Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Содержание

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Кокошник на Руси

Не стоит думать, что русские девушки и женщины постоянно ходили в кокошниках. Этот праздничный головной убор надевали пару раз в году. Кокошником украшали во время венчания голову невесты, затем прятали в сундук, где он дожидался очередного праздника, передавали дочерям по наследству.

Кто носил кокошник? И крестьянки, и мещанки, и боярышни. Отличались головные уборы разных сословий лишь формой и материалами. Простолюдинки обычно носили расшитый бисером убор, в то время как аристократки щеголяли в расшитых золотом, драгоценными камнями и жемчугом кокошниках.

Когда к власти в России пришел Петр I, кокошник стал опальным, как и другие предметы народного костюма. Боярским женам и дочерям было запрещено его надевать, исключение было сделано для женщин-крестьянок, из семей купцов и мещан, жен священнослужителей.

Но затем история кокошника продолжается. Императрица Екатерина II чтила обычаи своих подданных и вновь ввела моду на кокошник. Она стала надевать русский головной убор на маскарады, и постепенно кокошник стали носить ее придворные дамы. Затем император Николай I приказал считать кокошник непременным элементом нарядов фрейлин, и они носили этот убор вплоть до февральской революции 1917 г.

Последняя русская императрица Александра Федоровна венчалась с Николаем Вторым в тиаре, по форме напоминающей кокошник. На сохранившихся фотографиях царской семьи головы великих княжон Романовых украшены скромными кокошниками.

Стоил старинный кокошник очень дорого, до 300 рублей, что в 30 раз превышало цену дойной коровы.

Княгиня Юсупова


Константин Маковский. Зинаида Юсупова. Ок. 1895. ГИМ

Конец XIX века — время очередного воскрешения интереса к красоте древнерусской культуры. Повсеместно строят здания-теремки в стиле историзма — ГУМ, Исторический музей, Новый Манеж, Спас на Крови… Мода распространяется и на предметы быта и костюма, в том числе благодаря усилиям княгини Тенишевой и ее мастерским в Талашкино. Другая княгиня, Зинаида Юсупова, тоже оказалась не чужда новому поветрию, только не как творец, а как великолепный экспонат.

В своем доме княгиня устраивала костюмированные приемы и любительские спектакли, где блистала в нарядах. Ее портрет в русском костюме, написанный Маковским (специалистом по созданию красивых «исторических полотен» с изображением вымышленных боярынь), покажется еще одной сочиненной картиной, если не знать, что Зинаида действительно была удивительно красива. На ней сарафан, кокошник с плоским дном — ведь теперь актуальна историческая достоверность, а не вольная импровизация на русскую тему, как это было с придворным костюмом. Знание традиций русского костюма пригодится ей в эмиграции, когда ее сын, знаменитый Феликс Юсупов, откроет в Париже дом моды, сделав ставку на экзотические для французов русские мотивы.

Дитя Волконская

Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. ГТГ

Это форменное платье, прозванное «офранцуженный сарафан», оставалось обязательным при русском императорском дворе до самой революции. В целом оно сохранялось в неизменном виде, хотя силуэт его немного менялся — в зависимости от того, на каком месте было модно носить талию в очередную эпоху. А вот кокошник изменился сильнее: он стал низким и гладким, напоминая уже не настоящий русский убор, а арселе (головной убор в виде металлического каркаса) тюдоровской Англии.

Укороченное форменное платье на этом портрете — дань младым летам модели; для взрослых барышень, конечно, такая длина подола была совершенно неприличной. Некоторым знатным девочкам звание фрейлины жаловали чуть ли не при рождении. Конечно, при дворе дети по-настоящему не служили, хотя костюм и бриллиантовый фрейлинский шифр с удовольствием примеряли. На портрете Брюллова изображены двоюродные сестры Волконские — пятилетняя Елизавета Григорьевна и двухлетняя Софья Дмитриевна. Послужить по-настоящему Елизавете так и не пришлось: она приняла католичество, стала богословом, книгу ее официально запретили в России, а обер-прокурор Победоносцев называл ее самой опасной женщиной в стране.

Любопытные факты о кокошнике

Кокошник – это очень интересный элемент русского национального костюма, поэтому кратко расскажем вам о нескольких фактов, на которые не хватило времени в основном тексте статьи:

  1. Само слово «кокошник» происходит от слова «кокошь» — то есть курица-наседка. По другим источникам, оно переводится как «петух».
  2. Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то же время редко превышала 10 рублей).
  3. Мы привыкли видеть кокошник с лицевой, стороны, красивой. Кажется, что «лицо» — это парадная часть головного убора. Однако, тыльная сторона вышивалась гораздо богаче и интереснее.
  4. Орнаменты вышивались не просто так. Они служили оберегами от злых сил, помогали хранить супружескую верность, приносили счастье в семью.
  5. Долгое время кокошником был строго определенный головной убор – позже, в эпоху Екатерины II, им стали называть любое украшение для головы с высоким очельем. Поэтому современные тиары очень часто создаются по образу и подобию русского кокошника. Мы уже упоминали женщин-монархов, которые надевают такие аксессуары на самые важные события в жизни.

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным.

Кокошник своими руками для русского народного костюма: использование текстиля

Смастерить головной убор собственноручно несложно, если иметь навык и необходимые материалы. Чаще всего такой вариант изготавливают из тканевой основы. К подобным моделям имеется специальная выкройка.

Подробная выкройка русского народного кокошника своими руками

Встречается несколько разновидностей выкроек, по которым в дальнейшем совершается пошив этого головного убора. Попытаемся сделать самую простую фигурную модель, для которой даже не понадобится навык профессионального шитья.

Ёлочные украшения на головном уборе подойдут к зимним праздникам ФОТО: westwardnadia.blogspot.com

Прямой или фигурный вариант выкройки зависит от назначения русского народного костюма ФОТО: pinme.ru

Для того, чтобы сделать правильную выкройку необходимо скачать или самостоятельно вырезать подходящий шаблон из картона. Он же и станет основой для будущей женской короны.

Как сшить кокошник своими руками по выкройке: пошаговая фотоинструкция

В зависимости от того, к какому торжеству готовится костюм, зависит нарядность головного убора. Например, к Новому году потребуется много бусин, пайеток и тематических украшений. Для простого танца, достаточно красивого тканевого украшения. Рассмотрим на примере, как правильно выполнить кокошник для снегурочки своими руками. Ниже приведена пошаговая инструкция.

Иллюстрация Описание действия
Берём фольгированный изолон и на нём обводим шаблон основной детали головного убора. Вырезаем его
Основу для кокошника смазываем своими руками силикатным клеем и скрепляем с картонным шаблоном. Аккуратно прижимаем и даём материалу высохнуть
Берём креп-сатин, обводим фигуру кокошника по шаблону, затем вырезаем острыми ножницами
Все края аккуратно обжигаем спичками или зажигалкой. Это нужно для того, чтобы полотно не распускалось
Откладываем заготовку и берём шаблон, склеенный из двух деталей. К нему крепим с помощью клея оставшийся кусок материи. Обводим фигуру, отступив от краёв 1,5-2 см. Отрезаем по разметке.
Выполняем мелкие надрезы по краям, затем обрабатываем их клеем и прижимаем к внутренней стороне заготовки. Даём изделию высохнуть и обрабатываем клеем второй раз
Приклеиваем к тыльной стороне ту деталь, которую ранее отложили
Приклеиваем к краю заготовки серебристую кайму с узором. На тыльной стороне выполняем то же самое. Можно использовать такую же или любую другую ленточку
Берём кружево и вырезаем из него интересные мотивы. Размещаем их подходящим образом на будущем кокошнике, приклеиваем детали. При желании, дополняем изделие бусинами

Кокошник готов. Его можно дополнительно украсить стразами или полубусинами. Крепят их обычно на термоклей. После того, как работа над головным убором окончена, необходимо прикрепить резинку между двумя внутренними краями. С помощью неё изделие будет удерживаться на голове.

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.

Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

  • Битцевский маньяк — кем оказался печально известный убийца
  • Марис Лиепа и Галина Брежнева: роман против воли генсека СССР
  • Как Пётр I боролся с коррупцией
  • «Горестная безнадёжная дорога»: куда вело шоссе Энтузиастов
  • Откуда взялась «В лесу родилась ёлочка»: 5 удивительных фактов о главной новогодней песенке

Шаблоны и выкройки

Проще всего распечатать готовую выкройку кокошника. Шаблон вырезается, примеряется и подгоняется под размер головы. Можно нарисовать выкройку самостоятельно. Для этого измеряют расстояние от середины одного уха до середины другого, прокладывая сантиметр через макушку. Эта величина – основание будущего головного убора. Высоту делают на свое усмотрение. Затем трафарет рисуют на плотной бумаге, вырезают и обязательно примеряют на голову. При необходимости редактируют.

После этого переносят выкройку кокошника на выбранный материал. Прикладывают шаблон, обрисовывают карандашом, вырезают. Верхний край головного убора может быть любой формы. После этого выкройки переносятся на ткань для обшивки. На полотне обрисовывают трафарет и делают запас по 1,5 см с каждого края, вырезают ножницами.

Сделать кокошник можно своими руками из проволоки. Это самый надежный вариант, который способен максимально правильно повторить форму головы. Для этого кусок проволоки прикладывают к голове, где будет держаться головной убор. Загибают в нужном направлении. Затем делают шаблон для ободка, также закрепляют и соединяют. Когда каркас готов, кокошник обшивают тканью.

Кокошник своими руками из картона на новогодний утренник

Если сшить из ткани кокошник не под силу каждому, например маленькой девочке, поскольку использование иголки с нитками требует определенной техники безопасности, то картонный кокошник может сделать каждый ребенок, используя привычные инструменты для изделия, с которыми он уже знаком с уроков искусства в школе.

Для создания картонного кокошника понадобятся следующие инструменты.

Необходимые материалы:

  • плотные листы картона (цветного или полностью белого, чтобы на поверхности можно было рисовать);
  • листы фольги (подойдет пищевая фольга или даже от шоколадок);
  • серебряная тесемка, кружевная ленточка или любая другая декоративная лента для украшения краев кокошника;
  • резинка или прочная атласная лента для фиксации кокошника на подбородке;
  • клей-ПВА или горячий клей-пистолет;
  • острые ножницы или канцелярский нож;
  • простой карандаш;
  • различные украшения: бусины или бисер.

Вооружившись необходимыми инструментами, можно приступать к работе.

Последовательность действий:

  1. По заранее намеченному трафарету из плотного картона вырезается 2 пластины гребня кокошника, на которые клеем-ПВА или горячим клеем приклеивается за основу фольга. Ее края подгибаются на заднюю часть каждой пластины картона.
  2. 2 шаблона картона, покрытые фольгой, внутренней стороной скрепляются друг с другом клеем.
  3. При помощи декоративной тесемки или широкой ленточки все края кокошника обшиваются. При отделке крайних углов также нужно прикрепить резинку или ленту в нижней части кокошника, которая будет завязываться на подбородке и, таким образом, обеспечивать прочную фиксацию изделия на голове.
  4. На получившуюся основную часть кокошника при помощи клея-пистолета или клея-ПВА приклеиваются бусины, стразы, бантики, снежинки, камешки и прочие украшения. Можно заранее подумать над их красивым расположением и воссоздать на лицевой стороне гребешка какую-то определенную композицию под новогоднюю тематику.

Таким образом, у нас получился отличный кокошник для новогоднего утренника. Он станет незаменимой деталью к всему остальному костюму снегурочки, который чаще всего состоит из шубки и белых зимних сапожек.

Кокошник — неотъемлемая часть гардероба простолюдинок и боярынь в Древней Руси

История кокошника загадочна и покрыта тайной, поэтому достоверно неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже начиная с десятого века древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев 10-12 столетия, обнаруживалось нечто похожее на кокошник.

Само же определение «кокошник» впервые упоминается в писаниях 17 века и происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу, отличительной чертой которого является «гребень».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Культурология
t.me

«В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность»

Мастерицы кокошницы, изготавливающие кокошники, расшивали их жемчугами, бисером, золотыми нитями, разными орнаментами, являющимися символами супружеской верности, плодовитости и оберегом семьи. Стоимость некоторых экземпляров, изготавливаемых для царских семей доходила до баснословных сумм.

Женщины даже с бедных семей имели праздничный головной убор, который бережно хранили и передавали от матери к дочери. Кокошники одевали только в особых случаях, в повседневной жизни их не носили.

В древние времена кокошник имели право носить лишь замужние женщины, часто одевающие под кокошник платок или покров из тонкой ткани. Так как согласно поверью — волосы нужно было прятать.В Древней Руси девицы на выданье молили о своем замужестве Богородицу на Покрова приговаривая: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

С течением времени в некоторых губерниях женщины кокошник стали носить лишь три дня после венчания. Это было связано с тем, что этот головной убор начали заменять обычными платками.   C момента возникновения их носили женщины всех сословий — от простолюдинок до цариц, но в результате реформ Петра I этот головной убор остался лишь у представительниц крестьянства, купечества и мещанства.

Фрейлина Орлова-Денисова

Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия). 1835. Эрмитаж

Российские императоры моду обожали — мужскую, на униформу. Они тратили часы на придумывание новых фасонов свежесозданным полкам или на изменение обмундирования старых, подбирали цвета и аксессуары. Сами рисовали эскизы костюмов (вот и уроки живописи, которые обязательно давали царским детям, пригодились). А Николай I вторгся с этим опытом и в область женского костюма. Дело в том, что при дворе служило огромное количество фрейлин, одевались они хоть и роскошно, но как попало. И в 1834 году он издал указ об их форменном платье, вдохновившись при его создании русским костюмом. Девушкам был положен головной убор в виде «кокошника» с фатой и распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр». Цвет ткани зависел от иерархии службы: красный полагался фрейлинам великих княгинь, синий — великих княжон, а статс-дамам и камер-фрейлинам — зеленый. Цвет кокошника тоже менялся.

На портрете в типичном форменном платье николаевской эпохи изображена фрейлина Софья Орлова-Денисова. На плече у нее бант с бриллиантовым вензелем «А» — знак ее службы императрице Александре Федоровне. Эта внучка казачьего атамана Орлова и правнучка атамана Денисова позже вышла замуж за генерала Владимира Толстого, получив в свекрови графиню Марью Алексеевну Толстую — прототип той самой «княгини Марьи Алексевны» Грибоедова.

Разновидности кокошников

Однорогий кокошник

К очелью крепилась сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, полностью закрывающая лоб до самых бровей.

Были распространены в центральных губерниях Европейской России – Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, – а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

Двурогий кокошник

Высокое твердое очелье имело форму треугольника, или полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы кокошника опускались к плечам.

Конусообразный кокошник

Вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.

Кокошник в виде небольшой круглой шапки

Верх делался плоским, а очелье – высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сеткой из нитей, расшитой жемчугом или же бисером.

Сверху на кокошник надевали платок, который закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.

Однодворческий кокошник

Получил своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний.

Не имел пришивных лопастей, позатыльника и спускающихся нитей; изготавливался обычно из позумента. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.

Вокруг кокошника, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

Формы кокошников: 1 – каргопольского типа; 2 – однорогий костромско-ярославского типа; 3 – однорогий владимирско-ярославского типа; 4 – псковского типа с шишками; 5 – новгородская «кика»; 6,8 – «моршень»; 7 – московская «кичка»; 9 – «шеломок»https://bigenc.ru/ethnology/text/2079577

Кокошник в виде шапки с плоским верхом

Имел выступ над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

Двухгребенчатый или седлообразный кокошник

С высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем.

Надевался обычно с узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником – прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы.

Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

Как нарисовать кокошник карандашом поэтапно?

Кокошник карандашом поэтапно рисовать не трудно, давайте сначала разберемся как выглядит этот старо-русский, нарядный головной убор.

Теперь можно просто срисовать. Кокошник очень похож на корону, диадему, тиару и другие нарядные головные уборы. Рисуется тоже очень просто. Сначала рисуем голову, а над ней изогнутую дугу от уха к уху. На лбу рисуем украшение из кружева или жемчуга. Сам кокошник украшаем самоцветными камнями или сказочными птицами. Так же можно использовать растительные мотивы (травы, цветы, листья)

Вот еще несколько кокошников для вдохновения:

Кокошник в современной моде

И кокошник 100 лет назад.

Как сделать кокошник на голову своими руками, можно посмотреть тут

Красота кокошника, который вы хотите нарисовать, полностью зависит от вашей фантазии.

Сначала рисуем овал лица, затем сверху пририсовываем очертания кокошника. Остается только задекорировать. Например можно вдохновиться вот такими рисункам:

Кокошники бывают разные, есть очень сложные, расшитые, разной формы.

Для рисунка лучше выбирать не очень сложные кокошники, наиболее простые, рисовать такие совсем не сложно.

Нарисуем сначала два полукруга, один в другом, по-больше и по-меньше.

Это уже и получился кокошник.

Теперь добавим детали, нарисуем бисер и ленты, продадим более сложную форму, можно нарисовать цветы из бусин.

Можно нарисовать треугольной формы кокошник, в виде арки, или как будто 2 горы, большая и маленькая.

Лучше сначала рисовать схематично, сильно на карандаш не нажимать рисуя кокошник.

В самом конце расскрасим получившийся рисунок, можно красным или голубым цветом.

Виды кокошников

На Руси носили в основном четыре стиля кокошников:

  • Однорогий. Как правило, к очелью крепилась поднизь-сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, закрывающая лоб до самых бровей.
  • Двурогий. Высокое твердое очелье имело форму треугольника, иногда полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы треугольника опускались к плечам.
  • Конусообразный с длинной передней частью. Самые красивые кокошники вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.
  • В форме небольшой круглой шапки. Верх делался плоским, а очелье — высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сетчатой поднизью, расшитой жемчугом либо бисером.

Форма кокошников обуславливалась традициями укладки волос. Женщины северных областей Руси носили высокие кокошники, украшенные речным жемчугом. На юге и западе страны кокошники имели вытянутую вверх форму. Широкие и богато украшенные головные уборы носили боярыни центральных областей Руси.

Традиции ношения

Кокошник являлся частью праздничного наряда, поэтому дома его не носили. Изготовление этих красивых головных уборов заказывали мастерицам-кокошницам, умевшим обращаться с дорогими тканями фабричного производства и вышивать золотом и серебром.

Кокошник, охватывающий голову и полностью закрывающий волосы, акцентировал внимание на лице и подчеркивал торжественность момента

В письменных документах Древней Руси кокошник впервые упоминается в XVII столетии, но когда он появился на Руси — точно неизвестно. В новгородских погребениях 10-12 веков археологи обнаружили женские останки в некоем подобии кокошника. В семьях с достатком кокошник был жемчужный, в бедных — бисерный. В конце 13 века вместо кокошников русские женщины стали носить сборники, повойники, наколки. До 20-х годов прошлого столетия невесты надевали такой головной убор перед венчанием и свадебными торжествами.

Традиции ношения

Точное время возникновения кокошника неизвестно, как и полная история его происхождения, но уже в X веке подобные ему изделия были привычной частью одежды на Руси. До двадцатых годов он был частью головного убора невесты, который молодая жена носила до рождения первого ребёнка, а затем снимала и надевала только по праздникам. Сейчас этот предмет одежды практически исчез из быта и используется как часть карнавальных костюмов и одежды для выступлений.

Изготавливался кокошник на заказ. Его можно было купить у профессиональных мастериц — кокошниц, которые владели всеми необходимыми для создания головного убора навыками и умели обращаться не только с тканями, но и с натуральным жемчугом, золотыми нитями и бисером. Цена особенно дорогих изделий доходила до 300 рублей в ассигнациях (для сравнения: крепкая крестьянская лошадь стоила 60 рублей), потому кокошники часто становились фамильными реликвиями. Их старались тщательно беречь и передавали по наследству из поколения в поколение.

Надевали этот убор только по праздникам — он был предназначен для подчёркивания торжественности случая. В обычные дни женщины носили накосники и повойники. Традиционной причёской для кокошника были две косы, уложенные венком или пучком. Головной убор полностью закрывал волосы замужней женщины, но были и девичьи кокошники, позволяющие делать и другие причёски.

Отличительная черта убора — гребень. Он мог быть как в форме полумесяца, так и в виде стрелы, окружности, треугольника, короны, веера. В древние времена по форме этого убора можно было определить губернию, из которой прибыла девушка. Большую роль играл также орнамент. Традиционно он состоял из лягушки, которая символизировала плодородие, и двух лебедей, ассоциирующихся с супружеской верностью. Тыльную сторону кокошника тоже украшали — обычно там располагался рисунок дерева жизни.

Зимнее настроение: декор бутылки и бокалов с помощью морской соли

Обычно этот убор ассоциируется со свадьбами. Он иногда упоминается в текстах старинных молитв о замужестве и семье. Когда кокошник стали вытеснять традиционные платки и шляпы, в некоторых местах он ещё сохранялся как часть свадебной традиции — например, новобрачные девушки носили их три дня после торжества. На такой особенный случай было принято надевать жемчужный кокошник — даже если семья невесты не могла его себе позволить, они должны были позаимствовать элемент костюма у соседей или знакомых.

Слово «кокошник» было впервые задокументированно в XVII веке. При Петре Великом он был запрещён к ношению среди придворных, но сохранился как часть традиции бракосочетания. Царица Екатерина II снова вернула часть традиционного русского костюма в обиход. Во время Наполеоновских войн он снова вошёл в моду из-за последовавшего за ними всплеска патриотизма и возрождения интереса к традициям. Его носили даже русские императрицы.

Согласно указу, который издал Николай I, кокошник стал частью придворного платья. Фрейлины носили его вплоть до революции. В XIX веке последовал ещё один всплеск популярности этого атрибута. Придворные дамы надевали на балы и торжественные мероприятия богато украшенные и часто «утрированные» версии традиционных кокошников, которые демонстрировали роскошь и богатство костюмов.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Как на руси появился кокошник: головной убор русских красавиц

Содержание

Значение вышивки

Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.

Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.

Кокошник на Руси

Не стоит думать, что русские девушки и женщины постоянно ходили в кокошниках. Этот праздничный головной убор надевали пару раз в году. Кокошником украшали во время венчания голову невесты, затем прятали в сундук, где он дожидался очередного праздника, передавали дочерям по наследству.

Кто носил кокошник? И крестьянки, и мещанки, и боярышни. Отличались головные уборы разных сословий лишь формой и материалами. Простолюдинки обычно носили расшитый бисером убор, в то время как аристократки щеголяли в расшитых золотом, драгоценными камнями и жемчугом кокошниках.

Когда к власти в России пришел Петр I, кокошник стал опальным, как и другие предметы народного костюма. Боярским женам и дочерям было запрещено его надевать, исключение было сделано для женщин-крестьянок, из семей купцов и мещан, жен священнослужителей.

Но затем история кокошника продолжается. Императрица Екатерина II чтила обычаи своих подданных и вновь ввела моду на кокошник. Она стала надевать русский головной убор на маскарады, и постепенно кокошник стали носить ее придворные дамы. Затем император Николай I приказал считать кокошник непременным элементом нарядов фрейлин, и они носили этот убор вплоть до февральской революции 1917 г.

Последняя русская императрица Александра Федоровна венчалась с Николаем Вторым в тиаре, по форме напоминающей кокошник. На сохранившихся фотографиях царской семьи головы великих княжон Романовых украшены скромными кокошниками.

Стоил старинный кокошник очень дорого, до 300 рублей, что в 30 раз превышало цену дойной коровы.

Княгиня Юсупова


Константин Маковский. Зинаида Юсупова. Ок. 1895. ГИМ

Конец XIX века — время очередного воскрешения интереса к красоте древнерусской культуры. Повсеместно строят здания-теремки в стиле историзма — ГУМ, Исторический музей, Новый Манеж, Спас на Крови… Мода распространяется и на предметы быта и костюма, в том числе благодаря усилиям княгини Тенишевой и ее мастерским в Талашкино. Другая княгиня, Зинаида Юсупова, тоже оказалась не чужда новому поветрию, только не как творец, а как великолепный экспонат.

В своем доме княгиня устраивала костюмированные приемы и любительские спектакли, где блистала в нарядах. Ее портрет в русском костюме, написанный Маковским (специалистом по созданию красивых «исторических полотен» с изображением вымышленных боярынь), покажется еще одной сочиненной картиной, если не знать, что Зинаида действительно была удивительно красива. На ней сарафан, кокошник с плоским дном — ведь теперь актуальна историческая достоверность, а не вольная импровизация на русскую тему, как это было с придворным костюмом. Знание традиций русского костюма пригодится ей в эмиграции, когда ее сын, знаменитый Феликс Юсупов, откроет в Париже дом моды, сделав ставку на экзотические для французов русские мотивы.

Дитя Волконская

Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. ГТГ

Это форменное платье, прозванное «офранцуженный сарафан», оставалось обязательным при русском императорском дворе до самой революции. В целом оно сохранялось в неизменном виде, хотя силуэт его немного менялся — в зависимости от того, на каком месте было модно носить талию в очередную эпоху. А вот кокошник изменился сильнее: он стал низким и гладким, напоминая уже не настоящий русский убор, а арселе (головной убор в виде металлического каркаса) тюдоровской Англии.

Укороченное форменное платье на этом портрете — дань младым летам модели; для взрослых барышень, конечно, такая длина подола была совершенно неприличной. Некоторым знатным девочкам звание фрейлины жаловали чуть ли не при рождении. Конечно, при дворе дети по-настоящему не служили, хотя костюм и бриллиантовый фрейлинский шифр с удовольствием примеряли. На портрете Брюллова изображены двоюродные сестры Волконские — пятилетняя Елизавета Григорьевна и двухлетняя Софья Дмитриевна. Послужить по-настоящему Елизавете так и не пришлось: она приняла католичество, стала богословом, книгу ее официально запретили в России, а обер-прокурор Победоносцев называл ее самой опасной женщиной в стране.

Любопытные факты о кокошнике

Кокошник – это очень интересный элемент русского национального костюма, поэтому кратко расскажем вам о нескольких фактов, на которые не хватило времени в основном тексте статьи:

  1. Само слово «кокошник» происходит от слова «кокошь» — то есть курица-наседка. По другим источникам, оно переводится как «петух».
  2. Некоторые кокошники были настолько дорогими, что стоимость одного аксессуара доходила до 300 рублей (для сравнения, стоимость коровы в то же время редко превышала 10 рублей).
  3. Мы привыкли видеть кокошник с лицевой, стороны, красивой. Кажется, что «лицо» — это парадная часть головного убора. Однако, тыльная сторона вышивалась гораздо богаче и интереснее.
  4. Орнаменты вышивались не просто так. Они служили оберегами от злых сил, помогали хранить супружескую верность, приносили счастье в семью.
  5. Долгое время кокошником был строго определенный головной убор – позже, в эпоху Екатерины II, им стали называть любое украшение для головы с высоким очельем. Поэтому современные тиары очень часто создаются по образу и подобию русского кокошника. Мы уже упоминали женщин-монархов, которые надевают такие аксессуары на самые важные события в жизни.

В общем, кокошник – это аксессуар, который переживал взлеты и падения. Из головного убора простолюдинок он превратился в роскошные тиары, которые носили принцессы, королевы и императрицы. Пожалуй, это единственный элемент русского костюма, который смог пройти сквозь эпохи и остаться популярным.

Кокошник своими руками для русского народного костюма: использование текстиля

Смастерить головной убор собственноручно несложно, если иметь навык и необходимые материалы. Чаще всего такой вариант изготавливают из тканевой основы. К подобным моделям имеется специальная выкройка.

Подробная выкройка русского народного кокошника своими руками

Встречается несколько разновидностей выкроек, по которым в дальнейшем совершается пошив этого головного убора. Попытаемся сделать самую простую фигурную модель, для которой даже не понадобится навык профессионального шитья.

Ёлочные украшения на головном уборе подойдут к зимним праздникам ФОТО: westwardnadia.blogspot.com

Прямой или фигурный вариант выкройки зависит от назначения русского народного костюма ФОТО: pinme.ru

Для того, чтобы сделать правильную выкройку необходимо скачать или самостоятельно вырезать подходящий шаблон из картона. Он же и станет основой для будущей женской короны.

Как сшить кокошник своими руками по выкройке: пошаговая фотоинструкция

В зависимости от того, к какому торжеству готовится костюм, зависит нарядность головного убора. Например, к Новому году потребуется много бусин, пайеток и тематических украшений. Для простого танца, достаточно красивого тканевого украшения. Рассмотрим на примере, как правильно выполнить кокошник для снегурочки своими руками. Ниже приведена пошаговая инструкция.

Иллюстрация Описание действия
Берём фольгированный изолон и на нём обводим шаблон основной детали головного убора. Вырезаем его
Основу для кокошника смазываем своими руками силикатным клеем и скрепляем с картонным шаблоном. Аккуратно прижимаем и даём материалу высохнуть
Берём креп-сатин, обводим фигуру кокошника по шаблону, затем вырезаем острыми ножницами
Все края аккуратно обжигаем спичками или зажигалкой. Это нужно для того, чтобы полотно не распускалось
Откладываем заготовку и берём шаблон, склеенный из двух деталей. К нему крепим с помощью клея оставшийся кусок материи. Обводим фигуру, отступив от краёв 1,5-2 см. Отрезаем по разметке.
Выполняем мелкие надрезы по краям, затем обрабатываем их клеем и прижимаем к внутренней стороне заготовки. Даём изделию высохнуть и обрабатываем клеем второй раз
Приклеиваем к тыльной стороне ту деталь, которую ранее отложили
Приклеиваем к краю заготовки серебристую кайму с узором. На тыльной стороне выполняем то же самое. Можно использовать такую же или любую другую ленточку
Берём кружево и вырезаем из него интересные мотивы. Размещаем их подходящим образом на будущем кокошнике, приклеиваем детали. При желании, дополняем изделие бусинами

Кокошник готов. Его можно дополнительно украсить стразами или полубусинами. Крепят их обычно на термоклей. После того, как работа над головным убором окончена, необходимо прикрепить резинку между двумя внутренними краями. С помощью неё изделие будет удерживаться на голове.

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.

Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

  • Битцевский маньяк — кем оказался печально известный убийца
  • Марис Лиепа и Галина Брежнева: роман против воли генсека СССР
  • Как Пётр I боролся с коррупцией
  • «Горестная безнадёжная дорога»: куда вело шоссе Энтузиастов
  • Откуда взялась «В лесу родилась ёлочка»: 5 удивительных фактов о главной новогодней песенке

Шаблоны и выкройки

Проще всего распечатать готовую выкройку кокошника. Шаблон вырезается, примеряется и подгоняется под размер головы. Можно нарисовать выкройку самостоятельно. Для этого измеряют расстояние от середины одного уха до середины другого, прокладывая сантиметр через макушку. Эта величина – основание будущего головного убора. Высоту делают на свое усмотрение. Затем трафарет рисуют на плотной бумаге, вырезают и обязательно примеряют на голову. При необходимости редактируют.

После этого переносят выкройку кокошника на выбранный материал. Прикладывают шаблон, обрисовывают карандашом, вырезают. Верхний край головного убора может быть любой формы. После этого выкройки переносятся на ткань для обшивки. На полотне обрисовывают трафарет и делают запас по 1,5 см с каждого края, вырезают ножницами.

Сделать кокошник можно своими руками из проволоки. Это самый надежный вариант, который способен максимально правильно повторить форму головы. Для этого кусок проволоки прикладывают к голове, где будет держаться головной убор. Загибают в нужном направлении. Затем делают шаблон для ободка, также закрепляют и соединяют. Когда каркас готов, кокошник обшивают тканью.

Кокошник своими руками из картона на новогодний утренник

Если сшить из ткани кокошник не под силу каждому, например маленькой девочке, поскольку использование иголки с нитками требует определенной техники безопасности, то картонный кокошник может сделать каждый ребенок, используя привычные инструменты для изделия, с которыми он уже знаком с уроков искусства в школе.

Для создания картонного кокошника понадобятся следующие инструменты.

Необходимые материалы:

  • плотные листы картона (цветного или полностью белого, чтобы на поверхности можно было рисовать);
  • листы фольги (подойдет пищевая фольга или даже от шоколадок);
  • серебряная тесемка, кружевная ленточка или любая другая декоративная лента для украшения краев кокошника;
  • резинка или прочная атласная лента для фиксации кокошника на подбородке;
  • клей-ПВА или горячий клей-пистолет;
  • острые ножницы или канцелярский нож;
  • простой карандаш;
  • различные украшения: бусины или бисер.

Вооружившись необходимыми инструментами, можно приступать к работе.

Последовательность действий:

  1. По заранее намеченному трафарету из плотного картона вырезается 2 пластины гребня кокошника, на которые клеем-ПВА или горячим клеем приклеивается за основу фольга. Ее края подгибаются на заднюю часть каждой пластины картона.
  2. 2 шаблона картона, покрытые фольгой, внутренней стороной скрепляются друг с другом клеем.
  3. При помощи декоративной тесемки или широкой ленточки все края кокошника обшиваются. При отделке крайних углов также нужно прикрепить резинку или ленту в нижней части кокошника, которая будет завязываться на подбородке и, таким образом, обеспечивать прочную фиксацию изделия на голове.
  4. На получившуюся основную часть кокошника при помощи клея-пистолета или клея-ПВА приклеиваются бусины, стразы, бантики, снежинки, камешки и прочие украшения. Можно заранее подумать над их красивым расположением и воссоздать на лицевой стороне гребешка какую-то определенную композицию под новогоднюю тематику.

Таким образом, у нас получился отличный кокошник для новогоднего утренника. Он станет незаменимой деталью к всему остальному костюму снегурочки, который чаще всего состоит из шубки и белых зимних сапожек.

Кокошник — неотъемлемая часть гардероба простолюдинок и боярынь в Древней Руси

История кокошника загадочна и покрыта тайной, поэтому достоверно неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже начиная с десятого века древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев 10-12 столетия, обнаруживалось нечто похожее на кокошник.

Само же определение «кокошник» впервые упоминается в писаниях 17 века и происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу, отличительной чертой которого является «гребень».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Культурология
t.me

«В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность»

Мастерицы кокошницы, изготавливающие кокошники, расшивали их жемчугами, бисером, золотыми нитями, разными орнаментами, являющимися символами супружеской верности, плодовитости и оберегом семьи. Стоимость некоторых экземпляров, изготавливаемых для царских семей доходила до баснословных сумм.

Женщины даже с бедных семей имели праздничный головной убор, который бережно хранили и передавали от матери к дочери. Кокошники одевали только в особых случаях, в повседневной жизни их не носили.

В древние времена кокошник имели право носить лишь замужние женщины, часто одевающие под кокошник платок или покров из тонкой ткани. Так как согласно поверью — волосы нужно было прятать.В Древней Руси девицы на выданье молили о своем замужестве Богородицу на Покрова приговаривая: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

С течением времени в некоторых губерниях женщины кокошник стали носить лишь три дня после венчания. Это было связано с тем, что этот головной убор начали заменять обычными платками.   C момента возникновения их носили женщины всех сословий — от простолюдинок до цариц, но в результате реформ Петра I этот головной убор остался лишь у представительниц крестьянства, купечества и мещанства.

Фрейлина Орлова-Денисова

Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия). 1835. Эрмитаж

Российские императоры моду обожали — мужскую, на униформу. Они тратили часы на придумывание новых фасонов свежесозданным полкам или на изменение обмундирования старых, подбирали цвета и аксессуары. Сами рисовали эскизы костюмов (вот и уроки живописи, которые обязательно давали царским детям, пригодились). А Николай I вторгся с этим опытом и в область женского костюма. Дело в том, что при дворе служило огромное количество фрейлин, одевались они хоть и роскошно, но как попало. И в 1834 году он издал указ об их форменном платье, вдохновившись при его создании русским костюмом. Девушкам был положен головной убор в виде «кокошника» с фатой и распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр». Цвет ткани зависел от иерархии службы: красный полагался фрейлинам великих княгинь, синий — великих княжон, а статс-дамам и камер-фрейлинам — зеленый. Цвет кокошника тоже менялся.

На портрете в типичном форменном платье николаевской эпохи изображена фрейлина Софья Орлова-Денисова. На плече у нее бант с бриллиантовым вензелем «А» — знак ее службы императрице Александре Федоровне. Эта внучка казачьего атамана Орлова и правнучка атамана Денисова позже вышла замуж за генерала Владимира Толстого, получив в свекрови графиню Марью Алексеевну Толстую — прототип той самой «княгини Марьи Алексевны» Грибоедова.

Разновидности кокошников

Однорогий кокошник

К очелью крепилась сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, полностью закрывающая лоб до самых бровей.

Были распространены в центральных губерниях Европейской России – Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, – а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

Двурогий кокошник

Высокое твердое очелье имело форму треугольника, или полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы кокошника опускались к плечам.

Конусообразный кокошник

Вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.

Кокошник в виде небольшой круглой шапки

Верх делался плоским, а очелье – высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сеткой из нитей, расшитой жемчугом или же бисером.

Сверху на кокошник надевали платок, который закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.

Однодворческий кокошник

Получил своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний.

Не имел пришивных лопастей, позатыльника и спускающихся нитей; изготавливался обычно из позумента. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.

Вокруг кокошника, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

Формы кокошников: 1 – каргопольского типа; 2 – однорогий костромско-ярославского типа; 3 – однорогий владимирско-ярославского типа; 4 – псковского типа с шишками; 5 – новгородская «кика»; 6,8 – «моршень»; 7 – московская «кичка»; 9 – «шеломок»https://bigenc.ru/ethnology/text/2079577

Кокошник в виде шапки с плоским верхом

Имел выступ над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

Двухгребенчатый или седлообразный кокошник

С высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем.

Надевался обычно с узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником – прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы.

Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

Как нарисовать кокошник карандашом поэтапно?

Кокошник карандашом поэтапно рисовать не трудно, давайте сначала разберемся как выглядит этот старо-русский, нарядный головной убор.

Теперь можно просто срисовать. Кокошник очень похож на корону, диадему, тиару и другие нарядные головные уборы. Рисуется тоже очень просто. Сначала рисуем голову, а над ней изогнутую дугу от уха к уху. На лбу рисуем украшение из кружева или жемчуга. Сам кокошник украшаем самоцветными камнями или сказочными птицами. Так же можно использовать растительные мотивы (травы, цветы, листья)

Вот еще несколько кокошников для вдохновения:

Кокошник в современной моде

И кокошник 100 лет назад.

Как сделать кокошник на голову своими руками, можно посмотреть тут

Красота кокошника, который вы хотите нарисовать, полностью зависит от вашей фантазии.

Сначала рисуем овал лица, затем сверху пририсовываем очертания кокошника. Остается только задекорировать. Например можно вдохновиться вот такими рисункам:

Кокошники бывают разные, есть очень сложные, расшитые, разной формы.

Для рисунка лучше выбирать не очень сложные кокошники, наиболее простые, рисовать такие совсем не сложно.

Нарисуем сначала два полукруга, один в другом, по-больше и по-меньше.

Это уже и получился кокошник.

Теперь добавим детали, нарисуем бисер и ленты, продадим более сложную форму, можно нарисовать цветы из бусин.

Можно нарисовать треугольной формы кокошник, в виде арки, или как будто 2 горы, большая и маленькая.

Лучше сначала рисовать схематично, сильно на карандаш не нажимать рисуя кокошник.

В самом конце расскрасим получившийся рисунок, можно красным или голубым цветом.

Виды кокошников

На Руси носили в основном четыре стиля кокошников:

  • Однорогий. Как правило, к очелью крепилась поднизь-сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, закрывающая лоб до самых бровей.
  • Двурогий. Высокое твердое очелье имело форму треугольника, иногда полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы треугольника опускались к плечам.
  • Конусообразный с длинной передней частью. Самые красивые кокошники вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.
  • В форме небольшой круглой шапки. Верх делался плоским, а очелье — высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сетчатой поднизью, расшитой жемчугом либо бисером.

Форма кокошников обуславливалась традициями укладки волос. Женщины северных областей Руси носили высокие кокошники, украшенные речным жемчугом. На юге и западе страны кокошники имели вытянутую вверх форму. Широкие и богато украшенные головные уборы носили боярыни центральных областей Руси.

Традиции ношения

Кокошник являлся частью праздничного наряда, поэтому дома его не носили. Изготовление этих красивых головных уборов заказывали мастерицам-кокошницам, умевшим обращаться с дорогими тканями фабричного производства и вышивать золотом и серебром.

Кокошник, охватывающий голову и полностью закрывающий волосы, акцентировал внимание на лице и подчеркивал торжественность момента

В письменных документах Древней Руси кокошник впервые упоминается в XVII столетии, но когда он появился на Руси — точно неизвестно. В новгородских погребениях 10-12 веков археологи обнаружили женские останки в некоем подобии кокошника. В семьях с достатком кокошник был жемчужный, в бедных — бисерный. В конце 13 века вместо кокошников русские женщины стали носить сборники, повойники, наколки. До 20-х годов прошлого столетия невесты надевали такой головной убор перед венчанием и свадебными торжествами.

Традиции ношения

Точное время возникновения кокошника неизвестно, как и полная история его происхождения, но уже в X веке подобные ему изделия были привычной частью одежды на Руси. До двадцатых годов он был частью головного убора невесты, который молодая жена носила до рождения первого ребёнка, а затем снимала и надевала только по праздникам. Сейчас этот предмет одежды практически исчез из быта и используется как часть карнавальных костюмов и одежды для выступлений.

Изготавливался кокошник на заказ. Его можно было купить у профессиональных мастериц — кокошниц, которые владели всеми необходимыми для создания головного убора навыками и умели обращаться не только с тканями, но и с натуральным жемчугом, золотыми нитями и бисером. Цена особенно дорогих изделий доходила до 300 рублей в ассигнациях (для сравнения: крепкая крестьянская лошадь стоила 60 рублей), потому кокошники часто становились фамильными реликвиями. Их старались тщательно беречь и передавали по наследству из поколения в поколение.

Надевали этот убор только по праздникам — он был предназначен для подчёркивания торжественности случая. В обычные дни женщины носили накосники и повойники. Традиционной причёской для кокошника были две косы, уложенные венком или пучком. Головной убор полностью закрывал волосы замужней женщины, но были и девичьи кокошники, позволяющие делать и другие причёски.

Отличительная черта убора — гребень. Он мог быть как в форме полумесяца, так и в виде стрелы, окружности, треугольника, короны, веера. В древние времена по форме этого убора можно было определить губернию, из которой прибыла девушка. Большую роль играл также орнамент. Традиционно он состоял из лягушки, которая символизировала плодородие, и двух лебедей, ассоциирующихся с супружеской верностью. Тыльную сторону кокошника тоже украшали — обычно там располагался рисунок дерева жизни.

Зимнее настроение: декор бутылки и бокалов с помощью морской соли

Обычно этот убор ассоциируется со свадьбами. Он иногда упоминается в текстах старинных молитв о замужестве и семье. Когда кокошник стали вытеснять традиционные платки и шляпы, в некоторых местах он ещё сохранялся как часть свадебной традиции — например, новобрачные девушки носили их три дня после торжества. На такой особенный случай было принято надевать жемчужный кокошник — даже если семья невесты не могла его себе позволить, они должны были позаимствовать элемент костюма у соседей или знакомых.

Слово «кокошник» было впервые задокументированно в XVII веке. При Петре Великом он был запрещён к ношению среди придворных, но сохранился как часть традиции бракосочетания. Царица Екатерина II снова вернула часть традиционного русского костюма в обиход. Во время Наполеоновских войн он снова вошёл в моду из-за последовавшего за ними всплеска патриотизма и возрождения интереса к традициям. Его носили даже русские императрицы.

Согласно указу, который издал Николай I, кокошник стал частью придворного платья. Фрейлины носили его вплоть до революции. В XIX веке последовал ещё один всплеск популярности этого атрибута. Придворные дамы надевали на балы и торжественные мероприятия богато украшенные и часто «утрированные» версии традиционных кокошников, которые демонстрировали роскошь и богатство костюмов.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий