Сирин

Описание и анализ картины

В центре картины красивая девушка с восточными чертами лица

Девушка одна, едет в двухместной карете, на то время это считалось неприличным.

Высокомерный взгляд девушки показывает превосходство над остальными.

Вся одежда подобрана по последним тенденциям моды того времени.

С левой стороны картины виден Аничков Дворец.

Александринский театр

Мне нравится30Не нравится11

«Неизвестная» стала центром выставки в Императорской Академии, где её в первый раз увидели зрители

Она сразу же привлекла всеобщее внимание. Однако впечатление было противоречивым

Некоторые критики расценили картину как вызов, который был направлен против общественных устоев. Многие сочли, что автор изобразил очень дорогую куртизанку. Почему же? Ведь на картине нет изображения обнажённого тела или ещё чего-либо, подразумевающего разврат и отсутствие морали.

Девушка, сидящая в роскошном экипаже, очень красива. У неё нежное, чуть смугловатое лицо с мягким румянцем. Красота её необычна для России: незнакомка, скорее, похожа на восточную женщину. Тонкие, изящные черты, яркие, чувственные губы, соболиные брови и большие чёрные глаза, обрамлённые роскошными ресницами, делают её схожей с героиней сказок «Тысячи и одной ночи».

Но не это вызвало возмущение у многих зрителей. Согласно этикету, в те времена молодой женщине из приличного общества не пристало ездить в экипаже по улицам одной. А эта обворожительная красотка:

  • гордо восседает в двухместной коляске в одиночестве, ничуть не смущаясь, совсем напротив;
  • удобно откинулась на спинку сиденья и держится так, словно принимает просителей в своём собственном салоне;
  • смотрит высокомерно, будто демонстрирует собственное превосходство.

Дамы высшего сословия не позволяли себе ничего подобного, поэтому и нашлись противники этой прекрасной картины, среди которых оказался даже Павел Третьяков. Прежде он с большим интересом относился к творчеству Крамского, ему очень нравились созданные им портреты. Он с удовольствием приобретал их для своей галереи. Но «Неизвестная» вызвала возмущение.

Многие зрители, увидев картину, решили, что автор изобразил даму полусвета. Об этом, по их мнению, явственно говорит роскошный наряд девушки. Все предметы её туалета очень дорогие, подобраны с самым тонким вкусом, и полностью соответствуют последним модным тенденциям того времени.

Чего стоит один головной убор – небольшая шляпка из чёрного бархата с синим оттенком, украшенная слегка завитыми белыми перьями страуса и крупными жемчужинами. Художник изобразил их необычайно точно. В то время это был самый модный «Франциск». Он очень к лицу этой надменной красавице.

Впрочем, вся одежда героини модная и дорогая. Отделанное соболиным мехом и лентами синего атласа манто «Скобелев», перчатки из тонкой кожи, меховая муфта – каждая вещь словно громогласно заявляет о том, что прекрасная дама имеет немалые средства. Это особенно подчёркивает золотой массивный браслет на запястье. Одно лишь такое украшение стоит целое состояние. Словом, девушка выглядит как образец моды, стиля и красоты.

Именно поэтому зрители и решили, что она не светская дама, а, скорее, содержанка какого-то богача, либо просто кокотка. Настоящие потомственные аристократки в те времена выглядели иначе. Дело в том, что капиталистические отношения набирали обороты. Представители дворянства постепенно беднели. А вот всё больше выходцев из народа, которые пополняли купеческое сословие, создавали себе состояние и всеми силами стремились демонстрировать собственное богатство, наряжая своих женщин в самые роскошные туалеты и украшения.

В аристократическом обществе тех лет было принято придерживаться некоторой старомодности. Настоящие благородные дамы не могли позволить себе тратить на дорогие наряды значительные суммы, а уж тем более – на драгоценности. Поэтому и распространился такой стиль, который отличал истинных представительниц высшего света. «Модными» у них были сдержанность, неброскость и скромность. Они сознательно стремились несколько отставать от последних новинок, даже если имели возможность приобрести их. Что касается дорогих украшений, то их количество, согласно этикету, должно было быть минимальным. Выставленная напоказ роскошь негласно считалась дурным тоном.

Потому современники Ивана Крамского были убеждены в том, что на портрете он изобразил даму, не слишком обременённую нормами морали.

Ласточка

Раньше именно ласточка считалась настоящим символом и оберегом для моряков и людей, которые работают вдали от дома. В современном мире ее значение несколько шире. Надежность, молодость, счастье в доме, свобода, любовь и благосостояние – все это относится к ласточке.

К тому же, именно эта птица является символом весны и любви, поэтому очень часто ее образ сочетают и с другими символами. Зачастую это сердце и самые разные цветы.

Если вам пришлась по душе именно эта птица, то рекомендуем сделать индивидуальный эскиз. Только так вы будете уверены в том, что рисунок будет иметь необходимое значение.

Ворон

Изображение ворона в качестве татуировки использует уже не один десяток лет. Тем не менее он не теряет своей актуальности и сейчас. Его значение весьма неоднозначно, так как имеет не только положительные, но и отрицательные стороны.

Чаще всего считается, что ворон – символ смерти и загробной жизни. В то же время, он является символом мудрости и отшельничества. Поэтому значение тату должно определяться индивидуально, в зависимости от того, какой смысл вы будете в него вкладывать.

Татуировка в виде птицы – это действительно достойный вариант не только для женщин, но и для мужчин. С ее помощью можно украсить тело и даже обрести персональный оберег с хорошим значением.

Литература

  • Успенский А., Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах. — М., 1913.
  • Лебедев Г., Русская живопись первой половины XVIII века. — Л.-М., 1938.
  • Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков: Жизнь и творчество: К вопросу о национальном своеобразии русского портрета середины XVIII века / Т. В. Ильина; Худож. В. А. Крючков. — М.: Искусство, 1979. — 208, с. — 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Ильина Т. В. Место И. Я. Вишнякова в русском искусстве XVIII века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования / под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1977.
  • Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство 18 века. М., Юрайт, ISBN 978-5-9916-3527-1

Абрамцево – место создания полотна

В 1870 году, встав во главе семейного бизнеса, крепкий предприниматель, купец Савва Иванович Мамонтов приобрёл подмосковное имение Абрамцево. Прежней владелицей была дочь Аксакова (1791-1859), унаследовавшая Абрамцево от отца, знаменитого писателя. Именно он с самого начала своего владения усадьбой, с 1843 года, завёл обычай собирать здесь цвет русской литературы. Гоголь, Тургенев, Щепкин и другие подолгу жили у Аксакова, работали, писали и обсуждали свои творения.

Дух творчества со сменой хозяина только преумножился – Мамонтов любил искусство и охотно поддерживал талантливых художников, музыкантов, артистов. В 1878 году в поместье организовали Абрамцевский художественный кружок, активисты которого определили цель – патриотизм и развитие всего национального, исконно русского в искусстве.

Участником кружка был и молодой художник Валентин Серов. В этот гостеприимный дом он впервые попал ещё подростком, с матерью, которая серьёзно занималась музыкой (впоследствии стала первой в истории России женщиной-композитором). С тех пор Серов время от времени живёт у Мамонтовых, активно участвует в постановках и прочих творческих задумках кружка (они то строят, то лепят, то шьют, то рисуют).

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

10 Лучших психологических тестов по картинкам

Узнайте что говорят психологи о вашем выборе в психологических тестах.

Картинка 1

2. Лес видят романтики и мечтатели. Такие личности сосредоточены на своем внутреннем мире и часто находятся под воздействием фантазий. Вы до сих пор в глубине души верите в чудеса и знаете что рано или поздно с вами тоже произойдет невероятное приключение.

Картинка 2

2. Девушки бросаются в глаза внимательным и сконцентрированным. Такая личность обладает отменной памятью и творческим складом ума. У вас отлично развито воображение и художественный вкус.

Картинка 3

1.Водопад. Такой ответ указывает на технический склад ума. Наверняка вы обладаете хорошей памятью и внимательностью. Если это не так, то срочно займитесь их тренировкой. У вас отличный потенциал, который можно быстро развить.

Картинка 4

1.Ворон. Такой ответ дают люди, пребывающие в плохом настроении. Подумайте, что вас угнетает и как исправить ситуацию. Высока вероятность, что вы сильно устали и нуждаетесь в длительном отдыхе. Требуется перезагрузка и смена обстановки. Это поможет пересмотреть жизненные цели и восстановить энергию для дальнейшей деятельности.

2.Голова. Такой результат характеризует личность, как стрессо устойчивую и психически уравновешенную. Вы находитесь в устойчивом нервно психическом состоянии, не склонны к истерикам и неконтролируемому поведению.

Без веской на то причины вас чрезвычайно сложно вывести из себя или заставить нервничать.

Картинка 5

2.Дети. Такой ответ дают оптимисты и мечтатели по жизни. Если вы видите детей с шариками, значит с уверенностью смотрите в завтрашний день и ждете от жизни больше хорошего, чем плохого.

Этот результат получают общительные и легкие личности, не сконцентрированные на своих проблемах.

Картинка 6

1.Закат видят оптимисты и романтики. Вы обладаете тонким художественным вкусом и замечаете даже малейшие мелочи. Внимательность, любознательность, позитив – это ваши главные качества, которые определил тест.

2.Яйцо чаще замечают уверенные в себе и целеустремленные личности. Таких людей часто называют прагматиками или реалистами. Они обладают хорошей памятью, высокой концентрацией внимания и аналитическим складом ума.

Картинка 7

2.Девушка. Ее видят впечатлительные и глубокие личности. Такие люди достаточно ранимы в глубине души, хоть могут и сами этого не признавать. Вас легко обидеть неосторожным словом или замечанием.

Картинка 8

1.Фламинго. Этот ответ в тесте указывает на романтичность и мечтательность. Такие личности обладают творческим потенциалом, который при правильном подходе перерастает в настоящий талант.

2.Женщина обращает на себя внимание внимательных и сконцентрированных людей. Это выбор целеустремленных, уверенных в себе, оптимистично настроенных

Картинка 9

1.Бабочка указывает, что вы в душе все еще юный мечтатель, который верит в чудеса. У вас богатое воображение и хороший вкус.

2.Скрипка говорит о рассудительности и надежности. Такие люди являются хорошими сотрудниками на рабочем месте и отличными партнерами в личных отношениях.

Картинка 10

1.Мужчина. Этот результат в тесте свидетельствует о сильном характере, настойчивости и уверенности. Такой человек не привык сомневаться в себе и своих поступках, все анализирует и принимает только взвешенные и рациональные решения.

2.Женщина. Этот результат указывает на мягкость характера, креативность, нестандартность мыслей. Такие люди могут похвастаться  хорошим абстрактным мышлением, богатой фантазией и тонким восприятием искусства.

История написания[править]

Р. И. Вовкушевский (1917—2000)

Картина-воспоминание о жарком лете у моря в стиле Анри Матисса и французского модернизма (фовизма). Ещё в 1960-е годы Р. Вовкушевский обратился к французской традиции конца XIX века и многое воспринял из художественной практики модернистских направлений ХХ века. Для творческой манеры художника характерны приёмы декоративной живописи с присущей ей чёткостью силуэта, локальным и насыщенным цветом и несколько условным рисунком.

Картина «Девушка и птица» представляет собой открытую композицию с видом на крутой поросший деревьями склон, сбегающий к берегу моря. Очертания девушки и пейзажа утрачивают резкость и как бы тают в знойном мареве. Рисунок и формы лишены индивидуальности, обобщены и условны. Провисший шезлонг в центре композиции как главный смысловой ключ к пониманию праздности и бессмысленности южного существования.

В начале 1990-х годов картина «Девушка и птица» была приобретена у автора в частное собрание.

В 1995 году картина «Девушка и птица» Р. Вовкушевского экспонировался в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на персональной выставке художника.

В 2007 году картина Р. Вовкушевского «Девушка и птица» впервые была опубликована в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», вышедшей в Санкт-Петербурге на русском и английском языках.

Голубь

Именно эта птица всегда выделялась своей нежностью, изящностью и красотой. С давних времен она считалась символом добра и тесно переплеталась с понятием женственности и любви.

Что касается значения тату с таким изображением, то голубь с оливковой веткой в клюве – символ прощения. В любом случае эта птица всегда имела исключительно положительное значение, поэтому многие выбирают ее в качестве оберега.

Нельзя не отметить, что особое значение голубь имеет для влюбленных. Именно они считают его символом верности близкому человеку. Поэтому часто на парных татуировках можно увидеть эту птицу.

Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Выставка открыта с 21 ноября 2020 по 1 марта 2020.

Фотопресс-служба Третьяковской галереи Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны. Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.

Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков. Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых. Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора. Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой. В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн». Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации. Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

Легенды об Алконосте и Сирин

Существует несколько упоминаний священных дев-птиц в легендах славян. Некоторые из них относятся к языческому периоду, другие — к христианскому.

Воскрешение Перуна

Согласно мифам славян, главного бога их религии породили Сварог и Матерь Сва. Однако в младенчестве божество украл Скипер-змей, стоглавый дракон с хвостом скорпиона. Вместе с Перуном чудовище украло также его сестер, богинь любви, смерти и жизни — Лелю, Морену и Живу.

Скипер-змей закопал спящего Громовержца в глубины подземного царства. Спустя 300 лет после похищения Матерь Сва собрала братьев Перуна, Сварожечей и велела отыскать главного бога.

Чтобы ускорить поиски, трое богов обернулись птицами: Волос — в Сирина, Ярило — в Алконоста, а Стривер принял обличье Стратим. В таком виде они искали брата на протяжении семи лет. боги призвали к ответу Скипер-змея, но тот попытался скрыть правду.

Волшебные птицы не повелись на ложь дракона и смогли найти спящего мертвым сном Перуна. Чтобы оживить его, боги попросили птицу Гамаюн принести волшебную Сурью из колодца в Рипейских горах.

После того как Сварожичи умыли живой водой лицо Громовержца, он очнулся. Первым его подвигом была победа над Скипер-змеем, которого Перун лишил всех голов и изгнал на край земли.

Яблочный спас

Традиционно праздник Яблочного спаса отмечается 19 августа. Несмотря на славянские корни, это празднество перешло и в христианство.

В этот день отмечают конец летнего сезона, который знаменует сбор урожая. Согласно легенде, на Яблочный спас радостная Алконост и печальный Сирин прилетают из Прави в Явь. В лапах они несут целительные травы.

Сначала сады облетает Сирин и поет печальные песни, оплакивая всех умерших и живших по кривде. По этой причине до 19 августа нежелательно есть яблоки — по поверьям, отведавшему грозит год, полный несчастий.

После Сирин яблони посещает Алконост — птица счастья. Ее пение полно радости и света, оно знаменует неизменный круговорот жизни и смерти, смену времен года и постоянное обновление природы.

С крыльев светлая дев-птица стряхивает росу, орошая ей деревья. По легендам, после посещения садов Алконостом яблоки приобретают целительные свойства. Их дарят свежими друзьям и родственникам, а также впрок кормят детей. Этот ритуал поможет избежать людям зимних хворей.

Праздник напоминает людям о том, что самые высокие ценности — духовные. В этот день угощают нищих и убогих, проведывают дальних родственников и благодарят старшее поколение за жизнь. Это связано с тем, что девы-птицы Сирин и Алконост также являются хранителями домашнего очага. Славяне почитали этих созданий наравне с другими берегинями и просили уберечь дом от ссор и нужды.

Лебедь

Символ преображения, любви, верности и чистоты – это конечно же лебедь. Татуировки с его изображением пользуются огромной популярностью не только среди женщин, но и среди мужчин. Более того, некоторые влюбленные делают парные тату, как знак своей верности друг другу и крепких чувств.

Люди, которые выбирают для себя такое изображение, очень ценят свою семью и отношения в целом. Тату лебедя может быть выполнено как в черном, так и в цветном варианте. Очень часто именно эту птицу дополняют интересными деталями в виде зелени, красивых цветов, сердца. Смотрятся подобные композиции действительно очень красиво и гармонично.

Жар-птица

Возрождение и бессмертие – самые главные значения татуировки в виде жар-птицы. В некоторых странах она также является символом цикличности. Кроме того, птицу очень часто сравнивают с огнем и солнцем. Поэтому существует мнение, что она является своеобразным оберегом и защитой от плохих событий и негатива.

Зачастую татуировку в виде жар-птицы делают большую, поэтому лучше всего для этого подходит зона спины или плеча. Маленького размера изображения делают на ноге или же ключице, что смотрится не менее привлекательно. Выбирать тату с жар-птицей стоит мудрым людям, которые верят в себя и в лучшее.

Женщины птицы — Сирена или Сирин

Слову «сирена» созвучно имя птицы Сирин, и это не простое совпадение.

Характерный головной убор Сирин свидетельствует о том, что этот образ был «востребован» у ирано-кавказских народов. Возможно, соседние народы как-то убеждали их, что такие существа просто должны обитать в означенных краях. Ведь по поверьям славян, Сирин сливалась с душою умершего, которая отлетала куда-то на восток, где должен был находиться эквивалент  библейского рая (у славян – остров Буян). Сладкоголосое пение Сирин (как и у сирен) помогало очаровать слушателя, а затем погубить его. В сербскохорватских преданиях голоса небесных птиц-вил так нежны и пленительны, что тот, кто их слышал,  весь остаток дней своих не может забыть ни самих дев, ни их пения, а потому пребывает в постоянной тоске.

Описание картины «Девочка с персиками»

Картина представляет собой «кадр», в котором спиной к окну за столом сидит девочка-подросток, в руках у неё жёлтый бархатный персик. На переднем плане поверхность стола под белой скатертью, на ней пара жёлтых кленовых листьев, три персика и нож с закруглённым лезвием. Под самый крупный плод, с румяным бочком, подложен лист, примета осени.

Девочка сидит в непринуждённой позе, положив руки на стол и поглаживает пальцами приятный на ощупь персик. На ней розовая блуза с черным в горох бантом-жабо, к которому приколот красный цветок. Тёмные густые волосы немного растрёпаны, на щеках румянец – всё говорит о том, что она только что присела, вынужденно прервав бойкую игру. Энергия молодости, свежесть, задор, лёгкость на подъём – всё в образе симпатичной девочки динамично, несмотря на спокойную позу. Ясный и немножко лукавый взгляд карих глаз также выдаёт её стремительную натуру, добрый нрав и весёлый характер.

Обстановка в комнате говорит о том, что это, скорее всего, столовая – большой стол и обилие стульев. Мебель деревянная, добротная. На светлой стене в углу висит декоративная тарелка (в усадьбе занимались майоликой). Под ней виднеется расписной игрушечный солдат. Его, просто вырезанного из дерева, купил отец Веры, а сделал гренадёра ярким и красочным Валентин Серов самолично.

Открытая дверь в соседнюю, тоже светлую, комнату, вид за окном создают ощущение просторного дома в окружении сада, где царят доброжелательность и любовь.

Серов и семья Мамонтовых

Хотя Вера Мамонтова изображена крупным планом, в окружающую обстановку Серов умудрился включить много примечательных деталей.

Сразу становится понятно, что он хорошо знаком не только с самой девочкой, но вообще с этим домом и его атмосферой.

Андрей Аллахвердов. Валентин Серов. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

И в самом деле, Серов считал усадьбу Мамонтовых в Абрамцево своим вторым домом. Он подолгу бывал здесь каждый год с 10-летнего возраста.

Его мать была очень занятой женщиной, не особо занимающейся сыном. А здесь он чувствовал себя любимым и нужным. Отсюда столько интересных деталей.

Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы (братья и сестра Веры Мамонтовой). Столовая в усадьбе Абрамцево (где и позировала Вера Мамонтова). Конец 1880-х годов.

Что же мы можем прочесть по этим деталям?

Обратите внимание, сколько «в кадр» картины уместилось стульев! На фото той же столовой видно, что их и в самом деле было много. Очевидно, что семья была большая и гостей в ней любили

Да, усадьба Мамонтовых была по сути клубом для творческих людей. Здесь часто бывали и Васнецов, и Врубель, и Коровин. И многие другие художники, писатели, актеры.

Ещё мы видим, что обстановка дома довольно простая. Хотя Мамонтовы были людьми богатыми. Светлые стены, обычная скатерть, одинокое расписное блюдо.

Никакой роскоши. Хозяева были людьми не кичливыми.

Валентин Серов. Савва Мамонтов. 1891 г. Тульский музей изобразительных искусств.

Савву Момонтова, главу семьи, называли русским Медичи. За его покровительство талантливым людям

Ему было не важно материальное положение гостя. Людей в этом доме ценили за одаренность и человеческие качества

Серов тоже оценивал людей по поступкам, никогда – по их статусу. Поэтому не удивительно, что в этом доме он себя так комфортно чувствовал.

Семья Мамонтовых и их дом – очень важная часть жизни художника. И как раз на картине «Девочка с персиками» мы прекрасно это чувствуем.

***

Интересно, что широкая публика не видела «Девочку с персиками» целых 40 лет после ее создания (если не считать участия картины в эпизодических выставках).

Она была в семье Мамонтовых до 1929 года. Пока ее не вывезли из усадьбы Абрамцево и не передали в Третьяковскую галерею.

Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны художники-передвижники. Ее время на тот момент ещё не пришло.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Женщины птицы — гарпия

«Гарпия» означает «похитительница». Отвратительные и злобные гарпии известны нам по древнегреческой мифологии. Их «сестрицы», обитающие где-то в многоярусном мире из фантазий Ф. Х. ФАРМЕРА подтвердили эту скверную репутацию. Но помимо своей кровожадности они не прочь похищать мужчин и для сексуальных утех. Ведь о самцах гарпий первоисточники попросту умалчивают. А орлы, грифы и прочая крупная крылатая живность мужского пола гарпий, очевидно, не устраивает. Вопрос о партеногенезе этих химерических хищниц остаётся открытым.

Филолог Сервий Гонорат (около 400 г н.э.) писал, что гарпии – это фурии в языческом аду. Подтверждение тому находится в повести А. Громова «Глина Господа Бога». Поэт Овидий (43  г до н. э – около 18  г. н. э.), будучи и мифологом, посчитал, что у сирен женские личики и голоса гораздо привлекательнее, чем у гарпий, да и цвет оперения у коварных соблазнительниц, подстерегавших древних мореходов на далёких островах, иной –  красноватый.

Серов-психолог

Серов был психологом по натуре. И ему даже в таком молодом возрасте удалось запечатлеть характер Веры Мамонтовой.

Девочка была очень подвижной и любознательной. Но при этом она уже вступала в стадию подросткового возраста. Поэтому умела держать себя в руках и позировать художнику.

Все это мы легко читаем из созданного образа.

Валентин Серов. Девочка с персиками (фрагмент). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Живые глаза, в которых виден искренний интерес к происходящему. Загорелая кожа. Девочка явно все свободное время проводила на свежем воздухе.

Слегка растрепанные волосы, просто постриженные. Руки непринуждённо держат персик. Легкая на подъем, умеющая веселиться девочка.

Ее светло-розовая кофточка с нарядным бантом, а также простая обстановка комнаты очень удачно вторят такому характеру.

А теперь сравните портрет Веры с портретом ее двоюродной сестры Прасковьи Мамонтовой. Он был написан в том же году, тем же 22-летним Серовым.

Валентин Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1887 г. Частная коллекция

Вишневое платье. Серо-бордовый фон. Подбородок опущен. Глаза смотрят слегка исподлобья.

Совсем другое цветовое решение, другое выражение лица, другая поза.

Перед нами девочка, склонная погружаться в себя. Она более ранимая, менее подвижная, чем Вера.

Сирин – между тьмой и светом

У птицы Сирин словно бы существовало две стороны – светлая и тёмная. К первой стоит отнести волшебный голос, что наполнял красотой и гармонией весь мир, невероятные способности и мудрость. Сирин могла повелевать стихиями, имела власть над грозами и бурями. Кроме того, она владела тайными знаниями, которыми могла поделиться с человеком.

Но здесь раскрывается тёмная суть Сирин. Далеко не всегда она была готова одарить людей премудростями мира. Порой за обладание этими знаниями человеку приходилось дорого заплатить. Также в народе поговаривали, что Сирин способна одурманить человека своим чудесным голосом.

Сирин была вещей птицей, сообщавшей людям о том, что их ждётАндрей Алексеевич Шишкин «Птица вещая», 2007 год / a-shishkin.ru

Подчиняясь воле девы-птицы, тот безропотно выполнял всё, что она приказывала, всюду следовал за зовом Сирин, но, как рассказывали, жертвами девы-птицы становились лишь мужчины. Вероятно, к женщинам она относилась “по-сестрински”, а потому не желала им зла. В «Словаре славянской мифологии» Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев указывают далеко не самый светлый аспект характера Сирин:

Сирин – один из самых ярких персонажей славянской демонологии / Lexxx69 / neizvestniy-geniy.ru

Птица Сирин – притягательный и неоднозначный персонаж славянских преданий. Это мудрое, но опасное создание, которое раскрывает нам важную истину: знаниями может обладать далеко не каждый, ведь порой они оказываются губительны для человека.

На обложке: «Сирин» / Евгения Марочко / news.myseldon.com

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий