Картина девушка в цветах

Кто изображен на картине

Картина «Девочка с персиками» посвящена двенадцатилетней дочери Мамонтова Верочке. Она была любимицей семьи и всех гостей усадьбы. Ее называли «музой», так как живописцы, гостившие в Абрамцево, рисовали ее портреты или брали образ за основу для своих картин.

Многие художники отмечали, что в ее внешности воплощена красота русской девушки. Это удалось показать Серову: выразительные темные глаза, короткие каштановые волосы, нежный смуглый румянец на щеках.

Нетерпеливая поза Веры показывает, как тяжело ей усидеть неподвижно. Об этом же говорят озорные выразительные глаза. Она была непоседой, но уважала Валентина Серова, который был другом семьи, поэтому согласилась ему позировать.

Живописец сумел запечатлеть момент из жизни девочки, отразить ее настроение. Верочка только прибежала с улицы, она веселая, о чем говорит румянец на щеках и взъерошенные волосы. Но во взгляде видна не детская мудрость, спокойствие.

Колорит и общий настрой картины

Несомненно, большую часть художественных навыков Тропинин позаимствовал у Щепкина во время своей учебы. Он умело использует палитру со светлыми цветами, предпочитая серебристые и сиреневые оттенки. Общий колорит картины «Кружевница» выдержан в благородном оливковом цвете.


И этой общей идее — благородству и простоте, которая выражена в образе милой девушки, очаровательной простолюдинки, не лишенной ума и грации, но совершенно избавленной художником от грубости, обычно присущей людям, выросшим на лоне природы, — подчинено все в картине. Тропининская Кружевница гармонично вписалась в ряд женских сентиментально-романтических образов, характерных для искусства тех лет — от Бедной Лизы до Барышни-крестьянки, которые так пленили сердца современников.

Смысл и главная мысль картины «Девочка с персиками»

Валентин Серов стремился создать не просто портрет, а живую картину, отражающую момент из жизни. Он вдохновился образом Веруши и хотел передать это радостное ощущение. Изображение наполнено свежестью колорита, гармоничностью и жизненностью.

Цветовые рефлексы и дробные мазки наполняют портрет движением. Образ становится живым благодаря контрастам, игре света и тени. Автор старался создать не обычный портрет, а показать красоту и непосредственность юной девушки.

Центральный образ окружен вроде бы незначительными деталями, но они наполнены глубоким смыслом. Художник хотел показать естественность момента, жизненность изображенной ситуации. Поэтому так подробно выписаны детали: облупившаяся краска, подвернутая скатерть, взъерошенные волосы.

Создавая художественный образ Верочки, Серов сравнивал её с персиком в ее руках.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине В лесу осенью Левитана 5, 7, 8 класс Картина замечательного русского художника Исаака Левитана «В лесу осенью», написанная им в 1894 году, является одной из самых интересных и знаменитых картин автора.
  • Сочинение на тему Правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс) Дорога — одна из самых главных опасностей современного общества. Она имеет множество опасных факторов, которые, порой, могут стоить жизни.
  • Роль труда в жизни человека сочинение Человек для преобразования и улучшения своей жизни должен трудиться. Древние люди много работали для того, чтобы выжить в суровые времена. Они охотились, добывая себе пищу

Серов и семья Мамонтовых

Хотя Вера Мамонтова изображена крупным планом, в окружающую обстановку Серов умудрился включить много примечательных деталей.

Сразу становится понятно, что он хорошо знаком не только с самой девочкой, но вообще с этим домом и его атмосферой.

Андрей Аллахвердов. Валентин Серов. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

И в самом деле, Серов считал усадьбу Мамонтовых в Абрамцево своим вторым домом. Он подолгу бывал здесь каждый год с 10-летнего возраста.

Его мать была очень занятой женщиной, не особо занимающейся сыном. А здесь он чувствовал себя любимым и нужным. Отсюда столько интересных деталей.

Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы (братья и сестра Веры Мамонтовой). Столовая в усадьбе Абрамцево (где и позировала Вера Мамонтова). Конец 1880-х годов.

Что же мы можем прочесть по этим деталям?

Обратите внимание, сколько «в кадр» картины уместилось стульев! На фото той же столовой видно, что их и в самом деле было много. Очевидно, что семья была большая и гостей в ней любили

Да, усадьба Мамонтовых была по сути клубом для творческих людей. Здесь часто бывали и Васнецов, и Врубель, и Коровин. И многие другие художники, писатели, актеры.

Ещё мы видим, что обстановка дома довольно простая. Хотя Мамонтовы были людьми богатыми. Светлые стены, обычная скатерть, одинокое расписное блюдо.

Никакой роскоши. Хозяева были людьми не кичливыми.

Валентин Серов. Савва Мамонтов. 1891 г. Тульский музей изобразительных искусств.

Савву Момонтова, главу семьи, называли русским Медичи. За его покровительство талантливым людям

Ему было не важно материальное положение гостя. Людей в этом доме ценили за одаренность и человеческие качества

Серов тоже оценивал людей по поступкам, никогда – по их статусу. Поэтому не удивительно, что в этом доме он себя так комфортно чувствовал.

Семья Мамонтовых и их дом – очень важная часть жизни художника. И как раз на картине «Девочка с персиками» мы прекрасно это чувствуем.

***

Интересно, что широкая публика не видела «Девочку с персиками» целых 40 лет после ее создания (если не считать участия картины в эпизодических выставках).

Она была в семье Мамонтовых до 1929 года. Пока ее не вывезли из усадьбы Абрамцево и не передали в Третьяковскую галерею.

Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны художники-передвижники. Ее время на тот момент ещё не пришло.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Сочинение №2

Картина очень приятных (летних) оттенков изображает девочку лет восьми, тоже очень приятную. Мне она очень нравится! У неё такие красивые бусы, сарафан. Наверняка, праздник какой-то! И ягоды в миске у неё замечательные. Их полная миска, они такие свежие – только из леса, кажется. Это и крупная земляника, и ещё там темная ягода, наверное, черника. Девочка будто угощает тебя! (Фон картины серый, но он оттеняет героиню.)

Я тоже очень люблю лесные ягоды. Они, как полевые цветы, естественные и классные. Только не так уж просто их собрать, а ещё столько! Дело в том, что всё время хочется кинуть их не в банку, а прямо в рот. Но это всё тоже не так плохо, так как земляника такая нежная ягода – не хранится почти! Она сразу сминается в корзинке, даёт сок. Мыть её, вообще, бесполезно! Только размокнет – никакого от неё удовольствия.

В лесу объешься, а уже после начинаешь наполнять баночку или корзинку. А до этого, может, уже и темнеть начнёт. Или вся земляника кончается! Обычно она по полянам. Главное – найти нужную.

А тут такая красота! Интересно даже, это сама девочка собирала? Сколько она потратила времени – не представляю! С другой стороны, она, может, не очень любит ягоды. Или наелась уже. Вот живут они в таких ягодных местах, а у неё ещё и аллергия! Или еще, может быть, художник хотел показать, что для неё так важен (зритель) человек, которому она протягивает ягоды, что она готова сама эту вкусноту не есть, только бы порадовать его или её.

Девочка, явно, крестьянка. У неё платочек на голове, как в сказке. Она одета в белую (праздничную) рубашку и синий сарафан. У неё каштановые волосы и карие глаза, открытое лицо. Смотрит она прямо на нас – смело, но мягко. Руки у неё чистые – она протягивает нам миску. Губы чуть приоткрыты, будто она собирается что-то сказать или только сказала. Наверное, «пожалуйста».

Очень русская девочка. Пусть она не совсем блондинка и глаза у неё не голубые, но не всем же быть такими. Светлая кожа, аккуратный нос. Она уже красивая, а вырастет – станет настоящей красавицей. И она просто приятная. Но думаю, на неё ещё приятно смотреть из-за сюжета картины. То есть, если бы она сделала злое лицо, попыталась спрятать миску, то она сразу стала бы нам неприятна.

Вот такой милый портрет! Здесь героиня не безучастна, не красуется, а так душевно обращается к зрителю – трудно не проникнуться симпатией. Если только вдруг у кого-то аллергия на землянику!

`

Контекст

Женские портреты Тропинина — веха в истории русской живописи

Мало кому удавалось с такой нежностью, вниманием и чуткостью показать красавиц. Одни из них заняты повседневными заботами, другие — выхвачены из суеты

Не было социальных различий между типажами, каждая девушка в первую очередь олицетворяет женственность, даже если одета она как простая крепостная.

На картине довольно подробно выписаны инструменты мастерицы, занятой «подушечным кружевом». Это коклюшки (катушка с ручкой, на которую наматывались нитки), иглы, валик (его называли «подушка» или «бубен») и подставка.


«Золотошвейка», 1826. (wikipedia.org)

Цвета, композиция и настроение «Девочки с персиками»

В картине воплощается идеал «отрадного». Это одно из первых полотен в жанре импрессионизма. В этом течении живописцы России стремились показать красоту, очаровать зрителя красками. Серов отходит от канонов портретного искусства того времени.

Основное отличие от полотен других портретистов – наполненность светом. Главная героиня сидит перед окном и хорошо освещается, солнечные блики на всех предметах, на волосах и одежде. Свет растворяет контуры предметов, это приближает произведение к полотнам французских импрессионистов.

Девушка, освещенная солнцем — другая работа Валентина Серова

Образ Верочки и остальные детали центра композиции художник передал теплыми красками. Нежная розовая блуза с ярким красным украшением на синем банте, смуглый румянец на щеках, мягкие тона персиков и яркие желтые листья – все это создает ощущение тепла, радости, легкости.

Теплые расцветки контрастируют с холодными оттенками остального интерьера. А обилие белого цвета подчеркивает чистоту, нежность и легкость образа.

Живописец акцентирует внимание не только на лице. Для него не менее важна красота декоративной тарелки, пейзажа за окном, натюрморта из фруктов и пожелтевших листьев

Он выразил стремление показать «ту особенную свежесть, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».

Сочинение по картине «Девочка с ягодами», Рачков (6 класс)

Картина художника Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами» сразу же поразила меня своей открытостью. Этот потрясающий портрет маленькой русской девочки наполнен теплотой и нежностью. Девочка предлагает нам попробовать ягоды. Художнику удалось настолько реалистично передать увиденное, что, кажется, ты действительно стоишь перед этой милой девочкой и сейчас попробуешь лесные дары, собранные юной красавицей. У девочки очень милое и доброе лицо, оно символизирует красоту русской души.

Дети смотрят на мир совсем не так, как взрослые. Они более доверчивы и наивны. Девочка от всего сердца хочет угостить ягодами того, кто находится перед ней, ей ничего не нужно взамен. Когда смотришь на миловидное лицо девочки, на её широко открытые глаза, хочется творить добро. Девочка крепко держит чашку с ягодами, видно, что она приложила немало усилий, собирая их. Уже в таком возрасте ребёнок научился ценить труд.

На голове у девочки платок, к сожалению, мы не можем разглядеть узоры на нём. Её шею украшают большие бусы коричневого и синего цвета. Она ещё совсем маленькая, но уже любит наряжаться. Рот у юной труженицы немного приоткрыт, как будто она предлагает попробовать ягоды и кажется, что обращается девочка именно к тебе.

Своей работой автор показал истинную чистоту и открытость русской души. В образе девочки мы наблюдаем полную гармонию как в её одежде, так и во взгляде и жестах. Картина была написана в 1879 году. Дети в то время с ранних лет понимали ценность труда, им приходилось много работать, помогать по хозяйству. Современный мир довольно жесток, все погрязли в собственных проблемах, ничего вокруг не замечают. Картина Рачкова «Девочка с ягодами» как будто возвращает нас в другое время, волшебное и чистое, делая мир чуточку добрее.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине «Девочка с ягодами», Рачков (6 класс)» читают:

Сочинение по картине «Первые зрители», Е.В.Сыромятникова, 6 класс

Сочинение по картине Решетникова «Прибыл на каникулы» для 6 класса

Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители», 6 класс

Популярные страницы

Сочинение на тему: Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

События данной поэмы происходят на землях Руси почти тысячу лет назад. В образе князя Игоря автор собрал качества всех правителей Читать далее…

Сочинение на тему: Почему Чацкий обречён на одиночество? («Горе от ума»)

С помощью образа главного героя произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедов хотел показать читателю, насколько нелегко привнести в мир что-то Читать далее…

Сочинение про Новый год

Мне нравятся многие праздники, но самый любимый из них – Новый год. Я всегда с нетерпением жду наступления новогодних праздников, Читать далее…

Сочинение на тему «Образ Маши Мироновой», 8 класс

Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» построен как мемуары довольно зрелого человека Петра Гринёва. И Маше Мироновой отведена значительная роль в этих Читать далее…

Сочинение на тему «Разум и чувства»

Могут ли в человеке существовать одновременно разум и чувства, или же эти понятия взаимно исключают друг друга? Верно ли утверждение, Читать далее…

Сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»

Я смотрю на карту моей Родины – России. В первую очередь я хочу сказать, что меня поражают её необъятные просторы! Читать далее…

Автор

Василий Андреевич Тропинин (1776/80-1857) – русский художник-портретист, произведения которого можно узнать по общей особенности – герои его картин всегда в хорошем расположении духа, спокойны, счастливы и лишены всякой помпезности (даже персонажи с громкими именами). По происхождению крепостной, только в 47 лет получивший вольную, Тропинин всю жизнь шёл к мечте – стать художником. Природный талант, кроткий характер и удивительное упорство позволили добиться цели – живописец окончил Художественную академию и в Москве в своё время стал самым популярным портретистом. Настоящим мастером женских образов тёплого тициановского колорита прослыл Тропинин – «Кружевница» стала первой работой в целом ряду подобных, посвящённых образам рукодельниц.

Пример 3

Недавно я познакомилась с чудесной картиной под названием «Кружевница» известного русского художника Василия Андреевича Тропинина. Взглянув на нее, я увидела очень милое лицо юной девушки. Она сидела за станком, изготавливая прекрасные кружева. Но на картине кружевница отвлеклась от своего занятия, оторвав свой игривый взгляд на художника. По лицу девушки можно предположить, что она наслаждается своей работой и это занятие приносит ей радость. Для написания картины художник использует светлую палитру с оттенками серебряного и сиреневого цветов. Присмотревшись, в нижней части работы художника мы сможем увидеть частичку кружевной ленты. Это и есть то самое кружево, которое буквально на наших глазах создает молодая кружевница. Лента тонкая, почти прозрачная

Обращают внимание на себя руки девушки, с красивыми пальцами. Обнаженная до плеча левая рука хорошо освещена, что подчеркивает ее изящность

Теплый луч света с окна падает на лицо кружевницы, подчеркивая его красоту. Картина создала во мне приятные впечатления. Задорность и романтичность девушки поднимает мне настроение и заставляет задуматься о настоящей красоте простой русской девушки средневековья, что не только дамы из высшего общества могут обладать такими роскошными внешними данными.

Описание полотна

Картина «Кружевница» (жанровый портрет) изображает милую молодую девушку, склонившуюся над своей работой. Она словно отвлеклась на мгновение и встретилась глазами со зрителем, неожиданно вошедшим в комнату. Руки юной особы, обнаженные почти полностью, замерли только на секунду. Кажется, что через мгновение она вновь погрузится в работу и примется плести витиеватые ажурные узоры. Кружевница не позирует — она живет.

Описание картины «Кружевница» невозможно без рассказа об удивительной внешности главной героини. С одной стороны, она — простая девушка. На ней обычный наряд крестьянки и нет никаких украшений. Но лицо ее светится, и не только красотой и приветливостью, но и умом. Да и вся поза кружевницы очень грациозна. Одним словом, любая дворянка тех времен могла бы позавидовать такому милому, изысканному, и в тоже время простому облику.

Очень красив общий колорит картины, написанной в мягких, сдержанных и естественных серебристо-зеленовато-оливковых тонах

Все внимание зрителя сразу же приковывается к лицу героини, которое как бы светится изнутри, к ее глазам и еле заметной улыбке. Тропинин мастерски выписал и все мелкие предметы: коклюшки, часть кружевного рукоделия, ножницы на рабочем столике, незатейливые предметы одежды работницы

В этом произведении живописец поэтизирует труд и гармонию простой и честной повседневной жизни.

Такова картина «Кружевница». Художник, видя, какой любовью и популярностью пользуется его творение у современников, несколько раз повторял в разных вариантах полюбившийся ему и публике сюжет. Стоит ли говорить, что после успеха полотна Тропинин был буквально завален многочисленными заказами на написание портретов.

Описание и анализ картины

В центре картины красивая девушка с восточными чертами лица

Девушка одна, едет в двухместной карете, на то время это считалось неприличным.

Высокомерный взгляд девушки показывает превосходство над остальными.

Вся одежда подобрана по последним тенденциям моды того времени.

С левой стороны картины виден Аничков Дворец.

Александринский театр

Мне нравится30Не нравится11

«Неизвестная» стала центром выставки в Императорской Академии, где её в первый раз увидели зрители

Она сразу же привлекла всеобщее внимание. Однако впечатление было противоречивым

Некоторые критики расценили картину как вызов, который был направлен против общественных устоев. Многие сочли, что автор изобразил очень дорогую куртизанку. Почему же? Ведь на картине нет изображения обнажённого тела или ещё чего-либо, подразумевающего разврат и отсутствие морали.

Девушка, сидящая в роскошном экипаже, очень красива. У неё нежное, чуть смугловатое лицо с мягким румянцем. Красота её необычна для России: незнакомка, скорее, похожа на восточную женщину. Тонкие, изящные черты, яркие, чувственные губы, соболиные брови и большие чёрные глаза, обрамлённые роскошными ресницами, делают её схожей с героиней сказок «Тысячи и одной ночи».

Но не это вызвало возмущение у многих зрителей. Согласно этикету, в те времена молодой женщине из приличного общества не пристало ездить в экипаже по улицам одной. А эта обворожительная красотка:

  • гордо восседает в двухместной коляске в одиночестве, ничуть не смущаясь, совсем напротив;
  • удобно откинулась на спинку сиденья и держится так, словно принимает просителей в своём собственном салоне;
  • смотрит высокомерно, будто демонстрирует собственное превосходство.

Дамы высшего сословия не позволяли себе ничего подобного, поэтому и нашлись противники этой прекрасной картины, среди которых оказался даже Павел Третьяков. Прежде он с большим интересом относился к творчеству Крамского, ему очень нравились созданные им портреты. Он с удовольствием приобретал их для своей галереи. Но «Неизвестная» вызвала возмущение.

Многие зрители, увидев картину, решили, что автор изобразил даму полусвета. Об этом, по их мнению, явственно говорит роскошный наряд девушки. Все предметы её туалета очень дорогие, подобраны с самым тонким вкусом, и полностью соответствуют последним модным тенденциям того времени.

Чего стоит один головной убор – небольшая шляпка из чёрного бархата с синим оттенком, украшенная слегка завитыми белыми перьями страуса и крупными жемчужинами. Художник изобразил их необычайно точно. В то время это был самый модный «Франциск». Он очень к лицу этой надменной красавице.

Впрочем, вся одежда героини модная и дорогая. Отделанное соболиным мехом и лентами синего атласа манто «Скобелев», перчатки из тонкой кожи, меховая муфта – каждая вещь словно громогласно заявляет о том, что прекрасная дама имеет немалые средства. Это особенно подчёркивает золотой массивный браслет на запястье. Одно лишь такое украшение стоит целое состояние. Словом, девушка выглядит как образец моды, стиля и красоты.

Именно поэтому зрители и решили, что она не светская дама, а, скорее, содержанка какого-то богача, либо просто кокотка. Настоящие потомственные аристократки в те времена выглядели иначе. Дело в том, что капиталистические отношения набирали обороты. Представители дворянства постепенно беднели. А вот всё больше выходцев из народа, которые пополняли купеческое сословие, создавали себе состояние и всеми силами стремились демонстрировать собственное богатство, наряжая своих женщин в самые роскошные туалеты и украшения.

В аристократическом обществе тех лет было принято придерживаться некоторой старомодности. Настоящие благородные дамы не могли позволить себе тратить на дорогие наряды значительные суммы, а уж тем более – на драгоценности. Поэтому и распространился такой стиль, который отличал истинных представительниц высшего света. «Модными» у них были сдержанность, неброскость и скромность. Они сознательно стремились несколько отставать от последних новинок, даже если имели возможность приобрести их. Что касается дорогих украшений, то их количество, согласно этикету, должно было быть минимальным. Выставленная напоказ роскошь негласно считалась дурным тоном.

Потому современники Ивана Крамского были убеждены в том, что на портрете он изобразил даму, не слишком обременённую нормами морали.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый город Мне кажется, каждый человек мечтает посетить свой любимый город, да и любимый город есть в общем то у каждого человека. Очень часто у людей являются любимыми городами те места
  • Сочинение Алеко в произведении Цыганы (образ и характеристика) Алеко — главное действующее лицо поэмы Александра Пушкина «Цыганы». Он является образом цивилизованного человека. Юноша постоянно критикует жизнь в городе.
  • Профессия моей мечты журналист сочинение Писатель Ж. Петан заметил, что о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, а о светлом настоящем – журналисты. Я согласен со словами публициста: кто, если не журналист,

Кто написал картину?

Валентин Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге. Его родители были композиторами, в доме царил творческий хаос – в гости постоянно приходили известные писатели, художники, музыканты. Мать была на 26 лет младше отца.

Когда мальчику было 6 лет, у него умер отец. Мать уехала в Мюнхен, а Валентин жил в коммуне, у друзей. В семилетнем возрасте у него проявился талант к рисованию. Он стал заниматься сначала у немецкого гравера, потом у Ильи Репина.

Валентин Серов, фото

С 1875 года часто жил в усадьбе Абрамцево у Мамонтовых, был почти членом их семьи. В том возрасте он не любил свое имя и просил, чтобы его называли Антоном. За это старшие дети подшучивали над мальчиком.

В 1876 году мать увезла Валентина в Харьковскую губернию. Там мальчик посещал школу рисования, где был награжден серебряной медалью. Через два года из-за эпидемии холеры семья переехала в Москву.

Серов опять стал жить у Репина и заниматься с ним рисованием, а на лето переезжал в Абрамцево. Его привлекали окружающие пейзажи, он мог часами рисовать. Это сказалось на успеваемости в гимназии, откуда его отчислили.

В 1882 году Серов поступил в Академию художеств. Очень любил писать портреты, пейзажи в акварельной технике. В 1885 году получил медаль за лучший этюд с натуры. Но в следующем году, не закончив Академию, забрал документы и переехал к Мамонтовым. Художник стремился писать не по правилам, а отражать свои ощущения.

В 1887 году Серов путешествовал по Италии, его вдохновило искусство этой страны. После приезда он несколько месяцев жил в Абрамцево, где создал картину «Девочка с персиками». Живописец отмечал, что «хотел добиться свежести, которой нет в картинах, но есть в жизни». В ней удалось воплотить идеал «отрадного», который потом повлиял на течение импрессионизма в России.

Через два года художник обвенчался с Ольгой Трубниковой. У них была счастливая семья, родилось шестеро детей. Художник ездил по России, давал уроки рисования, иллюстрировал книги. Он написал много известных картин и портретов. Скончался Серов в 1911 году от сердечного приступа.

Художник прожил 46 лет, всего им написано около 200 картин, среди них много шедевров. Но самым известным, светлым и притягательным творением стала «Девочка с персиками». И. Грабарь отмечал, что Серов не понимал значимости и гениальности этой картины. Сейчас о ней говорят, как о «визитной карточке» живописца.

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

История картины

Картина написана в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрёл у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 11-летняя дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, листья и 4 персика. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артёмова. Изображённый за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.

Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором.

В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцеве висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.

Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:

За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.

Справа внизу подпись: Сѣровъ 87. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 13011. Приобретена в 1929 году у А. С. Мамонтовой.

Искусствоведы Русского музея считают, что продолжает традицию детских образов в русской живописи, частью которой является Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» Валентина Серова, картина Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской» (1914), передающая «счастливую беззаботность детства». Советский искусствовед Ида Гофман, сравнивая «Девочку с персиками» и картину Александра Головина «Девочка и фарфор» («Фрося»), отмечала, что в картине Головина нет радостного ощущения жизни, которое характерно для картины Валентина Серова. Мир дорогих и красивых предметов, которые окружают героиню «Девочки и фарфора», не приносит ей радости, напротив он её подавляет, во взгляде присутствуют испуг и «тревожный вопрос».

Картины, которые искусствоведы соотносят с «Девочкой с персиками»

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий