с лица. На волосник сверху надевался платок. Считалось классным так сильно затянуть волосник, что становилось тяжело моргать. В Новгороде женщины даже дошли до того, что волосы брить (ну чтобы их наверняка никто не увидел), но церковь была против, и обычай не прижился.

Однако русская царица польского происхождения Агафья Грушецкая эту моду отменила: ее головной убор не скрывал волосы. Муж Агафьи, царь Федор Алексеевич, с охотой потакал жене и даже разрешил множество польских новинок: одежду, бритье и табакокурение. Кроме того, Грушецкая стала первой женщиной, которая села рядом с царем как царица, а не осталась на женской половине в специальном тереме. Хотя этого никто особо и не заметил — всех по-прежнему шокировали неприкрытые волосы.

Самые необычные названия женщин на Руси

Бабой на Руси называли не просто замужнюю, а непременно рожавшую женщину. Впрочем, в некоторых русских диалектах непоэтичной лексеме «баба» находилось более цветистое определение.

Жёнка и большуха

Русский публицист Николай Шелгунов писал: «В русском народном лексиконе нет слова женщина, а есть баба или девка». Однако поморы бы с ним не согласились. Они называли своих жен исключительно женками (жонками), а если обращались к пожилой супруге, то кликали ее большухой.

Впрочем, как пишет Татьяна Бернштам в одной из своих монографий, большухой звали любую хозяйку дома независимо от возраста. Уважительное обращение к супруге не случайно – поморская женщина всегда была равной с мужем, который мог отсутствовать дома от 5 месяцев до полутора лет. Бернштам приводит такую фразу, записанную в одной из этнографических экспедиций: «Помор на море хозяин, а поморка во дому, и слово каждого – и мужа, и жены, – слово хозяйское».

Водворка и дружка

Интересно, что в современных воронежских говорах до сих пор замужних женщин называют женками. Но как пишет Ираида Морозова в статье, посвященной рассмотрению концепта «женщина», наряду с бабой и бабочкой, к жёнам обращались «водворка» и «дружка».

Водворка по словарю Даля – «подселенная» женщина, то есть та, которая после замужества перешла (подселилась) в дом мужа. Слово «дружка», кроме известного большинству значения «шафер жениха» в мужском роде, употребляется и в женском роде. И тогда, по толковому словарю Ушакова, оно означает «один из парных предметов». Неудивительно, что после замужества девушку начинали называть «дружка», ведь она становилась «парным предметом», и без мужа не была самостоятельной и самодостаточной.

Обиходница и плёшница

В русских говорах Приамурья женщин называли по-разному. Зависело это от индивидуальных качеств. Одной из положительных черт женщин Приамурья (и не только!) была аккуратность и чистоплотность. В словарной картотеке фольклориста и краеведа Григория Новикова-Даурского упоминается, что жен, у которых в доме царил идеальный порядок, называли обиходницами. Жён ленивых, всеми правдами и неправдами уклоняющихся от домашних обязанностей, в приамурских селах именовали плёшницами.

Легко понять, почему приамурские крестьяне называли жен обиходницами, ведь глагол «обиходить, обихаживать» означает «ухаживать, присматривать, старательно ходить за чем-либо».

Межоумок

Именно так в мужском роде в пермских селах называли женщину, которая уходила от мужа. Дело это было неслыханное, но все-таки возможное. Как поясняет филолог Юлия Зверева, изучающая тему брака в пермских говорах, межоумок является метафорическим переносом со слова «межеумок» (меж + ума) — слабоумный человек. Таким образом, уход из семьи женщины пермские крестьяне воспринимали исключительно как поступок умалишенной.

Ляпалка

В брянских говорах ляпалкой называют женщину, которая часто говорит ерунду. О таких говорят: сначала скажет, а потом – подумает. Как поясняет ассистент кафедры русского языка Брянского госуниверситета Ю.Милютина, у лексемы – два значения. В первом случае имеют в виду несдержанную на язык женщину, говорящую необдуманно.

Во втором значении речь идет о брыже – сложенном куске бумаги, который стягивает два угла бумажного змея. Во время полета брыж (ляпалка) издает сильные, но пустые, ничего не значащие и не влияющие на полет змея звуки. В результате метафорического переноса ляпалкой стали называть болтливую сплетницу. В таком же значение слово известно и в рязанских диалектах.

«Белушка» и «Богатырь»: как девушки на Руси называли любимых

У Ласку мы проявляем к своим родным, к любимому человеку, к ребенку. Своим любимым мы часто даем особые ласковые имена. А как с этим обстояло дело на Руси?

Ласки до брака

О ласках и интимной жизни древних славян известно очень мало. Ряд исследователей считает, что в дохристианскую эпоху добрачные половые отношения на Руси были нормой, а порой наши предки и вовсе устраивали оргии, как правило, связанные с определенными языческими праздниками.

Так это или нет, спорный вопрос, на который в исторических источниках нет однозначного ответа. Но с приходом христианства интимные отношения стали восприниматься иначе. Хотя, разумеется, не каждая девушка «блюла себя до венца». Однако добрачные связи стали считаться грехом.

И все же это не значило, что у русских девушек до свадьбы вообще не было никаких контактов с парнями, особенно у крестьянок. Парни и девушки встречались на работе в поле, на посиделках, на праздниках. И нередко между ними завязывались любовные отношения.

Что могла позволить себе незамужняя девушка, если не хотела, чтобы ее сочли блудницей? Разумеется, имели место и объятия, и прикосновения. Парень и девушка, которые нравились друг другу, могли незаметно прикасаться друг к другу ладонями, сплетать пальцы, а те, кто посмелее, ходили, взявшись за руки. И, конечно, они целовались.

В ходу были ласковые обращения, многие из которых в современном русском языке уже не используются. Например, девушка могла называть своего любимого «задобный» – «милый, любезный, желанный»; «ладушко» – «хороший, любимый»; «месяц мой ясный». Парень, в свою очередь, мог величать возлюбленную «белушкой», «зазнобушкой», «дролечкой», «лапушкой», «любушкой», «душенькой», «милушкой», «лелей». Независимо от пола возлюбленные обращались друг к другу со словами: «Разласка милая!» Обычно так звучало приветствие.

Между женами и мужьями

Между мужем и женой существовало обращение «сугревушка ты моя теплая!» Замужняя женщина могла обратиться к мужу со словами: «Свет очей моих». Мужчина на Руси являлся для женщины светом, который освещал ей путь, позволял реализовать свое созидательное начало. Были и другие обращения: «сокол мой ясный», «люба мой», «добрый молодец», «суженый мой», «богатырь», «услада сердца моего», «милый друг», «дружочек», «друг любезный». Муж же обращался к жене: «Душа моя», так как любимая женщина олицетворяла собой духовный смысл его бытия, вдохновляла его на подвиги и свершения. Часто жен называли любовно: «краса ненаглядная», «голубка моя», «лебедушка белая».

Особенно ластились женщины к мужьям, если те были не в духе, чем-то разгневаны, старались их успокоить: «Сокол ты мой ясный, свет очей моих, приляг, отдохни с дороги!» Если муж за что-то злился на жену, она могла кинуться ему в ноги, обхватить, со словами: «Услада сердца моего, нет моей вины перед тобою!» Кстати, на Руси долго существовал обычай, когда жена должна была мыть мужу ноги.

Как ласкали детей на Руси?

Свои «ласковые» традиции бытовали и в отношении детей, хотя на Руси их не принято было слишком баловать. Женщина могла прижать к себе ребенка, если он был испуган или она пыталась его защитить, детишек принято было гладить по голове, ерошить волосы, целовать в лоб. Причем нередко женщина вела себя так и с чужими детьми, не только со своими.

Такие современные обращения, как «мальчик», «девочка», «малыш», в ходу не были. Малолетних чаще всего называли словом «дитятко». Подростков в зависимости от пола – «отрок» или «отроковица». Своих детей звали ласковыми прозвищами: «рыбка», «зайчик», «зернышко», «птичка», «солнышко». Мальчика или юношу могли звать «милок», «касатик», «соколик». Девочку или девушку – «девонька». Позднее появились обращения, которые и теперь в ходу: «сынок», «доченька», «внучок», «внученька».

Как видите, времена меняются. В наши дни уже при первом знакомстве ласки между совсем юными парнем и девушкой могут быть очень откровенными. Одни ласкательные слова ушли из обихода, их заменили другие. Но суть от этого не изменилась, и потребность людей в нежности никуда не делась.

Насколько актуальны прически в наши дни

Со временем плетение не утратило актуальности, прибавилось множество вариаций (ажурная коса, коса на 4 и 5 прядей, коса-жгут и другие). Современным красавицам нет необходимости придерживаться древнерусских канонов, предпочитая лишь обычную косу.

Если природа не наградила красавицу шикарной шевелюрой, стилисты рекомендуют обратить внимание на ажурные варианты плетения. Девушкам с длинными и густыми волосами можно смело экспериментировать с техниками плетения

Не забывайте при выборе прически учитывать форму лица. Уравновесить узкий лоб и пышные щечки поможет дополнительный объем в верхней части шевелюры, попробуйте ободок-косу и широкую челку

А чтобы скрыть широкий лоб, наоборот, сконцентрируйте внимание нижней части шевелюры. Две симметричные ажурные косы по бокам в этом случае окажутся кстати

Стильно, изысканно, сдержанно и оригинально смотрятся прически с платками и лентами. Они подходят всем возрастам, не требовательны к типу лица и структуре шевелюры.

Девицы-поляницы

Слово “поляница” произошло от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле и бороться с воинами. Женщины-воительницы — умелые наездницы, отлично стреляют из лука и в бою не уступают мужчинам. Только победив в честном сражении поляницу, воин-богатырь мог взять её в жёны.

Исследователи спорят об истинном происхождении дев-воительниц. Несмотря на то что само слова “поляница” славянское, существуют различные гипотезы, откуда в русских былинах могли появиться богатырши. Так, филолог-русист Д.М. Балашов пишет, что “Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли”.

Церковный календарь и славянские женские имена по месяцам

Фото с сайта pravchelny.ru

В церковном календаре или именослове представлен обширный список славянских женских имен, из которого родители как верующие, так и те, кто не придерживается христианских традиций, берут имена для девочек. Список имен святых включает в себя женские славянские имена по месяцам, большая часть которых считаются анахронизмом. Тем не менее, многие молодые родители предпочитают именно такие давно забытые, редкие имена. Святцы – это и есть тот неиссякаемый источник идей, который дарует ребенку необычное имя.

Что значит называть ребенка по Святцам?

Выбирая имена по Святцам, учитывают дату рождения и имя Святого, которое поминается в этот день. Но возможен и другой вариант, когда ребенка называют по имени Святого, которого поминают и на восьмой день. В том случае, когда имени подходящего в день рождения ребенка нет, то берется имя Святого, которое выпадает на сороковой день от даты рождения. В этот день обычно ребенка и крестили.

Мужские имена на женский лад

Древнерусские женские имена в мужских вариациях не редкое явление. Для девочек разрешается выбирать имена мужские, поскольку среди Святцев мало женщин. Мужские имена легко изменяются на древнерусские женские имена (Евгений – Евгения, Александр – Александра).
Отличие древнерусских славянских имен от старославянских.

Древнерусские имена как раз и являются именами, которые встречаются в древнерусских источниках, летописях, грамотах. Эти имена послужили основой для современных фамилий, топонимов (географических названий). Потому можно только догадываться, как много существовало двусоставных имен, и сколько из них забыто. Список же общеславянских имен представлен меньшим их количеством.

В отличие от мужских, женских имен в таких источниках немного. Не трудно догадаться, почему. В то время женщины не принимали активного участия в общественной жизни, потому и в документы не вписывались. Но это не единственная причина небольшого количества женских имен. Большая часть женских имен образовывалась от имеющихся мужских. Также часто называли девочек измененным именем отца.

Бесспорно, полный список старославянских женских имен – это не просто набор красивых имен. Это отражение культуры народа и частица от великого наследия Киевской Руси. Периодически волной накатывает мода на древнерусские имена, и точно так же проходит. Но сейчас люди пытаются вернуться к родным истокам, и потому детей все чаще называют не Анжелами, Сюзаннами, и Жаннами, а славянскими именами, иногда немного приукрашая их или даже выдумывая новые.

Характерные черты причесок

Неизменным атрибутом прически Древней Руси выступала коса. По плетению можно было определить замужем красавица или нет, есть ли жених. К примеру, замужние дамы заплетали 2 симметричные косы, а незамужние девушки носили одну косу. Если у красавицы был суженый, в косу вплетали ленту. Как красиво вплести ленту в косу, вы можете узнать на нашем сайте.

Чтобы длинные косы не мешали управляться по хозяйству, их укладывали ободком вокруг головы.

Обязательно голову древнерусских женщин покрывал головной убор. Это мог быть кокошник, высокая шапка, чепчик, платок, украшенный золотом и драгоценными камнями. Головной убор имел яркий и красивый узор, был расшит золотыми и серебристыми нитями. Покрывать голову убором обязательно было только замужним дамам, свободным красавицам допускалось появляться на улице без головного убора.

На Древней Руси девушки свои волосы распускали редко. Как правило, такую укладку использовали украинские красавицы, пробор делался по центру. Дополнительно голову украшали яркой лентой, ее обвивали вокруг головы (как ободок). Для праздничного случая дополнительно использовали в качестве украшения венок из цветов, луговых трав и колосков.

Для удобства волосы делили напополам и поочередно опутывали вокруг специального кольца-каркаса. Кольцо выполняли из веревки, шнура и располагали поверх шевелюры.

1.

Девушка — это звучит гордо и специальные обряды для обозначения нового социально-возрастного статуса
Родители могли катать дочь в карете, чтобы окружающие оценили ее красоту.

В старой Руси слово девушка применялось к половозрелым девочкам, которые были представительницами высшего сословия и при этом еще не вышли замуж. Если почитать «Толковый словарь русского языка» Ожегова, то можно понять, что девушка — представительница женского пола в переходящем состоянии от отрочества к юности.

Когда девочка-подросток начинала хорошеть, становилась более соблазнительной, а физиологические процессы «кричали» о взрослении, проводились специальные обряды. Это делалось с целью обозначения нового социально-возрастного статуса. Юную красавицу одевали в красивые женственные наряды и на какой-нибудь праздник, например, на Пасху, выводили в общество. Это делалось для того, чтобы общество узнало о появлении новой невесты, которая готова к выбору жениха.

Обряды были разными. К примеру, в центральных губерниях устраивались настоящие шествия девушек, на юге потенциальные невесты собирались на церковных площадях, чтобы показать себя людям. А в Рязанской области было принято сажать дочку в карету, обязательно открытую, и торжественно возить ее по улицам — пусть все восхищаются ее красотой и статью. Весьма оригинальный способ. Но что можно было сделать во времена, когда не было социальных сетей и мобильной связи?

Нельзя носить только одно платье

Московское платье времен, скажем, Ивана Грозного отличалось многослойностью. По сути это был сарафан на сарафане. И одно из самых громких убийств — убийство Иваном Грозным своего сына — по одной из версий, произошло из-за наряда. Все знатные и богатые женщины по обычаю должны были быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года.

Так вот, к убийству: как-то раз без предупреждения царь вошел на женскую половину, где застал беременную жену своего сына в одном платье (вот срам-то какой!). «Царь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супругу, но этим только обратил на себя гнев и удары отца», — папский посол Антонио Поссевино.

Девочки воспитывались как хозяйки

И это действительно так, ведь мальчики в крестьянских семьях считались будущими добытчиками, а вот девочки представляли из себя хозяюшек и будущих матерей. Самое главное, чему учили детей — это подчиняться воле старших и уважению.

Девочки с самого раннего детства помогали по хозяйству — присматривали за детьми, работали на полях и дома. Самым главным для родителей было воспитать из дочери хорошую жену и мать. С самого детства их готовили к этой роли и даже собирали на протяжении взросления дочери приданое. Обязательным были атрибуты собственной вышивки в приданном — девочки расшивали полотна и одежду.

Считалось, что такая коса наполняла тело девушки силой и энергетикой, которая помогала готовится к будущей роли матери. Во время замужества девушка заплетала парные косы, ведь собирала энергетику мира не только для себя, но и для будущего младенца. Носили девушки на себе специальные длинные рубахи, а по достижению 15-го возраста проводили специальный обряд и девушка могла носить плахты. После такой традиции можно было сказать, что девушка готова к замужеству и она в дальнейшем будет почитать своего мужа, как собственного отца.

Василиса Микулишна

Василиса Микулишна — старшая дочь русского богатыря Микулы Селяниновича, ставшая супругой боярина Ставра Годиновича из Чернигова-града, упоминается в былинах “Про прекрасную Василису Микулишну” и “Ставр Годинович”.

На пиру “у ласкова князя Владимира” боярин “по имени Ставер, сын Годенович” хвалится перед князем своими богатствами. И среди прочих своих драгоценностей называет и собственную жену:

Во третьем терему – молодая жена,

Молодая Василиса, дочь Микулишна.

У ней белое лицо ровно белый снег,

Ягодицы ровно маковицы,

Черные брови черна соболя,

Ясные очи ясна сокола,

Ретивым она сердцем хитра-мудра.

Такие речи не пришлись по сердцу другим боярам да князю, схватили боярина и посадили в земляной погреб, а за прекрасной Василисой послали богатырей Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.

Узнав о приключившейся беде, молодая Василиса отстригает свои длинные волосы, переодевается в мужское платье, называет себя “Василий сын Васильевич” и едет в компании всадников в Киев-град. На пути встречаются ей богатыри, которые рассказывают про свою нечестную миссию. Представившись послом Василисы Микулишны, Василий Васильевич заставляет повернуть богатырей обратно и вместе с ними едет к князю Владимиру.

Владимир принимает у себя посла и ничего не подозревает, пока княгиня Апраксия не обращает внимание на то, что перед ним женщина, а не Василий:

— Гой еси, ласковый Владимир-князь!

Это не Василий сын Васильевич,

Эта Василиса ровно дочь Микулишна;

По полу она идет тихошенько,

На лавку садится – коленцы жмет.

Тогда князь Владимир решает проверить личность человека перед ним и испытывает Василису-Василия. Сначала князь приказывает затопить баню для гостя, однако посол успевает помыться до прихода Владимира. Потчует князь своего гостя разными кушаньями, вином и играет с ним в карты, а затем предлагает послу побороться со своими богатырями. Но в бою гость побеждает и Алёшу Поповича, и Добрыню Никитича. Справившись с сильными богатырями, посол требует князя отпустить Ставра из погреба. Сажает Василий-Василиса своего супруга на коня и уезжает с ним обратно во Чернигов-град.

почему к ним относились с уважением на Руси и что означали эти понятия

Мы привыкли употреблять слово «баба» по отношению к немолодым и часто не слишком привлекательным женщинам. Однако у наших предков это определение имело несколько иной смысл.

В Древней Руси и мужчин, и женщин разделяли согласно занимаемому ими статусу в обществе. При этом имели значение возраст, семейное положение человека, наличие или отсутствие детей.

Интересно узнать, кого на Руси могли назвать «бабой», «молодкой», «молодухой» и почему.

До и после вступления в брак

Молодых девушек, не вступивших в брак, называли «девками» или «девицами». Они могли распускать и показывать свои волосы, а также и заплетать их в косу, надевать множество украшений, покрывать голову было необязательно.

Женщина, выданная замуж, должна была прятать свои волосы под платком. Всю красоту ей следовало хранить для ее супруга. Ее общественный статус при этом повышался, ведь теперь у нее появлялись новые функции — рожать и воспитывать детей, быть хозяйкой дома. Ценность замужней женщины определялась как раз способностью быть продолжательницей рода.

Бабы и молодки

Девица на выданье на Руси была сравнима с васильком. Эти цветы прекрасны, но никакой пользы не несут.

Молодая женщина, выданная замуж, была как спелая пшеница — несла плодородие всему роду. Рождение детей поднимало женщину на самый высокий уровень в обществе. Молодых мам уважительно называли «молодками» или «бабами». Это зависело от того, ребенок какого пола родился. Если мальчика, то его мама становилась «молодкой» или «молодухой», если девочку — то «бабой».

Семье нужны были рабочие руки, а потому молодухи пользовались уважением. Подрастая, сын помогал отцу обрабатывать землю, ухаживать за лошадьми и выполнять другую тяжелую работу.

Отношение к бабам

«Бабы», то есть матери девочек, были в еще большем почете у общества. Никакой негативной оценки слово не несло. В праславянском языке «ба» означало жизнь. Мать, родившая в этот мир дочь, становилась «вратами жизни», ведь через нее приходила в мир продолжательница рода. Так происходила преемственность поколений.

Про родившую говорили, что она «обабилась». В наши дни это слово окрашено негативно и употребляется по отношению к женщинам, которые располнели после родов и перестали за собой следить.

Но наши древние предки наоборот уважали «обабившихся» женщин, поскольку это были матери, несущие в наш мир новую жизнь. Конечно, определение «баба» косвенно указывало на возраст, ведь назвать так молодую девушку никто не мог.

Слово «ба-ба» подразумевало удвоение женского начала. Ведь мать рожала дочь, которая в будущем должна была сама принести в мир новую жизнь.

Женщину-мать в возрасте почтительно называли «бабушкой». Это слово относилось к основательнице рода, подарившей миру много детей, а через них — и внуков.

Так что и «молодки», и «бабы» на Руси были чрезвычайно уважаемы, поскольку именно они давали жизнь новым поколениям и обеспечивали продолжение рода.

К сожалению, в наши дни первоначальный смысл многих определений был утрачен. И сегодня слово «баба» употребляется скорее как оскорбление, а «молодух» и вовсе не стало, ведь людям даже не приходит в голову уважать женщину только потому, что она родила мальчика.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Кубок с дыркой

Все знают, какое значение придавалось целомудрию невесты в прежние времена. Девица должна была сохранить себя до свадьбы, чтобы торжествующий жених мог бросить ее окровавленную сорочку свахе, которая терпеливо дожидалась под дверью опочивальни. Сваха выносила сорочку пирующим, и веселье разгоралось с новой силой. Если же нет, то гости быстро разъезжались, и свадьба считалась омраченной. Ключевский описывает и такой обычай, бытовавший в знатных семьях, а затем перекочевавший и в крестьянский быт центральной России: жених, выйдя из опочивальни, подносил кубок с медом или вином отцу невесты. Если невеста оказывалась «честная», то с кубком все было в порядке, и отец радостно выпивал за здоровье молодых. Если же невеста была не честна, то кубок был с дыркой. Подавая его тестю, жених затыкал дырочку пальцем, но как только тесть брал кубок в руки, напиток проливался на его одежду. Это был страшный позор и для невесты и для ее родителей. Многие девушки предпочли бы побои, лишь бы не было такого публичного унижения.

Обряды и приметы

Незавидная женская доля вековухи налагала ряд ограничений и на ее роль в обрядовой жизни общества. Старым девам не полагалось участвовать в народных гуляньях, петь, танцевать, готовить еду для свадьбы и печь хлеб для своей семьи. Их не пускали в поле в первый день жатвы, чтобы не сглазили урожай. Плохой приметой было и присутствие девушки-перестарка при родах женщины или отеле коровы. «Пустое» проживание жизни девы казалось русскому народу таким ненормальным, что эту несчастную женщину обвиняли во всех грехах, практически приравнивая к ведьме. Односельчане верили, что вековуха способна превращаться в нищенку, а затем просить подаяние у церквей и кладбищ. Считали даже, что старая дева может сожительствовать с Нечистым и колдовать. Чтобы защититься от чар вековухи, окуривали избу ладаном, постель посыпали маком или окропляли святой водой. Сама женщина об этом зачастую догадывалась. Иногда на нее специально надевали защитный амулет — сшитый из поповской ризы пояс. В такой обстановке суеверий, страхов и плохо скрываемого презрения старая дева и проживала свой век.

5. Старые девы были очень несчастными

У них не было близких подруг – существовала примета, указывавшая на то, что от них можно «заразиться» одиночеством и прожить всю жизнь без мужа. Молодые замужние родственницы и знакомые тоже избегали тесного общения с вековухами, веря в то, что из-за него начнутся проблемы и скандалы в семье. Их не приглашали на застолья, устраивавшиеся в честь праздников, потому что предполагалось, что молодежи говорить со старой девой не о чем.

6. Для них шили специальную одежду

Общество считало, что вековухам просто неприлично носить яркие сарафаны и платья, горячо любимые молодыми девушками. Нужно было одеваться в соответствии со своим социальным положением: швеи шили для старых дев мешковатые наряды из тканей темных цветов, которые делали фигуру бесформенной. Об украшениях вековухам тоже стоило забыть раз и навсегда: после того, как к ним прикреплялось прозвище «старая дева», им запрещалось всячески украшать себя бусами, браслетами и серьгами

Опять же, делалось это и для того, чтобы лишний раз оставшаяся без жениха не привлекала к себе внимание мужчин

7. Старых дев считали любовницами дьявола

Сделав жизнь вековух практически невыносимой, окружающие люди удивлялись тому, что они становились озлобленными и нелюдимыми. Это вызывало обратную реакцию – старых дев обвиняли во всех бедах вроде болезней, неурожая или невезения. Их называли ведьмами – считалось, что одинокая женщина обязательно умеет колдовать и наводить порчу. По ночам мимо дома вековухи старались не ходить – якобы они компенсировали дефицит мужского внимания половыми утехами с чертом и его приспешниками.

8. Им запрещали приближаться к роженицам

И речь идет не только о женщинах на сносях – о том, чтобы старая дева могла бы зарабатывать на жизнь в качестве повитухи, нельзя было и подумать. Им не разрешали даже подходить к рожающим животным, например, принимать телят или овец.

9. Вековуха ухаживала за родителями и домом одного из братьев

Но большинство девушек, не вышедших замуж, не могли жить отдельно. Найти мужчину, готового помочь с постройкой дома, вековухе было крайне проблематично. Пока были живы родители, она оставалась с ними, а после их смерти переходила в распоряжение к самому старшему из братьев: становилась приживалкой в его доме и использовалась как бесплатная рабочая сила – стирала, готовила и воспитывала детей.

10. Уважения были достойны только «большухи»

Единственным способом исправить сложившееся положение был сильный характер и выносливость, позволявшие добиться положения «большухи». Так называли женщин, принявших на себя управление хозяйством и уход за старыми родителями. Им приходилось трудиться не меньше, чем мужчинам, поэтому никому не приходило в голову попрекать их.

Русская народная вечёрка — не только отдых

Молодежные беседы могли делиться на «игримые» и «рабочие». На таких молодёжных посиделках парни видели девушек не только в гулянии, но и за работой. Оценивали, какая девушка станет хорошей хозяйкой дома.

Осенью и зимой девушки часто собирались на «прядимые» посиделки, их же иначе зовут супрядками. Провести на супрядках девушка могла весь день, с утра до вечера. Часто днём молодые девушки и девочки пряли совместно со старшими женщинами: слушали их рассказы о жизни, перенимали мастерство. А уж вечером в избе оставалась только молодёжь и к девушкам в гости заглядывали парни.

Ещё один вид рабочих посиделок — капустные вечёрки. Осенью, когда собран урожай капусты, девушки и женщины собирались в одной избе. Наряжались при том в лучшие одежды, чтобы показать свою красоту. Днём рубили и квасили капусту. К вечеру готовили капустные пироги и приглашали на вечёрку парней.

Волшебная палочка — магия славянского веретена

Подробнее

Поведение до брака

Поскольку девушек на Руси выдавали замуж очень рано (в 12-15 лет), основные требования соблюдения норм морали предъявлялись именно к замужним женщинам. До замужества девочка считалась практически ребенком, и ей полагалось быть послушной отцу и матери. Послушание и кротость – главные требования, которые предъявлялись к потенциальной невесте.

Если девушка вела себя «вызывающе» – была излишне шумной, громко хохотала, обращала на себя внимание, много болтала с посторонними, не опускала стыдливо глаза, когда на нее смотрели, — она считалась бесстыжей. Такую девушку никто не хотел брать замуж, потому что она «стыда не знала»

Юным девицам полагалось быть кроткими, послушными, трудолюбивыми и нелюбопытными. Если девушка огрызалась, спорила и вообще обладала строптивым нравом, желающих жениться на ней не было.

При этом наши предки не предъявляли претензий к физической чистоте новобрачной. Невесте не обязательно было быть девственницей, поскольку на добрачные сексуальные связи славяне смотрели спокойно. Даже если у невесты уже был внебрачный ребенок, ее спокойно брали замуж. Наличие малыша, наоборот, было гарантией того, что девушка плодородна, способна рожать и принесет потомство будущему мужу.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий