5 скульптур, которые выглядят как живые

Терракотовая армия (конец III века до н.э.)

Терракотовые воины — это коллекция статуй в Сиане, Китай, изображающая армию первого императора династии Цинь — Ши Хуан-ди. Армия состоит из 8000 солдат, 130 колесниц и 670 лошадей. Эти фигуры — невероятный образец погребального искусства, созданный для защиты Императора в загробной жизни. Скульптуры были обнаружены в 1974 году местными крестьянами во время бурения артезианской скважины почти в 1,6 км от гробницы Императора.

Части коллекции часто являются участниками передвижных выставок по всему миру. В 1987 году на 11-й сессии ЮНЕСКО терракотовая армия была включена в список всемирного наследия как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».

В какое время дня лучше фотографировать скульптуру?

В дневное время скульптуры стоят неподвижно. Движение начинается после 19.00 часов. После захода солнца включается подсветка. По мере приближения фигур друг к другу, она постоянно меняет свои цвета, но после их слияния, загорается яркий ало-голубой свет – символ любви двух сердец. Потом фигуры мужчины и женщины расходятся в стороны и огни внутри них опять начинают менять свой окрас. После этого сохраняются два цвета разлуки – синий и красный.

Как правило они всегда заполнены желающими полюбоваться как на сами фигуры Али и Нино, так и на проплывающие мимо яхты и морские заливы.

Любители активного отдыха катаются рядом со скульптурой на роликах и велосипедах. Особо популярно место среди влюбленных пар.

Фотографироваться на фоне памятника можно как в дневное, так и в вечернее время, в любом случае фотографии получатся красивыми и незабываемыми. Днем фигуры выглядят величаво, они неподвижны, семиметровые металлические конструкции грандиозны. Но вечером начинается целое световое шоу, которое можно запечатлеть на фотоснимках.

Произведение «Али и Нино» получило широкую огласку в том числе и благодаря скульптуре в Батуми.

Сейчас роман читают на многих языках мира:

  1. польском;
  2. голландском;
  3. чешском;
  4. итальянском и т.д.

Всего насчитывается 33 языка, на которые оно было переведено. Переиздано произведение было около ста раз. Книга стала основой для написания сценария и постановки спектакля в Бакинском муниципальном театре.

Вот такая трогательная история любви воплощена в двух семиметровых фигурах, которые то движутся навстречу друг другу, то отдаляются, символизируя о неизбежности разлуки.

Где искать жилье?

  • AirBnB — квартиры от 25$. (Есть скидка на первое бронирование)
  • Hotellook — отели и хостелы от 3000 руб.

Рафаэль Монти, «Весталки»

Техника каменной вуали появилась еще в середине XVIII века благодаря работе итальянского скульптора Антонио Коррадини. Накинуть мраморную «ткань» на лицо статуи, чтобы это выглядело естественно, оказалось делом настолько непростым, что уникальная техника почти на столетие оказалась забытой, пока в середине XIX века к ней не обратился соотечественник Коррадини Рафаэль Монти. Он первым и рассказал секрет «прозрачного» камня. Оказывается, великие скульпторы использовали особую двуслойную разновидность мрамора. Нижний слой такого материала выглядит как обыкновенный камень, а вот верхний — гораздо прозрачнее.

Но самое удивительное — то, как мастера обрабатывали этот мрамор. Создание каменной вуали до появления высоких технологий было чрезвычайно тонкой и трудоемкой работой. Прозрачный слой мрамора полировался до тех пор, пока не становился почти невесомым, потом из этого хрупкого материала скульпторы руками высекали вуаль с бесчисленным количеством складок. Яркий пример такой работы — «Весталки» Рафаэля Монти. Скульптор изобразил группу молодых, целомудренных и чрезвычайно почитаемых в Древнем Риме жриц богини Весты. На лицах, скрытых под той самой прозрачной каменной вуалью, застыло выражение скромности и покорности — тех добродетелей, которые весталки должны были хранить всю жизнь. Монти любил изображать юных жриц в своих работах. Среди наиболее известных скульптур мастера есть еще как минимум две весталки.

Огюст Роден, «Данаида»

Один из известнейших скульпторов мира, Огюст Роден не отличается излишней любовью к реализму — все-таки он символист, даже романтик, поэтому наряду с реалистичным образом для него важна и идея, которая далеко не всегда принимает привычные нам формы. Герои мастера зачастую буквально вырастают из необтесанного камня — именно поэтому о Родене говорят, что он превратил скульптуру в поэзию: его персонажи будто борются со своим небытием и побеждают его той экспрессивностью и эмоциональностью, которыми наделяет их автор. Пожалуй, только одну работу Родена при определенных обстоятельствах можно было бы спутать с живым человеком — лежащую на камне юную Данаиду. Великий француз, как и все его коллеги, не мог не восхищаться искусством Древней Греции, и в этой работе он отсылает зрителей к мифу о пятидесяти дочерях короля Даная, которые по приказу отца в первую брачную ночь убили своих мужей, и лишь одна из девушек спасла жизнь супругу. За это преступление боги прокляли Данаид: они будут вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве.

Роден расположил девушку спиной к зрителю — она ничком лежит на камне, показывая соблазнительно живые изгибы своего тела. Спина и руки при правильном освещении выглядят мягкими и упругими — кажется, что, прикоснувшись, почувствуешь под пальцами нежную кожу молодой девушки, а не холод камня. Данаида выбрала явно не самую удобную позу для сна, но вся ее фигура выглядит естественной и до боли знакомой, как будто на этом камне лежит не мраморная героиня древнегреческого мифа, а любимая девушка, которая вот-вот проснется. Лицо спящей не так живо и выразительно, как ее фигура, а волосы и вовсе проработаны весьма условно: спадая с руки девушки, они ложатся на камень и в нем же растворяются, обозначая связь героини с материалом, из которого она вышла.

Давид Донателло (1430-1440)

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

«Целомудрие» под вуалью

Технология создания невесомой мраморной «ткани» на самом деле была известна и применялась ещё во времена древнегреческих скульпторов. Однако по-настоящему популярной она стала в начале XVIII века благодаря итальянцу Антонио Коррадини. Эффект вуали он впервые применил в скульптуре «Целомудрие» — надгробном памятнике, заказанном мастеру князем Раймондо в честь собственной скончавшейся при родах матери. Каменная женская фигура окутана лёгкой струящейся мраморной тканью, сквозь её складки просвечивают черты лица и тела. Эта работа Коррадини навсегда вошла в историю скульптуры и по праву считается лучшей у мастера, которого зачастую называют родоначальником эффекта мраморной вуали.

Скульптура «Целомудрие»

Антонио Коррадини создал ещё несколько «завуалированных» скульптур и под конец жизни собирался подарить миру ещё более усовершенствованную версию эффекта — в работе «Христос под плащаницей» по заказу всё того же князя Раймондо для неапольской капеллы Сан-Северо. Однако почти в самом начале работы мастер скончался, и его дело продолжил другой талантливый скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» так и осталась лучшей работой этого зодчего, превзойти самого себя позднее он не смог.

Скульптура «Христос под плащаницей»

Собака из воздушных шаров (1994-2000)

Вы можете любить его или ненавидеть, но Джефф Кунс создал одно из самых запоминающихся произведений искусства 20 века. В 2013 году его оранжевая «Собака из воздушных шаров» из нержавеющей стали была продана на аукционе Christie’s за 58,4 миллиона долларов. Это был рекорд продаж для живого скульптора. Эта собака является частью серии работ, в которых нашло отражение его детское увлечение воздушными шарами, из которых можно создавать различные фигуры. Скульптор создал пять собак из блестящей полированной до зеркального блеска стали, покрытой краской разных цветов: синяя, малиновая, жёлтая, оранжевая, красная.

Иосиф Чайков, «Футболисты»

На древнегреческую традицию ориентировался и советский скульптор Иосиф Чайков, проектируя конструктивистский шедевр «Футболисты». Герои Чайкова не отличаются живостью черт, зато как ярко их движение! Трехметровая скульптура весом в тонну держится всего на одной точке опоры, причем смещенной относительно центра, — на пятке вратаря. Скульптор уравновешивал композицию с помощью сложной схемы полых и залитых бронзой частей, и в итоге фигуры футболистов, держащиеся практически на одном честном слове, получились удивительно устойчивыми — не хуже любой твердо стоящей на ногах скульптуры. Эксперты, собравшиеся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, были поражены композиционным решением «Футболистов», и на вопрос: «Как же она стоит?» до сих пор не могут с точностью ответить даже современные специалисты.

«Футболисты» интересны не только с инженерной, но и с художественной точки зрения. Чайков смог, опираясь на античные образцы, создать скульптуру, полностью перекликающуюся с идеалами партии: активный спорт, физическое напряжение, вратарь, бросающийся под ноги врагу, чтобы защитить свои ворота, — все вполне в коммунистическом духе. Но от хрупкого равновесия отчаянно борющихся героев веет скорой войной и гибелью.

Смещенная точка опоры — основная задача Чайкова, заигрывающего с новыми авангардными течениями. Но в отличие от некоторых прославленных русских художников скульптор не ударяется в абстракцию — его конструктивизм получился реалистичным, его кубизм понравился простым людям. И еще неясно, какая загадка интереснее: загадка «Черного квадрата» или загадка инженерного замысла, который уже 80 лет удерживает бронзовые фигуры весом в тысячу килограммов на одной пятке.

История статуи любви мужчины и женщины

Фундамент для шедевра был изготовлен в 2007 году под руководством компании Tamara Studio,

Тамара Квеситадзе задумала создать памятник после прочтения романа «Али и Нино». Он был написан в 1937 году, его автор доподлинно неизвестен, лишь имя Курбан Саид подписано под произведением, но это всего лишь псевдоним. Его настоящее имя так и осталось тайной.

В романе описываются чувства двух молодых людей – азербайджанского юноши, чьей религией был ислам, и грузинской девушки, христианки по вероисповеданию. Их отношения складывались на фоне Первой Мировой Войны, революции, гражданской войны, и становления Азербайджанской Советской Республики.

В произведении описывается любовь Али и Нино, простого азербайджанского юноши и грузинской принцессы, трудности того времени, давление общества, противоречия двух религий, социального происхождения. В итоге молодые люди были разлучены.

Главный герой погибает, а его жена Нино с дочерью исчезают. Большая часть событий в книге посвящена Баку, однако сюжеты охватывают и другие территории – Дагестан, Азербайджан, Иран, Грузию, где описываются в том числе и красоты природы этих местностей.

В 2011 году было решено переименовать скульптуру из «Мужчины и Женщины» в «Али и Нино». Сама Тамара Квеситадзе родилась в Тбилиси, по профессии она архитектор, в настоящее время проживает в США. Побывав в Италии и вдохновившись этой страной, Тамара Квеситадзе стала создавать кукол, которые могут двигаться.

Как создается мраморная вуаль?

Эта техника крайне сложная, что и неудивительно. Даже беглый взгляд на работы вызывает недоумение – как это было сделано? А уж пристальный осмотр только усиливает восхищение. Работы создаются исключительно вручную, обычно для изготовления скульптур используется цельный кусок мрамора. Автоматизированным системам мастера не доверяют хрупкий материал. Современные технологии способны на многое, но новые работы даже по уровню восприятия не могут сравниться с теми шедеврами, которые люди творили фактически вручную столетия назад.

Основной вопрос, который мучает зрителей – как же удалось скульпторам передать всю невесомость тонкой воздушной ткани, передать все ее складки и при этом не потерять под ними внешности человека и черты его тела? Над секретами техники бились как искусствоведы, так и ученые. Рафаэль Монти, один из прижизненных классиков этого жанра, давно уже приоткрыл дверцу в мир своего искусства. Он рассказал, что для работы берется специальный тип мрамора, у которого есть два слоя. Каждый из них обладает своей плотностью. Верхняя подложка более пористая по сравнению с нижней. За счет обработки верхнего слоя и удается получить эффект воздушной ткани. Особенность используемого материала объясняет и небольшое количество скульптур, выполненных этой техникой. Мало того, что сама по себе она сложная, так еще и подходящий минерал сложно найти.

Лу Ли Ронг, «Девушка с дудочкой»

Традицию великих реалистов от мира скульптуры подхватила современный мастер Лу Ли Ронг. Несмотря на то что Лу закончила китайскую художественную академию, манера исполнения и герои у нее абсолютно европейские. На выставке этого молодого скульптора можно увидеть и невесомые вуали из бронзы, и не уступающие им по легкости одежды со множеством складок, повторяющих изгибы женского тела. Героини Лу застывают в прыжке, повороте или стоят на ветру — их волосы и платья всегда развеваются, их лица всегда эмоциональны, а движения, в которых они застывают, легки и естественны. Если долго смотреть на них, то можно почувствовать движение ветерка на лице и услышать шелест ткани.

Скульптуры Лу Ли Ронг, как и древнегреческие образцы, выполнены в цвете, что делает их более реалистичными, чем работы предшественников. Особенно характерна фигура девушки с дудочкой. Она стоит прямо и задумчиво смотрит в сторону, пока ветер развевает ее нежно-голубое, почти прозрачное платье. В то, что бронзовая красавица носит бронзовое платье, поверить практически невозможно — настолько воздушным и невесомым оно выглядит.

Кто такой Рафаэль Монти?

Именно Рафаэль Монти (1818-1881) может считаться самым известным скульптором XIX века, работавшим с этой техникой. Благодаря ему мы и узнали, как создаются подобные шедевры. Но это знания не сделали технику общедоступной, более того, ценители поняли, насколько тонкая и тяжелая работа проводится мастером.

Появился на свет Монти в Милане. Его отец, Гаэтано Маттео Монти, тоже был скульптором. Именно он и стал первым наставником молодого мастера. Уже в 20 лет Рафаэль Монти получил свою первую золотую медаль на выставке. Вскоре о скульпторе узнали в Венгрии, Австрии и Англии, где он успел с успехом поработать. Именно на Туманном Альбионе и была создана самая знаменитая скульптура мастера – «Весталка». Девушка сидит, поджав под себя ноги и держа в руках чашу со священным огнем.

И снова нельзя не оценить тонкую вуаль, через которую видно лицо девушки. Через складки будто бы проникает свет. Эффект подчеркивает венок из полевых цветов, для контраста неотполированных. В передней части мрамор удивительно чистый, без каких-то дефектов и включений, он раскрывает все благородство и красоту фигуры. Скульптуру приобрел герцог Девоншира еще перед ее показом широкой публике.

А в 1847 году Рафаэль Монти вернулся на Родину, чтобы присоединиться к разгоревшемуся в Италии национал-освободительному движению. Жители полуострова решили объединиться и восстать против иностранного засилия. Сам скульптор вступил в Национальную гвардию и начал воевать против австрийцев, фактически захвативших Ломбардию и Венецию.

Но в 1849 году революция, увы, была подавлена. Опасаясь преследования, скульптор уехал в Англию, где и прожил основную часть своей жизни. Там, на чужбине, и была создана серия скульптур в технике мраморные вуали: Черкес-работорговец, Ева после грехопадения и другие, они и принесли итальянскому мастеру славу и вечную память.

Джованни Бернини, «Похищение Прозерпины»

И начнем мы с безусловного шедевра первой четверти XVII века, скульптуры Джованни Бернини «Похищение Прозерпины». Итальянский мастер воплотил в камне целый сюжет из греческой мифологии. Прозерпина — это римское имя Персефоны, дочери Зевса и Деметры. Юная богиня приглянулась Аиду, и Зевс без согласия Деметры и самой Персефоны отдал дочь в жены подземному королю

На скульптуре как раз изображен момент похищения Прозерпины-Персефоны: Аид привлек ее внимание невероятно красивым цветком, а когда девушка наклонилась, схватил ее и уволок в подземелье. Но у истории более или менее счастливый конец: богиня Деметра в знак вечной тоски по дочери сложила с себя божественные полномочия и подлунный мир остался без урожаев

Зевсу пришлось пойти на компромисс: он заставил брата отпускать Персефону на землю. И с тех пор лишь треть года она проводит с мужем.

Впервые посмотрев на фотографию скульптуры, где герои повернуты в фас, зритель, вероятно, будет недоумевать: что же в них живого? Кожа неестественно бледная, глаза пустые, да и в целом все какое-то плоское. Но посмотрите на скульптуру сбоку, выбрав фотографию с правильным освещением, и все сомнения разрешатся. Фигуры Плутона (Аида) и Прозерпины, устремленные по спирали вверх, как будто и не застывали в своем движении. Зритель видит, как руки Плутона хватают тело Прозерпины и камень под ними мнется, словно живая плоть. Волосы фигур растрепаны легким ветерком, ткань одежды сползает с обнажающихся тел. И кажется, будто мы видели то, что происходило между героями раньше, и сейчас увидим продолжение истории. Сам Бернини говорил, что в этой скульптуре он победил камень. А ведь мастеру было всего 23 года.

Птица в пространстве (1923)

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы

Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)

Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.

Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.

Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.

В чем особенность скульптуры?

Памятник представляет собой футуристическую скульптуру-инсталляцию,

Автор и художник Тамара Квеситадзе воплотила в двух этих фигурах памятник вечной любви, которая не боится предрассудков и прочих социальных преград. Обе скульптуры – Али и Нино – двигаются на встречу друг к другу, соединяясь в единое целое и после опять расходятся в разные стороны.

После этого завораживающего зрелища появляется желание немедленно прочесть роман или посмотреть фильм, посвященный двум влюбленным – Нино и Али. Подобная необычная инсталляция ежедневно привлекает к себе жителей Батуми и гостей города вот уже на протяжении почти 10 лет.

Каждая фигура достигает в высоту почти 7 метров, изначально было решено назвать произведение «Мужчина и женщина».

Шедевры Рафаэля Монти

После Коррадини и Саммартино сложнейшая технология создания каменной «ткани» была забыта почти на век. Только в начале XIX столетия зодчие снова вспомнили о поразительном приёме и попытались приблизиться к мастерам прошлого. Самые достойные из них — это бюст Девы Марии работы Джованни Страцца и «Ребекка под вуалью» авторства Джованни Мария Бенцони. Увы, но других таких работ этих итальянских скульпторов до наших дней не дошло.

Рафаэль Монти

Однако именно XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего мастеров XVIII века и навсегда ставшего образцом для подражания, лучшим в своём жанре. Имя мастера — Рафаэль Монти, итальянец по рождению, он переехал жить и творить в Англии.

Именно ему принадлежит самая невозможная в своём изяществе скульптура жриц-весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. В древнеримской мифологии богиня Веста — покровительница семейных отношений и хранительница священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, прислуживающие в её храме. Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённые головы юных жриц, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого.

Монти не только создал ещё несколько удивительных скульптур под вуалью, но и обнародовал секрет сложнейшей технологии. Для создания каменной ткани, пропускающей свет и внутреннюю «картинку», использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный. Слои разной плотности и филигранная обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя и позволяли добиться такого уникального эффекта. Мастерство скульпторов XVIII–XIX веков было непревзойдённым, ведь всё делалось исключительно вручную, скрупулёзно, миллиметр за миллиметром. Сложность процесса, а также редко встречаемый в природе мрамор с двухслойной структурой и обуславливают небольшое количество этих удивительных скульптур.

Весталки Рафаэля Монти

  • Толстовка названа в честь Льва Николаевича Толстого
  • К Подрику из «Игры престолов» постоянно пристают возрастные женщины
  • «Честь имею» и «зарубить на носу» — история изменивших смысл выражений
  • Русский Робин Гуд: настоящая история легендарного c Василия Чуркина
  • Как жест «коза» стал символом рок-культуры

Как появилась техника мраморной вуали?

Техника эта далеко не новая, появилась еще в Древней Греции. Но на долгие века она была утеряна. Возрождение состоялось лишь в XVIII веке, благодаря скульптору из Неаполя Антонио Коррадини. И первая же его работа в этом жанре стала настоящей сенсацией.

Князь Раймондо никогда не видел свою мать, ведь та скончалась во время родов. В память о давшей ему жизнь женщине вельможа заказал у скульптора надгробный памятник, получивший название «Целомудрие».

Скульптура представляет собой высеченную в камне изображение женщины в полный ее рост. Покрыта она лишь прозрачной вуалью, под которой прекрасно просматриваются все изгибы тела и черты лица. При этом каждая складка ткани смотрится естественно, на своем месте. Работа вошла в число шедевров мирового искусства. Антонио Коррадини взялся за создание второй работы, «Христос под плащаницей». Однако работа прервалась на стадии глиняного макета – смерть забрала талантливого мастера.

Но шедевр все же был закончен. Работу продолжил другой неаполитанский скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» тоже стал шедевром, эта наиболее известная работа мастера.

Надо сказать, что целое столетие никто не смог приблизиться к уровню двух неаполитанских мастеров. И лишь в XIX веке появилась новая плеяда скульпторов, которые смогли работать с этой техникой. Итальянец Джованни Страцца создал бюст Девы Марии. Лицо женщины покрыто мраморной вуалью. Кажется, что стоит только подуть ветру, как складки начнут шевелиться, затрагивая и лицо. Другой скульптор из Италии, Джованни Мария Бенцони, отметился работой «Ребекка под вуалью». Использовалась все та же техника, тонкая и точная. Она позволяет создавать совершенные произведения искусства.

Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913)

Хотя итальянский художник Умберто Боччони и умер в 33 года, на мир искусства он оказал огромное влияние. Помогая формировать эстетику футуристического движения, он интересовался динамизмом формы и деконструированием твердых форм. Его «Уникальные формы непрерывности в пространстве», которые сейчас находятся в нью-йоркском музее современного искусства, являются вершиной его идей.

Это попытка сделать из твёрдого, неподвижного куска бронзы нечто, что течёт в пространстве и времени. Боччони достигает этого путем разбиения поверхностей человеческой фигуры. То есть, он лепит человека в нескольких моментах движения сразу. Скульптура не замораживается в моменте в скульптурной вечности, как более традиционные скульптуры. Вместо этого, она показывает нам, что форма никогда не заморожена, она всегда переходит от одного состояния к другому. Это суть мысли футуризма — весь акцент делается на динамизме, не обращая внимания на неподвижное состояние.

Мыслитель (1880-1882)

Этот шедевр французского скульптора Огюста Родена первоначально назывался «Поэт» и был частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. В «Мыслителя» скульптура была переименована литейщиками, потому что посчитали её похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием. Знаменитая скульптура отливалась несколько раз. Было отлито 28 полных фигур, хотя многие из них были сделаны уже после смерти Родена.

Копии статуи разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены в Стэнфордском университете, у ворот филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета, а также представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

5 скульптур, которые выглядят как живые

Терракотовая армия (конец III века до н.э.)

Терракотовые воины — это коллекция статуй в Сиане, Китай, изображающая армию первого императора династии Цинь — Ши Хуан-ди. Армия состоит из 8000 солдат, 130 колесниц и 670 лошадей. Эти фигуры — невероятный образец погребального искусства, созданный для защиты Императора в загробной жизни. Скульптуры были обнаружены в 1974 году местными крестьянами во время бурения артезианской скважины почти в 1,6 км от гробницы Императора.

Части коллекции часто являются участниками передвижных выставок по всему миру. В 1987 году на 11-й сессии ЮНЕСКО терракотовая армия была включена в список всемирного наследия как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».

В какое время дня лучше фотографировать скульптуру?

В дневное время скульптуры стоят неподвижно. Движение начинается после 19.00 часов. После захода солнца включается подсветка. По мере приближения фигур друг к другу, она постоянно меняет свои цвета, но после их слияния, загорается яркий ало-голубой свет – символ любви двух сердец. Потом фигуры мужчины и женщины расходятся в стороны и огни внутри них опять начинают менять свой окрас. После этого сохраняются два цвета разлуки – синий и красный.

Как правило они всегда заполнены желающими полюбоваться как на сами фигуры Али и Нино, так и на проплывающие мимо яхты и морские заливы.

Любители активного отдыха катаются рядом со скульптурой на роликах и велосипедах. Особо популярно место среди влюбленных пар.

Фотографироваться на фоне памятника можно как в дневное, так и в вечернее время, в любом случае фотографии получатся красивыми и незабываемыми. Днем фигуры выглядят величаво, они неподвижны, семиметровые металлические конструкции грандиозны. Но вечером начинается целое световое шоу, которое можно запечатлеть на фотоснимках.

Произведение «Али и Нино» получило широкую огласку в том числе и благодаря скульптуре в Батуми.

Сейчас роман читают на многих языках мира:

  1. польском;
  2. голландском;
  3. чешском;
  4. итальянском и т.д.

Всего насчитывается 33 языка, на которые оно было переведено. Переиздано произведение было около ста раз. Книга стала основой для написания сценария и постановки спектакля в Бакинском муниципальном театре.

Вот такая трогательная история любви воплощена в двух семиметровых фигурах, которые то движутся навстречу друг другу, то отдаляются, символизируя о неизбежности разлуки.

Где искать жилье?

  • AirBnB — квартиры от 25$. (Есть скидка на первое бронирование)
  • Hotellook — отели и хостелы от 3000 руб.

Рафаэль Монти, «Весталки»

Техника каменной вуали появилась еще в середине XVIII века благодаря работе итальянского скульптора Антонио Коррадини. Накинуть мраморную «ткань» на лицо статуи, чтобы это выглядело естественно, оказалось делом настолько непростым, что уникальная техника почти на столетие оказалась забытой, пока в середине XIX века к ней не обратился соотечественник Коррадини Рафаэль Монти. Он первым и рассказал секрет «прозрачного» камня. Оказывается, великие скульпторы использовали особую двуслойную разновидность мрамора. Нижний слой такого материала выглядит как обыкновенный камень, а вот верхний — гораздо прозрачнее.

Но самое удивительное — то, как мастера обрабатывали этот мрамор. Создание каменной вуали до появления высоких технологий было чрезвычайно тонкой и трудоемкой работой. Прозрачный слой мрамора полировался до тех пор, пока не становился почти невесомым, потом из этого хрупкого материала скульпторы руками высекали вуаль с бесчисленным количеством складок. Яркий пример такой работы — «Весталки» Рафаэля Монти. Скульптор изобразил группу молодых, целомудренных и чрезвычайно почитаемых в Древнем Риме жриц богини Весты. На лицах, скрытых под той самой прозрачной каменной вуалью, застыло выражение скромности и покорности — тех добродетелей, которые весталки должны были хранить всю жизнь. Монти любил изображать юных жриц в своих работах. Среди наиболее известных скульптур мастера есть еще как минимум две весталки.

Огюст Роден, «Данаида»

Один из известнейших скульпторов мира, Огюст Роден не отличается излишней любовью к реализму — все-таки он символист, даже романтик, поэтому наряду с реалистичным образом для него важна и идея, которая далеко не всегда принимает привычные нам формы. Герои мастера зачастую буквально вырастают из необтесанного камня — именно поэтому о Родене говорят, что он превратил скульптуру в поэзию: его персонажи будто борются со своим небытием и побеждают его той экспрессивностью и эмоциональностью, которыми наделяет их автор. Пожалуй, только одну работу Родена при определенных обстоятельствах можно было бы спутать с живым человеком — лежащую на камне юную Данаиду. Великий француз, как и все его коллеги, не мог не восхищаться искусством Древней Греции, и в этой работе он отсылает зрителей к мифу о пятидесяти дочерях короля Даная, которые по приказу отца в первую брачную ночь убили своих мужей, и лишь одна из девушек спасла жизнь супругу. За это преступление боги прокляли Данаид: они будут вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве.

Роден расположил девушку спиной к зрителю — она ничком лежит на камне, показывая соблазнительно живые изгибы своего тела. Спина и руки при правильном освещении выглядят мягкими и упругими — кажется, что, прикоснувшись, почувствуешь под пальцами нежную кожу молодой девушки, а не холод камня. Данаида выбрала явно не самую удобную позу для сна, но вся ее фигура выглядит естественной и до боли знакомой, как будто на этом камне лежит не мраморная героиня древнегреческого мифа, а любимая девушка, которая вот-вот проснется. Лицо спящей не так живо и выразительно, как ее фигура, а волосы и вовсе проработаны весьма условно: спадая с руки девушки, они ложатся на камень и в нем же растворяются, обозначая связь героини с материалом, из которого она вышла.

Давид Донателло (1430-1440)

Почти за 100 лет до Давида Микеланджело итальянский скульптор эпохи Возрождения Донателло создал культовую версию библейского героя. Бронзовый Давид Донателло моложе и задумчивее версии Микеланджело и он только что убил Голиафа. На самом деле Донателло ловко использует голову Голиафа и меч Давида в качестве опор для конструкции. В то время скульптура вызвала скандал, так как Давид абсолютно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком, и сандалий с поножами. Работа считалась настолько натуралистичной, что вызывала беспокойство.

В 1495 году, после изгнания Медичи из Флоренции, статуя была перенесена в Палаццо Веккьо. C 1738 года (некоторые историки называют 1777 год) она находилась в галерее Уффици. В 1865 году был основан Национальный музей Барджелло, и во второй половине XIX века Давид занял место среди его экспонатов.

Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

«Целомудрие» под вуалью

Технология создания невесомой мраморной «ткани» на самом деле была известна и применялась ещё во времена древнегреческих скульпторов. Однако по-настоящему популярной она стала в начале XVIII века благодаря итальянцу Антонио Коррадини. Эффект вуали он впервые применил в скульптуре «Целомудрие» — надгробном памятнике, заказанном мастеру князем Раймондо в честь собственной скончавшейся при родах матери. Каменная женская фигура окутана лёгкой струящейся мраморной тканью, сквозь её складки просвечивают черты лица и тела. Эта работа Коррадини навсегда вошла в историю скульптуры и по праву считается лучшей у мастера, которого зачастую называют родоначальником эффекта мраморной вуали.

Скульптура «Целомудрие»

Антонио Коррадини создал ещё несколько «завуалированных» скульптур и под конец жизни собирался подарить миру ещё более усовершенствованную версию эффекта — в работе «Христос под плащаницей» по заказу всё того же князя Раймондо для неапольской капеллы Сан-Северо. Однако почти в самом начале работы мастер скончался, и его дело продолжил другой талантливый скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» так и осталась лучшей работой этого зодчего, превзойти самого себя позднее он не смог.

Скульптура «Христос под плащаницей»

Собака из воздушных шаров (1994-2000)

Вы можете любить его или ненавидеть, но Джефф Кунс создал одно из самых запоминающихся произведений искусства 20 века. В 2013 году его оранжевая «Собака из воздушных шаров» из нержавеющей стали была продана на аукционе Christie’s за 58,4 миллиона долларов. Это был рекорд продаж для живого скульптора. Эта собака является частью серии работ, в которых нашло отражение его детское увлечение воздушными шарами, из которых можно создавать различные фигуры. Скульптор создал пять собак из блестящей полированной до зеркального блеска стали, покрытой краской разных цветов: синяя, малиновая, жёлтая, оранжевая, красная.

Иосиф Чайков, «Футболисты»

На древнегреческую традицию ориентировался и советский скульптор Иосиф Чайков, проектируя конструктивистский шедевр «Футболисты». Герои Чайкова не отличаются живостью черт, зато как ярко их движение! Трехметровая скульптура весом в тонну держится всего на одной точке опоры, причем смещенной относительно центра, — на пятке вратаря. Скульптор уравновешивал композицию с помощью сложной схемы полых и залитых бронзой частей, и в итоге фигуры футболистов, держащиеся практически на одном честном слове, получились удивительно устойчивыми — не хуже любой твердо стоящей на ногах скульптуры. Эксперты, собравшиеся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, были поражены композиционным решением «Футболистов», и на вопрос: «Как же она стоит?» до сих пор не могут с точностью ответить даже современные специалисты.

«Футболисты» интересны не только с инженерной, но и с художественной точки зрения. Чайков смог, опираясь на античные образцы, создать скульптуру, полностью перекликающуюся с идеалами партии: активный спорт, физическое напряжение, вратарь, бросающийся под ноги врагу, чтобы защитить свои ворота, — все вполне в коммунистическом духе. Но от хрупкого равновесия отчаянно борющихся героев веет скорой войной и гибелью.

Смещенная точка опоры — основная задача Чайкова, заигрывающего с новыми авангардными течениями. Но в отличие от некоторых прославленных русских художников скульптор не ударяется в абстракцию — его конструктивизм получился реалистичным, его кубизм понравился простым людям. И еще неясно, какая загадка интереснее: загадка «Черного квадрата» или загадка инженерного замысла, который уже 80 лет удерживает бронзовые фигуры весом в тысячу килограммов на одной пятке.

История статуи любви мужчины и женщины

Фундамент для шедевра был изготовлен в 2007 году под руководством компании Tamara Studio,

Тамара Квеситадзе задумала создать памятник после прочтения романа «Али и Нино». Он был написан в 1937 году, его автор доподлинно неизвестен, лишь имя Курбан Саид подписано под произведением, но это всего лишь псевдоним. Его настоящее имя так и осталось тайной.

В романе описываются чувства двух молодых людей – азербайджанского юноши, чьей религией был ислам, и грузинской девушки, христианки по вероисповеданию. Их отношения складывались на фоне Первой Мировой Войны, революции, гражданской войны, и становления Азербайджанской Советской Республики.

В произведении описывается любовь Али и Нино, простого азербайджанского юноши и грузинской принцессы, трудности того времени, давление общества, противоречия двух религий, социального происхождения. В итоге молодые люди были разлучены.

Главный герой погибает, а его жена Нино с дочерью исчезают. Большая часть событий в книге посвящена Баку, однако сюжеты охватывают и другие территории – Дагестан, Азербайджан, Иран, Грузию, где описываются в том числе и красоты природы этих местностей.

В 2011 году было решено переименовать скульптуру из «Мужчины и Женщины» в «Али и Нино». Сама Тамара Квеситадзе родилась в Тбилиси, по профессии она архитектор, в настоящее время проживает в США. Побывав в Италии и вдохновившись этой страной, Тамара Квеситадзе стала создавать кукол, которые могут двигаться.

Как создается мраморная вуаль?

Эта техника крайне сложная, что и неудивительно. Даже беглый взгляд на работы вызывает недоумение – как это было сделано? А уж пристальный осмотр только усиливает восхищение. Работы создаются исключительно вручную, обычно для изготовления скульптур используется цельный кусок мрамора. Автоматизированным системам мастера не доверяют хрупкий материал. Современные технологии способны на многое, но новые работы даже по уровню восприятия не могут сравниться с теми шедеврами, которые люди творили фактически вручную столетия назад.

Основной вопрос, который мучает зрителей – как же удалось скульпторам передать всю невесомость тонкой воздушной ткани, передать все ее складки и при этом не потерять под ними внешности человека и черты его тела? Над секретами техники бились как искусствоведы, так и ученые. Рафаэль Монти, один из прижизненных классиков этого жанра, давно уже приоткрыл дверцу в мир своего искусства. Он рассказал, что для работы берется специальный тип мрамора, у которого есть два слоя. Каждый из них обладает своей плотностью. Верхняя подложка более пористая по сравнению с нижней. За счет обработки верхнего слоя и удается получить эффект воздушной ткани. Особенность используемого материала объясняет и небольшое количество скульптур, выполненных этой техникой. Мало того, что сама по себе она сложная, так еще и подходящий минерал сложно найти.

Лу Ли Ронг, «Девушка с дудочкой»

Традицию великих реалистов от мира скульптуры подхватила современный мастер Лу Ли Ронг. Несмотря на то что Лу закончила китайскую художественную академию, манера исполнения и герои у нее абсолютно европейские. На выставке этого молодого скульптора можно увидеть и невесомые вуали из бронзы, и не уступающие им по легкости одежды со множеством складок, повторяющих изгибы женского тела. Героини Лу застывают в прыжке, повороте или стоят на ветру — их волосы и платья всегда развеваются, их лица всегда эмоциональны, а движения, в которых они застывают, легки и естественны. Если долго смотреть на них, то можно почувствовать движение ветерка на лице и услышать шелест ткани.

Скульптуры Лу Ли Ронг, как и древнегреческие образцы, выполнены в цвете, что делает их более реалистичными, чем работы предшественников. Особенно характерна фигура девушки с дудочкой. Она стоит прямо и задумчиво смотрит в сторону, пока ветер развевает ее нежно-голубое, почти прозрачное платье. В то, что бронзовая красавица носит бронзовое платье, поверить практически невозможно — настолько воздушным и невесомым оно выглядит.

Кто такой Рафаэль Монти?

Именно Рафаэль Монти (1818-1881) может считаться самым известным скульптором XIX века, работавшим с этой техникой. Благодаря ему мы и узнали, как создаются подобные шедевры. Но это знания не сделали технику общедоступной, более того, ценители поняли, насколько тонкая и тяжелая работа проводится мастером.

Появился на свет Монти в Милане. Его отец, Гаэтано Маттео Монти, тоже был скульптором. Именно он и стал первым наставником молодого мастера. Уже в 20 лет Рафаэль Монти получил свою первую золотую медаль на выставке. Вскоре о скульпторе узнали в Венгрии, Австрии и Англии, где он успел с успехом поработать. Именно на Туманном Альбионе и была создана самая знаменитая скульптура мастера – «Весталка». Девушка сидит, поджав под себя ноги и держа в руках чашу со священным огнем.

И снова нельзя не оценить тонкую вуаль, через которую видно лицо девушки. Через складки будто бы проникает свет. Эффект подчеркивает венок из полевых цветов, для контраста неотполированных. В передней части мрамор удивительно чистый, без каких-то дефектов и включений, он раскрывает все благородство и красоту фигуры. Скульптуру приобрел герцог Девоншира еще перед ее показом широкой публике.

А в 1847 году Рафаэль Монти вернулся на Родину, чтобы присоединиться к разгоревшемуся в Италии национал-освободительному движению. Жители полуострова решили объединиться и восстать против иностранного засилия. Сам скульптор вступил в Национальную гвардию и начал воевать против австрийцев, фактически захвативших Ломбардию и Венецию.

Но в 1849 году революция, увы, была подавлена. Опасаясь преследования, скульптор уехал в Англию, где и прожил основную часть своей жизни. Там, на чужбине, и была создана серия скульптур в технике мраморные вуали: Черкес-работорговец, Ева после грехопадения и другие, они и принесли итальянскому мастеру славу и вечную память.

Джованни Бернини, «Похищение Прозерпины»

И начнем мы с безусловного шедевра первой четверти XVII века, скульптуры Джованни Бернини «Похищение Прозерпины». Итальянский мастер воплотил в камне целый сюжет из греческой мифологии. Прозерпина — это римское имя Персефоны, дочери Зевса и Деметры. Юная богиня приглянулась Аиду, и Зевс без согласия Деметры и самой Персефоны отдал дочь в жены подземному королю

На скульптуре как раз изображен момент похищения Прозерпины-Персефоны: Аид привлек ее внимание невероятно красивым цветком, а когда девушка наклонилась, схватил ее и уволок в подземелье. Но у истории более или менее счастливый конец: богиня Деметра в знак вечной тоски по дочери сложила с себя божественные полномочия и подлунный мир остался без урожаев

Зевсу пришлось пойти на компромисс: он заставил брата отпускать Персефону на землю. И с тех пор лишь треть года она проводит с мужем.

Впервые посмотрев на фотографию скульптуры, где герои повернуты в фас, зритель, вероятно, будет недоумевать: что же в них живого? Кожа неестественно бледная, глаза пустые, да и в целом все какое-то плоское. Но посмотрите на скульптуру сбоку, выбрав фотографию с правильным освещением, и все сомнения разрешатся. Фигуры Плутона (Аида) и Прозерпины, устремленные по спирали вверх, как будто и не застывали в своем движении. Зритель видит, как руки Плутона хватают тело Прозерпины и камень под ними мнется, словно живая плоть. Волосы фигур растрепаны легким ветерком, ткань одежды сползает с обнажающихся тел. И кажется, будто мы видели то, что происходило между героями раньше, и сейчас увидим продолжение истории. Сам Бернини говорил, что в этой скульптуре он победил камень. А ведь мастеру было всего 23 года.

Птица в пространстве (1923)

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы

Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)

Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.

Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.

Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.

В чем особенность скульптуры?

Памятник представляет собой футуристическую скульптуру-инсталляцию,

Автор и художник Тамара Квеситадзе воплотила в двух этих фигурах памятник вечной любви, которая не боится предрассудков и прочих социальных преград. Обе скульптуры – Али и Нино – двигаются на встречу друг к другу, соединяясь в единое целое и после опять расходятся в разные стороны.

После этого завораживающего зрелища появляется желание немедленно прочесть роман или посмотреть фильм, посвященный двум влюбленным – Нино и Али. Подобная необычная инсталляция ежедневно привлекает к себе жителей Батуми и гостей города вот уже на протяжении почти 10 лет.

Каждая фигура достигает в высоту почти 7 метров, изначально было решено назвать произведение «Мужчина и женщина».

Шедевры Рафаэля Монти

После Коррадини и Саммартино сложнейшая технология создания каменной «ткани» была забыта почти на век. Только в начале XIX столетия зодчие снова вспомнили о поразительном приёме и попытались приблизиться к мастерам прошлого. Самые достойные из них — это бюст Девы Марии работы Джованни Страцца и «Ребекка под вуалью» авторства Джованни Мария Бенцони. Увы, но других таких работ этих итальянских скульпторов до наших дней не дошло.

Рафаэль Монти

Однако именно XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего мастеров XVIII века и навсегда ставшего образцом для подражания, лучшим в своём жанре. Имя мастера — Рафаэль Монти, итальянец по рождению, он переехал жить и творить в Англии.

Именно ему принадлежит самая невозможная в своём изяществе скульптура жриц-весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. В древнеримской мифологии богиня Веста — покровительница семейных отношений и хранительница священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, прислуживающие в её храме. Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённые головы юных жриц, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого.

Монти не только создал ещё несколько удивительных скульптур под вуалью, но и обнародовал секрет сложнейшей технологии. Для создания каменной ткани, пропускающей свет и внутреннюю «картинку», использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный. Слои разной плотности и филигранная обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя и позволяли добиться такого уникального эффекта. Мастерство скульпторов XVIII–XIX веков было непревзойдённым, ведь всё делалось исключительно вручную, скрупулёзно, миллиметр за миллиметром. Сложность процесса, а также редко встречаемый в природе мрамор с двухслойной структурой и обуславливают небольшое количество этих удивительных скульптур.

Весталки Рафаэля Монти

  • Толстовка названа в честь Льва Николаевича Толстого
  • К Подрику из «Игры престолов» постоянно пристают возрастные женщины
  • «Честь имею» и «зарубить на носу» — история изменивших смысл выражений
  • Русский Робин Гуд: настоящая история легендарного c Василия Чуркина
  • Как жест «коза» стал символом рок-культуры

Как появилась техника мраморной вуали?

Техника эта далеко не новая, появилась еще в Древней Греции. Но на долгие века она была утеряна. Возрождение состоялось лишь в XVIII веке, благодаря скульптору из Неаполя Антонио Коррадини. И первая же его работа в этом жанре стала настоящей сенсацией.

Князь Раймондо никогда не видел свою мать, ведь та скончалась во время родов. В память о давшей ему жизнь женщине вельможа заказал у скульптора надгробный памятник, получивший название «Целомудрие».

Скульптура представляет собой высеченную в камне изображение женщины в полный ее рост. Покрыта она лишь прозрачной вуалью, под которой прекрасно просматриваются все изгибы тела и черты лица. При этом каждая складка ткани смотрится естественно, на своем месте. Работа вошла в число шедевров мирового искусства. Антонио Коррадини взялся за создание второй работы, «Христос под плащаницей». Однако работа прервалась на стадии глиняного макета – смерть забрала талантливого мастера.

Но шедевр все же был закончен. Работу продолжил другой неаполитанский скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» тоже стал шедевром, эта наиболее известная работа мастера.

Надо сказать, что целое столетие никто не смог приблизиться к уровню двух неаполитанских мастеров. И лишь в XIX веке появилась новая плеяда скульпторов, которые смогли работать с этой техникой. Итальянец Джованни Страцца создал бюст Девы Марии. Лицо женщины покрыто мраморной вуалью. Кажется, что стоит только подуть ветру, как складки начнут шевелиться, затрагивая и лицо. Другой скульптор из Италии, Джованни Мария Бенцони, отметился работой «Ребекка под вуалью». Использовалась все та же техника, тонкая и точная. Она позволяет создавать совершенные произведения искусства.

Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913)

Хотя итальянский художник Умберто Боччони и умер в 33 года, на мир искусства он оказал огромное влияние. Помогая формировать эстетику футуристического движения, он интересовался динамизмом формы и деконструированием твердых форм. Его «Уникальные формы непрерывности в пространстве», которые сейчас находятся в нью-йоркском музее современного искусства, являются вершиной его идей.

Это попытка сделать из твёрдого, неподвижного куска бронзы нечто, что течёт в пространстве и времени. Боччони достигает этого путем разбиения поверхностей человеческой фигуры. То есть, он лепит человека в нескольких моментах движения сразу. Скульптура не замораживается в моменте в скульптурной вечности, как более традиционные скульптуры. Вместо этого, она показывает нам, что форма никогда не заморожена, она всегда переходит от одного состояния к другому. Это суть мысли футуризма — весь акцент делается на динамизме, не обращая внимания на неподвижное состояние.

Мыслитель (1880-1882)

Этот шедевр французского скульптора Огюста Родена первоначально назывался «Поэт» и был частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. В «Мыслителя» скульптура была переименована литейщиками, потому что посчитали её похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием. Знаменитая скульптура отливалась несколько раз. Было отлито 28 полных фигур, хотя многие из них были сделаны уже после смерти Родена.

Копии статуи разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены в Стэнфордском университете, у ворот филадельфийского музея Родена, у ворот Колумбийского университета, а также представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий