Женщины в древней спарте

Женский гомоэротизм в Спарте

Алкман , цитата Сандры Берингер

« ПартенеяАлкмана , или «Девичья песня», была одним из первых обнаруженных документов, выражающих гомоэротические чувства между женщинами. Это исполнялось в виде хоровых гимнов молодыми женщинами Спарты, и, вероятно, это произведение было заказано государством для публичного исполнения.

В стихотворении Алкмана есть стих, в котором младшие девушки из хора восхищаются своими старшими лидерами хора, которые вызывают восхищение, а также вдохновляют эти эротические чувства. Женщины описывают, как эрос (сексуальное желание) их хоровых лидеров завладел их телами.

Положение женщин в Афинах против Спарты

Женщины в Афинах были отодвинуты на второй план, за исключением их участия в определенных религиозных праздниках и ритуалах. Афинская девушка была воспитана так, чтобы научиться ткать от своей матери и заботиться о детях и доме. Одна из наиболее красноречивых подробностей, касающихся статуса женщин в Афинах и Спарте, отмечена учёным Полом Картледж:

Наследниц в Спарте, то есть дочерей без законных братьев по отцовской линии, называли patrouchoi, что буквально означает «обладательницы вотчины», тогда как в Афинах их называли epikleroi, что означает «на (то есть идущих с) kleros (надел, лот, часть)». То есть афинские эпиклерои служили лишь средством передачи отцовского наследства следующему наследнику мужского пола и владельцу, то есть их старшему сыну, внуку отца, тогда как спартанские патруши наследовали по своему праву.

Благодаря связям с мужчинами, не являющимися мужьями, спартанские женщины также могли получить контроль над более чем одним домом и прилегающими землями, и многие из них стали богатыми землевладельцами. В Спарте было значительное число вдов, потерявших мужей и сыновей в войнах, но никогда не беспокоившихся о выживании, потому что они владели землёй и знали, как сделать её прибыльной.

Хотя некоторые афинские женщины упоминаются как купцы, гончары или занимающиеся другими профессиями, они обычно были изолированы от мужчин (возможно, даже дома) и не имели юридической защиты в судах, ограниченной экономической власти и политического голоса. Женщины-спартанки обладали всеми этими правами и с детства воспитывались с пониманием того, что они должны вносить такой же вклад в государство, как и мужчины.

Комментарии

Я оформлю это произведение отдельной книгой, а то слишком большое получилось. 23 части как раз на книгу тянет.Почему ушли с фикбуков, можно полюбопытствовать?

02.02.2023
Jaaj.Club

Заманчивый обзор. Надо будет глянуть на выходных.

01.02.2023
Jaaj.Club

Я буду помнить тебя, умираяИ буду имя твоё вспоминать.Ты подарил мне ключи от рая.Теперь не страшно туда улетать.К тебе приду и возьму твои руки.Ты не пугайся, лишь гляну в глаза.И посижу в мгновенье разлуки.И торопливо покатит слеза.Нашли друг друга в целой вселенной,Но не смогли судьбы соединить.Твоей была б я рабынею пленной.Теперь и эта разорвана нить.Тебе хочу пожелать на дорожку,Чтоб жизнь любил, её не отпускал.С тобою нам не хватило немножко.Никто не знал, какой будет финал.

31.01.2023
Элеонора Исаева

Монументально!

28.01.2023
Jaaj.Club

Удалил её. Как дойдёт повествование до 9 главы, просто снова опубликуйте.

26.01.2023
Jaaj.Club

Религия

В древней Спарте культы женщин отражали акцент спартанского общества на роли женщин как рожениц и воспитателей. Следовательно, культы были сосредоточены на плодородии, женском здоровье и красоте. Культ Эйлитии , богини деторождения, был важным культом для спартанских женщин. Также важным был культ Елены , со многими предметами, используемыми женщинами, например, зеркалами, подводками для глаз, гребнями и флаконами для духов, посвященными ее культовым местам. А также два основных культовых объекта, храм Елены был расположен в центре Спарты, и многие стелы с ее изображением были вырезаны и выставлены по всему городу. Циниска, первая женщина, одержавшая олимпийскую победу, также имела культ в Спарте , «единственная женщина в истории» , которая была отмечена таким образом.

Плутарх пишет в своей «Жизни Ликурга », что только мужчины, которые погибли в бою, и женщины, которые умерли, занимая религиозную должность, должны иметь свое имя, написанное на их надгробии. Это согласовывалось бы со спартанской репутацией благочестия, хотя один перевод (Латте) исправил рукопись, чтобы вместо этого читать, что женщины, умершие при родах , назвали бы мемориалы, чтение, которое стало популярным среди многих ученых. Однако этой поправке не хватало археологических, литературных или эпиграфических свидетельств, подтверждающих ее, тогда как две сохранившиеся надгробные надписи спартанских женщин подтверждают первоначальное утверждение Плутарха о том, что эти почести распространялись только на тех женщин, которые умерли, занимая религиозную должность. Спартанское общество было рабски построено вокруг обязанности всех граждан вносить свой вклад в государство, и отказ от этого не вызывал одобрения. Грубо говоря, спартанских женщин, умерших при родах, можно было рассматривать как не внесших никакого вклада в государство в своих попытках, и поэтому им не был предоставлен какой-либо особый статус в связи с их смертью

Однако Спарта уделяла особое внимание религии, возможно, больше, чем любой другой греческий город-государство, и поэтому именно женщины, умершие на службе государству, поклоняясь божествам Спарты, были удостоены надгробий с надписями

Спартанские девушки

О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.

С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.

В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Остроумие

В дополнение к силе и доблести в бою, в Спарте высоко ценили краткость и остроумие. 

Даже сегодня мы используем фразы “лаконичный ум” или “лаконичная мысль”. Слово “лаконичный” происходит из слова “Лакония” – регион, где находилась Древняя Спарта. 

Если вы смотрели фильм Снайдера, то слышали некоторые примеры лаконичного остроумия. Например, когда персидский царь сказал, что он закроет стрелами Солнце, царь Леонид ответил: “Тогда мы будем сражаться в тени.”

Пожалуй, самый брутальный случай произошел, когда Король Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) развернул огромную кампанию с целью покорить Грецию. Чтобы подчинить спартанцев, он прислал им сообщение: “Если я приведу свою армию в ваши земли, я уничтожу ваши фермы, убью ваших людей и сожгу ваш город”. Спартанцы ответили одним словом: “Если”.

Конечно, такой хардкор – это круто, но дело в том, что в Спарте лаконичность и остроумие отчаянно тренировались с ранних лет. Детям задавали вопросы, и если ответы не устраивали наставников, детей наказывали.

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап

Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших

Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.

    Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.

  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.

Обязанности, права и одежда женщин

Права женщин были напрямую связаны с их обязанностями. Поскольку мужчины так часто отсутствовали на войне, женщина-спартанка должна была управлять домом, фермой или поместьем самостоятельно. Их главной обязанностью было родить сыновей, которые принесут честь семье и государству благодаря храбрости в бою, и женщины должны были поддерживать своё здоровье и физическую форму в первую очередь для этой цели. Ежедневные дела, которые считались «женской работой» – особенно ткачество, уборка дома и воспитание детей – выполнялись женщинами-илотами. Илоты были классом людей, покорённых спартанцами, которые не были рабами, но и не считались равными. Некоторые учёные утверждали, что спартанские матери даже не кормили грудью своих детей, поскольку для этого у них были кормилицы илоты.

Спартанские женщины сосредоточились на финансах, сельском хозяйстве и эффективной работе дома. Женщина-глава дома оставляла за собой последнее слово при принятии любых решений и обеспечивала бесперебойную работу фермы и дома. Они также должны были участвовать в религиозных ритуалах в честь богов государства, чтобы эти боги отвечали взаимностью дарами военных побед и обильных урожаев. Существовал также ряд культов, которым женщины посвящали себя в отношении плодородия (например, Культ Артемиды-Eileithyia-Orthia) или женской силы, как в случае культа Киниски, первой женщины, выигравшей Олимпийские игры, тренируя своих собственных лошадей.

Спартанская женская одежда отражала ценность аскетизма, характерную для этой культуры. Обычно они носили пеплос, длинное платье, подпоясанное на талии и подтянутое до колен или выше. Незамужние женщины носили длинные волосы, а замужние, как уже отмечалось, коротко остриженные и иногда прикрытые вуалью, падающей на лицо.

Хотя Ликург объявил серебро и золото вне закона, потому что они вели к алчности и преступлениям (заменяя золото и серебро железом), этот закон позже была внесена поправка на производство ювелирных изделий, и женщины носили золотые и серебряные браслеты и ожерелья. Они также пользовались косметикой, которую Ликург также запретил как поощрение тщеславия, и пользовались духами. Однако к показухе относились неодобрительно, поскольку равенство было центральной культурной ценностью, и поэтому спартанские женщины более или менее походили друг на друга с точки зрения богатства в своём социальном классе.

Спарта отличалась от большинства греческих городов-государств не только строгим военизированным политическим и общественным устройством, но и тем, что ее женщины занимали значимое положение в обществе.

Несмотря на то, что древнегреческие полисы считаются родоначальниками и оплотами демократического устройства общества, на положении женщин это обстоятельство практически не сказывалось. В большинстве городов-государств они не считались гражданами, по положению относились к движимому имуществу сначала отца, а потом мужа, и почти постоянно за исключением выходов на религиозные празднества были заперты в гинекеях – специально отведенной для женщин половине дома.

Спарта отличалась от большинства греческих городов-государств не только строгим военизированным политическим и общественным устройством, но и тем, что ее женщины занимали значимое положение в обществе.

Детство и юность спартанок

Главной задачей спартанцев в отношении подрастающего поколения было вырастить физически развитых, крепких воинов и женщин, способных родить и воспитать столь же здоровых детей. По этой причине с самого детства девочек вместе с мальчиками приобщали к занятиям физической культурой. Причем они состязались друг с другом в таких дисциплинах как метание копья, диска, бег, борьба и др. Юноши при этом выступали обнаженными, а для девушек допускалось наличие короткой туники, но и это правило соблюдалось не всегда.

На ритуальных шествиях, сопровождавшихся соревнованиями, танцами и песнями, молодые парни и девушки также выступали нагими. Столь свободные нравы на контрасте со строгими правилами для женщин в других полисах, включая оплот демократии Афины, породили миф о том, что спартанки сплошь распущенные женщины. Впрочем, ученые мужи вроде Плутарха все же делали поправку на особенности жизненного уклада спартанцев.

По достижении семилетнего возраста все мальчики отправлялись на обучение в военизированные лагеря – агоги. Девочки же продолжали обучаться, но не только ведению домашнего хозяйства, но и наукам и искусствам. Таким образом, к наступлению брачного возраста (а он в Спарте был на минуточку около 18 лет – невероятно поздно по меркам древнего мира) спартанские девушки были грамотными и самостоятельными. Причем, часто они самостоятельно выбирали себе мужей, и сами решали, когда вступить в брак.

Женщина глава семьи

Поскольку спартанские воины практически постоянно находились в походах или военных лагерях, общественной жизнью Спарты управляли женщины. Они по закону могли иметь собственное имущество, управляли финансами семей, вели торговлю, могли по собственному желанию развестись с мужем и забрать положенную часть принадлежащего совместного состояния.

Домашним хозяйством в привычном для женщин других греческих городов смысле гражданки Спарты практически не занимались, передоверяя черную работу рабыням из илотов. Даже по возвращении мужей из походов уклад жизни спартанских женщин принципиально не менялся, а на недовольство мужа поведением жены спартанка могла бесстрашно парировать.

История сохранила показательный в этом отношении диалог афинянки со спартанской царицей Горго. Когда афинянка сказала, что только спартанки могут делать со своими мужьями, что пожелают, Горго ответила, что только спартанки и способны рождать истинных мужей.

Столь нетипичное для Древнего мира положение женщин в Спарте было целиком обусловлено практическими соображениями. Социальное устройство, полностью ориентированное на военное дело, и подготовку воинов не позволяло удалить без малого половину населения из общественной жизни, что и сказалось и на семейном укладе, и роли женщин, которые в Спарте воспринимались, как полноценные люди.

Опубликовано:
Эльза Рингхофен

Жизнь спартанца

В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.

Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.

Образ жизни спартанцев:

  • жизнь как в военном лагере;
  • постоянные военные действия или подготовка к ним;
  • дети не принадлежали своим родителям;
  • полная изоляция от мира;
  • незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.

Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.

Золотая лихорадка

Основной соавтор
Auster

Золото – это уникальный драгоценный металл с богатой историей. В книге «Золотая лихорадка» собраны статьи, которые могут рассказать о его прошлом, настоящем и спрогнозировать будущее. Знание о золоте помогут не только расширить свой кругозор, но и сделать правильные инвестиции и свои выводы о том, что является основой денежных отношений по всему миру.

В мировой истории можно проследить огромное количество разнообразных ярких и значимых событий, связанных с золотом. Его извлечение из недр земли – это удел крупных компаний. Но пару столетий назад основными добытчиками были обычные люди.

Погрузитесь в золотой мир сокровищ и тайн с помощью книги «Золотая лихорадка».

Источники

Спарта — одно из всего лишь трех государств Древней Греции, наряду с Афинами и Гортином , о которых сохранились какие-либо подробные сведения о роли женщин. Эти свидетельства в основном относятся к классическому периоду и позже, но многие из известных нам законов и обычаев, вероятно, восходят к архаическому периоду . Самые ранние свидетельства о жизни спартанских женщин происходят из архаической греческой поэзии, такой как partheneia («девичьи песни») Алкмана , лидийского поэта, который жил и работал в Спарте в седьмом веке до нашей эры. Однако литературные источники, которые дают нам больше всего информации о жизни женщин в Спарте, более поздние и написаны исключительно неспартанцами.

Конституция лакедемонян » Ксенофонта — еще один важный источник по истории Спарты. Он родился в Афинах, но работал наемником в Спарте. В его литературных работах обсуждались многие подробности о спартанских обычаях и обычаях. Жизнь Ликурга » Плутарха также является важным источником информации о спартанской истории, особенно о Ликурге . Он описал брачный ритуал спартанцев и евгеническую политику, которую Ликург провозгласил в Конституции Спарты .. Считалось, что эта политика приведет к рождению самых сильных детей, и поэтому считалось, что они усилят спартанскую армию. Нелитературные источники, включая археологию и древнее искусство, ограничены.

Аристотель был афинским гражданином, который видел падение Спарты еще при жизни. Он написал « Политику» , которая является основным сохранившимся до наших дней источником о Спарте, и Конституцию Спарты , которая была утеряна. Аристотель критиковал спартанское государство в первую очередь за власть, которой обладали их женщины, в том числе за то, как они владели собственностью, и за их власть над мужчинами.

Детство и образование девочек

Реформы Ликурга охватывали все сферы жизни спартанцев от валюты до владения землёй и ведения войны, а также сферы, которые можно было считать частными делами граждан, такими как питание, брак и воспитание детей. Спартанские мужчины и женщины должны были есть вместе в столовых, мужчины отдельно от женщин, а дети обоих полов должны были воспитываться физически здоровыми и образованными.

Молодые спартанки. Упражнения. Дега

Фото: www.worldhistory.org

Мальчиков воспитывали отцы до семи лет, потом их забирали жить сообща с другими людьми и начинали жизнь в агоге — спартанской образовательной программе, обязательной для всех мужчин, в которой особое внимание уделялось военной подготовке. Спартанские девочки оставались под опекой своих матерей, но должны были участвовать в тех же физических упражнениях, что и мальчики, в которых все участники были обнажены, а также посещать фестивали и религиозные ритуалы, где мужчины и женщины вносили свой вклад в это событие.

Образование для девочек также включало пение, игру на музыкальном инструменте, танцы и сочинение стихов, все из которых подпадали под общий термин mousike (“музыка”), который, как считалось, обогащал и облагораживал характер. Лирическая поэзия в стиле Сафо Лесбосской (620-570 до н.э.) и поэт Алкман (600 до н.э.) был жанром, преподаваемым девушкам, и стилем, в котором в основном (или, возможно, только) сочиняли греческие женщины. Учёный Джейн Макинтош Снайдер комментирует:

Все писали главным образом в том же жанре, который уже был признан подходящим для женщин репутацией их предшественника Сафо, а именно в лирической поэзии…Но в то время как поэзия Сафо, по–видимому, предназначалась в основном для сольных выступлений (то есть для одной певицы в сопровождении лиры), некоторые из этих новых писателей отважились – если судить по используемым ими метрам — написать тексты, предназначенные для хорового исполнения группой певцов, часто, возможно, в связи с местным религиозным праздником, связанный с сельскохозяйственным календарём или как часть какой-либо другой городской церемонии.

Эта же парадигма применима к Спарте, где все девушки собирались в хоры и соревновались за призы. Иногда эти соревнования были частью религиозных праздников, но также, по-видимому, были включены в мероприятия в честь человека, такие как пение дифирамбов данному политику или, наоборот, высмеивание кого-то, как в издевательствах над мужчинами определенного возраста, которые ещё не женились, поощряя приверженность социальным традициям. Хоры также исполнялись при посвящении храмов или посадке урожая.

Эти хоры породили жанр греческой поэзии, известный как парфенейон (“девичья песня”), задуманный лирическим поэтом Алкманом, который либо был спартанцем, либо прожил большую часть своей жизни в Спарте. “Дева”, на которую ссылались, была богиней Ортеей, другим именем Артемиды, но также относилась к самим певцам и объектам их привязанности, другим девушкам. Сохранившиеся фрагменты девичьих песен ясно показывают, что некоторые из них были составлены женщинами в похвалу другим женщинам, предполагающим романтические и эротические отношения.

Спартанский социализм

Ради поддержания единства гражданского коллектива и исключения раскольнических настроений в Спарте активно внедрялась идеология мужского и военного братства.

По словам Плутарха, Ликург «приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить врозь, но, подобно пчелам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе».

Всякое покушение на принципы спартанского коллективизма пресекалось «сознательными» спартанцами, активистами, блюстителями чистоты спартанской жизни. Лучшим способом утверждения государственной идеологии и пресечения любых попыток быть непохожим на других представлялось резкое сокращение сферы частной жизни. Семья и дом должны были отойти для человека на задний план и не входить в противоречие с духом коллективизма.

Ничто из того, что происходило в Спарте, не подлежало разглашению — на эту «засекреченность» спартанского государства указывает Фукидид. Для существования спартанского государства было характерно желание отгородиться от всего мира, отделить себя глухой стеной культурной и хозяйственной самоизоляции.

Ощущение жизни в «осажденном лагере» неизбежно выливалось в чувство собственного превосходства, тогда как «потусторонний» мир воспринимался как потенциальный источник «тлетворного влияния», распущенности.

Афоризмы Спартанцев

Трудно быть одновременно и милосердным и рассудительным.Жители Малой Азии – никуда не годные свободные граждане, но как рабы они превосходны.Храбрость не имеет ценности, если с ней не сочетается справедливость; но если бы все были справедливыми, не было бы нужды в храбрости.Получив в Олимпии нужный оракул от Зевса, он по приказу эфоров должен был обратиться с тем же вопросом и к пифийскому оракулу; и он послал в Дельфы спросить так: «Подтверждает ли Феб слова отца своего?»Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.Когда некий врач предписал ему тщательно разработанный курс лечения, выполнять который было очень трудно, царь воскликнул: «Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого».Агесилай особенно любил детей: дома, играя с маленькими в лошадки, он скакал на палочке. Когда за этим занятием его застал один из друзей, царь попросил его не рассказывать об этом никому, пока сам не станет отцом.В битве при Левктре многие спартанцы побежали с поля битвы и, согласно закону, подлежали за это лишению гражданской чести (атимии)

Однако эфоры, видя, что город таким образом в момент крайней нужды в воинах потеряет своих мужчин, не знали, как избегнуть атимии и вместе с тем соблюсти законы. Тогда законодателем избрали Агесилая. Придя на площадь народного собрания, он сказал: «Я не согласился бы стать законодателем, чтобы вводить новые законы; и в нынешние я не стану вносить ни сокращений, ни изменений. Наши нынешние законы хороши и должны сохраняться во всей силе… начиная с завтрашнего дня».

Отношения между мужчинами

Древняя Спарта известна культом взаимоотношений между юношами и стариками-мужчинами. Суть этих отношений трудно уловить, она почти наверняка изменялась со временем. 

Например, Плутарх пишет, что когда мальчики достигали половой зрелости, они хотели привлечь внимание “солидных мужчин”, а “старики” часто наблюдали, как юные солдаты тренировали свои тела и умы. 

Пожилые мужчины воспитывали и исправляли молодежь, но в этих отношениях точно был физический аспект, так как Плутарх и римский писатель Аппиан, часто использовали такие слова, как “любовник” и “возлюбленный”, описывая их.

Предполагается, что для спартанцев, целью таких отношений был переход силы и мужества от опытного партнера к более молодому. 

Морально-волевые качества спартанок

Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.

Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.

Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.

Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.

2

Poop

1

Heart

1

Wow

1

Sad

1

Angry

Haha

Love

Yay

Заключение

Вопреки утверждению Аристотеля, спартанские женщины не имели никакого отношения к упадку города-государства. Спарта была на пике своего могущества, даже после десятилетий войн, когда бросила вызов силе Фив. В битве при Левктре в 371 году до нашей эры Спарта была разбита фиванской армией под командованием Эпаминонда (420-362 годы до нашей эры), силой, включавшей Священный отряд Фив – отряд из 150 однополых мужских пар — под командованием блестящего вождя Пелопида. Эпаминонд и Пелопидас нанесли тяжёлые потери спартанцам, которые потеряли 400 из своих 700 гоплитов.

Спартанские воины. Фото: www.worldhistory.org

До Левктра, Спарта казалась непобедимой, и поэтому греческие писатели, до и после Аристотеля, должны были найти какую-то причину своего поражения, кроме очевидного – что Эпаминонд и Пелопидас перехитрили и Клеомброта — потому что это было как-то просто неприемлемо.

Картледж комментирует:

То, чего подсознательно, а иногда и сознательно боялись Аристотель и другие традиционно мыслящие не спартанские мужчины, было женской силой. Одним из проявлений этого греческого мужского страха было изобретение мифической расы амазонок, но, по крайней мере, амазонки имели приличие жить отдельно от мужчин, в то время как спартанские женщины, очевидно, осуществляли свою власть в самом сердце общины. Охваченные таким страхом, мужские источники часто искажали факты о спартанских женщинах, к которым у них был доступ, обычно в лучшем случае из вторых рук.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий