Ян вермеер. в чем уникальность художника

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.

Могила Яна Вермеера

О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.


Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.


Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».


Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.


Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

«Эдемский сад и грехопадение» Рубенса и Брейгеля

Альянс художников в XVII веке считался обыденной практикой, однако союз Брейгеля и Рубенса все же отличался даже в то время. Часто в паре выделялся лидер, другой же оставался в тени «мастера». Однако художники смогли не только стать близкими друзьями в жизни, но и писать равнозначные по своему вкладу творения. Живописцы прекрасно дополняли друг друга, создавая вместе мировые шедевры: энергичный Рубенс имел славу быстрого и динамичного художника, в то время, как Брейгель создавал деликатные, «бархатные» полотна. Вместе они написали более 20 картин за 25 лет совместного творчества, однако обоими был подписан лишь «Эдемский сад». Друзья даже породнились: Рубенс стал крестным отцом двух детей Брейгеля, а после смерти последнего стал их опекуном.

«Щегол» Фабрициуса Карела

Поистине знаменитой картину Карела Фабрициуса сделал роман Донны Тартт «Щегол», вышедший в 2013 году. Ранее о вкладе забытого художника «золотого века», ученика Рембрандта ван Рейна, помнили лишь искусствоведы: его путь в искусстве был ярким, но коротким. Потомкам остались лишь 10 работ, уцелевших после смерти живописца — он трагически погиб в 32 года от взрыва порохового склада, погубившего всю его мастерскую и 1/3 города. Его картина «Щегол» была признана современниками революционной: вопреки популярным в то время реализму и четкости, Фабрициус использовал растушевку и нечеткие мазки, однако птица выглядела как живая. Если верить слухам, впоследствии у него учился Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой».

Шкатулка для драгоценностей

«Дом Морица» (как дословно переводится «Маурицхейс») был построен в 1636-1641 гг. для голландского принца Иоганна Морица Нассау-Зигенского, богатейшего вельможи своего времени и управляющего владениями Голландии в Бразилии. В 1820 году нидерландское правительство приобрело здание для размещения в нем картинной галереи. Экспозиция включает свыше 800 работ голландских художников «золотого века» (XVII-XVIII вв.), за что Маурицхейс получил прозвище «шкатулка для драгоценностей».

Галерея находится в центре Гааги, по адресу: Plein, 29. В 2014 году музей открылся после капитальной реконструкции, во время которой было достроено дополнительное здание и удвоена площадь территории. Между собой здания соединены подземным переходом. Дополнительно на территории галереи работают учебные классы, библиотека, сувенирная лавка и кафе, в котором можно выпить чашку ароматного кофе и пообедать знаменитыми брабантскими колбасками.

Посетить Маурицхейс можно в любой день недели: музей открыт по понедельникам с 13:00 до 18:00, в четверг с 10:00 до 20:00, в остальные дни — с 10:00 до 18:00 (расписание работы в праздничные дни нужно уточнять отдельно по телефону +31 70 3023456).

Стоимость билетов: для групп более 15 человек — 14 евро, для взрослых — 15,5 евро, для детей до 18 лет — бесплатно.

«Молодой бык» Паулюса Поттера

Паулюс Поттер — первый голландский художник-анималист, чьи реалистичные картины с изображениями животных были признаны миром и искусством. Молодой художник в своих работах смог показать, что у животных ничуть не меньше чувств и эмоций, чем у людей. «Молодой бык» — самая известная среди 130 картин кисти живописца, чья жизнь трагически оборвалась в 28 лет из-за туберкулеза.

Увидеть эти и другие известные полотна вы можете в галерее Маурицхейс.

Отличный вариант — прийти в музей вместе с русскоговорящим искусствоведом на увлекательную экскурсию, во время которой можно будет познакомиться с шедеврами и услышать удивительные истории из жизни художников и их творений. Узнать подробности и заказать экскурсию можно по этой ссылке.

А 17 октября 2019 года в музее откроется выставка работ Николаса Маса, ученика Рембрандта, не пропустите!

Увлекательного путешествия!

Детство и юность

Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения — города Делфта. Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется — «Вид Делфта». На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.


Предполагаемый портрет Яна Вермеера

Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.

Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.


Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера

Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.

Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, — это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага. Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Подделка и скандал

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них — безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.

Картина Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе», выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Версия четвертая – служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт, но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.


«Девушка в тюрбане» Яна Вермеера

Оказывается в 17 веке, в Голландии, был популярен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть понятна. Необычность могла проявляться либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. Говоря о портрете «Девушка в тюрбане», именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хотя на самом деле тюрбан – не редкость. И виной тому ни кто иной, как Султан Сулейман, так активно покорявший Европу. Тюрбан считался экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. Возможно и Вермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. Даже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и популярны, то у Вермеера и форма, и цвет во многом отличаются от классического тюрбана.

Но и это еще не все! Ведь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. Увы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. Чего не коснись в этом портрете, все является загадкой для потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерная для того времени, и даже жемчужина в ухе. Действительно таинственный портрет « Девушка с жемчужной сережкой », пожалуй, я бы назвала его портрет-загадка.

«Девушка с жемчужиной» Яна Вермеера

«Золотой век» Голландии приходится на XVII век и, одним из ярких представителей этого времени, является художник Ян Вермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столетия. Удивительна жизнь этого известного художника… Почему я поставила многоточие? Да потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивляться. Признанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столетия, был забыт… Забыт полностью, до тех пор, пока французский критик Торе-Бюрже не извлек из забвения имя известного теперь мастера живописи. Популярность Яна Вермеера росла и достигла необычайных высот к концу девятнадцатого века, ставя его на одну ступень с Питером де Хоохом, Рембрандтом и Франсом Хальсом.

«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Казалось бы, настало время узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остается только удивляться, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. Порывшись на обширных просторах интернета, я кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами. Ни о чувствах, ни о взаимоотношениях с родными и близкими узнать так я и не смогла. У художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «Мехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы. Сухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.

Картина «Молочница»

Нет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родителям и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хотя мать, после своей смерти, все наследство завещала ему. Каковы были отношения в семье, и кто был художнику особенно дорог. Все кануло в лету и теперь можно только догадываться или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «Девушка с жемчужной сережкой». Ниже я предоставлю вам те сведения, которые смогла найти.

Художественная техника Вермеера

В своих работах Вермеер чаще всего изображал бытовые сцены, а также женщин среднего класса и их прислугу. Манера написания картин художника была совершенно уникальной. Ян Вермеер не смешивал краски, а каждый мазок наносил отдельно. Затем эти отдельные сегменты красок складывались в целостное произведение. Он писал настолько тонкими точечными мазками, что рассмотреть их можно только с помощью лупы. Через два столетия эту технику стали применять художники-пуантилисты (Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Мартен). В конце XVII века, когда состоялся аукцион его работ, на счету Вермеера была всего 21 работа. Искусствоведы в течение XIX-XX веков активно искали его произведения. В наше время насчитывается 36 или 39 полотен живописца (по разным источникам). За 20 лет творческой жизни он написал около 40 работ. Из-за медленной манеры письма у художника было мало заказов. Именно поэтому считается, что Вермеер не зарабатывал своим творчеством. Продолжение дела своего отца обеспечивало экономическое благополучие его семьи.

Ниже будут представлены описания самых значимых картин Яна Вермеера, примерные годы их создания и современное местонахождение.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.


Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.


Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.


Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.


Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Перейти на главную страницу

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру удалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с  себя.

Спящая девушка

Офицер и смеющаяся девушка

Девушка, читающая письмо у открытого окна

Маленькая улица

Молочница

Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.

Молодая женщина с кувшином воды

Кружевница

Астроном

Любовное письмо

Дама, стоящая у вёрджинела

Прерванный урок музыки

Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса. Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft. До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.

Хозяйка и служанка

Дама с бокалом вина

Сводница

Концерт

Женщина, держащая весы

Диана с нимфами

Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.

Святая Пракседа

Урок музыки

Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.

А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпке

Гитаристка

Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушке по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.

Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.

Гений, затерявшийся среди гениев

Сегодня Ян Вермеер Делфтский наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из наиболее почитаемых нидерландских художников. Однако при жизни он находился в тени других мастеров. За свою короткую жизнь (он скончался в 43 года) Вермеер успел написать, предположительно, 45 картин, из которых чуть более 30 известны сегодня. Более 200 лет он оставался вне интереса коллекционеров, арт-дилеров и художников, а его полотна приписывали другим живописцам. Лишь в 1860-х Вермеера заново открыл Густав Вааген.

Наши знания о жизни Вермеера крайне скупы. Дата его рождения неизвестна, традиционно отсчёт его земных лет начинается с крещения — 31 октября 1632 года. Отец Вермеера был ткачом, который примерно к 1630 году переквалифицировался в продавца произведений искусства. Вероятно, наблюдение за его работой помогло Вермееру развить художественный вкус. Однако арт-бизнес шёл не очень хорошо: после смерти отца в 1652 году семья была вынуждена отказаться от наследства — так непомерны были долги.

Неизвестно, у кого Вермеер учился живописи. Исследователи отмечают, что он был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом, а потому мог учиться у одного из них. Влияние на живописца мог оказать и Карел Фабрициус, последователь и ученик Рембрандта. Как бы то ни было, в 1653 году Вермеер вступил в гильдию художников в Делфте, где поддерживал контакты с другими мастерами, в частности с Питером де Хохом и Франсом ван Миерисом.

Его ранние картины написаны под влиянием утрехтских караваджистов. В поздних же работах Вермеер идеализировал домашний мир, занятый преимущественно женщинами, чьи позы, поведение и в некоторых случаях выражение лица предполагают внимательное изучение и сочувствие. Его композиции в основном вымышленные. На полотнах мы видим чаще всего одну или две фигуры (преимущественно женские) в скрупулёзно выписанном интерьере, они занимаются чем-то повседневным, рутинным: разливают молоко, открывают письма, спят, музицируют, общаются с гостями и слугами.

Так, например, на картине «Молочница» (самой известной и коммерчески успешной при жизни художника) девушка сконцентрирована на своей работе. Всё на этом полотне, кроме бегущего молока, находится в состоянии абсолютного покоя. Вермеер изображает женщину подобной статуе, тем самым возвышая комнату до своего рода храма. Предваряя пуантилистов, художник с помощью сотен точек передаёт игру света.

В 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Ради этого брака художнику пришлось отказаться от идей кальвинизма и принять католичество. По всей видимости, на смене конфессии настояла мать невесты Мария Тинс, женщина богатая и богобоязненная.

Его постоянными заказчиками была небольшая группа коллекционеров в Делфте, в частности пекарь Хендрик ван Буйтен, хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус и Питер ван Рейвен. При этом остаётся тайной, писал ли он под конкретные заказы или меценаты покупали готовые произведения. Хотя имя художника было известно за пределами его родного Делфта, в том числе в Гааге, Антверпене и Амстердаме, слава его несравнима с другими художниками, которые писали сотни полотен и широко распродавали их. Вермеер же писал по два полотна в год. Вероятно, за них неплохо платили, иначе как бы художнику удалось прокормить своих 11 детей. По другой версии, живопись не была основным источником дохода.

В 1672 году Нидерланды вступили в войну в Францией, арт-рынок замер. Финансовое положение Вермеера заметно ухудшилось. Чтобы выручить хоть что-то, приходилось продавать картины за бесценок. Художник скончался в декабре 1675 года, оставив жену с 11 детьми на руках.

Замысловатая одежда

Добавляет путаницы и одежда девушки на портрете. Известно, что Вермеер очень тщательно подбирал материал для работы и старался добиться в портретах реалистичности. Мне кажется, что картины Вермеера в сравнении с живописью того времени вообще выделяются почти фотографической реалистичностью.

Чтобы добиться нужного цвета, художник заказывал очень дорогую краску даже тогда, когда был стеснен в средствах. Он мог долго подбирать реквизит, пробовать разные холсты. На портрете девушка изображена в экзотической одежде. В XVII в. восточный тюрбан и халат не были редкостью в Европе. Но Вермеер изобразил тюрбан необычной формы, который тогда не носили.

Не совсем понятна и одежда девушки. Рубашка это, платье или халат? Художник как будто намерено скрыл это. Кроме того, одежда нарисована размыто, тогда как лицо изображено очень четко. Портрет – будто игра воображения, фантазия автора, которую он передает зрителю.

За четыре века «Девушка с жемчужной сережкой» так и не раскрыла своих тайн. Исследователи, конечно, не оставляют попыток дать ответ на все загадки Вермеера. Но мне кажется, что главная ценность картины заключается именно в этой игре воображения и реальности.

Статья написана для дзен-канала

Дочь Вермеера или собирательный образ женского идеала?

Я думаю, в первую очередь искусствоведы, когда берутся за изучение портрета, пытаются установить личность изображенного на картине человека. Вермеер не оставил никаких сведений о том, кто позировал ему.

Возможно, это была дочь художника. Некоторые исследователи склоняются к этой версии. Однако есть одна нестыковка – на момент написания портрета дочери Вермеера было не больше 12 лет. На холсте же мы видим молодую женщину. Вряд ли мастер пошел по сложному пути и «накинул» портрету лишних годов. В этом случае он нашел бы более подходящую натурщицу.

Еще одна догадка – супруга, которая позировала Вермееру для нескольких полотен. Но опят нестыковка в возрасте. Девушка с серьгой слишком молода для жены художника.

Распространенная версия, растиражированная благодаря одноименному роману и фильму (да-да, по картинам великих художников пишут книги и снимают кино), – натурщицей была служанка или любовница мастера. Возможно, служанка и любовница – одно лицо. Однако исследователи опровергают эту догадку. Во-первых, Вермеер, скорее всего, был верен супруге, т.к. в семье родилось 15 детей. Во-вторых, сословное деление в то время жестко регламентировало положение слуг и господ. Вряд ли простая девушка могла оказаться так близко к хозяину.

Долгое время считалось, что портрет Вермеера – это изображение не реального человека, а идеала женской красоты. У портрета простой черный фон, тогда как на других полотнах Вермеер всегда изображал людей на фоне стен или драпировок. А также у девушки нет ресниц и бровей.

Однако современные исследования картины под микроскопом и при помощи рентгеновских лучей доказывают, что ресницы и брови у девушки были, но краска со временем стерлась. Вместо черного фона художник изобразил зеленую полупрозрачную ткань (были обнаружены синие и желтые пигменты) поверх темной краски, но с годами цвет верхнего слоя потерял насыщенность.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий

Ян вермеер. в чем уникальность художника

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.

Могила Яна Вермеера

О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.


Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.


Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.


Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».


Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.


Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

«Эдемский сад и грехопадение» Рубенса и Брейгеля

Альянс художников в XVII веке считался обыденной практикой, однако союз Брейгеля и Рубенса все же отличался даже в то время. Часто в паре выделялся лидер, другой же оставался в тени «мастера». Однако художники смогли не только стать близкими друзьями в жизни, но и писать равнозначные по своему вкладу творения. Живописцы прекрасно дополняли друг друга, создавая вместе мировые шедевры: энергичный Рубенс имел славу быстрого и динамичного художника, в то время, как Брейгель создавал деликатные, «бархатные» полотна. Вместе они написали более 20 картин за 25 лет совместного творчества, однако обоими был подписан лишь «Эдемский сад». Друзья даже породнились: Рубенс стал крестным отцом двух детей Брейгеля, а после смерти последнего стал их опекуном.

«Щегол» Фабрициуса Карела

Поистине знаменитой картину Карела Фабрициуса сделал роман Донны Тартт «Щегол», вышедший в 2013 году. Ранее о вкладе забытого художника «золотого века», ученика Рембрандта ван Рейна, помнили лишь искусствоведы: его путь в искусстве был ярким, но коротким. Потомкам остались лишь 10 работ, уцелевших после смерти живописца — он трагически погиб в 32 года от взрыва порохового склада, погубившего всю его мастерскую и 1/3 города. Его картина «Щегол» была признана современниками революционной: вопреки популярным в то время реализму и четкости, Фабрициус использовал растушевку и нечеткие мазки, однако птица выглядела как живая. Если верить слухам, впоследствии у него учился Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой».

Шкатулка для драгоценностей

«Дом Морица» (как дословно переводится «Маурицхейс») был построен в 1636-1641 гг. для голландского принца Иоганна Морица Нассау-Зигенского, богатейшего вельможи своего времени и управляющего владениями Голландии в Бразилии. В 1820 году нидерландское правительство приобрело здание для размещения в нем картинной галереи. Экспозиция включает свыше 800 работ голландских художников «золотого века» (XVII-XVIII вв.), за что Маурицхейс получил прозвище «шкатулка для драгоценностей».

Галерея находится в центре Гааги, по адресу: Plein, 29. В 2014 году музей открылся после капитальной реконструкции, во время которой было достроено дополнительное здание и удвоена площадь территории. Между собой здания соединены подземным переходом. Дополнительно на территории галереи работают учебные классы, библиотека, сувенирная лавка и кафе, в котором можно выпить чашку ароматного кофе и пообедать знаменитыми брабантскими колбасками.

Посетить Маурицхейс можно в любой день недели: музей открыт по понедельникам с 13:00 до 18:00, в четверг с 10:00 до 20:00, в остальные дни — с 10:00 до 18:00 (расписание работы в праздничные дни нужно уточнять отдельно по телефону +31 70 3023456).

Стоимость билетов: для групп более 15 человек — 14 евро, для взрослых — 15,5 евро, для детей до 18 лет — бесплатно.

«Молодой бык» Паулюса Поттера

Паулюс Поттер — первый голландский художник-анималист, чьи реалистичные картины с изображениями животных были признаны миром и искусством. Молодой художник в своих работах смог показать, что у животных ничуть не меньше чувств и эмоций, чем у людей. «Молодой бык» — самая известная среди 130 картин кисти живописца, чья жизнь трагически оборвалась в 28 лет из-за туберкулеза.

Увидеть эти и другие известные полотна вы можете в галерее Маурицхейс.

Отличный вариант — прийти в музей вместе с русскоговорящим искусствоведом на увлекательную экскурсию, во время которой можно будет познакомиться с шедеврами и услышать удивительные истории из жизни художников и их творений. Узнать подробности и заказать экскурсию можно по этой ссылке.

А 17 октября 2019 года в музее откроется выставка работ Николаса Маса, ученика Рембрандта, не пропустите!

Увлекательного путешествия!

Детство и юность

Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения — города Делфта. Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется — «Вид Делфта». На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.


Предполагаемый портрет Яна Вермеера

Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.

Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.


Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера

Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.

Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, — это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.

Девушка с жемчужной серёжкой


Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага. Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».

Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.


Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Подделка и скандал

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них — безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.

Картина Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе», выдававшаяся за работу Яна Вермеера.

Версия четвертая – служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт, но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.


«Девушка в тюрбане» Яна Вермеера

Оказывается в 17 веке, в Голландии, был популярен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть понятна. Необычность могла проявляться либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. Говоря о портрете «Девушка в тюрбане», именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хотя на самом деле тюрбан – не редкость. И виной тому ни кто иной, как Султан Сулейман, так активно покорявший Европу. Тюрбан считался экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. Возможно и Вермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. Даже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и популярны, то у Вермеера и форма, и цвет во многом отличаются от классического тюрбана.

Но и это еще не все! Ведь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. Увы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. Чего не коснись в этом портрете, все является загадкой для потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерная для того времени, и даже жемчужина в ухе. Действительно таинственный портрет « Девушка с жемчужной сережкой », пожалуй, я бы назвала его портрет-загадка.

«Девушка с жемчужиной» Яна Вермеера

«Золотой век» Голландии приходится на XVII век и, одним из ярких представителей этого времени, является художник Ян Вермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столетия. Удивительна жизнь этого известного художника… Почему я поставила многоточие? Да потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивляться. Признанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столетия, был забыт… Забыт полностью, до тех пор, пока французский критик Торе-Бюрже не извлек из забвения имя известного теперь мастера живописи. Популярность Яна Вермеера росла и достигла необычайных высот к концу девятнадцатого века, ставя его на одну ступень с Питером де Хоохом, Рембрандтом и Франсом Хальсом.

«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Казалось бы, настало время узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остается только удивляться, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. Порывшись на обширных просторах интернета, я кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами. Ни о чувствах, ни о взаимоотношениях с родными и близкими узнать так я и не смогла. У художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «Мехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы. Сухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.

Картина «Молочница»

Нет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родителям и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хотя мать, после своей смерти, все наследство завещала ему. Каковы были отношения в семье, и кто был художнику особенно дорог. Все кануло в лету и теперь можно только догадываться или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «Девушка с жемчужной сережкой». Ниже я предоставлю вам те сведения, которые смогла найти.

Художественная техника Вермеера

В своих работах Вермеер чаще всего изображал бытовые сцены, а также женщин среднего класса и их прислугу. Манера написания картин художника была совершенно уникальной. Ян Вермеер не смешивал краски, а каждый мазок наносил отдельно. Затем эти отдельные сегменты красок складывались в целостное произведение. Он писал настолько тонкими точечными мазками, что рассмотреть их можно только с помощью лупы. Через два столетия эту технику стали применять художники-пуантилисты (Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Мартен). В конце XVII века, когда состоялся аукцион его работ, на счету Вермеера была всего 21 работа. Искусствоведы в течение XIX-XX веков активно искали его произведения. В наше время насчитывается 36 или 39 полотен живописца (по разным источникам). За 20 лет творческой жизни он написал около 40 работ. Из-за медленной манеры письма у художника было мало заказов. Именно поэтому считается, что Вермеер не зарабатывал своим творчеством. Продолжение дела своего отца обеспечивало экономическое благополучие его семьи.

Ниже будут представлены описания самых значимых картин Яна Вермеера, примерные годы их создания и современное местонахождение.

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.


Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.


Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.


Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.


Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Перейти на главную страницу

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру удалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с  себя.

Спящая девушка

Офицер и смеющаяся девушка

Девушка, читающая письмо у открытого окна

Маленькая улица

Молочница

Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.

Молодая женщина с кувшином воды

Кружевница

Астроном

Любовное письмо

Дама, стоящая у вёрджинела

Прерванный урок музыки

Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса. Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft. До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.

Хозяйка и служанка

Дама с бокалом вина

Сводница

Концерт

Женщина, держащая весы

Диана с нимфами

Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.

Святая Пракседа

Урок музыки

Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.

А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпке

Гитаристка

Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушке по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.

Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.

Гений, затерявшийся среди гениев

Сегодня Ян Вермеер Делфтский наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из наиболее почитаемых нидерландских художников. Однако при жизни он находился в тени других мастеров. За свою короткую жизнь (он скончался в 43 года) Вермеер успел написать, предположительно, 45 картин, из которых чуть более 30 известны сегодня. Более 200 лет он оставался вне интереса коллекционеров, арт-дилеров и художников, а его полотна приписывали другим живописцам. Лишь в 1860-х Вермеера заново открыл Густав Вааген.

Наши знания о жизни Вермеера крайне скупы. Дата его рождения неизвестна, традиционно отсчёт его земных лет начинается с крещения — 31 октября 1632 года. Отец Вермеера был ткачом, который примерно к 1630 году переквалифицировался в продавца произведений искусства. Вероятно, наблюдение за его работой помогло Вермееру развить художественный вкус. Однако арт-бизнес шёл не очень хорошо: после смерти отца в 1652 году семья была вынуждена отказаться от наследства — так непомерны были долги.

Неизвестно, у кого Вермеер учился живописи. Исследователи отмечают, что он был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом, а потому мог учиться у одного из них. Влияние на живописца мог оказать и Карел Фабрициус, последователь и ученик Рембрандта. Как бы то ни было, в 1653 году Вермеер вступил в гильдию художников в Делфте, где поддерживал контакты с другими мастерами, в частности с Питером де Хохом и Франсом ван Миерисом.

Его ранние картины написаны под влиянием утрехтских караваджистов. В поздних же работах Вермеер идеализировал домашний мир, занятый преимущественно женщинами, чьи позы, поведение и в некоторых случаях выражение лица предполагают внимательное изучение и сочувствие. Его композиции в основном вымышленные. На полотнах мы видим чаще всего одну или две фигуры (преимущественно женские) в скрупулёзно выписанном интерьере, они занимаются чем-то повседневным, рутинным: разливают молоко, открывают письма, спят, музицируют, общаются с гостями и слугами.

Так, например, на картине «Молочница» (самой известной и коммерчески успешной при жизни художника) девушка сконцентрирована на своей работе. Всё на этом полотне, кроме бегущего молока, находится в состоянии абсолютного покоя. Вермеер изображает женщину подобной статуе, тем самым возвышая комнату до своего рода храма. Предваряя пуантилистов, художник с помощью сотен точек передаёт игру света.

В 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Ради этого брака художнику пришлось отказаться от идей кальвинизма и принять католичество. По всей видимости, на смене конфессии настояла мать невесты Мария Тинс, женщина богатая и богобоязненная.

Его постоянными заказчиками была небольшая группа коллекционеров в Делфте, в частности пекарь Хендрик ван Буйтен, хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус и Питер ван Рейвен. При этом остаётся тайной, писал ли он под конкретные заказы или меценаты покупали готовые произведения. Хотя имя художника было известно за пределами его родного Делфта, в том числе в Гааге, Антверпене и Амстердаме, слава его несравнима с другими художниками, которые писали сотни полотен и широко распродавали их. Вермеер же писал по два полотна в год. Вероятно, за них неплохо платили, иначе как бы художнику удалось прокормить своих 11 детей. По другой версии, живопись не была основным источником дохода.

В 1672 году Нидерланды вступили в войну в Францией, арт-рынок замер. Финансовое положение Вермеера заметно ухудшилось. Чтобы выручить хоть что-то, приходилось продавать картины за бесценок. Художник скончался в декабре 1675 года, оставив жену с 11 детьми на руках.

Замысловатая одежда

Добавляет путаницы и одежда девушки на портрете. Известно, что Вермеер очень тщательно подбирал материал для работы и старался добиться в портретах реалистичности. Мне кажется, что картины Вермеера в сравнении с живописью того времени вообще выделяются почти фотографической реалистичностью.

Чтобы добиться нужного цвета, художник заказывал очень дорогую краску даже тогда, когда был стеснен в средствах. Он мог долго подбирать реквизит, пробовать разные холсты. На портрете девушка изображена в экзотической одежде. В XVII в. восточный тюрбан и халат не были редкостью в Европе. Но Вермеер изобразил тюрбан необычной формы, который тогда не носили.

Не совсем понятна и одежда девушки. Рубашка это, платье или халат? Художник как будто намерено скрыл это. Кроме того, одежда нарисована размыто, тогда как лицо изображено очень четко. Портрет – будто игра воображения, фантазия автора, которую он передает зрителю.

За четыре века «Девушка с жемчужной сережкой» так и не раскрыла своих тайн. Исследователи, конечно, не оставляют попыток дать ответ на все загадки Вермеера. Но мне кажется, что главная ценность картины заключается именно в этой игре воображения и реальности.

Статья написана для дзен-канала

Дочь Вермеера или собирательный образ женского идеала?

Я думаю, в первую очередь искусствоведы, когда берутся за изучение портрета, пытаются установить личность изображенного на картине человека. Вермеер не оставил никаких сведений о том, кто позировал ему.

Возможно, это была дочь художника. Некоторые исследователи склоняются к этой версии. Однако есть одна нестыковка – на момент написания портрета дочери Вермеера было не больше 12 лет. На холсте же мы видим молодую женщину. Вряд ли мастер пошел по сложному пути и «накинул» портрету лишних годов. В этом случае он нашел бы более подходящую натурщицу.

Еще одна догадка – супруга, которая позировала Вермееру для нескольких полотен. Но опят нестыковка в возрасте. Девушка с серьгой слишком молода для жены художника.

Распространенная версия, растиражированная благодаря одноименному роману и фильму (да-да, по картинам великих художников пишут книги и снимают кино), – натурщицей была служанка или любовница мастера. Возможно, служанка и любовница – одно лицо. Однако исследователи опровергают эту догадку. Во-первых, Вермеер, скорее всего, был верен супруге, т.к. в семье родилось 15 детей. Во-вторых, сословное деление в то время жестко регламентировало положение слуг и господ. Вряд ли простая девушка могла оказаться так близко к хозяину.

Долгое время считалось, что портрет Вермеера – это изображение не реального человека, а идеала женской красоты. У портрета простой черный фон, тогда как на других полотнах Вермеер всегда изображал людей на фоне стен или драпировок. А также у девушки нет ресниц и бровей.

Однако современные исследования картины под микроскопом и при помощи рентгеновских лучей доказывают, что ресницы и брови у девушки были, но краска со временем стерлась. Вместо черного фона художник изобразил зеленую полупрозрачную ткань (были обнаружены синие и желтые пигменты) поверх темной краски, но с годами цвет верхнего слоя потерял насыщенность.

Оцените статью
SHUMOR
Добавить комментарий